Скрыть
тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 9-10 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле Живущему во веки веков; тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом

И когда это произошло, Иоанн говорит, что пали все старшие годами и поклонились Господу. Когда животные воздают славу и честь, – то есть поскольку Евангелие - а именно дело и учение Господа - исполнило прежде провозглашенное через пророков Слово, то они заслуженно и должным образом возликовали, зная, что правильно служили Слову Господню. И наконец, поскольку пришел Тот, Кто победил смерть и единственный достоин обрести венец бессмертия, все - сколько бы ни имели венцов как украшение их лучшего деяния - полагают их к ногам Его. То есть из-за превосходящей победы Христа все остальные победы [полагаются] к ногам Его. Это же показывает Христос и в Евангелии: когда уже в последние дни [Своей земной жизни] Господь наш пришел в Иерусалим на страдания и навстречу Ему вышел народ, то одни, отрезая пальмовые ветви, устилали дорогу, другие же подкладывали свою одежду. Итак, тут, очевидно, показаны два [вида] людей, один из которых – отцы и пророки, великие мужи, которые какие бы пальмовые ветви своих побед над грехами они не имели, бросают их под ноги Христа. А пальмовые ветви суть знаки [победы], потому что не даются никому, разве что победителям.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 9-10 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле Живущему во веки веков; тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков

Падоша двадесять и четыри старцы. Сими словами означается, что упомянутые нами старцы суть общники песнопения небесных сил, исповедующие, что силы для победы над духовными врагами получили от Бога.

Примасий, еп. (†560)

Ст. 9-10 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле Живущему во веки веков; тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом

Когда услышат хвалу от зверей возглашающих, то есть от евангелистов, возвещающих и прославляющих распространение Христовой проповеди, двадцать четыре старейшины, то есть вся Церковь, которая состоит из начальствующих и народа, немедленно, пав на лице свое, станут молить Живущего во веки веков.

Полагая венцы свои перед престолом - то есть они приписывают Богу все добродетели и все величие, которое имеет каждый. Ибо все завоеванные блага по праву принадлежат Тому, Кто помог победившему. Это деяние изображено еще ранее, в Евангелии, когда народ, встречая Господа, расстилал одежды свои на дороге и, беря пальмовые ветви, шел навстречу Ему, и говорил: Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израиля (Мф 21:9; 23:39).

Комментарий на Откровение

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9-11: И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

Так и в небесном мире сливаются славословия различных разумных существ – ангельских горних ликов со святыми из людей, угодившими Богу и прославленными Им. Здесь, как мы и говорили, дается высший прототип для той особенности нашего православнохристианского богослужения, в коей так торжественно и проникновенно выражается это же самое молитвенное единение Церквей земной и небесной, и именно в главнейшей службе – литургии, да и в ней – в важнейшие моменты литургии верных.

И тот же видим мы здесь и характер, который сохраняется так заметно в священных возгласах земных предстоятелей в нашем богослужении, – характер умиленного прославления Господа и благодарения.

Таким образом, по внутренней сущности славословий как животных, так и старцев мы видим в них большое соответствие и сходство. Но есть и различие, в котором обращают внимание главным образом на форму направления песни тех и других. В то время как животными-ангелами славословие возглашается в третьем лице, как исходящее от Престола и приглашающее к восхвалению других, двадцать четыре старца обращаются к Сидящему на Престоле во втором лице (Ты), как бы отвечая тем на горние призывы и в то же время свидетельствуя сим, что они в свободнодеятельном развитии человеческом постигли опытом, что всякое истинное бытие и все ценное в мире – только Божие творение, от Него исходит и Им содержится.

Итак, по основному смыслу своему, вся 4-я глава Апокалипсиса посвящена осознанию творческо-промыслительной деятельности Божией как живого проявления Личного, но вечного Бога славы над творением и в творении... Около Его Престола постоянный гром и молнии, постоянная работа, постоянная жизнь. Он управляет вселенной не как мертвый Аллах, который нисколько не заботится о мире, а как Господь, пред Коим и от Коего сияют семь светильников, семь исходищ огненных, всепросвещающих и всесогревающих лучей, идущих от Солнца Любви во весь сотворенный Им мир. Он надзирает и управляет миром, господствует над ним и заключает в Себе Самом все духовные блага. Между Ним и творением, и особенно между Ним и воинствующею Церковью, существует постоянная, непрерывная связь, выражающаяся в том, что «Церковь имеет пред Богом постоянных молитвенников и заступников за себя» на небе, «которые, олицетворяя собою все человечество, возносят» вместе с ангелами «от лица всего человечества постоянные молитвы Всевышнему. В то же время они славословят Всевышнего за Его совершенства вообще и за Его творческую и промыслительную деятельность в особенности. Таковы существенные черты содержания 4-й главы Апокалипсиса» (Жданов).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено.

  „Двадцать четыре старца падают“. Сими словами означается, что упомянутые нами старцы суть общники песнопения небесных сил, исповедающие, что силы для победы над духовными врагами получили от Бога. Поелику Ты, Владыка, говорят они, был виновник и податель славной победы, то Тебе же и должно бьггь воссылаемо благодарение от всех тварей» (св. Андрей, гл.10).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible