Скрыть
Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 12, 14 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца

Итак, и на основаниях, и на воротах написаны имена отцов и апостолов: о двадцати четырех старцах мы уже рассуждали (См. (Откр. 4:4), те же, кто будут править в этом царстве – они сами будут судить мир (1Кор. 6:2).

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца

Основание стены - блаженные Апостолы, на которых утверждена Церковь Христова, имена сих написаны на них как бы на вывесках, для научения читающих.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца

Словом основания могут обозначаться и патриархи, которые в себе, образно говоря, содержат апостолов. Этот город основан через патриархов, хотя через апостолов, словно через ворота, он стал шире открыт для готовых уверовать язычников. Следует отметить также, что, когда слово основания употребляется во множественном числе, оно говорит об учителях или о добродетелях Церкви; когда же в единственном - то о Господе, Который есть основание оснований.

Изложение Откровения

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Научение Церкви

 

Сектанты говорят: Мы признаем писаниями только то, что написано 12 Апостолами, видевшими непосредственно Господа.

Православный ответ: Значит вы отвергаете св. Марка и Луку, о которых не сказано в Писании что они видели Господа, да и ап. Павел не из двенадцати. И если признавать, что Церковь только на 12 Апостолах (Откр.21:14), тогда сектантам нужно ап. Павла исключить, как тринадцатого. И кроме того, от большинства из 12 Апостолов у сектантов ничего нет, так как большинство их не оставили никаких писаний, например, апостол Андрей, апостол Фома, апостол Нафанаил и другие. Их деяния и учение сохранены только в Священном Предании Церкви Православной.

Оружие правды

Примасий, еп. (†560)

Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца

Сказав прежде о патриархах, Иоанн теперь упоминает апостолов. Хотя мы знаем, что Церковь имеет только одно основание, то есть Христа, неудивительно, что здесь сказано о двенадцати. Во Христе апостолы сподобились стать основаниями Церкви. И апостол сказал: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1Кор 3:11). Во Христе апостолы также названы светом: Вы -свет мира (Мф 5:14), хотя Христос один есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин 1:9). Следовательно, Христос есть свет, который просвещает, в то время как апостолы есть свет, который происходит от Света.

Священное Писание часто предлагает много сходных выражений <…> Итак, нам следует признать, что двенадцать оснований - это двенадцать апостолов, названные в едином основании Иисусе Христе <…> Основания - это апостолы, но в одном основании - Иисусе. Иисус и один, без апостолов, справедливо называется основанием, апостолы же без Христа никоим образом не именуются основаниями Церкви.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца

Сказано: стена города имеет двенадцать оснований. Ибо Христос, которого Иоанн подразумевает под стеной, имеет опору в возвещении апостолов, и среди них Он помещен как камень краеугольный, драгоценный, согласно написанному. А на них, то есть на основаниях, имена двенадцати апостолов Агнца, Он ясно раскрывает этот образ, разъясняя, что апостолы - ворота и основания святого города Церкви.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-23 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец

Употребление двойного названия «жена» и «невеста», по-видимому, несовместимого, указывается на характер высшей духовности того союза, который будет соединять Господа Бога и прославленное блаженное общество святых. - Замечание 10 ст., что вознесение совершилось в духе, дает понять, что во внешнем положении тайнозрителя не прошло никакой перемены. Хотя ему было обещано показать невесту, но показывается Иерусалим не почему другому, а именно потому, что в этом городе живет невеста: по городу можно и нужно судить о его обитателях. Самая первая черта города есть слава Божья, светило для него особое, самосветящееся. Это Сам Господь Бог. Город изображается вполне благоустроенным: с высокими стенами и многочисленными воротами, вместо обыкновенных защитников, с Ангелами. Имена 12 колен суть имена колен духовного Израиля, избранного народа Божия, образовавшегося из всех народов; а имена апостолов означают то, что апостолы Иисуса Христа, если их проповедь послужила основанием для совершенства духовного Израиля. Для большей наглядности и очевидности обширности нового Иерусалима тайнозрителем сообщается в тысячах стадий занимаемое им пространство. Орудием измерения служит трость, которую имел в своей руке говоривший с Иоанном Ангел. Форма города - четыреугольный квадрат - есть указание на совершенство, устойчивость и постоянство. По обширности города мы должны судить о многочисленности его обитателей, а по планосоразмерности его устройства - о правильности, спокойствии и упорядоченности их жизни. От измерения города с 18 ст. Иоанн переходит к материалу, из которого построен город, и к изображению его необыкновенного великолепия. Так как новый Иерусалим будет действительно новым местом действительного присутствия Божия, то для него не будет нужды и в особенном храме. Прославленные праведники будут в таком тесном общении и единении с Богом, что о них можно будет сказать, что они всегда пребывают в Боге и Агнце, Иисусе Христе. Светить для Иерусалима будет не тварный свет, но свет Бож. славы - Сам Бог, Который и есть Свет и Податель света.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9-14: И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию; Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Описываемое здесь созерцаемое в духе, с величественно­возвышенной горы, видение Иоанна представляет собой вид как того же Нового Иерусалима, так и вообще Христовой Церкви, являемых здесь под образом не только города, но и крепости, охваченной со всех сторон высокими стенами. Стены эти имеют в себе двенадцать ворот, по ясному соответствию двенадцати апостолам, проповедью своею насадившим на земле Церковь, причем ворота эти обращены на все четыре стороны горизонта – несомненно, в знак того, что доступ в Церковь был свободен для всех, открыт был для всех четырех сторон земного мира. Двенадцать ангелов на воротах св. Андрей определяет как «содействующих апостолам, начальственных и более близких к Богу по приближению в ведении и святости». «Ибо, – добавляет он, – если мы веруем, что за каждым из верных следует Ангел Хранитель, тем с большей уверенностью должно предполагать, что основателям Церкви и сеятелям евангельского учения споспешествуют в евангельской проповеди первейшие из ангелов. Имена колен духовного Израиля написаны на апостольских входах так, как и имена чувственного были написаны на нарамнике древнего по времени архиерея. Ибо настоящее писание чрез имена сии свидетельствует об апостольском попечении о верных, как сказал о себе и апостол, что он печется о всех церквах и что сердце его расширено и вмещает всех, кого он породил благовествованием (см.: 2Кор.6:11–12; 1Кор.4:15)».

Стих 14: основания стены – «блаженные апостолы, на которых утверждена Церковь Христова, имена сих написаны на них, как бы на вывесках, для научения читающих». Нельзя не оттенить здесь, что, по ясному смыслу этого места, у Церкви, в этом богоустановленном и словом Божиим отмечаемом устройстве ее, иных оснований из людской среды нет, кроме этих двенадцати апостолов, из коих все одинаково камни этого, из людей созидаемого, фундамента, восходящего над краеугольном камнем Христом, как Иоанн и Андрей, так и Петр и Иаков (и вопреки заблуждениям католиков, Петр – в той же мере, как и другие апостолы).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

  Невеста Агнца, или Св. Церковь, предстала перед духовным взором св. Тайновидца в виде прекрасного великого города, сходящего с неба Иерусалима. Вся остальная часть главы посвящена подробному описанию этого дивного города. Блистая драгоценными камнями, этот город имел 12 ворот с именами 12 колен Израилевых и 12 оснований с именами 12 Апостолов. Характерной черной города указывается то, что «светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» – «Светило Церкви, – говорит св. Андрей, – есть Христос, называемый „ясписом“, как всегда растущий, цветущий, жизнеподательный и чистый» (гл. 67). Высокая стена окружает город в знак того, что не может войти туда ни один недостойный; сил же мысль выражается тем, что на 12 воротах его содержат стражу Ангелы Божии. Ворота носят имена 12 колен Израилевых, ибо как на земле сии колена составляли общество избранных людей Божиих, так их же имена усвояются и избранникам небесным – новому Израилю. На 12 стенных основаниях написаны имена 12 Апостолов Агнца, конечно, в знак того, что Апостолы суть основания, на которых утверждена Церковь, как основатели веры христианской у всех народов земли. Здесь нельзя не видеть опровержения ложного догмата латинян, будто Церковь Христова основана на одном Апостоле Петре,

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible