Скрыть
И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 10, 23 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец

Таким образом, в Царстве при первом воскресении явится святой город, который низойдет с неба, четвероугольный, украшенный камнями, различными по ценности, цвету и виду. Город подобен чистому золоту - то есть яркому. Улица же его, говорит, вымощена стеклом. Река жизни течет посреди его и ключи вод жизни. Древо жизни по обе стороны реки, каждый месяц дающее различные плоды. Света солнца там нет по причине избытка славы [Бога]. Ибо Агнец, говорит, то есть Бог, есть свет его (Ср. Откр. 21:2, 18, 21; 22:1–2).

Врата его из цельных жемчужин, по три с каждой стороны, не заперты, но открыты (Откр. 21:21, 13, 25). Но “город” понимается здесь не так, как мы привыкли. Ведь мы, не имея руководителя, не можем помыслить нечто более обширное, чем мы когда-либо слышали или видели. Однако тут “городом” называется вся область восточных провинций, обещанная патриарху Аврааму. [Писание] говорит: посмотри на небе с места, на котором ты теперь стоишь, – то есть от великой реки Евфрата до реки Египетской (Ср. Быт. 15:18), – всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему (Ср. Быт. 13:14–15). Потому Святой Дух говорит: он будет обладать от моря до моря, – то есть от Красного моря в Аравии и до северного моря в Финикии, – и даже до концов земли (Пс. 71:8), что обозначает части Великой Сирии. Итак, ясно, что все эти провинции выровняются (Ср. Ис. 40:4) и очистятся в пришествие Господа, а блеск солнца скроется, будучи превзойден блеском изливающегося свыше света, сходящего с неба словно облако.

Ибо через Исаию так свидетельствует Святой Дух: словно облако света в пылающем огне покроется всякой славой (Ис. 4:5). И в другом месте он говорит: светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Не будет уже солнце освещать тебя днем, и луна ночью; но Господь Бог твой будет тебе вечным светом (Ис. 60:1, 19). И Давид восклицает: Будет твердь на земле наверху гор, и превознесется выше Ливана плод его, и процветут от града как трава земная (Пс. 71:16). Даниил же рассказывает о камне, вырезанном без содействия рук, который разбил истукана, имеющего в себе четыре [элемента], то есть золото, серебро, медь и железо, и, наконец, глину. И когда этот камень разбил истукана в прах, он сам сделался большой горой, наполняющей всю землю (См. Дан. 2:34–35). Даниил сам толкует этот сон царю и говорит: “Ты и твой род – это золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко и сильно, как железо, которое все укрощает и вырезает всякое дерево. А в последнее время, как глина смешалась с железом, так смешаются люди и не будут единодушны и постоянны. И в те дни Господь Бог воздвигнет другое царство, которое получат святые Всемогущего Бога, и царство это не будет передано другому народу; потому что Бог сокрушит и разрушит все царства земли, а это [царство] будет стоять вечно” (Ср. Дан. 2:38–44).

Об этом царстве упоминает и Павел в послании к Коринфянам: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1Кор. 15:25). В этом царстве святые скажут: я возрадовался, о чем мы уже слышали (Ср. Откр. 19:7). В этом царстве [Господь] обрящет сохраняющих неповрежденную веру, о которых Он говорит, что они стоят на стеклянном море, держа гусли и чаши (Откр. 15:2), что означает, что, твердо стоя в своем крещении и имея исповедание в своих устах, они возрадуются здесь.

В том Царстве Он обещал рабам Своим: всякий, кто оставит отца, или мать, или братьев, или сестер ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф 19:29). В том Царстве лишившиеся имущества ради имени Господа, а также многие, убитые в разного вида злодеяниях и темницах, - ибо до прихода Господа святые пророки были побиваемы камнями, убиваемы и перепиливаемы (Ср. Евр. 11:36–37), - получат утешение свое, то есть венец и небесные богатства. В том Царстве Господь обещал, что Он воздаст за годы, которые пожирали саранча, и черви, и порча (Иоил 2:25). В нем будет соблюдаться целокупность творения, и по Божиему повелению оно изведет из себя сокрытые блага. Там святые получат вместо меди золото и вместо железа серебро и драгоценные камни (Ис 60:17). Там обратится к ним богатство моря и достоинства народов (Ис 60:5). В том царстве они будут называться священниками Господа, служителями Бога (Ис 61:6), как [сейчас] называются нечестивцами. В том царстве они будут пить вино, намажутся мазью и предадутся радости (Ср. Ис. 25:6; Пс. 67:4).

Об этом царстве вспомнил Господь, прежде чем претерпел страдания, говоря апостолам: не буду отныне пить от плода сего виноградного, пока не выпью с вами нового [вина] в будущем Царстве (Мф 26:29). Это и есть [вознаграждение] во сто крат, [то есть], в десятки тысяч раз лучшее и большее.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 10-11 И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию

А что Святый был веден духом, сие показывает, что мысль его была устремлена от земли к размышлению о небесном. - Под горой великой разумеется возвышенная и премирная жизнь Святых, которою украсится и прославится от Бога жена Агнца - горний Иерусалим.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога

По свидетельству Истины, это город, стоящий на верху горы (Мф 5:14). Также Исайя говорит: гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами (Ис 2:2). Имеется в виду высота ее праведности, о которой мы читаем: Правда Твоя, как горы Божия (Пс 35:7), или же горами называются апостолы и пророки.

Однако, превосходя всех прочих, Господь возвышается, словно гора во главе гор, и от полноты Его, как сказано, мы приняли и благодать на благодать (Ин 1:16). И хорошо говорится - с неба от Бога, ибо тогда полнее явится красота Церкви, когда через Духа, которым, по нашей вере, ее Жених зачат и рожден, она удостоится носить небесный образ. Следовательно, это сама невеста, которая есть город.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 9-10 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога

Ангел собирается показать Церковь первенцев, [имена которых] написаны на небесах, которую он и называет небесным Иерусалимом. О нем говорил Павел в Послании к Евреям: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех - Богу (Евр 12:18-23). Посредством образа собрания всех святых в одно, то есть Церкви, а также небесного Иерусалима, этот стих показывает блаженство святых и будущую их жизнь в Боге и с Богом. Как уже говорилось, он описывает ее вещественно и благолепно, возводя наш ум к духовной славе и сиянию.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-23 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец

Употребление двойного названия «жена» и «невеста», по-видимому, несовместимого, указывается на характер высшей духовности того союза, который будет соединять Господа Бога и прославленное блаженное общество святых. - Замечание 10 ст., что вознесение совершилось в духе, дает понять, что во внешнем положении тайнозрителя не прошло никакой перемены. Хотя ему было обещано показать невесту, но показывается Иерусалим не почему другому, а именно потому, что в этом городе живет невеста: по городу можно и нужно судить о его обитателях. Самая первая черта города есть слава Божья, светило для него особое, самосветящееся. Это Сам Господь Бог. Город изображается вполне благоустроенным: с высокими стенами и многочисленными воротами, вместо обыкновенных защитников, с Ангелами. Имена 12 колен суть имена колен духовного Израиля, избранного народа Божия, образовавшегося из всех народов; а имена апостолов означают то, что апостолы Иисуса Христа, если их проповедь послужила основанием для совершенства духовного Израиля. Для большей наглядности и очевидности обширности нового Иерусалима тайнозрителем сообщается в тысячах стадий занимаемое им пространство. Орудием измерения служит трость, которую имел в своей руке говоривший с Иоанном Ангел. Форма города - четыреугольный квадрат - есть указание на совершенство, устойчивость и постоянство. По обширности города мы должны судить о многочисленности его обитателей, а по планосоразмерности его устройства - о правильности, спокойствии и упорядоченности их жизни. От измерения города с 18 ст. Иоанн переходит к материалу, из которого построен город, и к изображению его необыкновенного великолепия. Так как новый Иерусалим будет действительно новым местом действительного присутствия Божия, то для него не будет нужды и в особенном храме. Прославленные праведники будут в таком тесном общении и единении с Богом, что о них можно будет сказать, что они всегда пребывают в Боге и Агнце, Иисусе Христе. Светить для Иерусалима будет не тварный свет, но свет Бож. славы - Сам Бог, Который и есть Свет и Податель света.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9-14: И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию; Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Описываемое здесь созерцаемое в духе, с величественно­возвышенной горы, видение Иоанна представляет собой вид как того же Нового Иерусалима, так и вообще Христовой Церкви, являемых здесь под образом не только города, но и крепости, охваченной со всех сторон высокими стенами. Стены эти имеют в себе двенадцать ворот, по ясному соответствию двенадцати апостолам, проповедью своею насадившим на земле Церковь, причем ворота эти обращены на все четыре стороны горизонта – несомненно, в знак того, что доступ в Церковь был свободен для всех, открыт был для всех четырех сторон земного мира. Двенадцать ангелов на воротах св. Андрей определяет как «содействующих апостолам, начальственных и более близких к Богу по приближению в ведении и святости». «Ибо, – добавляет он, – если мы веруем, что за каждым из верных следует Ангел Хранитель, тем с большей уверенностью должно предполагать, что основателям Церкви и сеятелям евангельского учения споспешествуют в евангельской проповеди первейшие из ангелов. Имена колен духовного Израиля написаны на апостольских входах так, как и имена чувственного были написаны на нарамнике древнего по времени архиерея. Ибо настоящее писание чрез имена сии свидетельствует об апостольском попечении о верных, как сказал о себе и апостол, что он печется о всех церквах и что сердце его расширено и вмещает всех, кого он породил благовествованием (см.: 2Кор.6:11–12; 1Кор.4:15)».

Стих 14: основания стены – «блаженные апостолы, на которых утверждена Церковь Христова, имена сих написаны на них, как бы на вывесках, для научения читающих». Нельзя не оттенить здесь, что, по ясному смыслу этого места, у Церкви, в этом богоустановленном и словом Божиим отмечаемом устройстве ее, иных оснований из людской среды нет, кроме этих двенадцати апостолов, из коих все одинаково камни этого, из людей созидаемого, фундамента, восходящего над краеугольном камнем Христом, как Иоанн и Андрей, так и Петр и Иаков (и вопреки заблуждениям католиков, Петр – в той же мере, как и другие апостолы).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

  Невеста Агнца, или Св. Церковь, предстала перед духовным взором св. Тайновидца в виде прекрасного великого города, сходящего с неба Иерусалима. Вся остальная часть главы посвящена подробному описанию этого дивного города. Блистая драгоценными камнями, этот город имел 12 ворот с именами 12 колен Израилевых и 12 оснований с именами 12 Апостолов. Характерной черной города указывается то, что «светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» – «Светило Церкви, – говорит св. Андрей, – есть Христос, называемый „ясписом“, как всегда растущий, цветущий, жизнеподательный и чистый» (гл. 67). Высокая стена окружает город в знак того, что не может войти туда ни один недостойный; сил же мысль выражается тем, что на 12 воротах его содержат стражу Ангелы Божии. Ворота носят имена 12 колен Израилевых, ибо как на земле сии колена составляли общество избранных людей Божиих, так их же имена усвояются и избранникам небесным – новому Израилю. На 12 стенных основаниях написаны имена 12 Апостолов Агнца, конечно, в знак того, что Апостолы суть основания, на которых утверждена Церковь, как основатели веры христианской у всех народов земли. Здесь нельзя не видеть опровержения ложного догмата латинян, будто Церковь Христова основана на одном Апостоле Петре,

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible