Скрыть
Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени

Он говорит: сошел, чтобы сохранилась аллегория: все остальные находятся на небе - то есть в Церкви, называемой тем небом, откуда низвергнутый святыми дьявол сошел в своих [поклонников] , которые из-за любви ко всему земному суть земля. Что он низвергнут с неба, Иоанн сказал не [в смысле], что дьявол возник в людях, уже образовавших небо, но что имеются такие, которые не образовали. Ведь святые не могут стать небом, если не изгнан дьявол.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 11-12 Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени

И тии победиша его кровью Агнца. - Обвиняемые, говорит, Святые и им оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа. - А что горнии силы радуются о падении его и скорбят о замыслах на возлюбивших земное, так сие очень правдоподобно, или богоподражательно. - Горе живущим на земли и на мори, т. е. живущим не на небе, но на земле. Так как из сущих на земле многие побеждают и победят врага, по близости наказания весьма ныне ярящагося на подвизающихся, то и необходимо сострадать и оплакивать мудрствующих земное и обуреваемых в море житейском.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени

Как отмечено выше, у ангелов Церковь считается небом. Подобает ангелам и людям согласно радовать­ся в Господе, поскольку считается, что люди являются соработниками ангелов, а ангелы служат во Христе человеческой природе. Далее следует: Горе вам, земля и море <…>

Иоанн показал, что как искуплен­ным доставляется радость, так погибающим - плач. Поэтому Иезекииль говорил, что он увидел свиток, на котором было написано плач, и песня, и горе. Под плачем он подра­зумевает слезы наказуемых, под песней - веселие святых. А словом горе он обозначает собственно наказание нечестивцев, которые также здесь упоминаются: горе вам земля и море и пр.

Он знает, что немного ему остается времени. Подчинившись непобедимой силе, он, исповедуя Господа, говорит: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8:29).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени

Когда это случилось, говорится: веселитесь все ангелы Божьи, потому что вы избавлены от горького союза с сатаной! Но: Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Кто-то, наверно, скажет: если сошествием сатаны будет нанесен вред земле и морю, почему он спустился? Потому что те, кто трезв и возлагает упование на Бога, не только не потерпят ущерба, но и приобретут пользу. Они будут упражняться как бы под руководством учителя гимнастики, благодаря искушениям становясь все более верными и закаляясь, как сталь. Сатана причиняет вред ленивым и вялым, которые, пожалуй, сразу, без искусителя, сами по себе стали злыми и отказались от страданий.

Когда Иоанн говорит: Горе живущим на земле и на море, он не подразумевает, что это горе множеству людей, обитающих на земле и на море. Он имеет в виду тех, кто есть земля и прах по Писанию, у кого помыслы от земли. А также неустойчивых и блуждающих и неспокойных умом. Ибо общий враг, враждуя против таких людей, порабощает слабых, добровольно покоряющихся его тирании. Зная, что немного ему остается времени. Ибо время от падения дьявола до осуждения и наказания его, в сравнении с бесконечными веками, невелико.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени

Такая перемена в отношениях людей к клеветнику диаволу наполнила радостью весь мир; и поэтому небесное славословие приглашает возрадоваться и возвеселиться небеса и живущих на них, т.е. небожителей и истинных христиан, живущих небесными, а не земными интересами. Живущим же на земле исключительно земными интересами возвещается горе. Это горе заключается в том, что диавол, изгнанный с неба, теперь будет неистовствовать с особенною силою, ибо, по знамениям времени, сообразит о краткости срока, оставшегося для его преступной деятельности.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст.10-12: И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь; они победили Его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

На эту победу над диаволом земной Церкви небесный мир, как всегда, отзывается песнью радостного сочувствия, песнью славословия Богу и Агнцу – Христу Его. Воспевая силу и Царство Божии и власть Христа, очевидно – как Совершителя этой победы, они, т. е. и ангелы, и усопшие праведники, возвещают прежде всего, что уже настало спасение, и этим указывают на всю эпоху Нового Завета, когда так близко к людям стали небеса, а диавол находится в таком униженном, поверженном на землю, состоянии. А затем они, переходя к открывшемуся завершению этого периода, радуются за выявленную уже полноту этой земной Церкви, чада которой победили, т. е. победили диавола, прежде всего кровью Искупителя – Агнца, ибо это – единственный источник победы и преодоления врага, но вместе и неразрывно с этим – и подвигом всей жизни своей, которая характеризуется здесь признаком исповедничества и самоотвержения даже до смерти. Итак, веселись, вся Небесная, торжествующая и прославленная, закончившая подвиг свой, Христова Церковь – и ангелы, и угодники Божии из рода человеческого. Иное дело – живущим на земле (как и на море: не умножится ли с грядущим размножением рода человеческого и обитание людей на водах?). Горе всем им, и вопреки Оберлену, за коим идет и прот. Орлов, не только нечестивцам, но и самим верующим, и даже больше по отношению именно к ним, – горе, потому что к вам сошел диавол (очевидно, получивший свободу на то; ср.: Откр.20:7) в сильной ярости (и конечно, ярости главным образом против тех, кто не захотел быть ему рабом в земной жизни своей), зная, что немного ему остается времени...

Остается теперь неясным и нерешенным еще один вопрос: был ли сатана на небе после своего падения? Как мы знаем, на этом сильно настаивают многие, создавая ту теорию о неузнавании его ангелами, против которой мы так категорически перед этим протестовали.

Со своей стороны, мы должны сказать, что, не допуская никоим образом, будто бы подлинный облик диавола мог быть неведомым ангелам и будто бы они могли его считать, так сказать, в лике своем, по данному вопросу мы уже отрицать столь категорично не беремся, не считаем себя вправе. Но только думаем, что и здесь, и в данный вопрос опять-таки вплетается все та же сбивчивость, все та же неправильность наших слишком земных, в данном случае – грубо пространственных, представлений. И более правильным, и надлежаще осторожным мы бы считали здесь такую формулировку этого вопроса: представал ли диавол пред Лицо Божие? Дерзал ли выступать пред Ним именно диаволом, т. е. клеветником и обвинителем людей в их грехах, его же соблазном и порождаемых, а равно и в виновности их пред бесконечной правдой Его?

И вот на этот вопрос мы, безусловно, должны дать ответ положительный: да, все это было. И об этом-то так ясно и отчетливо говорится уже и в данном отрывке Апокалипсиса, ибо сказано в нем: Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

И в этой-то своей роли, убеждены мы, диавол представал пред Богом упорно и дерзко – якобы во имя справедливости – и после своего свержения с неба. И это-то право свое утратил он, когда был побежден, побежден искупительною жертвой Христа Спасителя, побежден всеми жизненными исповедниками веры Христовой, начиная с апостолов и мучеников, не возлюбивших души своей даже до смерти.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

  В этой победе над диаволом деятельное участие принимали сами христиане, которые «победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти», каковы были св. мученики. Побежденный на двух бранях – с Михаилом Архангелом и небесными воинствами его на небе и с мучениками Христовыми на земле, – сатана сохранил еще некую видимость власти на земле, ползая по ней подобно змию. Доживая последние дни свои на земле, сатана замышляет последнюю и решительную брань с Богом и верующими христианами при помощи антихриста и пособника его лжепророка.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible