Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
Святые отцы
Прочие
- Тиконий, (†IVв.)
- Экумений (†VIв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его
Отверзся храм Божий на небе - это явление Господа нашего. Храм Божий - это Его Сын, как и Сам Он говорит: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его; и когда Иудеи говорят, что сей храм строился сорок шесть лет, евангелист говорит: Он говорил о храме тела Своего (Ин 2:19-21). Ковчег завета Его - предсказание Евангелия, прощение грехов и все, что с Ним придет, - об этом Иоанн говорит, что оно уже стало явным.
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град
Чрез отверзение неба и явление кивота указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, все сокрыты во Христе, в коем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 3. 9). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его
Храм Божий, некогда сооруженный на земле, хранил ковчег завета сокрытым за таинственной завесой; теперь же, поскольку завеса старого храма и стена разделения была разрушена кровью Господа, то в Церкви, которая есть храм Бога живого и жительство которой - на небе, ковчег Его воплощения открыт всему миру. Как манна небесная [хранилась] в чистом золоте, так и Божество - в святом теле [Церкви].
Изложение Откровения
Тиконий, (†IVв.)
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град
Когда родился Господь Христос, отверзся храм Божий на небе, то есть в Церкви. Под храмом Божиим можно подразумевать тело Христово, почему так же и говорит Господь: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19). <…> Ибо, хотя ковчег часто обозначает Церковь, здесь он пишет, что ковчег явился в храме, и, добавив ковчег Завета, он напомнил, что следует это понимать в некоем высшем смысле. А говоря на небе, он убеждает нас достичь некоей тайны, что можно понять так: храм - Церковь, ковчег Завета - таинство воплощения Христа, Который по образу этого ковчега и скрижали Завета в Себе хранил; Который, как сказано, не уничтожить [закон] пришел, но исполнить. <…> Ибо так обетовал Бог через Иеремию, что ковчег завета будет отъят из человеческого сердца (очевидно, тот [ковчег имея в виду], который был у евреев в Иерусалиме), - иными словами, что Церковь будет названа престолом Господа. Он говорит: И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет… В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим (Иер 3:16 - 17). <…>
Молнии - те совершенства, посредством которых Господь Христос придал Своим ученикам силы. Голоса и громы - проповеди, которыми, словно грозовые тучи, прогремели апостолы у народов. Землетрясение - грохот народного возмущения, который часто сулил восходящей Церкви гонения. Град, даже когда побивает плоды, сам всегда в большей степени раздробляется при ударе и при производимом опустошении себя же изничтожает. Таким же образом свирепая толпа язычников, которая подвергала преследованию веру Христову, позже на саму себя ополчившись, свела свою численность к малой или вовсе ничтожной.
Экумений (†VIв.)
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. Когда это было сказано, сокрытые блага и, кроме того, некие новые таинства явились святым. Ибо открытие ковчега завета указывает на это. Апостол показывает, что блага будущего века сокрыты от нынешних людей: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор 2:9). А что существуют некие таинства и иное знание, неведомое теперешним людям, то проясняет Господь: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф 26:29). Святые были сочтены достойными этого, из-за грешников же произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. Это и есть третье горе (Откр 11:14). Книга прикровенно с помощью понятных нам вещей повествует о будущих наказаниях нечестивцев и посланных Богом ужасах.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град
А таинственное видение открывшегося храма и стоящего в нем ковчега завета говорит о будущем совершеннейшем союзе Бога с людьми. Как (в видении) храм (святое святых), прежде недоступный, сделался доступным, и ковчег завета, прежде сокрытый и невидимый, стал видим, так точно и для праведных и совершенных людей после страшного суда станет доступно самое тесное общение с Богом, самый тесный и внутренний союз [Андрей Кесар. Раре]. Откровение этой тайны сопровождалось молниями (угроза судом), голосами и громами (указание на самый суд), землетрясением (символ перемены вещей) и великим градом (грозные последствия суда) [Hengstenberg].
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град,
Это новое таинственное видение светлым и отрадным образом завершает все то предначертание будущего, ставшего с седьмой трубою столь близким. Оно говорило о грядущем полном и совершеннейшем союзе Бога с человечеством. «Как в видении храм (Святая святых), прежде недоступный, сделался доступным и ковчег завета, прежде сокрытый и невидимый, стал видим, так точно и для праведных и совершенных людей» – для всех боящихся Бога и верующих в Него «после Страшного Суда станет доступным самое тесное общение с Богом, самый тесный и внутренний с Ним союз» (Андрей Кесарийский, Pape). «Таким образом, в явленных тайнозрителю образах ковчега завета и храма предызображалось грядущее блаженство Богообщения, вожделенное для всякого верующего – Царство Небесное, к которому последней ступенью, как бы преддверием во всечеловеческой истории, является этот сокращенный период последней трубы». Можно думать, что символизация этого блаженного Царствия в ветхозаветных образах опять-таки связывалась с тем последним обращением Израиля, каковое настало тогда. И в связи со всем этим, начиная с возглашения седьмой трубы, произошли и соответствующие грозные знамения, причем прот. Орлов, вслед за Генгстенбергом, в молниях видит угрозу судом, в голосах и громе – указание на самый суд, в землетрясении – символ перемены вещей, а в великом граде – последствия суда.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Чрез это, по толкованию святого Андрея, указывается на откровение уготованных святым благ, которые, по Апостолу, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения (гл. 33).