Скрыть
и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 5-6 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет

Ангел клятся живущим. - Бог, поелику не может ни кем высшим клятъся, клянется Самим собою (Евр. 6, 13), а Ангелы, как твари, по причине нашего неверия, уверяют в сказанном ими клятвою Создателем. - Клянется, что не будет уже времени или в будущем веке, когда и на самом деле не будет времени, измеряемого солнцем, но превосходящая счисление временное жизнь вечная, или что после шести гласов Ангела немного пройдет времени до исполнения всего предвозвещенного. Потому и продолжает.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет

О, пребожественные картины! Дай Бог мне чаще созерцать их и восторгаться ими! Человек! Не ужасаешься ли ты, помышляя, какие страшные события будут при конце мира! Смотри, вот Ангел мощный, стоящий одною ногою на море, а другою на земле, клянется Живущим во веки веков, что времен года уже не будет, следовательно, что настал уже конец для земли и для живущих на земле. Как это действует на тебя? Сколько тысяч лет все были лето, весна, осень и зима, дни и ночи – и вдруг все это изменится, чудный порядок кончится; восходов и заходов солнца, луны и звезд не будет. Ужасно! А посмотри на крепкого Ангела, сходящего с неба, как он хорош: он одет в облако, над головою светлая дуга, лицо как солнце, а ноги как огненные столпы! Где ты увидишь на земле такую картину?

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-6 И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет

В Х гл. прямое течение откровения прерывается, и Иоанн видит и описывает одно промежуточное видение. - Иоанн созерцает еще нового Ангела, изображение которого говорит о том, что он - простой вестник Бож. воли, хотя и один из высших вестников: он нисходит с неба, как бы от Бога. Этот Ангел (облечен) окружен облаком для обнаружения большей славы и величия; над его головою была радуга, которая в данном случае была преломлением лучей в облаке, окружавшем Ангела, сияющего как солнца. Лицо его было как солнце, ноги же его как столпы огненные. Эта черта от мысли о благости и милосердии Божием переводит к мысли о Бож. суде, который, ликуя благочестивых, карает нечестивых. В руке Ангела Иоанн заметил раскрытую книжку, содержание которой было, однако, еще неизвестно из прежнего, а будет открыто только в последующих явлениях. - Море и земля - это весь мир, пред которым является Ангел с раскрытою книгою как вестник наступающего страшного суда. Возглас Ангела может быть понят как сигнал к дальнейшему раскрытию явления. Этот сигнал может быть уподобен тем возгласам четырех животных, которые слышались при снятии четырех печатей. Голоса же громов были не простые громовые звуки, но были речью, которая раскрывала и сообщала что-то, что для нас осталось неизвестным. Они проговорили то, что Иоанн слышал и даже хотел записать, но голос, принадлежавший кому-либо из небожителей (едва ли Самому Богу), запретил записывать слышанное, и оно осталось навсегда неизвестным. Эти голоса громов сообразно с самым образом Ангела и сообразно с содержанием его клятвы (6-7 ст.) относятся, несомненно, к концу мира, а так как о последнем дне мира и о дне пришествия Господа людям знать не дано (Мф. 24:36), то для них должно остаться неизвестным и содержание семи громов. Как бы для большего усиления впечатления откровения истины о непреложности Божественного определения относительно предстоящего суда над миром, Ангел, стоящий на море и на земле, клянется, подняв руки к небу (Дан 12:7). Ангел клянется Живущим во веки веков и Творцом всего. Смысл указания на это Бож. свойство тот, что Господь Бог, как всемогущий Творец, может довести создания Своих рук до конечной цели их бытия. Содержание же самой клятвы есть просто указание на то, что скоро без всякого промедления наступит окончание земного времени, или на то, что близко время вечности, так как близок день суда [Андрей Кесар., Ewald, Lutardt, Suller, Kliefoth] и общемирового переворота.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О святости храма и о клятве.

Мф.23:16-22. Отсюда видно, что Господь Сам приписывает святость (близость к Божеству) перечисленным здесь предметам, здесь же Господь обличает клятву во лжи указанными предметами. Против клятвы именем Божиим Господь не восставал: Мф.26:63-64; и апостолы клялись: 2Кор.1:23; Еф.4:17; 2Тим.4:1, потому что клятва издревле существовала: Евр.6:13-17; Откр.10:5-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 5-7: И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.

Приводимая в 5-м стихе клятва ангела – и по упоминанию Живущего во веки веков, и по поднятию рук клянущегося – представляет собой буквальное повторение такой же клятвы ангела, слышанной пророком Даниилом при конце его пророческих видений и при указании, что все это относится к последним временам (см.: Дан.12:7). Но то, о чем клялся там и тут ангел, различается не только по тексту, но и по мысли. В Откровении ангел клянется, что времени уже не будет. Объясняя смысл этих слов клятвы, св. Андрей говорит: «Клянется, что не будет времени или в будущем веке, когда и на самом деле не будет времени, измеряемого солнцем, но превосходящая счисление временное жизнь вечная; или что после шести гласов ангела немного пройдет времени до исполнения всего предвозвещенного». Надежнее всего объяснять смысл выражения времени уже не будет по сопоставлению с контекстом речи. И мы видели, что перед этими словами стоит наименование Бога Живущим во веки веков. Естественнее всего, отсюда выражение времени не будет, в противоположность бесконечной вечности Божественного бытия, понимать в смысле краткосрочности нашего бытия тварного, земного. С другой стороны, непосредственно за словами времени не будет, уже и по внешнему грамматическому противоположению им, стоят слова: Но в те дни, когда возгласит, вострубит седъмый Ангел, совершится тайна Божия. Совершится, очевидно, в том смысле, что исполнится, закончится. Это также дает нам основание думать, что время отойдет, история нашего земного, человеческого существования выйдет из наличных и пока необходимых рамок его, ибо закончится тот процесс, то течение событий и порядок вещей, какие предустановлены были Всевышним для восприятия спасения родом человеческим. В этом случае история наша – это земная неделя. Шесть труб предшествовавших – дни этой недели предваряющие. Седьмая же труба, седьмого ангела, – день последний, заключительный, все завершающий и совершающий. И труба эта вот-вот готова раздаться. И тогда то, что дотоле все еще оставалось тайной Божиего мироправления, откроется и в полноте осуществится – так, как и предсказывали рабы Божии, пророки Его.

Таким образом, «тайна Божия есть не что иное, как определение Божие о домостроительстве человеческого спасения и о судьбе всего мира, которую Господь на протяжении всего прошедшего времени возвещал Своим рабам и пророкам. Это определение составляет тайну, потому что относится к будущему и потому что одному Богу известно, как и с какою славою все это совершится».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет.

  «Времени уже не будет», то есть прекратится обычное круговращение стихийного мира, и не будет времени, измеряемого солнцем, а наступит вечность. Здесь важно, что Ангел клялся «Живущим во веки веков», то есть Самим Богом. Следовательно, не правы сектанты, считающие, что никакая клятва вообще недопустима.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible