Скрыть
Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-10 Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: не постигнет нас и не придет к нам это бедствие

Бог, который измерил воды рукою и небо пядию и вместил всю землю в горсть (Ис. гл. 40), Сам, в силу величия Своего, держа обеими руками края земли, будет трясти ее, как решето, то в одну, то в другую сторону, чтобы солома и сор грешников падали на землю и чтобы оставалась чистая пшеница для собирания ея в житницы, иди, как перевели LХХ, Он будет держать лопату в руке и очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницы, а содому сожжет огнем неугасимым (Мф. гл. 3), о чем Он говорит чрез Иеремию: что плевы ко пшенице? рече Господь (Иер. 23:28). То же самое означает, под образом другой притчи, тот невод, который закидывается в море века сего и извлекает рыб всякого рода, причем худые рыбы выбрасываются и только хорошие собираются (Мф. гл. 13). Таким же образом и Господь рассеял несчастный дом Израилев по всему миру, тряс его в решете и развеял лопатою, и между тем как камешки и песчинки не будут падать на землю, умрут от меча те, которые по причине сора и грязи называются грешниками из народа. Они подвергнутся этому потому, что не верят предречениям пророков и исполнению того, чем Господь чрез них угрожает. Они сулят себе счастие, но подвергнутся впоследствии бедствиям, между тем как святые, наоборот, боятся и не грешат и поэтому не умрут от меча; ибо они говорили приблизятся в нам бедствия и постигнут нас наказания, которые мы заслужили грехами своими, о чем более подробно говорит Бог в книге Иеремии: наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их и расточу; аще обратится язык той от лукавств своих, то раскаюся о том, яже помыслих сотворити им (Иер. 18:7–8). Таким образом, Бог, который всегда неизменен, не изменяется, но мы изменяем Его чрез наше обращение. Он проявляет строгость, гневается, угрожает и говорит, что пошлет наказания, но если мы приносим покаяние, то и Он раскается в Своем решении. С другой стороны, Он, по тому же Иеремии (гл. 18), обещает благоденствие; но если мы делаемся нерадивыми, то и Он раскается в Своем уверении и изменит обещания. Пример этого мы можем иметь в ниневитянах и в жителях Иерусалима, из которых одни избавились от угрожавших наказаний, а другие утратили то, что было обещано отцам.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 Не якоже ли сынове Ефиопстии, вы есте мне сынове Израилевы? глаголет Господь. Не Израиля ли изведох из земли Египетския и иноплеменники из Каппадокии и Сиряны из рова? Се, очи Господа Бога на царство грешных и отвергу е от лица земли

Израильтяне, всегда высоко поднимающие чело, постоянно то так, то иначе ссылаясь на благородство отцов и широко раскрывая уста, говорили: мы имеем отцом Авраама; однако они услышали обращенные к ним слова Христа: «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин.8:39); «не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ни зане суть семя Авраамле, вси чада» (Рим.9:6–7); но светлость дел по справедливости дает возможность хвалиться славными деяниями отцов. Кроме того, они презирали все прочие народы, говоря и то, что Бог их сделал избранными из всех народов, избавил из земли Египетской и перевел в землю обетованную. Все это верно; но те, которые преимущественно обязаны были соответственною взаимностию радовать Почтившего, во многих отношениях оказались жестоко оскорблявшими Его полными отступлениями и уклонениями к пороку; наконец, жалкие, дошли до такого повреждения ума, что стали думать, что им для благосостояния и славы достаточно происхождения от корня Авраамова и изведения из земли Египетской в землю обетованную. Поэтому, чтобы они знали, насколько недействительны в отношении к пользе такие похвальбы для них, обратившихся к нерадению и не желающих быть благочестивыми, по необходимости говорит: не буду ли Я смотреть на вас, – хотя вы и имеете благородство по отцам, – точно так же, как на сынов Ефиопских, которые не имеют корнем Авраама? Ибо божество неуклонно и совершенно нелицеприятно и не знает плотского благородства, лишенного добрых дел, но удостаивает всякого уважения благородство духовное и то, за которым обыкновенно следует блистание славными подвигами. Но вам кажется чем-то великим и изрядным то, что из Египетской земли перешли в другую. Что же из того, говорит, или какую это вам доставить пользу? – Это получили от Меня и другие. Именно: Я вывел иноплеменников, то есть Филистимлян (как передавали Евреи), из Каппадокии, а Сирийцев, то есть всех, которые были тогда подвластны Дамасскому царству, вывел из рова. Нужно заметить, что вместо из рова Иудеи поставляют: из Кирены. Таким образом Филистимляне были выходцами Каппадокийскими, а Сирийцы – Киренскими. А рвом называли Кирену, хотя она весьма возвышенна и расположена высоко, потому, что она лежит как бы в глубокой впадине, ибо, можно сказать, вся земля Ливийская состоит из открытых приморских долин. Поэтому, говорит, у Меня, на всех смотрящего одинаково, есть намерение стереть с лица земли всякое царство грешников. Следовательно никакой пользы не приносит плотская знаменитость обладающим ею: благородством у Бога считается добрый нрав, весьма наклонный к достижению добродетели и пекущийся о соревновании в благочестивых деяниях предков.

Ст. 8-10 Обаче не в конец отвергу дом Израилев, глаголет Господь. Понеже, се, аз заповедаю и развею дом Израилев во вся языки, яко же веется на веяле, и не падет сотрение на землю. Оружием скончаются вси грешнии людий моих, глаголющии: не приближатся, ни приидут на нас злая

Снова сохраняется Израилю остаток ради отцов: не подвергнутся, говорит, окончательной гибели, и род Иакова не совсем исчезнет, но как бы разбросанные веялом, говорит, рассеяны будут по всем народам. Впрочем не падет сотрение на землю, то есть; не так падет род Иакова, чтобы дойти до полного сокрушения, но спасется часть помилованных, потому что некоторые в то время возвратились из плена. Спасена же Христом, так как не малое число из Иудеев уверовали. Спасется также остаток в последние времена, когда призвано будет множество язычников. Затем как бы на чьи слова: если Иаков спасается, то против кого угрозы? мудро отвечает и говорит, что гнев не будет обращен решительно на все без рассуждения и последствия ярости не будут безразличны, но постигнут тех, кто совершил нетерпимые согрешения. Это и есть: оружием скончаются вси грешнии людей, глаголющии: не приближатся, ни приидут на нас злая, ибо некоторые дошли до такого повреждения ума, что считали святых пророков прорицающими ложь и говорили, что ни одно предсказание не сбудется. Об этом свидетельствует Иеремия, который говорит Богу: «се тии глаголют ко мне: где есть слово Господне? да приидет» (Иер.17:15). Итак, у людей такого образа мыслей грех двоякий: и прогневляли разными способами, и считали истину за лживую басню.

Найдем также, что во время пришествия Спасителя нашего наставники Иудеев не обращали внимания на Его слова. Посему они и услышали: «горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко взясте ключ разумения: вы не входите, ни входящих оставляете внити» (Лк.11:52; Мф.23:13), и еще: «горе вам, яко переходите море и сушу» и прочее (Мф.23:15 и д.). Посему справедливо не признаны за детей, как удалившиеся от благородства отцов, но причтены как бы к сынам Ефиопским; истреблены и оружием и понесли от Судии наказания, соответственной их безрассудству.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9:8-10. Се́, о́чи Го́спода Бо́га на ца́рство грѣ́шныхъ, и отве́ргу е́ от лица́ земли́: оба́че не въ коне́цъ отве́ргу до́мъ Изра́илевъ, глаго́летъ Госпо́дь.
Поне́же, се́, Азъ заповѣ́даю и развѣ́ю до́мъ Изра́илевъ во вся́ язы́ки, я́коже вѣ́ется на вѣ́ялѣ, и не паде́тъ сотре́нiе на зе́млю.
Ору́жiемъ сконча́ются вси́ грѣ́шнiи люді́й Мои́хъ, глаго́лющiи: не прибли́жатся, ни прiи́дутъ на на́съ зла́я.

9:8-10. Вот, о́чи Го́спода Бо́га — на гре́шное ца́рство, и Я истреблю́ его́ с лица́ земли́; но дом Иа́кова не совсе́м истреблю́, говори́т Госпо́дь.
И́бо вот, Я повелю́ и рассы́плю дом Изра́илев по всем наро́дам, как рассыпа́ют зёрна в решете́, и ни одно́ не па́дает на зе́млю.
От меча́ умру́т все гре́шники из наро́да Моего́, кото́рые говоря́т: «не пости́гнет нас и не придёт к нам э́то бе́дствие!»


И тех, которые совершают тысячи беззаконий не предам конечной гибели.
Но рассею их теперь в пленении, как земледелец, отделю плевы от пшеницы, и достойных спасения сохраню.
А прочих, которые не восхотели поверить словам Моим, и надеялись избежать исполнения угроз Моих, предам на заклание.

 

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю

Пророк объясняет слова предшествующего стиха - дом Иакова не совсем истреблю в том смысле, что погибнут только грешники. Предстоящее народу испытание, - очевидно, плен и рассеяние, - пророк сравнивает, по русскому тексту, с очисткой зерна посредством решета или, как в слав. тексте, веяла. - Как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю: в евр. kaascher innoa bakebarah velo ippol zeror arez, «как трясут в решете, и не упадет zeror на землю. Образ не ясен, так как значение слова zeror (в рус т. «зерно») в ст. 9-м сомнительно. LXX перевели его словом suntrimma, слав. сотрение («и не падет сотрение на землю»). Блаж. Иеронним дает слову zeror значение lapillus камешек, как в 2Цар XVII:13. В этом значении принимают zeror в ст. 9-м и некоторые комментаторы. При этом, образ пророка объясняют в том смысле, что, как в решете останутся только камни, так и в земле пленения останутся только грешники (Гофман). Этимологически zerar (от zarar сжимать, связывать, оплачивать) означает нечто твердое, компактное, сплошную массу. В таком общем значении принимает слово Гоонакер, который конец ст. 9-го переводит: (я буду трясти дом Израилев) «как трясут в решете, и в массе он не упадет на землю». Мысль выражения будет та, что посредством решета или испытаний будет достигнута разделение добрых и злых элементов в народе. Сравнение получается, как видно, натянутое, и потому нет основания предпочитать его принятому в нашем тексте.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-10 Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!»

Сопоставлением Израиля с языческими народами отнявши у нечестивых членов его всякую надежду на спасение, пророк в дальнейшей речи своей раскрывает прямо, без образов, ту же угрозу, какая была высказана им в начале этой главы под образами (см. Ам.9:1). Угроза направляется, как и в предшествующих речах, против всего Израиля, с преимущественным в тоже время отношением к десятиколенному Израилю. «Вот, очи Господа Бога», грозно возвещает пророк, «на грешное царство». Господь свой гневный взор обратил против беззаконного цар­ства Израилева, и потому Израиль должен бесследно погибнуть, как угрожал народу в свое время и Моисей (Втор.6:15): «и Я истреблю его с лица земли», говорит Господь. Но не весь должен погибнуть Израиль. Насколько он греховен, он дол­жен весь уничтожиться. Но в среде греховной массы народной, в силу Божия избрания, всегда пребывало святое семя избранных Божиих (см Ис.6:13), которое никогда не уничтожалось, и из которого долженствовал образоваться новый святой народ, воссоздаться новое Господне царство на земле. Поэтому народ За­вета весь во всей своей всецелости не погибнет: «но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю»об­основывает Он свои слова, «и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю». Как для просеивания зерен, для очищения от соломы от пыли и всякого рода нечистоты рассыпают их в решете и в нем просеивают, причем солома вылетает, уносимая ветром, а пыль и всякая нечистота падает на землю, так что в решете остаются одни только зерна, так и для просеяния Израиля, для очищения его от всякого рода нечестивых членов его Господь рассыплет его в среде язычес­ких народов, как в решете каком-нибудь, и чрез этих народов просеет свой народ, причем уцелеют только люди праведные, люди преданные Богу, а все люди нечистые, все беспечные и самонадеянные грешники, все богоотступники погибнут. «От меча умрут», говорит Господь, «все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!». Предвозвещенное рассеяние Израиля по народам для очистительного просеяния его среди и чрез этих народов совершилось относительно царства Израильского чрез ассириян, разрушивших это царство и жителей его переселивших в свои страны, а относительно царства Иудейского первоначально чрез вавилонян, также разрушивших это царство и жителей его переселивших в свои страны, а потом чрез римлян. Самое же просеяние ветхозаветного народа продолжается доселе, при чем одни из членов этого народа, вступающее в Церковь Христову, оказываются чрез то самое истинными зернами, носящими в себе жизнь, а другие, упорствующие в своем ожесточении против Мессии, остаются пустою, безжизненною соломою или никуда негодною пылью и в таком состоянии гибнут.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible