Скрыть
Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Се очи Господа Бога на царство грешных. Как народы сии были рассеяны и истреблены за грехи их; так и вы, подобные им в нечестии, будете иметь подобный конец.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян - из Кира?! Вот, очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь

Вместо Кирены Акила и пятое издание поставили самое слово еврейское «сиг», LХХ: ров, то есть βόθρον, Феодотион стена, Симмах, которому и мы в настоящем месте последовали, Кирена. Изложу в кратких словах весь смысл этого места и всего того, что содержится в этом отделе, до того места, в котором написано: которые говорят: не приблизится и не придет на нас бедствие (ст. 10), чтобы мы могли знать все то, что говорится. Я, Господь Бог всемогущий, от которого ничто не может скрыться, который коснется земли, и она поколеблется, который устраивает на небе восхождение Свое, который призывает воды морские и изливает их по лицу земли, которому имя Господь, который есть Творец всего, образовал все народы из одной и той же глины и произвел их для одинакового жребия. Поэтому ефиоплян, палестинян, сириян и иудеев, разнящихся по месту пребывания и по телу, Я соединил законом смертности, и по Своему произволению передвигаю рабов Своих то туда, то сюда и переселяю во все страны. Не превозноситесь высокомерно, потому что Я вывел вас из Египта и, как Свой собственный народ, не допустил вас быть в рабстве у Фараона. То же самое сделал Я и с палестинянами, которых LХХ перевели чрез иноплеменников и которые по-еврейски называются «сарthorim», так что переселил их из Каппадокии и поместил в странах Палестины; также и сириян, то есть арамлян (Агат), Я переселил из Бирены. Поэтому те, которые были созданы при одинаковых условиях, будут наказаны по одному и тому же определению суда Моего, и Я истреблю все нечестивые царства без различия лиц. А вас, сыны Израилевы, о которых Я сказал: сын Мой первенец Исраиль (Исх. 4:22) и: из Египта воззвах сына Моего (Ос. 11:1), Я поражу жезлом и посещу грехи ваши, но не навсегда истреблю и милости Моей не отниму от вас (Пс. 88), и, как бы быстро передвигая и тряся в решете, очищу и выберу, чтобы тот, кто был камешком и укрепился чрез покаяние, не выпал из Моего решета, а кто, подобно пыли, упадет на землю, тот будет поражен мечем, чтобы умерли грешники из народа Моего (ниже ст. 9–10), не потому, что они прежде грешили, а потому, что до самой смерти они упорствовали во грехах. Но всякий, кто был Израилем, кто прежде мысленно созерцал Бога и был выведен из Египта, если, стремясь к порокам египетским, возвратится не только в Египет, но и в Ефиопию, бывший в которой, по Иеремии (гл. 13), не может переменить кожу свою, спасается чрез пришествие Христово и над ним исполняется написанное: Ефиопия предварит руку свою к Богу (Пс. 67:32). И когда он будет служить Богу, то будет сказано о нем: пред Ним припадут ефиопляне (Пс. 71:9). Когда таковые падут пред Ним и с другой стороны рек ефиопских будут приносить жертвы Господу, то могут сказать: черна есмь аз и добра, яко опали мя солнце (Песн. 1:4–5). Ибо тела, делающиеся слабыми вследствие прохлады и бездействия, не могут переносить мирских искушений и треволнений, а те, которые приготовляются к борьбе и состязаниям и загорают от солнца, преодолевают все невзгоды в мире и получают благословение Святого Духа, говорящего к праведнику: во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию (Пс. 120:6). Таким образом, ефиопляне превращаются в сынов Божиих, если приносят покаяние, и сыны Божии переходят в ефиоплян, если опускаются в бездну грехов. Ибо Сам Творец всего, Бог, превратил каппадокийцев в палестинян и соделал то, что те, которые жили в холоде по отношению к вере и подвергались самому суровому ветру, Аквилону, падают, когда пьют, и, оставив высокомерие, испытывают на себе правосудие Господа. Он также сириян, то есть высоких или возвышенных, называющихся Арамом (Аram), переселил из Кирены, слабой стены или из такой, которая примыкала к горькому морю и находилась близ Сиртов, а по LХХ была во рву, и изменил их к лучшему, сделав высокими. Ибо очи Господни над всеми грешными царствами, которые диавол показал Господу (Мф. гл. 4) и о которых апостол говорит: да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его (Рим. 6:12). Но когда Он жезлом посетит грешников и поразит и сокрушит тех, которые будут упорствовать во грехе, Он не допустить на веки погибнуть тем душам, которые называются домом Иакова, которые запинают грех, одерживают победу в борьбе и овладевают пятою кровавого брата.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 Не якоже ли сынове Ефиопстии, вы есте мне сынове Израилевы? глаголет Господь. Не Израиля ли изведох из земли Египетския и иноплеменники из Каппадокии и Сиряны из рова? Се, очи Господа Бога на царство грешных и отвергу е от лица земли

Израильтяне, всегда высоко поднимающие чело, постоянно то так, то иначе ссылаясь на благородство отцов и широко раскрывая уста, говорили: мы имеем отцом Авраама; однако они услышали обращенные к ним слова Христа: «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин.8:39); «не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ни зане суть семя Авраамле, вси чада» (Рим.9:6–7); но светлость дел по справедливости дает возможность хвалиться славными деяниями отцов. Кроме того, они презирали все прочие народы, говоря и то, что Бог их сделал избранными из всех народов, избавил из земли Египетской и перевел в землю обетованную. Все это верно; но те, которые преимущественно обязаны были соответственною взаимностию радовать Почтившего, во многих отношениях оказались жестоко оскорблявшими Его полными отступлениями и уклонениями к пороку; наконец, жалкие, дошли до такого повреждения ума, что стали думать, что им для благосостояния и славы достаточно происхождения от корня Авраамова и изведения из земли Египетской в землю обетованную. Поэтому, чтобы они знали, насколько недействительны в отношении к пользе такие похвальбы для них, обратившихся к нерадению и не желающих быть благочестивыми, по необходимости говорит: не буду ли Я смотреть на вас, – хотя вы и имеете благородство по отцам, – точно так же, как на сынов Ефиопских, которые не имеют корнем Авраама? Ибо божество неуклонно и совершенно нелицеприятно и не знает плотского благородства, лишенного добрых дел, но удостаивает всякого уважения благородство духовное и то, за которым обыкновенно следует блистание славными подвигами. Но вам кажется чем-то великим и изрядным то, что из Египетской земли перешли в другую. Что же из того, говорит, или какую это вам доставить пользу? – Это получили от Меня и другие. Именно: Я вывел иноплеменников, то есть Филистимлян (как передавали Евреи), из Каппадокии, а Сирийцев, то есть всех, которые были тогда подвластны Дамасскому царству, вывел из рова. Нужно заметить, что вместо из рова Иудеи поставляют: из Кирены. Таким образом Филистимляне были выходцами Каппадокийскими, а Сирийцы – Киренскими. А рвом называли Кирену, хотя она весьма возвышенна и расположена высоко, потому, что она лежит как бы в глубокой впадине, ибо, можно сказать, вся земля Ливийская состоит из открытых приморских долин. Поэтому, говорит, у Меня, на всех смотрящего одинаково, есть намерение стереть с лица земли всякое царство грешников. Следовательно никакой пользы не приносит плотская знаменитость обладающим ею: благородством у Бога считается добрый нрав, весьма наклонный к достижению добродетели и пекущийся о соревновании в благочестивых деяниях предков.

Ст. 8-10 Обаче не в конец отвергу дом Израилев, глаголет Господь. Понеже, се, аз заповедаю и развею дом Израилев во вся языки, яко же веется на веяле, и не падет сотрение на землю. Оружием скончаются вси грешнии людий моих, глаголющии: не приближатся, ни приидут на нас злая

Снова сохраняется Израилю остаток ради отцов: не подвергнутся, говорит, окончательной гибели, и род Иакова не совсем исчезнет, но как бы разбросанные веялом, говорит, рассеяны будут по всем народам. Впрочем не падет сотрение на землю, то есть; не так падет род Иакова, чтобы дойти до полного сокрушения, но спасется часть помилованных, потому что некоторые в то время возвратились из плена. Спасена же Христом, так как не малое число из Иудеев уверовали. Спасется также остаток в последние времена, когда призвано будет множество язычников. Затем как бы на чьи слова: если Иаков спасается, то против кого угрозы? мудро отвечает и говорит, что гнев не будет обращен решительно на все без рассуждения и последствия ярости не будут безразличны, но постигнут тех, кто совершил нетерпимые согрешения. Это и есть: оружием скончаются вси грешнии людей, глаголющии: не приближатся, ни приидут на нас злая, ибо некоторые дошли до такого повреждения ума, что считали святых пророков прорицающими ложь и говорили, что ни одно предсказание не сбудется. Об этом свидетельствует Иеремия, который говорит Богу: «се тии глаголют ко мне: где есть слово Господне? да приидет» (Иер.17:15). Итак, у людей такого образа мыслей грех двоякий: и прогневляли разными способами, и считали истину за лживую басню.

Найдем также, что во время пришествия Спасителя нашего наставники Иудеев не обращали внимания на Его слова. Посему они и услышали: «горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко взясте ключ разумения: вы не входите, ни входящих оставляете внити» (Лк.11:52; Мф.23:13), и еще: «горе вам, яко переходите море и сушу» и прочее (Мф.23:15 и д.). Посему справедливо не признаны за детей, как удалившиеся от благородства отцов, но причтены как бы к сынам Ефиопским; истреблены и оружием и понесли от Судии наказания, соответственной их безрассудству.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9:8-10. Се́, о́чи Го́спода Бо́га на ца́рство грѣ́шныхъ, и отве́ргу е́ от лица́ земли́: оба́че не въ коне́цъ отве́ргу до́мъ Изра́илевъ, глаго́летъ Госпо́дь.
Поне́же, се́, Азъ заповѣ́даю и развѣ́ю до́мъ Изра́илевъ во вся́ язы́ки, я́коже вѣ́ется на вѣ́ялѣ, и не паде́тъ сотре́нiе на зе́млю.
Ору́жiемъ сконча́ются вси́ грѣ́шнiи люді́й Мои́хъ, глаго́лющiи: не прибли́жатся, ни прiи́дутъ на на́съ зла́я.

9:8-10. Вот, о́чи Го́спода Бо́га — на гре́шное ца́рство, и Я истреблю́ его́ с лица́ земли́; но дом Иа́кова не совсе́м истреблю́, говори́т Госпо́дь.
И́бо вот, Я повелю́ и рассы́плю дом Изра́илев по всем наро́дам, как рассыпа́ют зёрна в решете́, и ни одно́ не па́дает на зе́млю.
От меча́ умру́т все гре́шники из наро́да Моего́, кото́рые говоря́т: «не пости́гнет нас и не придёт к нам э́то бе́дствие!»


И тех, которые совершают тысячи беззаконий не предам конечной гибели.
Но рассею их теперь в пленении, как земледелец, отделю плевы от пшеницы, и достойных спасения сохраню.
А прочих, которые не восхотели поверить словам Моим, и надеялись избежать исполнения угроз Моих, предам на заклание.

 

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот, очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь

Избрание народа было не безусловным, а условным; если народ не исполнил условий завета, требований правды, то и Иегова нарушает завет и вместо того, чтобы миловать, будет разрушать и истреблять. - Вот, очи Господа Бога - на грешное царство: пророк говорит, вероятно, не вообще о царстве грешников (Драйвер), а именно о царстве Израильском. При этом нет нужды думать, чтобы пророк имел в виду выражением грешное царство выставить противоположность между Израильским и Иудейским царством, вопреки высказанному в III:1; VI:1, 11) одинаковому осуждению обоих царств. (Отсюда Велльг., Новак и др. делают вывод о неподлинности ст. 8 и д.). Пророк говорит об Израиле без отношения к Иуде.

С 8 ст. начинается заключение кн. Амоса и излагается обетование о спасении остатка дома Иакова. Пророк, восполняя сказанное ранее, возвещает, что погибнут только грешники (8-10), что после испытаний совершится восстановление народа (11-12) и изольются в изобилии на спасенных милости Божий. Отрицательная критика (Баудиссин, Сменд, Велльг., Новак) считает ст. 8-15 добавлением, сделанным рукою последнего редактора книга пророка Амоса, ввиду того, что в предшествующих речах пророк решительно говорит о погибели всего народа, выведенного из Египта (III:1; ср. II:4-5; VI:1). Но изложенное соображение нельзя признать убедительным. Разделение угрозы и обетования в пророческой речи - обычный прием. Речи Амоса в гл. I-VIII не исключают мысли о спасении, так как, очевидно, угрожающее народу наказание пророк описывал гиперболически. В первой половине ст. 8-го также говорится о погибели дома Израилева в абсолютом смысле; но вслед за этим, во второй половине стиха, идет речь о спасению. Это не противоречие, а обычная принятая форма изложения. И если нельзя отвергать принадлежности ст. 8-го одному автору, то нет основания сомневаться и в принадлежности ст. 8-15 тому же пророку, который ранее возвещал погибель народа в абсолютной форме. Что касается образов, употребляемых в ст. 8-15 для изображения будущего спасения, то они вполне соответствуют особенностям речи пророка Амоса и, значит, доказывают этим принадлежность ст. 8-15 к первоначальному составу книги Амоса. - Выражение дом Иакова в ст. 8 обозначает Израильское царство, и в некоторых списках LXX, а также в сл. т. заменено словами: «дом Израилев».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-10 Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!»

Сопоставлением Израиля с языческими народами отнявши у нечестивых членов его всякую надежду на спасение, пророк в дальнейшей речи своей раскрывает прямо, без образов, ту же угрозу, какая была высказана им в начале этой главы под образами (см. Ам.9:1). Угроза направляется, как и в предшествующих речах, против всего Израиля, с преимущественным в тоже время отношением к десятиколенному Израилю. «Вот, очи Господа Бога», грозно возвещает пророк, «на грешное царство». Господь свой гневный взор обратил против беззаконного цар­ства Израилева, и потому Израиль должен бесследно погибнуть, как угрожал народу в свое время и Моисей (Втор.6:15): «и Я истреблю его с лица земли», говорит Господь. Но не весь должен погибнуть Израиль. Насколько он греховен, он дол­жен весь уничтожиться. Но в среде греховной массы народной, в силу Божия избрания, всегда пребывало святое семя избранных Божиих (см Ис.6:13), которое никогда не уничтожалось, и из которого долженствовал образоваться новый святой народ, воссоздаться новое Господне царство на земле. Поэтому народ За­вета весь во всей своей всецелости не погибнет: «но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю»об­основывает Он свои слова, «и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю». Как для просеивания зерен, для очищения от соломы от пыли и всякого рода нечистоты рассыпают их в решете и в нем просеивают, причем солома вылетает, уносимая ветром, а пыль и всякая нечистота падает на землю, так что в решете остаются одни только зерна, так и для просеяния Израиля, для очищения его от всякого рода нечестивых членов его Господь рассыплет его в среде язычес­ких народов, как в решете каком-нибудь, и чрез этих народов просеет свой народ, причем уцелеют только люди праведные, люди преданные Богу, а все люди нечистые, все беспечные и самонадеянные грешники, все богоотступники погибнут. «От меча умрут», говорит Господь, «все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!». Предвозвещенное рассеяние Израиля по народам для очистительного просеяния его среди и чрез этих народов совершилось относительно царства Израильского чрез ассириян, разрушивших это царство и жителей его переселивших в свои страны, а относительно царства Иудейского первоначально чрез вавилонян, также разрушивших это царство и жителей его переселивших в свои страны, а потом чрез римлян. Самое же просеяние ветхозаветного народа продолжается доселе, при чем одни из членов этого народа, вступающее в Церковь Христову, оказываются чрез то самое истинными зернами, носящими в себе жизнь, а другие, упорствующие в своем ожесточении против Мессии, остаются пустою, безжизненною соломою или никуда негодною пылью и в таком состоянии гибнут.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible