Скрыть
Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И постигнет жатва, объимание винограда, и созреет гроздие в сеятву. Сие сказано о временах Зоровавеля. В глубоком же духовном смысле означает божественные блага и небесные дарования, ниспосланные нам по воскресении Христовом. И искапают горы сладость. Горами называет Пророк учителей иудейских, которые, по возвращении из плена во дни Зоровавеля, источали народу сладость учения закона. И еще, горами именует здесь Церкви, а сладостью - преподаваемое в них учение. И холми усладятся. Это святые обители и отшельнические пещеры богочтецов, которые процветают в горах, упражняясь в славословии.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-15 Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой

После восстановления падшей скинии Давидовой и воссоздания падшего и разрушенного, описывается изобилие всего, как, которые прежде шли и плавали, неся семена свои, возвратятся с радостно, неся снопы свои (Пс. 125), и обмолачивание снопов будет следовать за сбором винограда или пахарь за жнецом, и грозды винограда изменят свой вид и получат окраску во время посева, или, вернее, топтатель винограда застанет посев, и таким образом все будет следовать одно за другим, так что ни одного дня не будет без хлеба, вина и радости. В то время в полных точилах будут топтать виноград, и из крови Христа и мучеников будет изливаться красное молодое вино, и такого рода топтатель винограда будет рассадником слова Божия, так что кровь их более будет вопиять в мире, нежели вопияла кровь праведного Авеля. Кто своими добродетелями достигает высоты гор, тот будет источать мед или, лучше, сладость Слова Божия, о котором написано: вкусите и видите, яко сладостен Господь (Пс. 33:9), и: коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда и сота устом моим (Пс. 118:103). А кои будут ниже гор или, лучше, будут занимать второе место после гор, по которым скачет жених в Песни Песней (гл. 2) и называет их холмами, те будут насаждены и уподобятся раю Божию, так что на них будут висеть все плоды учений. Тогда тот, кто был пленен чрез неверие, кто еще не уверовал во имя Господа, и принадлежит к остаткам народа, бывшего некогда Его Израилем, обратится к вере во Христа и в Евангелии получит Того, о ком слышал чрез пророков. Но эти горы, которые будут источать сладкий сок, и эти засаженные холмы, после того как Господь возвратит из плена народ Свой, Израиля, застроят города, бывшие прежде опустевшими, и поселятся в них, и каждый выстроенный город скажет: я город крепкий, город неприступный (Притч. гл. 18), и такой, о котором Господь в Евангелии говорит: не может град укрытися, верху горы стоя (Мф. 5:14). И в Псалмах говорится: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:5). Они насадят также виноградники вместе с Ноем (Быт. гл. 9), и будут пить вино из них и упояться, и услышат слова Господа Спасителя: пийте, братия Мои, и упийтеся (Песн. 5:1). Будут же пить то новое вино, которое Он, обещал пить в царстве Отца вместе с апостолами Своими (Мк. гл. 14). Это тот виноградник из Сорека, вино из которого мы ежедневно пьем в таинствах. Не довольствуясь изобилием всего этого, они, ради услаждения, разведут сады и будут орошать их, чтобы в них не было недостатка ни в каких видах добродетелей и чтобы вкушать плоды их; потому что кто насадил и оросил, тот сам будет и есть. Когда горы и холмы сделают все это, – будут источать сладкий сок, построят города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них, тогда Господь насадит их самих на земле их, о которой говорится: верую видети благая Господня на земли живых (Пс. 26:13), и в Евангелии: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Когда же Он насадит их и глубоко укоренит, то не будет более исторгать их из земли, которую дал им. Отсюда мы видим, что хотя церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, то есть церкви, а Его обетование есть закон природы.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 Се, дние грядут, глаголет Господь, и постигнет жатва объимание винограда, и созреет гроздие в сеятву, и искапают горы сладость, и вси холми насаждени будут: и возвращу плен людий моих Израиля, и возградят грады разореные, и населятся, и насадят винограды и испиют вино их, и сотворят вертограды и снедят плод их: и насажду я на земли их, и не исторгнутся ктому от земли своея, юже дах им, глаголет Господь Бог Вседержитель

Что сказал, то ясно и истолковал. И если кто пожелает сделать простое и историческое объяснение, то опять конечно скажет следующее: что потерпевшим плен ясно возвестил возвращение, и что они будут владеть своей землею, восстановив города и дома, и, достигнув наконец счастливой жизни, будут собирать добро с полей, с веселием и радостию займутся земледельческим трудом, так что непрестанный у них будет труд, соединенный с приятнейшею уборкою, когда хорошая жатва поведет у них за собою сбор винограда, а сбор в свою очередь продлится до поры сеяния, и таким образом земледелец от точила, ножа и гроздьев будет у них переходить к паханию полей и, омыв пыль гумна, будет приниматься за занятия при точилах.

Если же мы пожелаем внести в рассмотрение предложенного нечто более утонченное и духовное, то справедливо будет размыслить о следующем.

Когда, как я сказал, воскрес Христос, Отец восстановил скинию Давидову и возградил им «раскопаная» (Амос.9:11), тогда совершилось великое и обильное раздаяние духовных даров всем людям, Еллинам и Иудеям, ибо «един Бог», Который оправдал «обрезание от веры и необрезание верою» (Рим.3:30). Посему весьма велико подаяние духовных плодов верующим, которое превосходно обозначается плодами земными, ибо, говорит, много будет хлеба и вина. И теперь мы будем принимать хлеб в укрепление, очевидно духовное, ибо написано: «и хлеб сердце человека укрепит» (Пс.103:15), конечно хлеб духовный и божественный свыше; вино же – в увеселение, ибо опять сказал: «вино веселит сердце человека» (Пс.103:15). Радуемся же мы упованием по слову Павла (Рим.12:12). Каплют также и горы сладостию. Горами, кажется, называет здесь церкви Христовы по причине возвышенности хранимых в них догматов и превосходства благочестия к Богу и потому, что горы являются украшенными различными растениями, а церкви Христовы имеют бесчисленное множество людей святых, подобно кедрам и самым высоким деревьям, которые насаждены при протоках вод духовных. Далее, как на обильных лесом горах летает множество пчел, вырабатывая сладкий и ценный мед, так и в церквах превосходящие прочих и преуспевающие в добродетели и уразумении учения Христова, собирая сладкий мед, как бы источают его в сердца других. Именно таким образом, думаю, каплют горы сладостию. Но будут, говорит, и холмы насаждени. Холмы – это люди второстепенные и обладающие меньшей степенью добродетели в сравнении с теми, которые более отличались в этом, потому что в церквах существуют различные степени святости и праведности, как говорит Павел, соответственно благодати, данной каждому (Еф.4:7) от раздаятеля этого – Бога. Итак, будут, говорит, и они насаждени, то есть будут цветущими, плодоносными и обладающими умом, обильно украшенным правотою божественных догматов. А что Бог всяческих возвратил и плен наш, – в этом никто не может сомневаться, потому что Христос проповедовал пленникам отпущение (Лк.4:18) и избавил поднебесную от насильства диавола. Тогда-то, подобно земледельцам, мы стали ревнителями духовного плодородия, насадили вертограды и винограды, и вкушаем плод их; ибо получим воздаяние за труды, соберем и плоды благонравия. А что будем иметь непоколебимое пребывание у Бога и если раз дано будет от Него наследие, то никто не изгонит получивших его, – это уясняет, говоря: насажду я на земли их (которую дал им), глаголет Господь Бог, ибо церковь Бога есть такой дар, в котором Он раскается; и мы пребудем в постоянной твердости всякого блага, имея наставником и предводителем Самого Христа.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9:11-15. Въ то́й де́нь возста́влю ски́нiю Дави́дову па́дшую, и возгражду́ па́дшая ея́, и раско́паная ея́ возста́влю, и возгражду́ ю́ я́коже дні́е вѣ́ка:
я́ко да взы́щутъ Мене́ оста́вшiися человѣ́цы и вси́ язы́цы, въ ни́хже призва́ся Имя Мое́ въ ни́хъ, глаго́летъ Госпо́дь творя́й сiя́ вся́.
Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и пости́гнетъ жа́тва объима́нiе виногра́да, и созрѣ́етъ гро́здiе въ сѣ́ятву, и иска́паютъ го́ры сла́дость, и вси́ хо́лми насажде́ни бу́дутъ:
и возвращу́ плѣ́нъ люді́й мои́хъ Изра́иля, и возградя́тъ гра́ды разоре́ныя, и населя́тся, и насадя́тъ виногра́ды и испiю́тъ вино́ и́хъ, и сотворя́тъ вертогра́ды и снѣдя́тъ пло́дъ и́хъ:
и насажду́ Я на земли́ и́хъ, и не исто́ргнутся ктому́ от земли́ своея́, ю́же да́хъ и́мъ, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель.

9:11-15. В тот день Я восстановлю́ ски́нию Дави́дову па́дшую, заде́лаю тре́щины в ней и разру́шенное восстановлю́, и устро́ю её, как в дни дре́вние,
что́бы они́ овладе́ли оста́тком Едо́ма и все́ми наро́дами, ме́жду кото́рыми возвести́тся и́мя Моё, говори́т Госпо́дь, творя́щий всё сие́.
Вот, насту́пят дни, говори́т Госпо́дь, когда́ па́харь заста́нет ещё жнеца́, а то́пчущий виногра́д — се́ятеля; и го́ры источа́ть бу́дут виногра́дный сок, и все холмы́ потеку́т.
И возвращу́ из пле́на наро́д Мой, Изра́иля, и застро́ят опусте́вшие города́ и посе́лятся в них, наса́дят виногра́дники и бу́дут пить вино́ из них, разведу́т сады́ и ста́нут есть плоды́ из них.
И водворю́ их на земле́ их, и они́ не бу́дут бо́лее исторга́емы из земли́ свое́й, кото́рую Я дал им, говори́т Госпо́дь Бог твой.


Сие разумели иные о Зоровавеле, думая, что относится к нему, как ведущему род свой от Давида. Но не хотели они принять во внимание, что Зоровавель, после недолговременного правления, кончил жизнь; а пророчество содержит в себе обетование вечных благ и Богопознание у всех народов, что, как находим, нимало не сходствует с бывшим при Зоровавеле. Господь наш Иисус Христос, ведя род Свой по плоти от Давида, исполнил обетование изреченное Давиду, потому что «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин.1:1), восприяв на Себя скинию от Давида. Посему, пророческое слово справедливо сказует, что Давиду возграждена будет скиния не на малое время, но на все дни века. Ибо таковые обетования даны были Богом всяческих блаженному Давиду: «и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба» (Пс.88:30); и еще: «до века уготовлю семя твое, и созижду в роде и род престол твой». Сие обетование возобновляет Господь всяческих и устами блаженного Амоса; обещает же и язычникам дар Боговедения.
Ибо говорит: по возграждении Давидовой скинии, «что́бы они́ овладе́ли оста́тком Едо́ма и все́ми наро́дами, ме́жду кото́рыми возвести́тся и́мя Моё. Ихже бо предъуведе, и предъустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях» (Рим.8,29). И Пророк, доказывая нелживость сказанного, присовокупил: «говори́т Госпо́дь, творя́щий всё сие́».
Предсказал словеса сии Тот, Кто творит самые дела. Но поскольку не все могли внимать духовным обетованиям, то, по необходимости, обещает дарование благ чувственных и предсказывает такое обилие оных, что до собирания винограда продлится жатва по такому множеству, как вероятно, земных плодов, что земледельцы не успеют сжинать и молотить рукояти. Да и во время посева, говорит Пророк, вкусят зрелые грозды, и горы дадут всякого рода плоды древесные, ни один холм не останется не покрыт растениями.
Народ же, освобожденный из плена, вновь построит разоренные города и, обитая в них, небоязненно будет возделывать землю и насаждая, и сея, и собирая плоды трудов своих. И долго будут населять они данное им отечество. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «и водворю́ их на земле́ их, и они́ не бу́дут бо́лее исторга́емы из земли́ свое́й, кото́рую Я дал им». Должно же знать, что Господь всяческих нередко обещает блага, но приемлющие обетования, возлюбив беззаконие, препятствуют исполнению сих обетований. А иногда бывает, что Бог угрожает тяжкими бедствиями, и услышавшие угрозы сии за беззаконие свое, переменившись от страха угроз, не испытывают на себе скорбей. Так Иудеи, с неистовством восстав против пришедшего Владыки, сами себя лишили благих обетований.

 

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут

Пророк говорит о тех благах, которыми будет наслаждаться Израиль по восстановлении скинии Давидовой. Пророк предвозвещает чрезвычайное обилие плодов; вследствие которого не будет уже обычного перерыва между полевыми работами («пахарь застанет жнеца» и пр. ), виноградный сок потечет прямо с гор, покрытых виноградниками, а холмы, на которых пасутся стада, покроются такой обильной растительностью, что с них как бы потечет молоко. Вместо слов пахарь застанет еще жнеца в славянском читается: «и постигнет жатва объимание винограда»: LXX пропустили слово choresch пахарь, а оборот bemoscheh hazzarah перевели свободно perkasei 'en tw sporw hstafulh, поспеет виноград во время посева. Образные выражения подлинника в конце ст. 13-го LXX-ю упрощены; отсюда в слав. читаем: «и искапают горы сладость, и вси холми насаждени будут».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 13-15 Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой.

С восстановлением царства и его разрушением вовне чрез принятие в него всех народов пророк соединяет внутреннее прославление сего царства. «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца», когда одни будут еще только приготовлять землю для посева семян, как уже другие будут собирать созревшую жатву (так быстро будет расти хлеб!), «а топчущий виноград – сеятеля;» т. е. когда выжимание виноградных ягод, вследствие чрезвычайно изобильного урожая винограда, будет продолжаться вплоть до самого посева семян, «и (когда наконец) горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут (ср. Иоил.3:18). И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой». Таким образом, в новоустановленном царстве Божием народ будет наслаждаться тем благословенным, непрерывным плодородием земли, какое еще Моисей обещал народу в случае его верности Божию завету. «Молотьба хлеба», говорит он ему, «будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать по­сева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно» (Лев.26:5). Возвещаемое в 14 ст. возвра­щение Израиля из плена указывает собственно не на возвращение из плена, так как оно немыслимо после того возобладания со стороны Израиля народами, о котором говорилось выше, а только на изменение состояния несчастья и страдания в состояние счастья и спасения. Мысль 14 ст. в соединении со cт. 13 такая: как земля Израилева, т. е область восстановленного царства Давидова не подвергнется более угрожаемому нечестивым людям проклятию засухи и худородия, но, напротив, получит благословение величайшего плодородия, так равно и народ, т. е. члены этого царства, не будет уже более посещен никаким бедствием, никаким карательным судом; но, напротив, среди ничем не нарушаемого мира будет наслаждаться благословенными плодами земли. Насаж­дение Израиля в его земле указывает не на новое водворение народа в своей земле, но только на прочное и продолжительное обоснование и утверждение его в ней. Господь свой спасенный на­род насадит как сад, деревья которого не будут вырваны никогда, но напротив пустят глубоко корни в землю, процветут и принесут плоды, т. е. народ Израильский с восстановлением падшей скинии Давидовой не подвергнется более никакой ссылке в плен к иноземным народам, но будет вечно обитать в земле, данной ему Богом в наследие (см, 2Цар.7:10). Исполнение этого обетования надобно искать не в возвращении народа Завета из плена в Палестину при Зоровавели и Эздре, ибо это возвра­щение вовсе не было насаждением Израиля в земле на вечное обитание в ней, а равно не было восстановлением и падшей скинии Давидовой, не должно также исполнение обетования переносить совершенно на будущие времена и полагать его в имеющем некогда воспоследовать обращении иудеев к своему Богу и Спасителю Иисусу Христу, ибо земля Израилева и Израиль здесь, как и у Иоиля (Иоил.3:18), суть образы Царства Божия духовного и общества Господня Новозаветного. Восстановление падшей скинии Давидовой началось с явления на земле Спасителя и с обоснованием через Него и Его апостолов христианского общес­тва, а с принятием язычников в царство Христово или Цер­ковь Его получило свое начало возобладание Израиля над Эдомом и всеми остальными народами, которым Господь открывает свое имя. Дальнейшее создание и упрочнение этого царства продолжается чрез столетия существования христианской Церкви и будет приве­дено к концу в то время, когда войдет в царство полнота язычников, и когда неверующий Израиль обратится ко Христу, согласно слову Апостола (Рим.11:25-26). Земля, по которой будут течь реки Божия благословения, есть не Палестина, но об­ласть христианской Церкви, или вся земля, насколько она делается участницею в благословенных благах христианства. Народ, который будет населять эту землю, есть христианское общество, насколько оно носит в себе живую веру и приносит плоды этой веры. Предсказываемое пророком блаженное время теперь видимо, конечно, в малой мере, потому что общество христиан­ское не настолько еще проникнуто духом Божиим, чтобы могло образовать собою святой народ. Оно гораздо скорее в настоящем своем виде подобно Израилю, которого Господь должен очистить посредством судов. Это очищение окончится всеобщим судом над всеми народами при втором пришествии Спасителя. Тогда только, именно после этого окончательного суда, земля сделается обетованным Ханааном, где Господь во всем своем славном величии будет обитать среди своего освященного и блаженствующего народа.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible