Скрыть
Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 18, 20-21 И еще, чтобы не повторялось то же, что говорили в насмешку Пророкам: да приближится и да приидет совет Святаго (Ис. 5:19): где гнев, которым угрожали? Амос присовокупляет: увы люте желающим дне Господня - говорящим: напрасны угрозы Пророков, слово не исполняется на деле! И день Господень тма, а не свет, потому что в день сей бедствия, каких вы не ожидали, встретят вас за веселье ваших праздников, яже отвергох, и не обоняю жертв, то есть вина возлияний ваших.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-22 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших

Это говорится собственно против колена Иудина и тех из Израиля, которые возвратились к служению Богу, но, тем не менее, не оставили высот, поклонялись идолам и чрез великие грехи оскверняли жертвы, приносившиеся Богу. Ибо я полагаю, что не относительно жертв, приносившихся тельцам в Дане и Вефиле, Он сказал: если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши, Я не приму их. Возненавидел же Бог, и не только возненавидел, но и отверг праздники тех, которые убегают от льва и попадают на медведя, входят в дом и уязвляются змеею, потому что они совершают не Божии праздники, но свои праздники, как говорит Господь: Я возненавидел и отверг праздники ваши. Ему неприятно собрание подобного рода людей. Он не принимает запаха жертв их за благоухание приятное, Он отвергает все дары их и не призирает на тучные обетные жертвы. Это произойдет не только с людьми того времени, но и с нами, если мы будем совершать подобного рода проступки и если будем думать, что, принося Богу то, что приобретено нами посредством хищений, клятвопреступлений и преступлений, искупаем свои грехи, между тем как мы читаем, что Закхей воздал вчетверо за то, что он похитил, и половину имения отдал из того, что приобрел честным путем (Лк. гл. 19). Ибо он не прежде мог принести дары Богу из того, что было приобретено худым путем, как по вознаграждении хозяев, и после того должен был исполнить слова Писания: чти Господа от праведных твоих трудов (Притч. 3:9), и: избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13:8). Бог не принимает приношений по обетам из платы блудницы (Втор. 23:18). Наоборот, праведный может сказать: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140:2). Эта молитва была вменена Иуде предателю в грех, потому что он не имел благоухания, но чрез свои дела говорил: воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс. 37:6). Все это мы можем сказать и относительно еретиков, которые, убегая от льва, попадают на медведя, и вошедши в дом, который они считают церковию Божиею, опираются о стены, самими ими построенные, и уязвляются змеею; тьма и мрак лишают их света и дня, так что тьма делается непроницаемою, и погибают первенцы их. Бог ненавидит и отвергает жертвы их, и всякий раз, как только они собираются во имя Господа, Он отвращается от смрада их и не обоняет его. Говорится же, что Он ненавидит, отвергает и не обоняет человекообразно, для того, чтобы мы посредством свойственной нам речи могли понять отношение Бога [к людям]. И если они будут приносить всесожжения или будут, по-видимому, поститься, давать милостыню, обещать целомудрие, что служит истинным всесожжением; то Господь не примет этого, и самые тучные жертвы их не удостоит Своим взором. Ибо Он взирает не на большое количество жертв, а на достоинства и намерения приносящих. Поэтому вдову, положившую, по Евангелию (Лк. гл. 21), в сокровищницу две лепты, Спаситель предпочитает всем тем, которые, давая малое из многого, думали, что они приносят весьма тучные и обильные дары и жертвы, между тем как она принесла все то, что имела. Яснее и ближе к истине эти слова применяются к иудеям после пришествия Господня, когда они, несмотря на разрушение храма и жертвенника, думают, что ими приносятся жертвы. Бог ненавидит и отвергает праздники их и не обоняет запаха [жертв] в собрании их, когда они собравшись, кричат: распни, распни Его (Ин. 19:6), и: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25). И если они приносят всесожжения в синагогах, и дары в собраниях сатаны и тучные жертвы по обетам, то Господь не призирает на них, как Он не призрел на дары Каина (Быт. гл. 4). Хотя они надлежащим образом служат единому Богу и правильно совершают приношения; но Он не призирает на них потому, что они не разделяют веры в Отца, Сына и Духа Святого. На наши же дары, то есть [на дары] Церкви, приносимые нами от начатков наших, Бог призирает, как Он призрел некогда на жертву Авеля.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-22 Возненавидех и отвергох праздники вашя и не обоняю жертв в сонмех ваших: зане аще принесете ми всесожжения и жертвы вашя, не прииму, и на спасителная явления вашего не призрю

Речь всего более приличествует потомкам Иуды и Вениамина, потому что Самарийския колена явно предавались всякого рода идолослужению, были крайне нерадивы и весьма небрежны относительно законов Моисеевых, а Иерусалимляне – и приносили жертвы на высотах Ваалу и делали возлияния воинству небесному, и вместе с тем показывали вид, что они имеют попечение о соблюдении закона и стараются совершать жертвы и праздники. А что это Зиждитель всяческих ненавидит, ясно показал Он, говоря и устами Исаии: «что ми множество жертв ваших» и прочее (Ис.1:11 и д.)? Полагаем, что предлежащие слова заключают в себе эту мысль. Возненавидел Я, говорит, и отверг праздники ваши, не одобрю жертв и никогда не приму в воню благоухания всесожжений и приношений о спасении. Это – виды жертв, различные и по времени, и по своим особенностям: иное дело – всесожжение, иное – жертва и явление спасительного, то есть явление пред лице Божие и принесение жертв о спасении. Иудеям же, преданным крайнему нечестию, естественно, приличествует то, что мы сейчас сказали.

Бог принимает, и весьма благосклонно, и допускает жертвы верующих, всесожжение духовное, участие в празднествах, потому что мы приносим в воню благоухания не себя самих, но Того, Кто вселяется в нас чрез Духа, то есть – Христа. А принесение неугодных жертв свойственно, и вполне естественно, и нечестивым еретикам, и тем, кому нельзя сказать подобно истинно верующим: «Христово благоухание есмы Богови» (2Кор.2:15), потому что их благоухание в Веелзевуле, если истинно, что «никтоже речет анафема Иисуса» (1Кор.12:3), разве только о Веелзевуле. Они, несчастные, неудержимо изрекая хулы и клеветы на славу Единородного, имеют ум, исполненный не благоуханием духовным, но вонью.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5:21-23. Возненави́дѣхъ и отверго́хъ пра́здники ва́шя и не обоня́ю же́ртвъ въ со́нмѣхъ ва́шихъ:
зане́ а́ще принесе́те Ми́ всесожже́нiя и же́ртвы ва́шя, не прiиму́, и на спаси́телная явле́нiя ва́шего не призрю́.
Отста́ви от Мене́ гла́съ пѣ́сней твои́хъ, и пѣ́сни орга́новъ твои́хъ не послу́шаю.

5:21-23. Ненави́жу, отверга́ю пра́здники ва́ши и не обоня́ю жертв во вре́мя торже́ственных собра́ний ва́ших.
Е́сли вознесёте Мне всесожже́ние и хле́бное приноше́ние, Я не приму́ их и не призрю́ на благода́рственную же́ртву из ту́чных тельцо́в ва́ших.
Удали́ от Меня́ шум пе́сней твои́х, и́бо зву́ков гу́слей твои́х Я не бу́ду слу́шать.


Подобное сему и устами Исаии изрек им Владыка Бог: «что Ми множество жертв ваших? глаголет Господь, исполнен есмь всесожжения овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу» (Ис.1:11), и в следующих за сим словах перечисляет всё приносимое Ему по закону, говоря, что всем этим равно гнушается.
Так и здесь сказал, что ненавидит праздников, не примет жертв, приносимых «во вре́мя торже́ственных собра́ний ва́ших», ибо сказано: «не обоняю», вместо: «не прииму». Так блаженный Moисей сказал, что и при Ное «обоня Господь Бог воню благоухания» (Быт.7:8,21), то есть похвалил намерение принесших; потому что Бог не имеет нужды в жертвах. Даже приносящих жертвы о собственном своем спасении не удостою, говорит Бог, Моего явления.
Посему прекрати и песни, и употребления мусикийских орудий; потому что не услаждаюсь ими; да и в начале повелел быть этому для того только, чтобы посредством приятного возводить тебя к высшему.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-23 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать

Обличение за лицемерное служение Богу

Ложные надежда Израиля и упорство его опиралось на убеждение, что своими жертвами, исполнением обрядов он угождает Богу. Пророк раскрывает ошибочность такого убеждения и показывает недостаточность одного внешнего служения Богу, во время торжественных собраний ваших, слав. «в сонмех ваших»; евр. beazzerotheichem может быть понимаемо и в смысле праздничных собраний вообще (2Пар VII:9), и как название заключительных собраний в последний день великих праздников (Втор XVI:8; Лев XXIII:36; Чис ХХIX:35).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 21-24 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!

Не спасут Израиля от этой тьмы и мрака, от этих бед по­гибели наступающего судного дня совершаемые народом празднич­ные торжества в честь Иеговы и приносимые им Тому же Иегове жертвы. К праздникам народа и к торжественным всенародным собраниям в эти праздники – праздники великие, каковы: пасха, пятидесятница, кущей, день очищения, Господь не питает никакого благоволения, потому что внешнее, бездушное богослуже­ние не может поддерживать общения между Богом и народом, совершающим такое богослужение; Бог отвергает от Себя такой народ, как народ недостойный Его милостей. «Ненавижу», говорит Господь, «отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если», обосновывает Он свои слова, «вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение», со­стоявшие из пшеничной муки, елея и ладана или же пресных хлебов и лепешек пресных, помазанных елеем (Лев.2), «Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших», жертву, состоявшую из приношения крупного или мелкого скота и при этом еще из пресных хлебов, смешанных с елеем, и пшеничной муки, напитанной елеем и квасного хлеба (см. Лев.3, Лев.7:11-13), «не призрю» (ср, Ис.1:11-15). Итак Бог потому отвергает праздники народа израильского, что приносимые этим народом и составлявшие главное содержание праздничных торжеств народа жертвы, суть жертвы, противные Богу, так как бездушно, без всякого участия сердца приносятся десятиколенным Израилем, установившим у себя полный, сооб­разно с законом Моисеевым, обрядовый культ богослужения и в чисто внешнем исполнении этого культа полагавшим все дело истинного богопочтения. На том же основании Господь отвергает, как дело омерзительное для Себя, как дело не терпимое для сво­его слуха, пение и игру на инструментах, введенный в состав богослужения (см. 1Пар.16:40-42,1Пар.23:5-25) и сопровождавшие собою всякое собственно церковное жертвоприношение, в узаконенное время совершавшееся при храме. «Удали от Меня», говорит Он, отвратительный для слуха «шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать». И вследствие того, что впол­не лицемерное богослужение десятиколенного пропитанного грехом Израиля производит в Господе отвращение, возбуждает гнев Божий на совершителей такого богопочтения, праведный суд гнева Господня должен неминуемо и притом стремительно в изобилии и на продолжительное время излиться на греховный и лицемерный народ, излиться как быстрый, стремительный и неиссякающий поток: "Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!».

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible