Скрыть
утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Следует воспринимать бесчестие и порицание как снадобье, врачующее страсти и возвращающее здравие. А потому ясно, что сохраняющие доброжелательность из страсти человекоугодия и не обличающие пребывающих во грехах приносят огромный вред и против самой истинной жизни вступают в заговор.

Нравственные правила


И от всех опасностей моих избавил меня (Пс. 33:5). Вся жизнь праведника исполнена скорбей (Ср. Иов. 7:1-3). тесен и скорбен этот путь (Ср. Мф. 7:14), и много скорбей у праведного (Пс. 33:20). Вот почему и апостол говорит об отовсюду притесняемых (См. 2Кор. 4:8) и о том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Избавляет же Своих святых от скорби Бог, не без испытания их оставляя, но даруя им терпение. Ведь если от скорби происходит терпение, от терпения опытность (Рим. 5:3-4), то избегающий скорби лишает себя самого и опытности. Проще сказать, как никто не увенчивается победным венком без противника, так никто опытным стать не может, если нет скорбей. Значит, от всех скорбей Он избавил меня, не освобождая меня от скорбей, но вместе с испытанием даруя и силу выдержать (См. 1Кор. 10:13).

Гомилии на Псалмы


Скорбь же обретает всякого праведника по причине избранной им жизни. Ибо уклоняющийся от пути широкого и просторного, идущий же путем скорбным и тесным «обретается» скорбями. Живо изобразил сию истину Пророк, сказав: «В скорбех, обретших ны зело» (Пс. 45:2). Как одушевленные животные, уловляют нас скорби, производя в нас терпение, чрез терпение же искусство, а чрез искусство — упование. Посему и Апостол говорит: «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие». И «многи скорби праведным» (Пс. 33:20). Но кто мужественно и несмущенно претерпел искушение скорби, тот скажет: «Во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны» (Рим. 8:37), и столько далек от того, чтобы отказываться от скорбей, страшиться их, что, напротив того, множество несчастий обращает в повод к похвальбе, говоря: «не точию же, но и хвалимся в скорбех» (Рим. 5:3).

Беседы на псалмы. На псалом 45

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-27 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам

Смотри, с какою силою апостолы все делают. Они ра­зорвали одежды, бросились, стали взывать громко, и все это – по расположению души, по отвращению к случившемуся и в знак своей скорби. И действительно прискорбно было, поистине неутешной было скорбью то, что их приняли за богов, как будто они вводили идолослужение, которое пришли разрушить. А подстроено это было диаволом. Они же не остаются безмолвными, но что? «И мы», говорят, «подобные вам человеки». Тотчас же остановили зло в самом начале. Не сказали просто: «человеки», но: подобные вам. Потом, чтобы не подумали, что и они почитают богов, послушай, что присовокупляют: «благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». Смотри: они не упоминают о пророках, и не говорят, для чего (Бог), бу­дучи Создателем всего, попустил язычникам жить по своим законам. «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (ст. 16). О том, что (Бог) попустил, (Павел) говорит, а для чего попустил, еще не (говорит); останавли­вается пока на самом нужном, не упоминая и о имени Хри­ста. «Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (ст. 17). Смотри: он не хочет увеличивать вины их, но научает их лучше относить все к Богу. (Апо­столы) знали, что не столько должно заботиться о том, чтобы сказать что-либо достойное о Боге, сколько о том, чтобы сказать полезное слушателям. Заметь, как прикровенно он указывает и на вину их. Ведь если (Бог) столько делал для них, то они достойны наказания за то, что, наслаждаясь такими благами, не познали своего Питателя. Но он не говорит этого явственно, а только намекает, говоря: «подавая нам с неба дожди». Так и Да­вид говорил: «обогатились от плода пшеницы, вина и елея» (Пс. 4:8); и во многих других местах, когда рассуж­дает о творении, указывает на это. Иеремия также говорит сна­чала о творении, а потом о промышлении, являющемся (в нис­послании) дождей. Ими и он руководствуется в своей речи. «Исполняя», говорит, «пищею и веселием сердца наши». Пища (подается) в изо­билии, а не только в довольстве и соответственно нужде. «И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы» (ст. 18). Поэтому они еще более достойны были удивления. Видишь ли, что они о том и заботились, чтобы остановить это безумие? «Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (ст. 19). Под­линно сыны диавола! Не только в своих городах, но и вне их они поступают так и употребляют столько же усилий ко вреду проповеди, сколько апостолы к ее утверждению. «И, возбудив народ», говорит, «побили Павла камнями и вытащили за город». Здесь исполняется сказанное: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). Это больше, не­жели воздвигнуть хромого. Язычники приняли их за богов, а иудеи «убедили, и, возбудив народ»: не всем же было обычно удивление относительно их (апостолов). И смотри, в том же самом городе, в котором столько удивлялись им, они претерпевают страдания; и это было полезно для видевших. А что (Бог) для этого попустил им страдать, послушай, как (сам апостол) указывает на то, когда говорит: «я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит» (2Кор. 12:6).

«Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город» (ст. 20). Видишь ли его ревность? Видишь ли горячее и пламен­ное усердие? Он вошел опять в тот же самый город, и от­сюда делается явным, что если он (потом) и удалился, то потому, что хотел сеять слово (в других местах) и что не нужно было раздражать ярость их. Это не менее чудес про­славляло их и еще более радовало. Нигде не говорится, чтобы они возвратились, радуясь о том, что сотворили знамения, но – что удостоились принять бесчестие за имя Его. Этому научились они от Христа, Который сказал: «не радуйтесь, что духи вам повинуются» (Лк. 10:20). Истинная и чистая радость – потерпеть что-либо за Христа. Потом они посетили все те города, в ко­торых подвергались опасностям. «А на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (ст. 21, 22).

Так они говорили, так убеждали. «Утверждая», гово­рит (писатель), «души учеников». Таким образом они были утвер­ждаемы и еще более присоединялись. Предсказывали им (стра­дания), чтобы те не соблазнились, так как следовало одному и тому же быть не только с апостолами, но и с учениками, чтобы они тотчас же с самого начала познали и силу пропо­веди, и то, что и им надлежит страдать, и чтобы стояли мужественно, не удивляясь только знамениям, но еще более (укре­пляясь) против искушений. Потому и сам он сказал: «таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите» (Флп. 1: 30). Гонения следовали за гонениями, повсюду были брани, преследования, побивание камнями: каково утешение? Как они убе­ждали, в самом начале беседуя о страданиях? Но вот и дру­гое утешение. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (ст. 23). Видишь ли ревность Павла? «Помолились», говорит, «с постом и предали их Господу». Вот рукоположение с по­стом; опять пост, очищение душ наших. «Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию» (ст. 24, 25). Чтобы ученики не пали духом от­того, что принятые за богов претерпевают такие страдания, – они пришли к ним и беседовали. И заметь: наперед отхо­дят в Дервию, чтобы дать им успокоиться от ярости; а по­том опять в Листру, Иконию и Антиохию, уступая им, когда они были раздражены, и опять обращаясь к ним, когда они успокоились. Видишь ли, как они не все совершали бла­годатию, но иное и собственным тщанием? «А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили» (ст. 26). Для чего приходят опять в Антиохию? Чтобы возвестить о случившемся там. Кроме того, чрез это устрояется и великое дело: надлежало наконец открыто проповедовать язычникам; потому они и приходят воз­вестить, чтобы те могли знать об этом, – а случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками, – и чтобы они, получив потом подтверждение из Иерусалима, шли (к язычникам) открыто. Или иначе: из этого обнаруживается их не надменный нрав. Пришедши, они показывают и свое дерз­новение, так как они и без тех (апостолов) возвещали языч­никам, и послушание, так как извещают их об этом: со­вершив такие дела, они не возгордились. «Откуда были преданы», говорит (писатель), «благодати Божией». Дух повелел тогда; но известно, что принадлежащее Духу принадлежит и Сыну, потому что одна у Них власть, как одна природа Сына и Духа. «Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (ст. 27, 28). И следовало, по­тому что город был большой и имел нужду в учителях. Но обратимся к вышесказанному. Они поразили их самым ви­дом своим, разодравши одежды. Тоже сделал и Иисус На­вин после поражения народа (израильского – Нав.7:6). Не подумай, что это недостойно их и их благоповедения: иначе они не остановили бы такого порыва, иначе не угасили бы этого пла­мени. Так и мы да не оставляем делать то, что бывает нуж­но. Если и таким образом они едва убедили их, то чего не было бы, если бы они не поступили так? Если бы они не сделали этого, то можно было бы подумать, что они не смиренномудры и более заботятся о собственной чести. И обрати внимание на речь, умеренную в упреке, исполненную вместе удивления и упрека. Это-то особенно и остановило тех, т.е. слово: «и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому». Как бы так сказали: хотя мы – люди, но больше этих (богов), потому что они мертвы. Смотри, как они не только останавливают, но и научают, и ничего не говорят о предметах невидимых. «Который сотворил», говорит, «небо и землю, и море, и все, что в них». Свидетелями называет сами време­на. О, неистовство иудеев! Они осмелились придти к народу, столько почтившему апостолов, и побить камнями Павла. Из­влекли его за город, может быть боясь народа. «Они помолились», говорит (писатель), «с постом и предали их Господу». Учили поститься среди искушений. Не говорили о том, что они сами сделали, но «что сотворил Бог с ними». Мне кажется, что они говорили об искушениях. Пришли сюда не напрасно и не с тем, чтобы успокоиться, но предусмотрительно будучи руково­димы Духом, чтобы более утвердилась проповедь между языч­никами. Но почему, скажешь, они не поставили пресвитеров в Кипре и в Самарии? Потому что последняя была недалеко от апостолов, а первый – от Антиохии, отчего слово (там) и под­держивалось; здесь же имели нужду в большем утешении, особенно верующие из язычников, которых надлежало много научать. Они пришли научать, потому что были истинно рукопо­ложены Духом. И посмотри на ревность Павла. Он не спра­шивает, должно ли проповедовать язычникам, но тотчас же проповедует; потому он и говорил о себе: «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16).

Гомилии на Деяния Апостолов

Авва Дорофей, прп. (†565)

Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие

Однажды я спросил старца авву Варсануфия: «Владыко, Писание говорит, что «многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие», а я вижу, что не имею никакой скорби; что мне делать, чтобы не погубить души своей?» Потому что я не имел никакой печали. Если случалось мне иметь какой-нибудь помысл, то я брал дощечку и писал к Старцу (когда я ещё не служил ему, то вопрошал его письменно), и прежде чем я оканчивал писать, чувствовал уже облегчение и пользу: так велико было мое беспечалие и спокойствие. А я, не зная силы этой добродетели и слыша, что «многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие», боялся, что не имел скорби. Итак, как я объяснил это старцу, он отвечал мне: «Не скорби, тебе не о чём беспокоиться: каждый предавший себя в послушание отцам имеет такое беспечалие и покой». Богу же нашему да будет слава во веки. Аминь.

(Из поучения 1-го. Об отвержении мира)


Итак, никогда не попускал я себе повиноваться своему помыслу, не вопросив (старца). И поверьте мне, братия, что я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже и скорбел об этом, как я уже и говорил вам о сем; ибо слышал что многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие, и, видя, что у меня нет никакой скорби, я боялся и был в великом недоумении, не зная причины такового спокойствия, пока старец не объяснил мне того, сказав: не скорби, ибо каждый, предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие.

Душеполезные поучения. Из поучения 5-го. О том, что не должно полагаться на свой разум

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-28 Приидоша от Антиохии и Иконии нецыи иудеи: и стязающымся им с дерзновением, наустиша народы отступити от них, глаголюще: яко ничтоже истинно глаголете, но все лжете, и наустивше народы, и камением побивше Павла, извлекоша вне града, мняще его умерша. Окрест же ставшым его учеником, востав вниде во град: и наутрие изыде с Варнавою в Дервию. Благовествовавше же граду тому, и научивше многи, возвратишася в Листру и Иконию и Антиохию: Утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Рукоположше же им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви, в негоже увероваша. И прошедше Писидию, приидоша в Памфилию: И глаголавше в Пергии слово Господне, снидоша во Атталию. И оттуду отплыша во Антиохию, отнюдуже беша преданы благодати Божией в дело, еже скончаша. Пришедше же и собравше церковь, сказаша, елика сотвори Бог с ними, и яко отверзе языком дверь веры. Пребыша же тамо время не мало со ученики

Наустивше народы. Посмотри на бешенство иудеев: проникли в народ, который оказал такую честь апостолам, и убедили его побить Павла камнями. А вытащили его вон из города, потому что боялись. Да притом они старались лишь подорвать проповедь. Но видишь ли ты пламенную ревность Павла? После того, как его выбросили вон из города, он снова пришел в тот же самый город, чтобы показать, что если где, в подобных случаях, он и удалялся, так потому, что должен был сеять слово Божие и что разжигать гнева не следовало…. И яко многими скорбми подобает нам внити в царство Божие. Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в царство небесное, и Господь назвал узкими и тесными, то есть, полными стеснений. Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога. Рукоположив же им пресвитеры. Научали поститься даже во время испытаний; постом сопровождались и хиротонии. Но в Кипре не поставили пресвитеров; тоже и в Самарии: последняя находилась близ Иерусалима и апостолов; да и в самой Антиохии слово Божие укреплялось. А здесь новоуверовавшие и в особенности те из язычников, которым необходимо было назидание, нуждались в большой поддержке. Но обрати внимание на то, что Павел и Варнава имели сан епископский; потому что рукополагали не только диаконов, но и пресвитеров. Пришедше же во Антиохию и собравше церковь, сказаша, елика сотвори Бог с ними. Не сказал апостол: «что сотворили они», но: «что сотворил Бог с ними». И яко отверзе языком дверь веры. Отверзением двери называет учение, которое приняли чрез апостолов язычники. Пребыша же тамо время не мало со ученики. Так как город был велик, то в нем была нужда в учителях.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Многими скорбями — не малыми, заметьте, но многими и разнообразными — подобает нам внити в Царствие Божие. Так определило Слово Божие. Это же всесвятое Слово повелело нам не бояться скорбей, потому что они попускаются нам Промыслом Божиим, а Промысл Божий, попуская нам их по существенной необходимости и пользе их для нас, неусыпно бдит над нами и хранит нас. Так врач для исцеления больного дает ему горькие, отвратительные и мучительные лекарства и в то же время тщательно ухаживает за ним.

Избранные письма. Письмо 282

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Апостолы не говорят: многими познаниями подобает внити в Царствие Божие, хотя сие, по-видимому, было бы сообразно с сокровищами премудрости и разума (Кол. 2:3) сокровенными во Христе. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания не многими познаниями, не многим смирени­ем, не высокими созерцаниями, но очень простой молитвой: Боже, милос­тив буди мне грешному (Лк. 18:13). Не говорят: многим временем подобает внити в Царствие Божие, хотя и на земле многое достигается не скоро, а небо, кажется, далее земли. Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближе­ния к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте в несколь­ко часов и даже, может быть, в несколько минут совершил путь от врат адовых до дверей рая. Не говорят: многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие, хотя то правда, по слову Самого Иисуса Христа, что Царствие Не­бесное нудится (Мф. 11:12). Видно, успех усилий, которыми достают Цар­ствие Небесное, не всегда определяется тягостью трудов и числом подви­гов. Перстень сына царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окон­чил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой (Лк. 15:21), а не успел еще принести просьбы, как ему даровано более, нежели он смел желать и надеяться. Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но — говорят апостолы — многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Видно, скорби паче других средств и пособий нужны и полезны для достижения Царствия Божия. Разум, не довольно покоренный вере, не довольно ею просвещенный, не вдруг усмотреть может, подлинно ли и почему путь к Царствию Божию должен лежать непременно через скорби. Что, кажется, за необходимость заставлять человека страдать, чтобы потом сделать его блаженным? Отсюда может родиться догадка, не относится ли учение о скорбях ради Царствия Божия только до первенствующих христиан, которым надле­жало вытерпеть гонения от иудеев и язычников, до утверждения христи­анства во вселенной. Сим подлинно христианам и в сих обстоятельствах апостолы Павел и Варнава говорили о многих скорбях ради Царствия Бо­жия и притом вскоре после того, как Павел перед их глазами, в Листре, едва не до смерти побит был камнями за проповедование христианства. Но что учение о скорбях ради Царствия Небесного есть не временное только и частное, а всегдашнее и всеобщее в христианстве — в сем нетруд­но удостовериться из наставлений Самого Иисуса Христа, не случайных и примененных к особенным обстоятельствам, но коренных и всеобщих.

Слова и речи

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Не определено, какими «скорбьми», а вообще сказано — «многими», ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению, и внутреннему устроению, и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому — другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило (Лк. 21:19): в терпении вашем стяжите душы вашя; и: претерпевый до конца, той спасется (Мф. 10:22).

Письма

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

У человека сердце свихнуто с своего места диавольскою силою и сильно заражено дыханием диавола; надо, чтобы Сам Господь направил, очистил его; для этого — Святые Таинства, и в особенности — величайшая Тайна Тела и Крови Владычних. Но и направленное и очищенное, оно часто снова свихивается и оскверняется. Это потому, что человек имеет от рождения своего наследственно испорченную волю, для исправления которой нужен продолжительный навык действования по одному и тому же закону. К этому клонятся все скорби сердечные, болезни, искушения многоразличные от злых духов. Нечистое сердце может быть исправлено не иначе, как многими скорбями, и потому апостол говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Так сильно замаранное платье, окуная в горячую воду, сильно трут и мнут, чтобы со всех его точек стереть приставшую грязь; так врачи употребляют иногда прижигания и вырезывания больных мест, чтобы предотвратить гниение тела и болезни его.

Дневник. Том III. 1859–1860

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян.6, а не по назначению, как у православных.

Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян.6, и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших (Деян.14:22-23; Тит.1:5). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет.

Оружие правды

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. 24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. 27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. 28 И пребывали там немалое время с учениками.
 

Проповедав Евангелие сему городу и приобретши здесь довольно учеников, Павел и Варнава предприняли обратное путешествие, посетили уже основанные Церкви в областях Малой Азии, утверждая юных христиан в вере и благоустрояя среди них христиански-церковную жизнь, и, наконец, возвратились в Антиохию Сирийскую, откуда предприняли они свой проповеднический путь.

Пребывание апостолов в Антиохии продолжалось немалое время.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,

22. Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере, и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали.

Приобретши довольно учеников: в Дервии проповедь Павла и Варнавы была благоуспешнее или по крайней мере благополучнее, чем в Листре; здесь они не подвергались гонению со стороны иудеев и – приобрели учеников довольно.
– Отсюда, из Дервии, апостолы решились предпринять обратное путешествие в Антиохию сирскую, откуда первоначально предприняли они все это путешествие в языческие страны (Деян.13:1 и д.), но не ближайшим путем – через соседнюю с Ликаонией Киликию и потом морем, а решились посетить все, по крайней мере, главнейшие, основанные ими в Малой Азии христианские общества, а потому из Дервии опять воротились назад в Листру, потом в Иконию, потом в Антиохию писидийскую, во все те города, где они подвергались гонению, где угрожали им смертью. Цель этого посещения дееписатель кратко указывает далее, когда характеризует общими чертами их деятельность во всех этих городах.
– Утверждая души учеников и пр.: новоустроенным малоазийским христианским общинам могли угрожать разные опасности от неверующих иудеев и язычников, особенно, по отшествии от них апостолов. Когда апостолы были среди них, то вся ненависть врагов христианства сосредотачивалась, главным образом, на них, и они все выносили на себе, а теперь эти общества должны были сами выносить все, что может встретиться тяжелого. Для этого нужны были крепость духа, твердость веры и прочная внешняя организация общин. – Посему апостолы, оставив Малую Азию, посещали снова устроенные общества, утверждая души учеников словом и делом и собственным примером, увещевая пребывать в вере в Христа, при всяких соблазнах и опасностях и бедствиях, и научая, что многими скорбями надлежит по божественному определению нам, христианам вообще, войти в Царствие Божие, войти в которое составляет цель всей жизни христианина. Этот именно пункт особенно выставляется здесь в теперешнем учении апостолов, потому что уверенность в этой именно истине теперь особенно требовалась для новообращенных. Они видели, что сами проповедники царства подвергаются гонениям и преследованиям и они сами должны ждать того же; что же это за путь к царству? Апостолы и поучают, что этот путь скорбей и страданий – необходимый путь, так должно быть, этим путем шел и сам Основатель христианства и вошел в славу свою, – и последователям свои предрекал то же. «Поэтому врата, ведущие в царство небесное, Господь и назвал узкими и тесными, т.е. полными стеснений (Мф.7:14). Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота и скорбь, но скорбь из-за веры в Бога» (Феофил.).
– При сем апостолы рукоположили пресвитеров к каждой церкви, – предстоятелей и руководителей каждой общины, чем давалась и внешняя прочная организация общинам, – и совершителей тайн (см. прим. к Деян.11:30).
– Рукоположив: возложив руки и тем посвятив на особое служение в церкви. Подобным рукоположением апостолы посвятили диаконов (см. прим. к Деян.6:2–6), здесь – пресвитеров, предстоятелей каждой частной церкви, даже может быть не по одному в каждой общине, как указывает выражение дееписателя. При прощании с каждой отдельной общиной апостолы возносили молитвы Богу с постом, как делали при всяких важных случаях (Деян.13:3 и др.) и предали их, т.е. новообращенных христиан вместе с новопоставленными им предстоятелями, Господу, милости и покровительству и благоволению Господа Иисуса Христа, в которого они недавно уверовали.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

Из Дервии, после благоуспешной проповеди, апостолы предпринимают обратное путешествие в Антиохию Сирийскую, через все ранее посещенные места (Деян. 13:1 и д. ), укрепляя верующих на готовность блюсти веру Христову, несмотря на все гонения, скорби и испытания, составляющие для верующих вернейший путь в Царство Небесное (Мф. 7:14).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

20. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,

22. утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.


 

Избитый в Листре, Апостол Павел вместе с Варнавою отправились в город Дервию, где проповедовали с обычным успехом, а потом чрез Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую возвратились в Антиохию Памфилийскую или Сирскую, причем повсюду увещевали христиан быть твердыми в вере и не смущаться выпадающими на их долю скорбями, как ведущими в Царство Небесное, в чем очевидным примером был для всех сам Павел, избитый так, что его считали уже умершим.

«Видишь ли его (Павла) ревность? (говорит святой Иоанн Златоуст). Видишь ли горячее и пламенное усердие? Он вошел опять в тот же город, и отсюда делается явным, если он (потом) и удалился, то потому, что хотел сеять слово (в других местах) и что не нужно было раздражать ярость их. Это не менее чудес прославляло их и еще более радовало. Ибо истинная и чистая радость претерпеть что-либо за Христа. Невозможно получить Царствие иначе, как чрез крест. Если во время войны нельзя спастись, предаваясь неге, тем более во время этой брани. Обедаем ли, ходим ли, – враг всегда стоит подле нас. Поверьте мне, иным можно терпеть страдания лютее тех, какие претерпел Павел. Тогда побивали его камнями, а ныне можно быть побиваемому словами тяжелее камней». «Без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в Царство Небесное, Господь назвал узкими и тесными, т. е. полными стеснения. Но в Царство Небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога» (Феофилакт). «Что учение о скорбях ради Царствия Небесного не есть временное только и частное (для первенствующей Церкви), а всегдашнее и всеобщее в христианстве, в сем не трудно удостовериться из наставлений Самого Иисуса Христа, не случайных и примененных к особенным обстоятельствам, но коренных и всеобщих» (говорит преосвящ. митрополит Филарет; см. т.IV, стр.42). «Бог есть потребность скорбящего сердца. В счастье человек забывает Бога, в несчастье же, наоборот, вспоминают Бога и забывшие Его. Частые же страдания и скорби, а особенно опасности смертные держат душу в постоянном напряжении и стремлении к Богу Спасителю. А сохраняя и поддерживая душу в этом направлении, соблюдают ее, по возможности, от всякой скверны плоти и духа, и действительно приближают к Богу. Так и достигает человек Царствия Божия многими скорбями» (преосвящ. Никанор, архиепископ Херсонский, т.IV, стр.646).

«На другой день (после побиения камнями) Апостол удалился в соседний город Дервию, лежавшую вблизи Листры, но уже глубже в горах, на границе с Исаврией. В это время Дервия принадлежала Галатийскому князю Аминте, который отнял ее у тирана Дербета, друга Цицерона. В Дервии проповедь Апостолов имела успех. Вероятно, в это время обращен был и тот Гаий Дервянин, который сопровождал Апостола во время его путешествия по Македонии, Греции и Малой Азии (Деян.20:4). Дервия была конечным пунктом путешествия Апостола, откуда он возвратился в начальный пункт – Антиохию Сирийскую, куда они отправились прежним путем» (см. у Артоболевского, 305–306 стр.).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие

…с целью утвердить души учеников, то есть ободрить их в предстоящих им скорбях и гонениях за исповедание Имени Христова, и поучая их «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Это поучение вполне согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа, Который путь спасения называл «путем узким и вратами тесными» (Мф. 7:13-14) и в Своей прощальной беседе с учениками предрек им: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Путь скорбей и страданий — необходимый путь для каждого желающего спастись, ибо этим путем шел и Сам Божественный Основатель христианства. Неправы поэтому протестанты и сектанты, считающие себя уже спасенными только потому, что они уверовали, и отрицающие необходимость личного подвига для спасения.

Книга Деяний Святых Апостолов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible