Скрыть
и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера

И да избавимся от безчинных и лукавых людей, то есть от преследователей и лицемеров, ибо не всех есть (не всем дается) вера, хотя по любви своей мы ревностно возвещаем ее каждому человеку.

Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам

Августин Аврелий, блж. (†430)

и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера

Мог бы, конечно, человек, превозносящийся над другим, сказать: меня отличает моя вера, моя праведность, или еще что другое. Предотвращая такие мысли, благой учитель говорит: Что имеешь, чего бы не получил? (1Кор. 4:7). От кого ты это имеешь? Разве не от Того, Кто отличил тебя от другого, не даровав ему того, что даровал тебе? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор. 4:7). Итак, я спрашиваю, неужели апостол хочет чего-нибудь другого, кроме как того, чтобы всякий хвалящийся хвалился о Господе (2Кор. 10:17)? Ничто так не противоположно этой мысли, как то, чтобы каждый хвалился своими заслугами так, словно он сам их снискал, а не благодать Божия. Речь идет о благодати, которая отличает добрых от злых, а не той, которая обща для добрых и злых. Итак, существует благодать, которой наделена наша природа, согласно которой мы являемся разумными животными и отличаемся от скотов; и есть также благодать, которой наделяется наша природа, которой среди самих людей красивые отличаются от безобразных, а талантливые от тупоумных, и все другое, к этому относящееся. Но тот, кого обуздывал апостол, превозносился не над скотом, не над другим человеком в каких-либо природных дарах, какие могут быть и у худших из людей. Но превозносящийся приписывал себе, а не Богу, что-то из того, что относилось к благой жизни. За то и заслужил услышать: Ибо кто отличает тебя ? Что имеешь, чего бы не получил? (1Кор. 4:7). Природе принадлежит способность иметь веру, но разве принадлежит ей само обладание этой верой? Ибо не во всех вера, хотя возможность иметь веру принадлежит всем.

О предопределении святых


После того, как они удивились тому, что видят Его восхождение, они, однако, обрадовались, что Он идет на небо, ибо Глава предваряет члены 1), и в этом их надежда; и услышали они голос ангела: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус… приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11).

Что значит: приидет таким же образом? Он приидет в том же виде, так что сбудется Писание: воззрят на Того, Которого пронзили (Ин. 19:37) 2). Он приидет таким же образом. Он приидет к людям, приидет как человек. Но это будет Богочеловек, приидет истинный человек и Бог, чтобы сделать людей богами. Взошел на небо Судия небесный, прозвучал глас Глашатая небес. Для нас это веская причина не бояться грядущего суда. Ведь Он взошел на небеса. Те, кто это видел, нам об этом возвестили. Те, кто не видел, уверовали. А иные, неверующие, посмеялись, ибо не во всех вера (2Сол. 3:2).

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера

Апостол говорит о тех, которые возражали против его проповеди и враждовали против догматов веры, каков был Александр медник. На это он намекнул, сказав: ибо не во всех вера, то есть не все веруют, но достойные. Подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал, что не все удостаиваются служить в царском воинстве, но только годные для этого. Он в то же время и ободряет их, представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их. Незаметно дает разуметь и о причиненных ему опасностях со стороны тех, которые противились слову. И то имеет для них немалое утешение, что Павел, будучи столь высок, все еще боролся с опасностями.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Прочее, молитеся о нас, братие, да слово Господне течет и славится, якоже и в вас, и да избавимся от злых и лукавых человек; не всех бо есть вера

Просит молиться о себе. «Равного просит как бы воздаяния» (Дамаскин). «Прежде он молился об них, чтоб им утвердиться в вере. Теперь обращается к ним с просьбою, прося их, чтоб они помолились об нем» (Златоуст). «Вместе с тем он ободряет их и воодушевляет, считая их довольными к тому, чтоб молиться об учителе» (Экумений), или представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их (Феофилакт).

Просит молиться о себе, но не о чем-либо временном, а об успехе слова, проповедать которое считал он задачею своей жизни, делом, дороже самой жизни. Любовь к Евангелию и ревность о распространении его простиралась у Апостола До самозабвения. Для этого сначала самого он предал себя на смерть, и так имел себя, как бы был насмертник (1Кор. 4:9). Нечего было потому заботиться о чем-либо, нужном для жизни, или о самой жизни, только бы успех слову был. «Ничего не просит собственно себе, но все Божиего» (Феофилакт), просит «не о том, чтоб не подвергаться опасностям, ибо на это он обрек себя, на сие лежит, как сказано в первом послании (1Сол. 3:3), но да слово Божие течет» (Златоуст), «да течет проповедь Евангелия и всеми с верою приемлется » ( Экумений).

Слово Господне — слово Божие (1Сол. 2:13), то, которое Сам Господь преподал Апостолам, заповедав им научать ему вся языки, то же, что Евангелие: вы под гневом Божиим за праотеческое преступление и свои собственные грехи, - се благовествуем вам радость: Сын Божий за нас умер и отвратил за нас гнев Божий. Уверуйте, и будете приняты в милость Божию и благодать Его на благоугождение Ему.

Течет, беспрепятственно и быстро распространяется, не встречая преград, не будучи ничем стесняемо и останавливаемо (2Тим. 2:9). Как течет какая величавая река, широко разливаясь, так да течет чрез уста Апостолов Евангельская проповедь и напояет всю землю.

Славится, да оказывает свои славные, благодетельные действия на умы, и сердца, и нравы, и чтится за то, как нечто великое, дивное, Божественное, сначала вами, а потом чрез вас и всеми. Слава не земная сопутствовала слову Божию всюду, Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменми (Мк. 16:20). Но это внешняя слава. Славнее было, когда уверовавшие слову принимали благодать и обновлялись. Как в этом — цель слова, а путь к сему — вера, то, прося молитв о славе слова, Апостол просит молиться, чтоб сердца всех отверзались на приятие слова верою и привлекали чрез то дивные благодатные осенения. В этом, собственно, слава слова, не так блестящая, но многодейственная. Сподобившиеся сего и сами дивились, говоря: вот что сделало во мне слово! И другие говорили, дивясь: смотри, какими их сделало слово!

Якоже и в вас, - «так же, говорит, как у вас оно текло и уверовано» (Экумений); «чтоб и все так же покорились ему, как вы» (Феофилакт). Свидетельство самого святого Павла, что между солунянами проповедь его скоро распространилась, многих привлекла и славные оказала действия, так что его славили и сами солуняне, и сторонние, видевшие их веру. Тут похвала солунянам (Златоуст) за скорое их обращение и привязанность к вере. Великая похвала! Вспомнив, как у них скоро и легко водворилась вера и как, напротив, много встречает она пререкателей в Коринфе, с отрадою останавливается на первом, желая избавления от этих последних. Он говорит как бы: вы лучше коринфян; дал бы Бог, чтоб коринфяне и окрестные, и все повсюду были таковы же, как вы. Всякий может видеть, как эта похвала уместна здесь по цели Апостола расположить неисправных к исправности. Видна мысль: столько вы славны; не допускайте же, чтоб среди вас были неисправные, бесславящие все общество своим бесчинным поведением.

И да избавимся от злых и лукавых человек. «По видимому здесь (в связи с 1 стихом) два прошения; но составляют они одно; потому что, когда побеждены будут лукавые, тогда и слово проповеди потечет невозбранно» (Феодорит). Чтоб слово Божие расширялось в Коринфе и окрест, Апостол желает избавиться вообще от врагов слова сего, мешающих его успехам. Он называет их злыми и лукавыми. Злые с греческого ατοπων, что значит неуместный и в отношении к людям не умеющий действовать сообразно с обстоятельствами времени, места и лиц, нелепый, бестолковый. Здесь оно может иметь значение: упорный крикун, который, не внимая никаким резонам, только поперечит, иногда крича без умолку и тем производя смятения и не давая другим вслушиваться в силу слова. Лукавые πονηρων, что предполагает хитрость, злонамеренность. Это, может быть, такие, которые меньше говорили, а больше действовали, строя ковы и на всех путях полагая препоны апостольскому действованию. Святой Златоуст разумеет здесь поперечителей и противодействователей: «Апостол говорит здесь о тех, которые опровергали его проповедь, восставали и враждовали против догматов веры, о людях, которые противоречили и противодействовали (его проповеди), как Именей и Александр ковач. Зело бо, говорит, противятся словам нашим» (2Тим. 4:15).

Иные хотели поточнее определить отношение сих лиц к вере, опираясь на следующие за сим слова: не всех бо есть вера. Но как вера может иметь не одно значение, то и они разошлись во мнениях. Не всех вера, можно так понимать: не всех вера христианская; это будет указывать на тех, которые совсем не веруют. Или: не всех вера правая. Это будет указывать на тех, которые хоть и приняли христианское учение, но не право его содержат, искажая своими мудрованиями. Или: не всех есть вера настоящая. Это будет указывать на тех, которые, хоть и право веруют, но не живут по вере, вера их слаба, не имеет столько напряжения, чтобы и нравы их устроять по своему духу. Отсюда видно, что под лицами, о коих говорит святой Павел, можно разуметь или неверов, или зловеров и лжеверов, или носящих только имя верующих (может быть, индифферентов). Первого рода людьми можно считать иудеев-фанатиков, кои, всюду восставая против Евангелия сами, нередко подбивали к тому же и язычников. Второго рода людьми можно считать иудействующих, кои, принимая Евангелие, не хотели отстать и от ветхозаветного закона, или таких, кои, принимая проповедь апостольскую, не соглашались на главный ее догмат о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия воплотившегося, какими были евионеи, - или таких, кои покушались Примешивать свои предыдущие заблуждения к христианским истинам, как Симон волхв. Эти два рода злых и лукавых человеков уже обнаружились к тому времени, когда писано послание. Могли они быть или показаться и в Коринфе, и святой Павел мог их разуметь. Но точно ли их разумел, утверждать нельзя, не имея никакого, даже малого указания. Потому безопаснее держаться мысли святого Златоуста и других древних наших толковников, что здесь разумеет Апостол вообще противоречителей и противодействователей, каких встретил он уже в Солуни и какие явно восставали против него и в Коринфе (Деян. 18:12 и далее). Лиц третьего рода неуместно здесь разуметь, потому что от них легко было избавиться или словом увещания, или строгостию суда, как сделано было потом в Коринфе с кровосмесником и как здесь же угрожает Апостол поступить, если ничего не делающие, но лукавно обходящие не послушают его повеления (стих 11).

Не всех бо есть вера. Не та мысль, что вера не ко всем идет, не для всех назначена, как бы Бог не хотел, чтоб все веровали, определив иных к неверию и пагубе. Ибо Господь есть Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9); почему, посылая на проповедь Апостолов, заповедал им просвещать верою вся языки (Мф. 28:19). Апостол хотел сказать просто, что не все веруют. Не все веруют потому, что не все хотят веровать. А почему кто чего хочет или не хочет, это не всегда можно понять и истолковать; ибо глубоко сердце человека. Но в отношении к вере Христовой безошибочно можно полагать: не хотят веровать, потому что никакой не имеют заботы о спасении души. Не имеют заботы о спасении и слова о сем спасении слушать не хотят. Другие у них интересы, другой строй ума и нрава: им и неприятно слушать слово, идущее наперекор сему строю и требующее перемены их. А что они так настроились, причина тому, конечно, в предшествующей жизни и в настоящих обстоятельствах. Но все же сам себя всегда образует человек и имеет всегда силу вести свои дела, как ему рассудится. Как ни повреждается он, вследствие общего падения своими личными худыми делами, всегда остается в нем здравая сторона, — чтоб преклониться пред очевидностию истины. Очевидность же Божественности Евангельской истины всюду была представляема Апостолами до непререкаемой осязательности. И неверы безответны. Конечно, много непостижимого в том, что, когда проповедь одна и та же, лица проповедующие одни и те же, и небесные свидетельства, сопровождающие то, одни и те же, - одни из массы внимающих сему веруют, другие не веруют, третьи даже враждуют и противодействуют. Но тут нет ничего фатального и безусловно предопределенного, а всему вина человеческое произволение. В слове Божием хоть и встречаем мы выражения, будто есть иные, отряженные на пагубу и неверие, которые так и именуются погибающими, а другие есть отряженные на веру и спасение, как учиненные в жизнь вечную (Деян. 13:48), которые и именуются спасаемыми, но в том же слове Божием объясняется также, что это бывает по прозрению Божию (1Пет. 1:2) и по предуведению (Рим. 8:28). Предвидит Бог, куда человек склонится, так и полагает тому быть. И это делает не безучастно, но все устрояет к тому, чтобы человек избрал добрый путь; и когда уже ничто не помогает, оставляет его в руки произволения его. Это все от века ведомо Богу и решено; а решено оттого, что один возлюбил пагубу, а другой спасение. Дал Бог человеку свободу и не нарушает прав ее. У нас есть какая-то склонность многое относить к фатальным определениям и многое тем разрешать для себя. На деле же все строится свободным произволением человека и самыми строгими законами правды и благости Божественной. Так и в настоящем случае, при словах: не всех вера, можно говорить: не все гожи к вере, или не все способны и достойны того, подобно тому, как из воинов не все допускаются служить при царских дворцах, а только способные и надежные, как говорят вслед за святым Златоустом Экумений и Феофилакт. Но настоящая истина одна: не их вера оттого, что не хотели веровать. Это выражают сказанные толковники во многих других местах; в настоящем же сказывает блаженный Феодорит: «Призвать — дело Божие, а наше — повиноваться. Так и Господь в священном Евангелии сказал: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет (Ин. 7:37); и: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и последует Ми (Лк. 9:23); потому что не принуждает по необходимости, но взыскует доброй воли».

Послание святого Апостола Павла к солунянам 2-е, истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера

то есть не все способны принять христианскую веру.

Дневник. Том II. 1857–1858

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера

Ап. просит Ф. молиться об успехе евангельской проповеди, чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. «Да слово Господне течет и славится» - по-слав. ; τρέχῃ καὶ δοξάζηται - по-греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении С. Б. (ср.: Пс. 146:5 и 19) и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв Ф. общины - чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член τω̃ν. Но где их искать? Едва ли эти враги - иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение «не во всех вера» собственно значит: «вера не есть удел всех», и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит - этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния (17:5, 13; 18:12 и д.).

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 1-2 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера

Апостол просит молиться о себе не лично, но как представитель Церкви и благовестник ее. А потому он просит молиться о том, чтобы вера христианская распространялась и славилась святыми людьми, а беспорядочных людей, только по виду христиан, не было бы. При этом он похваляет Солунян, а вместе упоминает о том, что есть в числе христиан недостаточно верующие. Св. Иоанн Златоуст говорит: «так как Апостол намерен потом приступить к обличению, то предварительно смягчает их сердца и тем, что говорить: я уверен в вашем послушании, – и тем, что просит у них молитв о себе, – и опять тем, что молится сам о ниспослании им бесчисленных благ». «Вспомнив, как у них скоро и легко водворилась вера, и как напротив много встречает она пререкателей в Коринфе, Апостол с отрадою останавливается на первом, желая избавления от этих последних. Он говорит как-бы: «вы лучше Коринфян, дал бы Бог, чтобы Коринфяне и окрестные и все повсюду были таковы же, как вы... Вы славны; не допускайте же, чтобы среди вас были неисправные, бесславящие все общество своим бесчинным поведением». Под злыми и лукавыми, о коих говорит святый Павел, можно разуметь или неверов, или зловеров и лжеверов, или только носящих имя верующих. Первого рода людьми можно считать Иудеев-фанатиков, кои всюду восставали против Евангелия сами и нередко подбивали к тому язычников. Второго рода людьми можно считать Иудеев, которые не могли отстать от ветхозаветного закона. Вообще же безопаснее держаться мысли св. Иоанна Златоуста и других древних толковников, что здесь Апостол разумеет противоречителей и противодействователей, каких встречал он в Солуне, и какие явно восставали против него в Коринфе (Деян. 18:12)» (преосвященный Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 1-2 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
 

Святой Павел просит солунян молиться за успех проповеди его о Христе Иисусе, дабы слово Господне, заповеданное Апостолам Господом (см. 1Фес. 2:13), подобно реке многоводной, распространялось беспрепятственно (см. 2Тим. 2:9), распространялось повсюду и прославлялось и внешне, знамениями и чудесами (ср. Мк. 16-20) и главное, внутренне, приятием слова и благодатным возрождением принявших, подобно тому, как было в Солуни. Просит святой Павел молиться и о том, чтобы Господь избавил его, и его проповедь от беспорядочных –упорных крикунов, не внимающих никаким резонам, но своим криком и шумом только производящих смятение, лукавых людей – хитрых, злонамеренных, повсюду противодействующих делу проповеди Апостолов (ср. Деян. 18:12-18). Ибо не все веруют в слово Господне.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible