Скрыть
потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою

Потому что всякое создание Божие хорошо (есть), - как и сказано о сем: и увидел Бог все, что создал, и вот было (это) хорошо весьма (Быт. 1:31), - и ничего отверженнаго (что должно отвергать) между ними, то есть ничего нет между ними скверного. Ведь верующие вкушают не с богохулением их (язычников), так чтобы осквернялись от этого. Равно и продаваемое мясо тех животных, кои убиваются самими язычниками, нимало не оскверняет их, ибо оно освящается чрез слово Божие и молитву, которую произносят над ним.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-5 Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесовским, в лицемерии лжесовесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение со благодарением верным и познавшым истину. Зане всякое созданиие Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою

Дух же явственне (ῥητῶς) глаголет, т.е. очевидно, ясно. Не удивляйся, говорит апостол Павел, тому, что теперь некоторые иудействующие отступают от веры. Будет время, когда вера распространится еще больше, тогда отступники от веры будут поступать еще хуже, подавая гибельные советы не только касательно пищи, но и касательно браков и многого другого. - Внемлюще духовом лестчым. Кто раз уже уклонился от веры, тот может наткнуться на всякую беду; по необходимости он должен уже внимать нечистым духам и бесам, которые уводят человека далеко от истины. И учением бесовским. Этим апостол Павел обозначает всяких еретиков, особенно же манихеев, энкратитов и маркионитов. – В лицемерии: в хитрости, лукавой изворотливости. Зная, что составленное ими учение ложно, они однако ухитряются ложь свою представлять в виде истины. - В лицемерии лжесовесник, сожженных в совести своей, – конечно, вследствие худой жизни, которую они проводят. Так как они сознают за собою много нечистого, то совесть их имеет на себе неизгладимые нажеги нечистой жизни. Будучи на самом деле таковыми, эти отступники от веры, вследствие страха мздовоздаяния, извращают истинные догматы и стараются убедить себя во всем, кроме только того, что Бог есть истинный судья, что есть воскресение мертвых и воздаяние как за добрые, так и за худые дела. – Возбраняющих женитися. Что же? А христиане разве не возбраняют вступать в брак? Нисколько: честна женитва во всех, и ложе нескверно (Евр. 13:4), говорит Апостол; но не желающие вступать в брак убеждаются хранит девство. Отступающие же от веры возбраняют брак, как нечто нечистое. Возбраняющих… удалятися от брашен. В словах Апостола – ἀπέχεσθαι βρωμάτων – нет ни ошибки против правильности речи, как полагали некоторые, ни какого-либо недосмотра; такое выражение свойственно аттической речи. Как в таких, напр., словах: έκώλυσε μη κλέπτειν (запретил не воровать), не заключается повеление воровать, или словами έκώλυσεἀπέχεσθαιἀρρητοποιὶας (дословно: возбранил удерживаться от невыразимо дурного поведения) запрещается дурное поведение, – так и слова: возбраняющих удалятися от брашен нужно понимать так, что лжеучители будут запрещать употребление известного рода пищи. Такого рода оборотов речи очень много как у греческих, так и не греческих писателей. - Яже Бог сотвори в снедение со благодарением. Смотри, как словом – снедение (μετάληψις – причастие, принятие) Апостол отверг наслаждение пищею (τρυφην – роскошь), так как снедение означает умеренное употребление пищи. И самое наслаждение пищею он отверг не как что-либо нечистое само в себе, а как вредное по своей неумеренности и расслаблению для души. Верующим, говорит Апостол, Бог сотворил брашна, чтобы они вкушали их с благодарением. Но не так бывает у неверующих: по своим собственным законам они воздерживаются от некоторых из них. - И познавшым истину. Все что было у иудеев, – все это было только прообразом, а теперь настала истина. Многое им было запрещено, но не потому, что оно было нечисто, а чтобы обуздать их неумеренность. Истиною Апостол называет здесь веру в Иисуса Христа. – Всякое созданиие Божие добро. Речь идет о съедомом. Апостол наперед уже опровергает ересь тех, которые утверждали, что материя не сотворена, и сюда же относили все, что употребляется в пищу. - И ничтоже отметно. Следовательно и вкушение с благодарением идоложертвенного не предосудительно, если только ты этого не знаешь; в противном случае ты сделаешься нарушителем закона, воспрещающего оскверняться идоложертвенною трапезою; значит, ты оскверняешься вследствие преступления закона. Точно также и все чистое, вкушаемое без благодарения, становится нечистым вследствие произвольной твоей неблагодарности. – Освящается бо словом Божиим и молитвою. – Если освящается, то значит оно не чисто? все само по себе чисто; но Апостол высказывает здесь две главные мысли против тех, которые утверждают, что некоторые яства нечисты: во-первых, что всякое творение Божие добро и нет ничего самого в себе нечистого, – а во-вторых, что если бы кто-либо утверждал, что то или другое творение не чисто, то против этого есть врачевство, именно: все освящается словом Божиим, т.е. молитвою. Здесь переставлены слова; а нужно помимать так: словом и молитвою к Богу.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо всякое творение Божие хорошо.

Ибо все, сказано, хорошо весьма (Быт. 1:31). Сказав: творение Божие, апостол обозначил все, что может быть употреблено в пищу, и таким образом уже ниспроверг заблуждение тех, которые вводят несотворенную материю и говорят, что из нее произошло все.

И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Если освящается что, то не значит ли это, что оно нечисто? Нет, апостол делает ограничение. Сперва он по существу говорит что нет ничего нечистого, потом с ограничением: допустим, говорит, что есть что-нибудь нечистое, но ты имеешь врачевство: осени крестным знамением, возблагодари, воздай славу Богу, - и нечистота исчезнет. Ибо благодарение все очищает; а неблагодарный сам нечист и скверен. Ужели таким образом мы можем очистить и идоложертвенное? Да, если мы не знаем, что это идоложертвенное; но потому, что мы нарушили закон, повелевающий не приобщаться в трапезе демонов. Следовательно, оскверняется произволение твое от преслушания, а пища по природе не бывает нечистой.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Освящается бо словом Божиим и молитвою

Освящается словом Божиим — можно так разуметь: освящается — освящено есть однажды навсегда — словом Божиим, — тем словом, какое изрек Бог по сотворении, что вся добра. Этим словом все, в том числе и все съедобное, признано и предлагается, как святое. Почему и приемлемо должно быть беззазорною совестию, как чистое и святое, с полным в том убеждением без малейшего сомнения. Или — освящается теперь, в час вкушения, и освящается словом Бога — призыванием имени Божия; так что: и молитвою — только поясняет: словом Божиим. Призывание имени Божия и молитвенное к Богу обращение делает святою всякую приемлемую пищу для того, кто ее принимает в таком духе. Но зачем же еще и особое освящение, когда, как сказано пред сим, всякая пища добра и никакая неотметна? Можно на это ответить так,—что этим указывается только на то, как исполняется условие, под коим, по Божию определению, ничтоже отметно, именно: на возношение благодарных к Богу чувств за дарование брашен с прошением благословения Его принять предлежащую пищу. Кто так принимает пищу, тот становится в ряд тех, для коих все приемлемое в пищу бывает свято и чисто.

Или святой Павел делает здесь как бы некую уступку: пусть будет, положим, что есть что-либо нечистое; но и такое все освящается, когда призовешь имя Божие. Так святой Златоуст: «если все добро,— то что значит: освящается словом и молитвою? Ибо очевидно, что то, что освящается, признается нечистым.—Не так нужно принимать эти слова. Здесь Апостол говорит против тех, которые некоторые яства считали чем-то скверным. Поэтому он и высказывает две главные мысли: во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно, и, во-вторых,— что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачевство: осени знамением креста, возблагодари, воздай славу Богу — и всякая нечистота исчезнет.— Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? (Да; впрочем, тогда), когда ты не знаешь, что это есть идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то, вкусишь от этого, то сделаешься нечистым, не потому, что это идоложертвенное, а потому, что, получив заповедь не приобщаться к Демонам, ты чрез это вошел с ними в общение. Следовательно, (идоложертвенное) не по природе своей нечисто, но оно становится таковым следствие твоего произволения и преслушания. — Что же? Ужели и свиное мясо не есть нечисто? Нисколько, когда вкушаешь его со благодарением, с крестным знамением; равным образом и все прочее не бывает нечистым. Нечисто произволение, которое не благодарит Бога». То же у Феофилакта с Экумением.

В сих словах Апостола видно начало молитвословий пред вкушением и после вкушения пищи, равно как и священных чтений, в продолжение стола.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою

Характеризуя этих лжеучителей, апостол указывает на то, что они будут запрещать брак как состояние, с их точки зрения, нечистое, и станут повелевать воздерживаться (по-русски глагол άπέχεσύαι не передан) от яств – очевидно, от некоторых яств, может быть, от мяса. Верующие не должны следовать таким учениям, потому что всякое создание, т. е. все, созданное Богом, хорошо, полезно для человека, разумеется, если он в употреблении этого соблюдает умеренность. В особенности нечего бояться осквернить себя пищею, когда принимаешь ее с молитвою и благодарением Богу, подавшему ее (Слово Божье – слово молитвы). По-видимому, апостол имеет здесь в виду лжеучителей преимущественно гностического направления, которые действительно иногда отрицали брак и проводили мысль о нечистоте некоторых яств.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-5 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,


Указывая выдающиеся предметы лжеучения, Апостол опровергает еретическое учение о безбрачии и невкушении некоторой пищи, говоря, что не предосудительно ничто, освящаемое молитвою и воспринимаемое с благодарением Богу.

«Демонам внимая, лжеучители охуждали иные яства и брак», пишет блаж. Феофилакт. «Впрочем (говорит он) Апостол разумеет при сем и все другие ереси, ибо все они – от прелести духов лжи и учения бесовского» (как-то: энкратистов, маркионитов, манихеев и других, открывшихся после). «Что же? Разве мы не возбраняем брачиться? Никак. Но тех, которые не хотят брачиться, направляем к хранению девства, внушая, что оно честнейшее есть, подобно тому, как, из того, что золото честнейшее есть, не следует, что серебро не честно. Итак, могущий пусть емлется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака». «Они называют мерзкими и брак и большую часть яств, в поругание Создателю оных, Который сотворил сие для употребления», говорит блаж. Феодорит. «Не безбрачие и воздержание отвергает Апостол, но обвиняет принуждающих вменять сие в закон».

По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «выражением: всякое создание Божие добро, Апостол обозначает здесь то, что может быть употребляемо в пищу. Если все такое есть создание Божие, то и добро: «ибо вся добра зело» (Быт. 1:31). Если же все добро, то что значит: «освящается словом и молитвою»? Ибо очевидно, что то, что освящается, признается нечистым. Не так нужно понимать эти слова. Здесь Апостол говорит против тех, которые некоторые яства считали чем-то скверным. Поэтому он и высказывает две главные мысли: во 1-х, что нет ни одного создания, которое было бы скверно, и во 2-х, что если бы что-нибудь и было скверно, то имеем против сего средства: осени знамением креста, возблагодари, воздай славу Богу, и всякая нечистота исчезнет». «Нечисто произволение, которое не благодарит Бога». «В сих словах Апостола (говорит преосв. Феофан) видно начало молитвословий пред вкушением и после вкушения пищи, равно как и священных чтений в продолжение стола. Что же, касается до возбранения брака, то не есть ли это порождение непощадения плоти, открывшегося в Колоссах (2: 23)? К нему очень естественно было придать возбранение брака, что Ефесяне и сделали». Новый наш толковник (П. Полянский), опровергая воззрение Баура на еретиков послания (гностиков), находит, что здесь очевидны не гностики, а особого рода Ефесские аскеты, которые выступали со своим учением о безбрачии в противовес Ефесской распущенности, но выступали так резко и неумело, что Апостол, похваливший в других случаях аскетизм (в посланиях к Римлянам и Коринфянам), должен был здесь высказаться неодобрительно о его крайностях. В заключении же своих суждений о чистом и нечистом, он говорит: «Речь Апостола совсем не имеет в виду гностические истины; Апостол учение о чистом и нечистом приписывает тем, которые отвратились от истины и через то дошли до умственно-нравственной распущенности и, утратив чистую совесть, стали разделять единое Божие творение на два отдела, на чистое и нечистое... Между тем, для нравственно чистых в употреблении пищи нет ничего нечистого, и представление чего-либо нечистым вполне зависит от нечистоты ума и совести представляющего» (см. стр. 74).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О браке.

Мф.19:6. Брачный союз непременно должен быть только «в Господе», т. е. должен быть освящен церковною молитвою: 1Тим.4:5. Такой брак должен быть не расторжим: 1Кор.7:39; Мф.5:32; Рим.7:2. Благословенный брак есть «тайна великая:» Еф.5:31-32; он уподобляется союзу Христа с Церковью: Еф.5:23. Сам Иисус Христос освятил брачный союз Своим присутствием: Ин.2:1-11.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.

4:5. Святой Павел останавливает внимание только на последнем предмете лжеучения, на запрещении яств. Первое же запрещение жениться, не удостаивает внимания, вероятно потому, что нелепость его для всякого сама собою очевидна. Пищу, говорит, Бог сотворил для питания людей, чтобы верные Ему, размышляя о благости Божьей в этом, воздавали Ему благодарение, вкушая сотворенную для их телесных потребностей пищу. Ибо по слову Божию, всякое создание Божье хорошо (см. Быт. 1:31), и может быть принимаемо в пищу незазорно. Ничем не следует гнушаться, как нечистым, напротив, все нужно принимать с благодарностью, как благодеяние и дар от руки Господней. При таком настроении, принимаемое в пищу делается священным – святым и от слова Божия, изрекшего, что сотворенное Им все добро, и ради благодарственной к Нему молитвы вкушающих.Все изложенное, как истинное учение о Церкви, о тайне воплощения Бога и нашего спасения, о ложных учениях – о браке и пище, святой Павел внушает Тимофею разъяснить христианам, что нужно, чтобы быть добрым служителем Христовым.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible