Скрыть
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Внимай себе и учению твоему, - и пребывай в них, дабы никоим образом ты не мог подвергнуться порицанию и в вере твоей, - во время гонения не отступай. А сие творя, не только себя спасешь добрым поведением своим, но и тех, кои слушают тебя, приведешь ко благу.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-16 Завещавай сия и учи. Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Дóндеже npиидy, внемли чтению, утешению, учению. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества. В сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех. Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе

– Тем, которые грешат и знают, что это грех, – тем нужно приказывать со властию, а тех, которые грешат по незнанию, нужно только учить. Наставляющий на добро учит, а запрещающий зло приказывает – Никтоже о юности твоей да нерадит. Епископ должен вести беседу властно. Но что же будут значить слова: кротость ваша разумна будет (γνωσθήτω – да будет известна) всем человеком (Фил. 4:5)? По отношению к тем, которые обижают его лично, епископ должен быть кроток, но он должен быть строг по отношению к тем, которые обижают согрешающих его братий. Или иначе: если ты будешь проводить вполне приличную жизнь, то не будут пренебрегать твоею юностью, которою обыкновенно легко пренебрегают. – Но образ буди верным, т.е. будь живым примером, правилом хорошей жизни для верных, – словом, говоря то, что должно говорить учителю; значит учитель должен готовиться, что сказать, – житием, в обычной жизни, в обращении с другими, – любовию, объемлющею всех, – духом, или духовным настроением, или даром благодати Святого Духа, именно чтобы не превозноситься им, – верою, правою или даже неколеблющеюся, когда кто верит Богу и в том, что представляется невозможным, – чистотою, непорочностью, девством, целомудрием. - Дондеже npиидy, внемли чтению. Вероятно, Тимофей, разлучившись с Павлом, сильно желал теперь видеться с ним. Потому апостол Павел утешает его двояким образом: обещает скоро придти и советует читать Священное Писание. Видишь ли, если он Тимофею заповедует читать Священное Писание, то что же нужно делать нам? Утешению, конечно направленному ко всему народу. – Не неради о своем даровании, т.е. об учении, или о епископстве, так как конечно дар Божий удостоится пастырства в юности. – Еже дано тебе бысть пророчеством. Епископы были поставляемы по велению Святого Духа, а не кое-как. Особый вид пророчества есть и то, когда свыше указывается на настоящее, как там, напр., в Антиохии: отделите Ми Варнаву и Савла (Деян. 13:2). – С возложением рук священничества: священниками (πρεσβυτεριου) названы здесь епископы, так как не пресвитеры же рукополагали епископ. – В сих поучайся (μελέτα). Заботься о том, о чем выше сказано: о слове, о жизни, о вере, о чистоте. Частым повторением этого повеления Апостол показывает, что епископу беспрекословно нужно соблюдать все это. Да преспеяние твое явлено будет во всех. Если же прeуспеяниe не будет весьма великим, то не будет очевидным во всех, т.е. для всех людей, или во всех вещах. - Внимай себе и учению. Будь внимателен не только к себе самому, но и к учению, чтобы и другим принести пользу. – Наконец, увещевая к твердости и непреклонности, Апостол говорит: пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися… Увещевая других, и сам увещевающий обличает себя и получает от этого пользу, потому что он стыдится погрешить в том, от чего он отвращает других.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вникай в себя и в учение

То есть будь внимателен к самому себе и других учи.

Занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Тот, кто питает себя словами учения, прежде сам извлекает пользу, потому что, уча других, он и себя приводит в умиление.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе

Внимай себе и учению. «То есть будь внимателен к себе самому и других учи» (святой Златоуст). Но об этом уже говорилось; потому можно полагать, что здесь Апостол имел в виду внушить не столько предмет дела, сколько образ делания. К этому предположению дают повод употребленные здесь глаголы: επεχε – и επιμενε. «Επεχε – поимей на себе. Ум иметь на себе – внимать себе; но можно поиметь на себе и напряжение воли, или понуждать себя, налегать на себя. Будет: επεχε σεαυτω — налегай на себя и на учение других, не жалей труда, нудь себя на жизнь примерную и на учительство неустанное. К сему же смыслу ближе подходит и следующее: пребывай в них. – Пребывай, επιμενε,– с усилием, прилежанием и терпением пребывай в этом, - в этих трудах и занятиях по пастырству, не знай усталости. Это же επιμενε – указывает и на воодушевление к терпеливому труду и усилиям, – и надежду на успех; так что: пребывай в них – будет: будь неутомим в трудах пастырства, в чаянии успеха спасительного плода, о коем и говорится тотчас.

Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе. – Сам спасешися; ибо если будешь так поступать, то с тебя уже нечего более и взыскивать,— ты свое дело сделаешь как должно, послушаются ли тебя пасомые или нет. Но Апостол и более этого обещает, именно что и послушающие его спасутся. Они непременно пойдут вслед за тобою, и как ты, действуя сказанным образом, верно достигнешь спасения, то и они вслед за тобою достигнут того же. Кажется, святой Павел имел в виду особенно выставить на вид победоносную силу учения, оправдываемого и подтверждаемого жизнию. В таком случае, говорит как бы он, никто не устоит против твоего слова и убеждения, – все тебя послушаются, пойдут по учению твоему и примеру твоему и спасутся. Плод же сего на тебе отзовется. Амвросиаст пишет: «убеждает Апостол, чтоб святой Тимофей всем представлял себя образцом в добрых делах и был образцовым в трудах учительства. Преуспеяние должно быть явлено не в учении только, но и в делах. Ибо как древо доброе творит добрые плоды (см.: Мф. 7, 17), так и учение доброе злых плодов иметь не может. Когда видны добрые дела, то слушающие, убеждаясь, что это есть плод доброго учения, не могут не получить пользы от учения. Ибо то, что предлагается в слове учения, всегда сознается истинным и приемлется со страхом и благоговеинством, если видно, что все то благоговейно соблюдается тем, кто учит. Таким образом добрый пастырь народа двоякий получит плод – и за свои добрые дела, и за спасение пасомых, –послушающих его; напротив, если он будет нерадив, то и за себя, и за них даст отчет Богу».

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О почитании Божией Матери


Сектанты говорят: Зачем говорите: Пресвятая Богородица, спаси нас! – раз один Спаситель-Христос?

Православный ответ: А зачем ап. Павел пишет Тимофею: так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1Тим.4:16)? Зачем ап. Павел пишет: «не спасу ли некоторых» (Рим.11:14).

И еще: «почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа»... (1Кор.7:16).

Оружие правды

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей

Вот главнейшее дело всякого христианского народа: служение Господу Богу. Что это значит? Неужели всюду должны идти непрестанные богослужения по нужде Церкви Божией, и все миряне должны оставлять в это время свои обычные дела? В Древней Руси почти так было, потому что и бояре, и цари, и люди знатные, да и простолюдины раньше прослушивали заутреню ежедневно или в храмах, или в своих домах, а потом приступали к своим мирским занятиям. Пусть в настоящее время сочтут это прекрасное дело трудным в христианских странах. Но пусть все люди поставят во главу угла всей своей жизни – и государственной, и общественной, и личной – заповеди Бога. Его всесвятая воля пусть творится на земле. Пусть во всей христианской стране люди веры, без всяких препятствий совершают службу Богу. И никогда не раскается такое христианское государство, потому что оно будет иметь могущественного заступника в лице всесильного Бога. В самом деле, каждая страна в период своего мирного процветания ищет себе надежного и сильного союзника и в случае опасности от врагов прибегает к его помощи. Что же сильнее Бога?…

27/14 сентября 1927 г.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 11) Проповедуй сие и учи. (Ст. 13)  Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. (Ст. 16)  Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.


Эти изречения должны быть приводимы против отвергающих церковное учительство.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

О сем заботься, т. е. размышляй о своих обязанностях (см. 11-13 ст.), в семь пребывай, как в своем доме. Только в таком случае Тимофей вправе ожидать успеха в своей деятельности.

Вникай в себя, т. е. наблюдай сам за собою, чтобы не впасть в какую ошибку, не уклониться от духа евангельского.

И в учение. Здесь всего естественнее понимать учительную деятельность других учителей веры в Ефесе, которую Тимофей не должен оставлять без наблюдения и контроля, - Сим, т. е. наблюдением…

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 14-16 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Напоминание о дарах епископства, полученного чрез особливое предызбрание и посвящение, есть возбуждение к наибольшей ревности, а вместе и к исполнению долга и обязанностей, соединенных с епископством, исполнение которых неизбежно должно быть на виду всех; почему оно должно быть полезным как для самого труженика-епископа, так поучительным и спасительным для руководствуемых. Таким образом, здесь все сосредоточивается около епископства, как дара Божия, который в лице Тимофея, как и всех других, должен принесть наибольший плод, т.е. общее спасение. Во 2-м послании к Тимофею (1:6) Апостол увещевает его возгревать дар Божий, живущий в нем «руку моею» (Апостола), а здесь он говорит о возложении рук священничества (старейшинства). Блаж. Феодорит пишет, что «священничеством называет здесь Апостол сподобившихся апостольской благодати». Святой же Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не о пресвитерах говорит Апостол здесь, а об епископах, ибо не пресвитеры рукополагали епископов». Как-бы разъясняя все это, преосв. Феофан пишет: «в таком случая смысл всего места будет такой: не неради о даровании, данном тебе возложением моих рук, по пророчеству, с согласия всего священства, которое оно изъявило своим возложением рук на тебя. Оно дало руки согласия. Следовательно, упомянутое дарование дано возложением рук св. Павла».

«Говоря о возложении рук священничества, Апостол этому внешнему действию приписывает свойства дарования благодати, которая пребывает в душе Тимофея. Таким образом, это внешнее действие, сопровождаемое словом молитвы, истинно и действительно низводит благодать священства, того самого, которое установлено, как особое таинство» (см. Толк., изд. в Киеве, 1807 г., стр. 84–85). «Дарование (харисма) у Ап. Павла означает всю совокупность даров, полученных от Бога через Иисуса Христа (Рим. 1:11; 11:201Кор. 1:72Кор. 1:11)», говорит П. Полянский. «Сам Апостол хиротонисал Тимофея. Такое предположение оправдывается предлогами диа (чрез) во 2Тим. 1:6 и мета (вместе) в разбираемом месте. Диа указывает на главную действующую причину, а мета на причину содействующую (Ин. 1:3. Рим. 1:51Кор. 1:9, Мф. 16:27. Деян. 14:27. Еф. 6:7)».

Что касается до частных наставлений, то св. И. Златоуст замечает о сем: «Смотри, как настойчиво побуждает он Тимофея к одному и тому же». Преосв. Феофан представляет Ап. Павла говорящим как-бы так: «Как воин весь в искусстве своем, ученый весь в науке своей, так ты будь весь в своем пастырстве. Это есть существенное условие к тому, чтобы совершенным явиться в деле, к какому кто призван».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

4:15–16. О созидании себя, как пастыря, и о пастырском созидании пасомых, особенно, говорит, заботься, и в сем пребывай, будь весь в этом, а что касается чего другого, то оно бы и на ум не всходило, этому одному будь всею душою предан. Ибо это есть существенное условие к тому, чтобы явиться совершенным в деле, к какому призван. Только таким образом успех твой для всех будет очевиден, все увидят, что ты совершен в своем деле и чине – пастырстве, и по учению, и по жизни. Поэтому налегай на себя и на учение других, не жалей труда, принуждай себя на примерную жизнь и неустанное учительство, с усилием, прилежанием и терпением будь в этом, в этих трудах и занятиях по пастырству, не знай не только лености, но и усталости. Ибо если будешь так трудиться, то и сам спасешься и получишь награду, и пасомых, поучаемых тобою, спасешь, потому что никто не устоит против твоего слова и убеждения. Все тебя послушаются, последуют твоему учению и примеру и спасутся – получат жизнь вечную.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible