Скрыть
для которого я поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине

В коем и я, глава (первый из) грешников, поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю, не лгу, - поелику я сделан учителем язычников, не в приношениях жертв, но в вере истины.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 5-7 Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех, свидетельство времены своими, в неже поставлен бых аз проповедник и Апостол, истину глаголю о Христе, не лгу, учитель языков, в вере и истине

Един бо есть Бог и един ходатай. Повторением слова: един, един Апостол хочет устранить всякую мысль о многобожии. Так как имеющему быть посредником между Богом и человеком надлежало быть причастным их обоих, чтобы быть в состоянии посредствовать, то Сын Божий, предвечное Слово, является на землю воплотившись; и хотя в Нем два естества божеское и человеческое, но и по соединении их Он мыслится и поклоняется в единой ипостаси. Если бы Он, Единородный, явился нам в одном божестве, то тварь не могла бы снести Его, когда даже лица Моисеева не могли видеть сыны израилевы (Исх. 34:35; 2Кор. 3:13). Слова – Един Бог поставлены здесь вовсе не для различия от Сына или Духа Святого; нет, они поставлены для различия от тех, которые называются богами, а на самом деле не боги. Можно спросить еще: почему Апостол не упомянул о Святом Духе? Потому что он имел в виду здесь еллинов (неверующих язычников), к которым и относились слова: и в разум истины приити. Они почитали многих богов; поэтому-то Апостол с особою целью не упоминает о Святом Духе, чтобы не показалось, что он вводит многобожиe. Но когда он говорит с верующими, то постоянно упоминает о Святом Духе, и часто даже об одном только Святом Духе, не упоминая о Боге Отце и Сыне. - Человек Христос Иисус. Он был как человеком, так и Богом, нераздельно, неслитно. - Давый Себе избавление за всех, и еллинов (т.е. неверующих). Он умер за всех, а ты не будешь по крайней мере молиться за всех? Обрати внимание на слова: давый Себе: они прямо обличают ариан, которые говорили, что Иисус Христос недобровольно был предан на смерть. Что значит избавление (ἀντίλυτρον – выкуп)? Вся природа была осуждена на погибель, но Христос отдал Себя за нее. - Свидетельство, т.е. чрез свидетельство Сын сделался избавлением. Поясняя выше приведенные слова (давый Себе избавление), Апостол говорит здесь, что под избавлением он разумеет свидетельство (τὸ μαρτύριον ), т.е. страдание. Иисус Христос пришел, чтобы свидетельствовать об истине; и всеми своими делами Он засвидетельствовал, что Он был Христос Сын Божий даже до смерти. Он Сам объявлял Бога Отцом, сообщил истинное учение и Сам представил образ истинной ангельской жизни. - Времены своими, т.е. когда люди сделались способными к вере. Так объясняет и Климент в седьмой книге Гипотипоз: времены своими: чрез свидетельство, т.е. чрез страдание, говорит он, дал Себя Иисус Христос в избавление (для искупления), потому что чрез страдание Он засвидетельствовал о благости Отца. Бог Сам отдал Своего Сына, но иудеи не прекратили своей вражды против Него, а распяли и Сына, – Бог хочет исполнить данные им обетования, но они сами не хотят этого. Это свидетельство, т.е. страдание, произошло времены своими, т. е. во времена, предначертанные и предопределенные святою и преблаженною Троицею. - В неже поставлен бых аз. Для этого свидетельства, для этого страдания я был отделен и поставлен проповедником, чтобы сделать известным крест Господень. Намереваясь назвать себя учителем языков, чтобы не показалось невероятным, что и язычники призваны в спасении. Апостол наперед заявляет: истину глаголю, не лгу. - Учитель языков. Так как можно проповедывать и мимоходом, то Апостол присовокупил: учитель. Я, говорит он, не проповедывал только, но учил неотступно. А это показывает особенную Божию попечительность о язычниках. - В вере и истине. Если бы Апостол сказал только: в вере, то кто-нибудь мог бы подумать, что он заблуждается; поэтому он прибавил: и истине. Я, говорит он, проповедую не при помощи каких-либо логических доказательств и риторических хитросплетений, но при помощи веры. И это доказывает силу проповеди.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине

Для которого я поставлен проповедником и Апостолом.

К этому свидетельству я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нем, то есть о кресте и смерти Христа. И поставлен не просто проповедником, чтобы проповедовать в одном каком месте, но и апостолом, чтобы обходить всюду с проповедью. Подлинно, велико звание апостола, поэтому он и называет себя так

Истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников.

Апостол убеждает в достоверности своих слов. Так как прочие апостолы не обнаруживали усердия к тому, отчасти потому, что боялись язычников, отчасти потому, что презирали их, то я, говорит, поистине избран быть учителем язычников. Если, таким образом, Сын Божий умер за язычников, а я их - учитель, то ты не можешь отказываться от молитвы за них.

В вере и истине.

Смотри, опять - в вере. Не в силлогизмах, говорит, или логических доказательствах, но в вере. Потом, чтобы ты не подумал, что в этом заключается обман, он прибавил: в истине. Ибо не ложь - то, что преподается и чему учат в вере, напротив, преподается то в истине.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

В неже поставлен бых аз проповедник и Апостол, истину глаголю о Христе, не лгу, учитель языков в вере и истине

В неже — во свидетельство. Свидетельство пред сим определилось, как свидетельство о том, что Бог хощет всем,—и язычникам,— спастися. Дано сие свидетельство тем, что Сын Божий воплотившийся стал посредником между Богом и людьми — для всех людей — и что Он предал Себя на смерть для избавления тоже всех людей, — и язычников. Это свидетельство истолковывать и распространять всюду я поставлен, говорит Апостол; поставлен нарочито, в каковом поставлении вы должны видеть новое подтверждение того, что Бог всем,— и язычникам,— хочет спастися. Ибо, устроив дивный образ спасения всех в воплощенном домостроительстве, — в крестной смерти Воплощенного,— не попустил быть ему в неизвестности, но избрал особого о нем проповедника и послал его во всю вселенную учить язычников — веровать в сие. Святой Златоуст видит у Апостола это именно побуждение, почему он поминает о своем назначении. «Апостол,—говорит он,—сказал о себе, что он избран учителем языков,— намекая на то, что ныне благодать разлилась повсюду во вселенной». Он поставляет сие внушение также в связи и с заповедию молиться за язычников: «так как Христос пострадал за язычников и я избран учителем языков, то почему ты не молишься за них? Видишь ли обильно излиянную благодать? Ибо у иудеев не были приносимы за них молитвы, а ныне благодать распростерлась и над ними».

В словах: проповедник, Апостол, учитель — замечается нашими толковниками некая постепенность, хотя дело было одно. Блаженный Феофилакт пишет: «к этому свидетельству я приставлен проповедником, чтоб проповедывать о нем, то есть о кресте и смерти Христа Господа. И поставлен не просто проповедником, чтоб проповедывать в одном каком месте, но и Апостолом, — посланником, — чтобы всюду обходить с проповедию». Дополняет сие Экумений: «поелику можно проповедать и мимоходом, то присовокупил: учитель; я, говорит, не довольствовался одну какую сказать проповедь, но учил неотступно, пока не научал. Этим-то и показывал я особенную Божию попечительность о язычниках».

Чего ради вставил Апостол в речь о своем назначении удостоверительные в том слова: истину глаголю о Христе, не лгу? Святой Тимофей был любимый ученик святого Павла и знал все; потому для удостоверения его в сем не было нужды так говорить. Но Апостол мог сказать так с подразумеванием: как ты знаешь; и сказать потому же, почему лица, душа в душу живущие, пересказывают иногда друг другу, что знают и что уже несколько раз пересказывали, потому что приятно об этом вспоминать и пересказывать. Но можно предположить и то, что Апостол, пиша сие, имел в виду ефесян, от которых святой Тимофей, конечно, не должен был скрывать Послания. А ефесянам сказать сие никак не излишне было: ибо еще не все они уверовали, и из уверовавших не все обращены святым Павлом, а многие после него уверовали. Для таких слова сии налагали печать Божеского авторитета: для одних — на уверованные уже истины, а для других—на предлагаемые к у верованию. — Заметить не излишне, что удостоверение сие относится не к тому, что святой Павел был поставлен Апостолом вообще, но что поставлен быть Апостолом и учителем именно язычников. Это не могло не быть приятным и привлекательным для язычников, из коих преимущественно состояла Церковь Ефесская, и не могло не подействовать успокоительно на их веру, в коей успокоясь они не колеблясь могли противостоять навеваемым совне сомнениям, от распространенного в Ефесе языческого суемудрия.

Слова: в вере и истине — указывают или на предмет проповеди и учения: я учитель языков, поставленный учить их вере и истине (см.: Амвросиаст); или на характер учения: не умствовать учу, а веровать, и не умствованиями доказываю свое учение, а предлагаю его вере, удостоверяя, что оно истинно. «Проповедую, не силлогизмами или логическими доказательствами вооружась и не в риторическое хитрословесие облекая учение свое, а вере его предлагаю. Но чтоб не подумал кто, что веровать предлагается какой-либо прелести, он прибавил: в истине. Хотя вере предлагаю, но предлагаемое истинно. Преподаемое хотя вере преподается, но преподается в истине. И способные к вере веруют: чем доказывается сила проповеди» (из святого Златоуста, блаженного Феофилакта, Экумения перифраз). Блаженный Феодорит пишет: «сего-то таинства (то есть спасения всех крестного смертию Господа) проповедником и Апостолом поставлен я, говорит Павел, и с подобающею верою и истиною предлагаю это всем; потому что слова подтверждаю чудотворением». Мысль та же, что и выше изложена, с некоторым оттенком, — что учение не верно только и истинно, но и удостоверительно: я предъявляю и документы удостоверительные.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине

Для проповедания этой-то великой истины был призван и сам Павел. Чтобы уверить в этом читателей, апостол клянется (ср. Рим IX:1). Клянется он в том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам.

В вере и истине. Эти слова относятся к выражению «учителем язычников» и показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом, собственная деятельность Апостола Павла, обращавшегося с проповедью о спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться также за всех людей, без исключения.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

для которого я поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.

Учение о единстве Бога, Отца всех, и единстве Спасителя всех есть основное учение христианское. Оно составляло основу проповедания для всех Апостолов и было возвещаемо с самого начала Апостолом Павлом, где бы он ни проповедовал, в Афинах или Ефесе; но так-как он был преимущественным Апостолом язычников, то он имел особое побуждение возгревать христианскую любовь к не принадлежащим к Церкви или отклоняющимся от нее, как это было теперь с некоторыми Ефесскими лжеучителями, чтобы молитвами, молениями и прошениями обратить их к единению с Церковию и Главою ее Христом, ибо нет другого имени, о котором бы можно было спастись.

«Апостол сказал о себе, что он избран учителем языков, намекая на то, что ныне благодать разлилась повсюду во вселенной», говорит св. И. Златоуст. «Так-как Христос пострадал за язычников, и я (Павел) избран учителем языков, то почему ты не молишься за них? Видишь ли обильно излиянную благодать? Ибо у Иудеев не были произносимы за них молитвы, а ныне благодать простерлась и над ними». Возбуждая вопрос о том, почему Апостол вставил в речь о своем назначении удостоверительные в том слова: «истину глаголю о Христе, не лгу» преосв. Феофан между прочим говорит: «можно предположить, что Апостол, пиша сие, имел в виду Ефесян, ибо они не все еще уверовали. Для таких слова сии налагали печать божеского авторитета. Заметить не лишне, что удостоверение сие относится к тому, что он был поставлен Апостолом и учителем язычников. Это не могло не быть приятным и привлекательным для язычников, из коих преимущественно состояла Церковь Ефесская, и не могло не подействовать успокоительно на их веру, в коей успокоясь, они не колеблясь могли противостоять навеваемым со вне сомнениям, от распространяемого во Ефесе язычниками суемудрия».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О ношении священнической одежды.


Мк.12:38-39. Здесь Господь осуждает тщеславие, а не покрой одежды. Говорится о книжниках, не бывших священниками, из колена Левиина. Христианское священство, поставленное по примеру апостолов: 1Тим.2:7; Тит.1:5, по примеру Самого Господа носит длинную одежду: Ин.19:23, установленную для священнослужителей: Исх.28:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.

2:7. Данное Богом свидетельство о том, что воплотившийся Сын Божий стал посредником между Богом и всеми людьми, истолковать и распространить его всюду поручено было Господом святому Павлу. К этому свидетельству он поставлен проповедником, чтобы проповедовать о кресте и смерти Господа, и спасении язычников, и не в одном каком-либо месте проповедовать, но всюду, для чего он поставлен Апостолом – посланником, и не мимоходом проповедовать, но учить неотступно, пока не научит, а также поставлен и учителем язычников, чтобы научить их веровать истинно, без излишних умствований (Златоуст). Все сказанное не для Тимофея, а для ефесян, святой Павел удостоверяет словами: истину говорю во Христе, не лгу.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible