Скрыть
Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен

Ибо Адам первым создан, потом для него создана Ева, жена его.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева: и Адам не прельстися: жена же прельстившися, в преступлении бысть: спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием

Верно слово. Апостол требует не только того, чтобы женщины в молитвенное собрание являлись в приличной одежде, но и того, чтобы оне пребывали там в молчании и со всякою покорностию. Молчанием оне обнаружат свою покорность. - Жене же учити не повелеваю. Этим Апостол отнял у женщин всякий повод к разговорам. Он повелел им молчать, чтобы оне не начали разговаривать под благовидным предлогом учения. Пусть не учат, говорит Апостол, не только о житейских, но и о духовных предметах. Конечно, он не позволяет женщинам учить в церкви, но не запрещает им учить другим способом. По крайней мере он повелевает им учить детей, как об этом будет сказано несколько ниже. - Ниже владети мужем. Самое учение есть уже властвование над мужем. Адам бо прежде (πρῶτος) создан бысть. Так как Адам создан был прежде жены, то жена не должна властвовать над мужем, а должна покоряться ему. - И Адам не прельстися. Если сравнить прельщение Адама с прельщением жены, то это – не было даже прельщением. Большое различие быть обольщенной змеем и взять от жены древесный плод и вкусить. Поэтому Адам, оправдываясь, не говорит, что он был прельщен, а: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3:12), как бы желая показать этим, что он не пал, так как послушался своей помощницы. - Не прельстися: здесь подразумевается слово прежде (πρῶτος – первый), которое выше поставлено. – Можно толковать и иначе. Разве Адам не был прельщен? Этого не говорит Священное Писание. Жена сказала: змий прельсти мя (Быт. 3:13), а Адам не сказал: жена прельстила меня, но: та ми даде (Быт. 3:12). Притом не одно и то же поверить единокровной и помощнице и поверить зверю, рабу, подчиненному: последнее и есть, собственно обольщение. И не об Адаме сказано: и виде яко добро древо в снедь (Быт. 3:6), но о жене. - Жена же прельстившися. Апостол выставляет это для того, чтобы доказать, что женщина не должна учить. Раз, говорит он, взялась учить она и все ниспровергла и сделала виновным в преслушании мужа, так как она же предложила мужу вкусить от плода. Поэтому и не сказал Апостол: Ева прельстившись…, но: жена, показывая этим, что род этот легко обольстим. - В преступлении бысть. Впала в преступление не одна только Ева, но и все женское поколение: как в Адаме все мы подпали смерти, так и в Еве все жены впали в преступление. - Спасется же… Видишь ли, что не об одной Еве здесь идет речь, но о всем женском роде вообще. - Спасется же чадородия ради, не одна только Ева, но и всякая женщина. Под чадородием Апостол разумеет не только рождение детей, но и приведение их к Богу. Что же, – скажет кто-либо, – девы, бездетные, лишившиеся детей, вдовы погибли? Нет! Не то говорит Апостол, что жены не спасутся собственною добродетелью, но что и чадородие будет для них пособием к спасению, если – само собою разумеется – оне будут заботиться о своем спасении путем добродетели. - Аще пребудет в вере. Если она воспитает венценосцев Христовых и если пребудет в добродетели. А если она, сама будучи худою, воспитает хорошо? Не возможно, чтобы худая воспитала хорошо; но если и случится так, она получит за это награду. А если она, сама будучи хорошею, худо воспитает? Вкусит плод от дурного нрава детей. Примером этого служит священник Илий (2 Цар.:4). Верно слово, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева

Поскольку, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второй, то должны после сего и все жены иметь второстепенные места после мужей и подчиняться им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева

Как жена создана после мужа, то и всегда Должна быть позади его. Ибо это прежде-создание показывает, что муж и в естестве своем имеет нечто преимущественное. Жена создана из одной части мужа; почему, естественно, не все в такой степени имеет, в какой имеет то муж. Из бока мужнина взято то, из чего она создана, чтоб всегда была около мужа, под боком у него, как помощница, а не как госпожа. «Предпочитает Апостол мужа жене, потому что тот первым создан: чтоб жена была ниже мужа, потому что она создана после мужа и из мужа» (Амвросиаст). «Он говорит как бы: мужеский пол наделен большим преимуществом, как прежде созданный. А в другом месте он ставит его еще выше, когда говорит: не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради (1Кор. 11, 9)» (святой Златоуст). «Поелику, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второю; то должны после сего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский» (блаженный Феофилакт).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление

Почему женщина не должна становиться выше мужчины - апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина - об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим (V:12) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 13-15 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

 

Основания подчиненности и второстепенности жены – многоразличные: природные и исторически жизненные. Она создана из Адама и ввела мужа во грех. Но ее болезни чадородия, вера и любовь, в соединении с целомудрием и святостию, даруют ей спасение одинаково, как и верующим мужам, ибо в будущей вечной жизни не будет различия полов.

По мысли св. И. Златоуста, «Апостол говорит как-бы так: мужеский пол наделен большим преимуществом, как прежде созданный. А в другом месте он ставит его еще выше, когда говорит: «не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1Кор. 11:9). Адам преступил заповедь не потому, что был увлечен страстию, а только повинуясь жене. Так учила однажды жена, и все ниспровергла. За то и подчинил ее Бог, и Апостол сказал: «да не учит». Но вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других. Деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это, но и то, что относится к воспитанию детей. В том не малая, но великая будет награда, что она воспитала ратоборцев Христу». «Жена добродетельная воспитывает и детей в добродетели. Сущая в ней добродетель чрез воспитание переходит и на детей. Запретив выше женам учить в церкви, теперь в утешение им дает им, кого учить. Если хочешь учить, учи детей». Под святынею Апостол разумеет чистоту тела. Но поскольку не все – девы, то прибавляет: и целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, кои законно пользуются браком» (блаж. Феофилакт). «Праматерь согрешила, и за это подпала, каре Божией. Но как милосердному Богу благоугодно было устроить дивный образ спасения падшим, то и жене открыто спасение. Для женщин не особые условия спасения, а те же, какие определены вообще человечеству: вера и любовь, аще пребудет в вере и любви, в вере в Господа Спасителя, в любви к Богу и ближним, родильнице и питательнице всех добродетелей» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;


Далее святой Павел доказывает, почему женщина должна находиться в подчиненном положении к мужчине.
2:13–14. Жена создана после мужа, поэтому и должна быть позади него. Она создана из части (ребра) мужа, поэтому, естественно, не все имеет в такой степени, в какой имеет мужчина. Из бока мужнина взято то, из чего она создана, чтобы всегда была около мужа как помощница, а не как госпожа. В другом месте святой Павел говорит: не муж создан для жены, но жена для мужа (1Кор. 11:9). «Поелику, говорит, в самом создании род мужской удостоен первенства, а Ева создана второю, то должны после сего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужской и женский» (Феодорит). Другую причину подчиненности жены мужу, святой Павел берет из порядка падения. Ева первая прельстилась и Адама прельстила, за что и присуждено ей – к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Очевидно за падение, она лишена Богом того, что прежде имела в равной чести с мужем. Поэтому подчинение жены мужу есть как бы епитимия, наложенная на нее, за прельщение Адама Евою. В Еве, виновною в этом, сделался весь род женский, и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы прельщать мужской пол, что доселе делается женщинами не случайно, а по живущей в них наследственно переданной склонности нравиться и прельщать. В падении прародителей святой Павел большую вину видит в Еве, а не в Адаме. И Адам прельстился и согрешил, но не так, как Ева. Она послушалась диавола, сорвала с запрещенного Богом дерева плод и ела, Адам же послушался ее, равной с ним по чести, и данной ему Богом (см. Быт. 3, 6-12). Ева проявила как бы власть, господство над Адамом и погубила его, за это она и наказана подчинением ему. Но святой Павел, умалив жену пред мужем, утешает ее, что и она спасется, если соблюдет предложенные ей условия.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible