Скрыть
Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Потому что, если положение дел таково, что по благодати Спасителя мы хотя бы чего-то добиваемся в этой жизни, когда ослабевает похоть и усиливается любовь, а совершенство обретаем лишь в той жизни, когда похоть исчезнет, а любовь достигнет полноты, тогда то, что сказано в Писании: рожденный от Бога не грешит, - сказано, конечно, по поводу той самой любви, которая одна не грешит. Ведь с тем рождением, которое от Бога, связано возрастание и совершенствование любви, а не та похоть, которую должно истреблять и умерщвлять и которая, однако, до тех пор, пока сохраняется в нашем теле, неким собственным законом противится закону ума; но рожденный от Бога - не подчиняющийся рождаемым ею желаниям, не делающий свое тело орудием беззакония для греха - может сказать: уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим 7:20).

Послания 177


Что есть этот грех? Поступать против заповеди. Что есть заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13:34). Внемлите. Эта заповедь Христа зовется любовью; посредством этой любви искупаются грехи.

Трактат на 1-е послание Иоанна

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления Богу, о чем апостол говорит так: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

Собеседования 11.10

Максим Исповедник, прп. (†662)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Вопрос: Если, согласно святому Иоанну, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, а рожденный от воды и Духа (Ин. 3:5) - рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?

Ответ: Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же - приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же - сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам. Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения. Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе. А у тех, у кого Святой Дух, приняв при рождении всё их произволение, переместил [его] всецело от земли на небо и путем действительного и истинного познания претворил [их] ум в блаженных лучах Бога и Отца так, чтобы этот ум считался за другого бога и испытал по благодатному причастию то, чем является по сущности (а не испытывает) [Сам] Бог, - у таких [людей] произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано. Итак, хотя мы и имеем Дух усыновления (Рим.8:15), Который есть семя, воспроизводящее в рождаемых подобие Посеявшего его, но, поскольку не представляем Ему своей воли свободной от наклонности и расположения [к греху], то поэтому и после рождения водою и Духом согрешаем по своему желанию. А если мы сознательно приготовили бы волю к принятию их, то есть воды и Духа, то тогда таинственная вода совершила бы очищение [нашей] совести через деятельное любомудрие и животворящий Дух произвел бы в нас непреложное совершенство через опытное ведение. Таким образом, каждому из нас, еще могущих согрешать, остается преисполниться желанием добровольно предоставить себя Духу.

Вопросоответы к Фалассию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Иоанн имеет в виду здесь: Если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя (1Ин 1:8) - не любой грех, но недостаток любви, и этот грех не способен совершить ни один человек, в котором пребывает семя Божие, то есть Его слово.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Всяк, кто делает грех, потому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола, как апостол Павел сказал Елиме: сын диавола! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян. 13,10). Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, будучи сыном Божиим, не грешит; потому что семя его - Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, которого удостоились, и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш не допускающим греха, или же Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов (Матф. 1,1). И в семени Авраама, сказано, то есть во Христе, благословятся народы (Быт. 12,3; Гал. 3,16).

Объяснение Златоуста. Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нем (1Иоан. 3,9). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого.

Иное объяснение. Семя Божие есть Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими. Так в семени Авраама, которое есть Христос, благословляются все народы. Иначе, семенем называет первое поколение родоначальника, отличающееся добродетелями, Родоначальник своими добродетелями как бы орошает свое племя, и чем сам приобрел славу, тем и своим преемникам дает возможность быть в славе, особенно если они соблюдут достоинства предка своего неомраченными, ибо они доставляют славу не всякому без разбора. Почему иудеи, хотя и напрасно, говорили Христу: мы семя Авраамово (Иоан. 8,33).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть

Творя добродетели, человек “рождается” от Бога. Подвизается человек в любви? Если да, тогда он рожден от Бога, поскольку любовь изгоняет из него ненависть, так что он не творит грехов. Таким образом, рожден от Бога человек и посредством Божественных таинств и святых добродетелей, которые изгоняют демонов греха, уничтожают грехи, так что человек их не творит. Первоначальное “семя Божие” находится в Богоподобных душах, в умах, в мышлении, в желаниях. Но в основном, множество семян Божьих развивается в человеке посредством священных таинств и святых евангельских добродетелей. Священные таинства и святые добродетели – это “семя Божие” в человеке, которое с возрастанием увеличивается и созревает. Например, “семя Божие” – это святое Причастие, в котором присутствует весь Богочеловек. В этом и состоит подвиг человека, чтобы развить это семя во все его существо, посредством всех мыслей, всех чувств, всей своей природы, и чтобы оно проникло в его душу, во все его сердце, в весь его ум, во всю его силу через ревность и непрерывную евангельскую деятельность. Уврачеванный святыми добродетелями человек ведет эти свои семена от возрастания к полной зрелости до “рода добродетелей”. Затем он уничтожает всякий грех и грешные силы и, таким образом, не может согрешати. И не может, потому что рожден от Бога, весь принадлежит Богу. И он настолько всесторонне и неотрывно рожден от Бога, что каждая его мысль рождается от Бога и преображается в Божью мысль, каждое чувство – в Божие чувство и каждое дело – в Божие дело. Он не может согрешить, потому что не хочет, и не хочет, потому что хранит себя (1Ин. 5:18).

Вся его воля и каждое его желание рождается, образуется, исходит от Бога и преображается в Божью волю и Божие желание. Для богорожденного человека разумно и естественно делать то, что Божие, что “по Богу”. И так же для того, кто рожден от дьявола, естественно и разумно делать все дьявольское.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Ввиду возможных или уже имевших место в действительности перетолкований евангельского благовестия и нравственного христианского учения Апостол настойчиво разъясняет - против всякого антиномистического лжеучения, - полную несообразность греха и греховности с целым учением, догматическим или этическим, христианства (ст. 7), с существом искупительного дела Христова (ст. 8) и с основною природою богосыновнего отношения к Триединому Богу (ст. 9). Как праведность человеческая есть знак и следствие рождения человека-христианина от Бога (ст. 7, см. II:29), так сознательная, упорная греховность есть показатель родства человека с диаволом - первоисточником всякого зла и греха (ст. 8, см. Ин 8:44). По объяснению св. Иоанна Златоуста, «всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола, а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что «семя Его пребывает в нас» (ст. 9). «Семенем называет Духа, Которого мы получаем через крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого». Итак, обитающий в христианине Дух Божий, конечно, при участии доброй воли человека-христианина постепенно, более и более, удаляет его от грехов.

Толковая Библия

Андрей Монах (†?)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Который, живя в верных, делает их сынами Божиими. Таким образом, в семени Авраамовом, которое опять-таки есть Христос, благословляются все народы.

Фрагменты

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Всякий рожденный от Бога, не делает греха. Всякий, в купели святого крещения возрожденный благодатью Духа Христова в жизнь духовную и последующий внушениям сей Благодати, не порабощается беспечно грехам, не проводит жизни греховной. Потому что семя Его в нем пребывает. Семя духовного растения, семя внутренней духовной жизни есть благодать или сила Святого Духа, сообщаемая верующим в Иисуса Христа чрез спасительные таинства. Это благодатное семя, питаемое в душе возрожденного от Бога живою верою, постепенно более возрастает и приносит духовные плоды, каковы, по учению апостола Павла: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22, 23). В ком древо духовной жизни, возрастая, приносит сии плоды: тот искренно любит исполнять заповеди Божии, всеми силами противится греху и, согрешая по немощи человеческой, глубоким раскаянием спешит загладить свои грехи и восстановить внутренний мир и общение с Иисусом Христом. Поэтому Апостол присовокупляет: На таковых нет закона (Гал. 5:23), т. е. те, кои приносят исчисленные плоды Духа, добровольно исполняют заповеди Христовы и не имеют нужды в принуждении к тому строгостью закона, подобно древним иудеям.

И он не может грешить, потому что рожден от Бога. Носящий в себе духовную жизнь и приносящий плоды Духа не может грешить, или проводить жизнь греховную: по силе действующей в нем Благодати, он любит и старается всеми силами исполнять заповеди Христовы. Если он, по немощи, падает в грех; то это падение не только не убивает его жизни духа, но еще более возбуждает в нем внутреннюю деятельность, питая чувство смирения, самоотвержения, раскаяния, сыновней любви к Отцу небесному, преданности и упования на Его беспредельное милосердие. Это потому, что он рожден от Бога; в нем есть семя благодатной жизни, или в нем действует благодать Духа Христова. Как не возрождённому человеку естественно грешить, и, по слову Апостола, и были по природе чадами гнева (Еф. 2:3): так рожденным от Бога, детям Божиим, свойственно не грешить, по свойству живущей и действующей в них благодати Духа Божия.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Всякий, рожденный и проч.: выше апостол выразился, что всякий пребывающий в Боге, то есть во внутреннем живом общении духовном с Ним, не согрешает (1Ин. 3:6), ту же мысль выражает он и здесь, употребляя вместо понятия — пребывающий понятие — рожденный, что в данном случае почти одно и то же. Выражения — не согрешает и не делает греха (ст. 6 и 9) означают одно и то же и в одном и том же смысле употребляются, в смысле не безгрешности возрожденного, а решительного противодействия греху и очищения себя от греха при исповедании (ст. 1Ин. 3:3; 1Ин. 1:9). В возрожденном дела диавола, то есть грехи, разрушены Христом, и потому он не делает греха, а если грешит, то имеет Ходатая о себе Христа (1Ин. 2:1), Которого кровь очищает его от всякого греха (1Ин. 1:7). Следовательно, по мысли апостола, родиться от Бога и грешить, в указанном смысле, — понятия, противоречащие и друг друга исключающие, как добро и зло, как свет и тьма; если они и сопоставимы, то только в факте несовершенства человека в этой жизни, во плоти, а не в идее чистоты и святости возрожденного человека. — В основание, утверждение и разъяснение этой мысли, что рожденный от Бога человек не творит греха, апостол указывает причину сего в том, что семя Его, то есть Бога, от Которого он рожден, пребывает в нем, то есть в человеке. Что это значит? Понятие семени употребляется, главным образом, в двояком значении: в значении рождения и в значении произрастания. Соответственно сему в двояком смысле объясняют это выражение и толкователи, как древние, так и новые, уподобляя возрождение или человеческому рождению (как Ин. 1:13), или произрастанию семени в растении (как, например, в притче о сеятеле, Мф. гл. 13). Действующее животворное начало возрождения духовного, по первому толкованию, есть непосредственно Лицо Святого Духа, Который и совершает таинственное возрождение, или новое, духовное рождение, человека излиянием благодати Своей в душу его (ср. Деян. 2:16—18; Иоил. 2:28—29). По второму — возрождается человек действием слова Божия (ср. 1Пет. 1:23), или проповедию Евангельского благовествования, по вере. Первое толкование без сомнения имеет преимущество пред последним. У Иоанна как в Евангелии, так и здесь постоянно возрождение уподобляется естественному рождению (Ин. 1:13; Ин. 3:3—4, 6—7; 1Ин. 2:29; Ин. 3:1), а не произрастанию. Впрочем, как другая сторона уподобления для объяснения таинственного понятия возрождения может быть приложено и подобие произрастания семени. Последнее объяснение принимают из древних Климент Александрийский и Августин; первое — между другими Златоуст и Феофилакт. Духовно возрожденный как бы оплодотворен духовно божественным семенем, и это божественное семя пребывает в нем, постоянно внутренне присуще ему. — «Всякий, кто делает грех по тому самому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола… Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, как сын Божий, не грешит, потому что семя его — Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, Которого удостоились и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш недопускающим греха, или же — Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов (Мф. 1:1). Объяснение Златоуста: всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола, а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нас (1Ин. 3:9). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение и Который, пребывая в нас, делает ум наш недопускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого» (Феофилакт). И он не может грешить: более усиленное выражение, чем в стихе 6-м; там говорится — не согрешает, здесь — и не может грешить; указывается решительно несовместимость греха с возрождением, совершенная противоположность нового бытия от Бога греху, или, точнее, склонности и стремления к нему. Кто делает грех, тот от диавола, а рожденный от Бога не грешит и не может грешить, именно потому, что рожден от Бога и пребывает в Боге и Бог в нем. Если же и имеет в себе грех (1Ин. 1:8), живущий в нем, то кровию Христовою очищает себя от такового греха (1Ин. 1:7) и делается непорочен (1Пет. 1:4).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.9-10 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

     Изобразив святую и порочную жизнь как две противоположные области, Апостол представляет владыкою света и добра Бога, а диавола начальником греха; почему как поступающие по истине называются «детьми Божиими», так все живущие греховно называются «детьми диавола»Вы отца вашего диавола есте и похоти его творите, говорил о неверующих в Него и развращенных Иудеях Сам Иисус Христос. Грех живет в мертвенном существе человеческом, как злое семя, которое и приносит плод по роду своему. Но это семя, в своем начальном появлении, во многом обязано соблазну диавола, который во многом содействует и возрастанию греховности человека, с ее злыми плодами. Иисус Христос явился в мир, чтобы разрушить все дело диавола, а посему понятно, что и христиане должны противостоять всем козням диавола; иначе они отступают от Христа, и семя Его в них глохнет. Но семя Христово могущественнее семени диавола, а потому, пока верующие сами свободно не отрекаются от Христа, в них никогда не иссякнет животворящая сила возрождения Христова и они будут всегда приносить посильные плоды. Плоды эти, сосредоточивающиеся в любви, суть основные признаки принадлежности к сынам Божиим; отсутствие же плодов христианской жизни и особенно возрастание плодов семени тли смертной, сосредоточивающейся в ненависти, – явный знак принадлежности к противной области, к области тьмы и зла, срвн.(Ин.14:24); (Рим.13:8-10).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible