Скрыть
Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Бог указывает им на оба рождения и укоряет, что приведенные из ничтожества в бытие и созданные по образу Божию <…> не возблагодарили Его как Творца и не уподобились Ему как Отцу, но, обратившись к худшему, Бога отринули, отцом же своим сделали дьявола. Ибо кто делает грех, тот от дьявола.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Так как дьявол прежде всех обратился ко греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело. В грешнике он производит множество худых мыслей, как в Иуде. Но скажет кто-либо, что дьявол рождается в грешниках, когда тот, кто согрешил, дает ему место. Относительно этого нужно заметить, что в выражении давать место дьяволу делать грех то же значит, что грешить.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Не то чтобы наша праведность чего-то стоила перед лицом святости Божией, как и написано: Нет столь святаго, как Господь (1Цар 2:2), но как различаются между собой человеческое лицо и его отражение в зеркале, поскольку образ в зеркале есть лишь подражание, а тело - реальность, и все же есть между ними некое сходство, так и здесь - отличие сущностно, и все же мы имеем нечто от образа Божия, но не так, как имеет равный Отцу Сын.

Мы грешим не потому, чтобы наша плоть была от дьявола, как утверждали обо всех людях нечестивые манихеи, но склоняясь ко дьяволу по его наущению и подражая ему. Иоанн пишет сначала и дальше ставит глагол в настоящем времени - грешит. Он поступает так потому, что дьявол стал грешить от начала и не перестает и по сей день, и не останавливают его ни нынешняя великая кара, ни страх перед карами будущими. Поэтому будет справедливо сказать, что от него всякий, кто отказывается отвернуться от греха. Ибо дьявол грешит от начала, по крайней мере, с того момента, как он был создан, как было положено начало всякой твари. Нет никакого сомнения в том, что ангелы были сотворены одними из первых, но остальные начали воспевать славу Создателю, он же, созданный лучшим, вскоре возгордился своим величием и с приспешниками восстал против своего Создателя. Так от начала он впал в грех гордыни и превратился из архангела в дьявола.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-7 всякий, пребывающий в Нем, не согрешает

То есть кто неослабно следует за добродетелями и никогда не перестает совершать их.

всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен

Сказав, что Сын Божий явился и что Он явился для того, чтобы, не сотворивши Своего греха, взять, то есть уничтожить наш грех, прибавляет: всякий согрешающий не видел Его. Если вы, говорит, когда Он явился, увидели Его, и вследствие видения Его получили силу не уступать греху, как совершенно утвердившиеся в Нем, то очевидно, что те, которые грешат, не видели Его, и потому не познали Его. Под видением Его разумеет не видение простым прикосновением глаза или легким воспроизведением в своем воображении чего-либо известного, но нежелание сколько-нибудь обсудить и разузнать дело и присоединиться к Нему, как мы выше говорили. Сказав же это, утвердительно заповедует: да не обольщает вас никто. Смысл такой: кто делает правду, тот познал Праведного и праведен, как и Он, то есть Бог. Напротив, кто делает грех, тот от грешника, то есть от диавола, так как он грешит от начала. Посему Бог, пекущийся о создании Своем, Сам, будучи правдой и святостью, открылся, то есть явился в мир, чтобы уничтожить дела диавола.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

чадца, никтоже да льстит вас. Творяй правду, праведник есть, якоже Он праведен есть

Мерилом праведности является Богочеловек, Совершенный Праведник, поскольку Он “Сый”, “Сущий”. Человеческая мысль и совесть не может без Христа ни право знать, ни обладать праведностью.

Без Него и вне Его мысль человека существует только как простое понятие, как теория, как метафора. Мы только в Нем видим лицо Праведности, олицетворение, воплощение совершенной Праведности. Что такое праведность? – Богочеловек Христос, поскольку Он есть правда Божия. И Его Евангелие, поскольку Евангелие творит праведного, якоже Он праведен есть. Только с праведностью мы можем познать праведность. Люди становятся праведными, как и Он Праведен, поскольку Он дает им необходимые силы для этой цели. И человек привносит и добавляет к этому подвиг и все остальное, чем он располагает, то есть сердце, душу, ум и остальные произвольные силы. Но основная, первенствующая сила дарована ему Господом Иисусом Христом. Эта сила посредством Евангелия Христова роднит человека со Христом, Который есть Единый Праведный, поскольку всякий, делающий правду, рожден от Него. Да, душевное родство со Христом и душевное, духовное рождение и возрождение от Него происходит только с Евангельской праведностью.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Да не обольщает вас никто из говорящих, что грех не является беззаконием. Потому что сначала дьявол согрешил. То есть с начала его сотворения, потому что он никогда не пребывал в истине.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Ибо дело обстоит именно так: творящий справедливость познал Справедливого и [сам уже] является справедливым, как и Тот, [Кого он познал], то есть Бог. Соответственно этому и обратное: делающий грех - от грешника. Грешник же - дьявол.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен

Теперь прямо говорит св. Иоанн, что христиане не должны слушать лжеучителей, не должны верить им, будто можно спастись без добрых дел. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он, Спаситель, праведен. Как бы так сказал: дети! не обольщайтесь мыслью, будто можно вам спастись только потому, что вы веруете во Христа и называетесь христианами; нет, только исполняющий заповеди Христовы поистине праведен и уподобляется совершенному Праведнику Иисусу Христу. Или: только тот истинно праведен и угоден Богу, кто исполняет заповеди Божии, как исполнял их Иисус Христос. – Иисус Христос оставил нам совершеннейший пример на пути ко спасению: мы должны подражать сему примеру. Иисус Христос вполне исполнил заповеди Божии, или волю Отца Своего: и мы, веруя в Него, Спасителя нашего, также должны всеми силами исполнять волю Отца небесного, которую Иисус Христос возвестил нам, и которую предали нам ученики Его, Божественные Апостолы. Так апостол Иаков пишет: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак. 2:24). Апостол Павел учит: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2:13).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен

Дети (1Ин. 2:1, 28), да не обольщает, или: да не обманывает, вас никто: я предвижу, что между вами появятся лживые учители, которые, чтобы угодить вам, широко откроют вам узкую, по существу, дверь в Царство Небесное, обольщая вас мнимой свободой. Предостерегаю вас и отечески сердечно прошу: не обольщайтесь их словами и не обманывайтесь ни их, ни своею льстивою мыслию, если кто таковую имеет. — Кто делает правду (1Ин. 2:29), тот праведен: не думайте, что можно спастись только по тому одному, что вы веруете во Христа и считаете себя последователями Его; нужно с верою соединять дела добродетели, делать правду, исполнять закон заповедей Христовых; тогда только верующий может быть, по милости Божией, праведен и уподобиться истинному праведнику Христу Иисусу, Который исполнил всякую правду и оставил нам совершеннейший образец праведности. Делать правду — это особенность образа выражения, по преимуществу свойственного Иоанну. У него подобные обороты речи: делать, или творить, истину (1Ин. 1:6; Ин. 3:21), правду (1Ин. 2:29; 1Ин. 3:10), грех (1Ин. 3:4, 8); творить волю Отца есть изречение и в Евангелии от Матфея (Мф. 7:21; Мф. 12:10; Мф. 21:31). В выражении — делать, или творить, правду мысль или смысл такой: правдою Божиею называется все то, что Бог по Своей всеблагой воле требует от нас; творить таковую правду Божию значит исполнять все то, чего Бог праведный требует от нас, Его правде соответствовать ее исполнением; тогда правда Божия соответствует правде человеческой, и человек делается оправданным пред Богом, или он делается праведен, как Он, Бог, или Христос, праведен, насколько человек по своей ограниченной природе может быть таковым (1Ин. 2:29 и прим.). — Творящий правду праведен, а напротив, творящий или делающий грех, совершенно подчинившийся греху, обладаемый грехом, раб греха, есть от диавола: делающий правду рожден от Бога (1Ин. 2:29) и есть чадо Божие (1Ин. 3:1), а делающий грех — от диавола и есть сын диавола (1Ин. 3:10). Речь идет не о том человеке, который имеет в себе грех (1Ин. 1:8), в котором живет грех и делает злое (Рим. 7:20), но человек его ненавидит, а о том человеке, который любит грех, делает его с услаждением и с сочувствием к нему; речь о грешнике, предающемся греху постоянно и нераскаянно и остающемся, или пребывающем, во грехе; не о том, кто, согрешая и претыкаясь и ныне, и завтра по немощи природы человеческой, сознает и ненавидит свои грехи, сокрушается о них, старается изгладить их чистым раскаянием и исповеданием (1Ин. 1:9) и более и более ревностным исполнением нарушаемых грехом заповедей, а о том делающем грех человеке, который в нераскаянии так и остается постоянно во грехе.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Ввиду возможных или уже имевших место в действительности перетолкований евангельского благовестия и нравственного христианского учения Апостол настойчиво разъясняет - против всякого антиномистического лжеучения, - полную несообразность греха и греховности с целым учением, догматическим или этическим, христианства (ст. 7), с существом искупительного дела Христова (ст. 8) и с основною природою богосыновнего отношения к Триединому Богу (ст. 9). Как праведность человеческая есть знак и следствие рождения человека-христианина от Бога (ст. 7, см. II:29), так сознательная, упорная греховность есть показатель родства человека с диаволом - первоисточником всякого зла и греха (ст. 8, см. Ин 8:44). По объяснению св. Иоанна Златоуста, «всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола, а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что «семя Его пребывает в нас» (ст. 9). «Семенем называет Духа, Которого мы получаем через крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого». Итак, обитающий в христианине Дух Божий, конечно, при участии доброй воли человека-христианина постепенно, более и более, удаляет его от грехов.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.4-8 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.  И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

     Определивши основание жизни по Боге, Апостол обращается к мысли о противоположном состоянии, о состояния греховности и показывает, что всякий грех есть более или менее сознательное нарушение закона и противление делу спасения, для которого приходил безгрешный Спаситель наш. Посему, только не знающий Иисуса Христа и не имеющий понятия о Его деле может грешить, а твердо верующий в Него не может вполне сознательно и охотно грешить, подобно тому, как грешили еретики, утверждавшие, что христиане, как освобожденные от греха, свободны делать все, чем и прельщали не имевших твердого понятия о христианстве. Верующий в Иисуса Христа не согрешает как потому, что грех противен христианину, так и потому, что христианин пребывает в Иисусе Христе, Который силою Своею отстраняет его от греха, так что он, усовершенствуясь постепенно, через борьбу с плотью, миром и диаволом, становится, наконец, праведным. Если при этом христианин иногда и впадает в грехи (например, невольные грехи, слабости и т. п.), то они относятся к существу его как нечто совершенно чуждое, постороннее. Но кто делает грехи охотно, постоянно и сознательно, тот добровольно подчиняется водительству той силы, которая изначала была главною причиною греха, т. е. диавола, от власти которого приходил Господь избавить нас.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible