Скрыть
Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

Ложь не соединяется с истиною, как тьма не соединяется со светом, но присутствие одной исключает другую.

Против ересей

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

Тьмой он называет грехи, ереси и вражду. Одно исповедание веры недостаточно для спасения, если нет также свидетельства добрых дел, но и праведные дела бесполезны без веры и простоты любви. Ведь тот, кто в чем-либо подпадает под власть тьмы, не может иметь общения с Тем, в Ком нет никакого порока.

О семи Кафолических посланиях

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

Смотрите, братья: никогда, рассчитывая быть в Боге и думая, что имеете общение с Ним, не окажитесь отделенными от Него из-за того, что не созерцаете уже Его свет.

Слова (огласительные)

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-8 и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас

Апостол опять возвращается к прежней речи, и объясняет, какое он слышал благовестие, именно следующее: Бог есть свет, и тьмы в Нем нет. От кого это слышал он? От Самого Христа, Который говорил: Я свет миру (Иоан. 8,12), и еще: Я свет пришел в мир (Иоан. 12,46). Итак, Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самой сильной любовью. Под тьмой разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место в веществе и в нашем расположении. Если же сказано негде: мрак сделал покровом Своим (Псал. 17:12); то сказано, что сделал тьму, а не есть тьма, как сказано есть свет. Ибо полагающий и полагаемое не одно и то же. Итак, здесь тьма означает наше незнание о Боге, по причине Его непостижимости, а это незнание наше есть, а не Божие. Ибо иному придается нечто такое, чего нет в нем, не для него самого, но для кого-нибудь из имеющих отношение к нему. А что апостол называет тьмой грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан. 1:5), где тьмой он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим, существом, весьма удобоуловимым, стал совершенно неуловим для искусителя. Ибо Он не сделал греха (Ис. 53:9). Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, не может быть тьмы; то и мы, как общники света, не должны принимать в себя тьму, чтобы не понести наказания за ложь и вместе с ложью не быть отторгнутыми от общения со светом. Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас. Примечай, что по причине теснейшего единения называет Его Сыном Отца и по тому, что воспринято Им от нас; ибо кровь, без сомнения, принадлежит нашему естеству, а не Богу. И Несторий, очевидно, безумен и нечестив, когда отделяет плоть от Сына и не позволяет называть Матерь Его Богородицею. Нужно знать также, что вся мысль этого изречения ниспровергает и хулу иудеев, которые говорили: мы знаем, что Человек Тот грешник (Иоан. 9:24). Итак, говорит, если мы творим дела света, то мы в общении с Ним, а если не делаем их, то мы чужды Ему. И как же Он не свет истинный и не безгрешен совершенно, когда к злодеям причтен был за вас (Ис. 53,12)? Итак, если мы, кричавшие некогда: кровь Его на нас и на детях наших (Матф. 27:25), бесстыдно скажем, что мы не согрешили; то мы обманываем самих себя, как будто распять Христа не грех. Апостол не сказал: мы лжем, но: обманываем себя, потому что обман вне истины. Если же сознаем грех и исповедаем, Он простит нам.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем, и не творим истины

И это благовестие о Боге как о свете является свидетельством опытным. Конечно, этот личный опыт принадлежит всем действительным христианам, потому что они лично были озарены светом, чтобы жить со Христом и во Христе, жить действительно со Светом и в Свете.

Христос их вывел из всякой тьмы, и со Христом они победили всякий грех. И как перед солнцем появляется утренняя заря, так и перед Христом – Светом мира и жизни – появляется сияние Его добродетелей.

Если человек начинает подвизаться в святых добродетелях, то они разливают в душе сияние света, и это сияние способствует восходу вечного Солнца Правды, Которое, когда восходит в душе, никогда не садится.

Так же и тьма грехов предшествует тьме – создателю грехов. Бурлят и бушуют в душе грехи и разливают удушливую темноту в ней, так что человек не видит, как и где совращается его душа создателем тьмы и греха, дьяволом. Кто живет во грехе, в живой тьме, не знает, куда идет. Каждый грех втягивает человека в царство греха – смерть. И каждая тьма втягивает в царство тьмы – ад. И в царстве смерти и тьмы один царь и господин – дьявол. Поэтому святой евангелист Иоанн Богослов благовествует: Аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем, и не творим истины.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Андрей Монах (†?)

если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

Иоанн говорит: если согрешаем, то не имеем с Ним никакого общения, если же совершаем дела света, то общаемся друг с другом.

Фрагменты

Иларий Арелатский, еп. (†449)

если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

И не поступаем по истине, потому что истина - это свет. Если же поступаем по истине, мы сопричастны свету.

Трактат на семь Кафолических посланий

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

Так Апостол обличает лжеучителей своего времени, которые, называясь христианами, думая быть в общении с Богом и почитая себя истинными почитателями Бога, в самом деле предавались разным порокам и учили других словом и примером, будто такая жизнь ее препятствует им быть в общении с Богом. Соблюдая скромность в обличении, слова обличения Богослов относит к себе: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Яснее мысль Апостола можно так раскрыть: если говорим, что знаем Бога и пребываем в общении с Ним, а между тем предаемся грехам и живем порочно: то мы говорим ложь, и поступаем не по истине, живем не так, как учит истина. Бог свет, или свят и праведен, и всесовершен: потому пред ним надобно жить свято и всей душою стремиться к истинному совершенству, соблюдая заповеди Его. А грехи или пороки – тьма, и несовместны с Божескою святостью, также как внешняя тьма несовместна с видимым светом. ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2Кор. 6:14) – говорит апостол Павел.

Так учит Богослов о внутреннем, духовном общении верующих с Богом Отцем и Господом Иисусом Христом: это общение состоит не в словах и не в видимых только отношениях верующих к Церкви Христовой, но во внутреннем общении с Богом, в единении с Ним посредством веры, надежды и любви.

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если говорим или думаем, что мы близки к Богу, и между тем не имеем в своей душе живой веры и любви к Богу и не исполняем заповедей Божиих, а следуем своим порочным желаниям и страстям: то мы обманываем себя; не поступаем по истине, не приближаемся к Богу, а удаляемся от Него.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

Если говорим и проч.: сила, решительность и некоторая резкость слова, по-видимому, показывает, что апостол имеет в виду лжеучителей, искажавших истину о общении верующих с Богом и пребывающих во тьме, хотя мнившихся быть во свете, то есть предававшихся грехам и порокам, хотя мечтавших, что исполняют закон Божий. Но, смягчая обличение и как бы прикрывая заблуждающих, апостол поставляет и себя как бы наряду с читателями и употребляет выражение: если мы говорим и проч. Мысль апостола такова: кто говорит, что имеет общение с Богом, считает себя христианином, членом Царства Христова, а между тем предается грехам и порокам, и притом сознательно уклоняясь от истины и святости, то таковой лжет, обольщает себя и поступает не по истине, живя и действуя не так, как учит жить и действовать истина. «Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, нет тьмы и не может быть, то и мы, как общники света, не должны в себя принимать тьму, чтобы не понести наказания за ложь и вместе с ложью не быть отторгнутыми от общения со светом» (Феофилакт). Разумеется глубокая греховная порочность, как сознательное лживое упорство и коснение во грехе и нераскаянность в нем, так как раскаяние изглаждает грехи (1Ин. 1:9). Эта глубокая греховная порочность характеризуется сильным словом — лжем и стоящим в связи с ним выражением — не поступаем по истине. Отец лжи, по слову Христову (Ин. 8:44 и прим.), есть диавол, не устоявший в истине и не поступающий по истине; царство истины закрыто для него, ложь — его жизненное начало, непременная сфера, в которой он только и может жить и действовать; ложь составляет его внутреннее существо, и потому ему и свойственна только одна ложь и истины в нем нет. Таков и тот, кто говорит, что имеет общение с Богом, а сам ходит во тьме; он, как диавол, — лжец, и истины в нем нет, у него диавольские склонности, диавольские пороки, диавольская греховность; истина ему чужда, ему противна.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Каждый христианин как член Царства Божия, должен находиться в живом общении с Богом. Но необходимым для того условием является хождение христианина в свете истины и святости. При отсутствии же этих условий христианин заблуждался бы или допускал бы сознательный обман, почитая себя стоящим в общении с Богом - Светом истины и святости. Резкость тона, по-видимому, говорит о том, что Апостол имеет в виду каких-то лжеучителей, искажавших истинное понятие о существе христианской жизни и общения с Богом. «Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, нет тьмы и не может быть; то и мы, как общники света, не должны в себя принимать тьму, чтобы не понести наказание за ложь, и вместе с ложью не быть отторгнутым от общения с светом» (блаж. Феофил.). Истинное же общение с Богом, истинное хождение во свете по закону богоуподобления необходимо проявляется в общении и с ближними, в братолюбии. Но источник благодатной силы ходить в свете общения с Богом и ближними заключается единственно в искуплении всего мира Кровью Сына Божия. «Никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен Кровью Его, пролитою за нас» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.6-7 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

     
Назвав Бога Святым, чуждым какого-либо несовершенства, Апостол, сообразно с сим, жизнь по Боге называет пребыванием во свете или в общении с Богом и со всеми верующими. Когда мы пребываем в общении с Богом или, иначе, ходим в свете духовном, тогда спасительное действие искупления, совершенного Иисусом Христом, простирается на нас постоянно чрез все таинства, а особенно чрез таинство Тела и Крови Господней; если же мы держимся зла, пребываем во тьме духовной, то мы естественно впадаем в заблуждения и отступаем от истины Христова учения и жизни. Добрая жизнь, весьма часто в вышеприведенных местах Евангелия Иоанна, представляется под образом хождения во свете, а злая – под образом пребывания во тьме. «Дондеже свет имате, ходите во свете, да тьма вас не имет», говорил Сам Иисус Христос (Ин.12:35); срвн. (2Петр.1:4). Выражением 6-го стиха «если мы говорим» (часто потом встречающимся) Апостол вероятно делает намек на то, что приводимые им неправые мысли высказывались некоторыми лжеучителями, которых он и опровергает, не выставляя однако их самих ясно, но имея дело только с их лжеучением. По смирению он высказывает все мысли даже как бы от себя, чтобы тем привлечь к себе сердца не только правых, но и заблуждающихся.
 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible