Скрыть
Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Ибо разве есть кто-нибудь, у кого не было бы греха? Как сказано в Писании, ни даже у младенца, жизнь которого на земле насчитывает лишь день. Такой младенец не совершал греха, но получил от родителей.

Проповеди

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Поистине невозможно и самым святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвению, по какой-нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они отличаются от того греха, который называется грехом к смерти, однако же не могут быть безвинны и неосужденными.

Собеседования

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Рек же Господь через человека, преисполненного Его Духа: Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Екк 7:20); да и Сам дал понять, что мы не можем быть свободны от прегрешений. Ведь учил Он нас молиться таким образом: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф 6:12). Поэтому пусть никто не считает себя способным, по учению Пелагия, к жизни, свободной от грехов и долгов, раз даже апостолы, наученные Господом, молились о своих прегрешениях.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Апостол повторяет несколько раз свою речь, дабы чрез обильные и частые обличения представить им всю тяжесть преступления и преклонить их к исповеди. Сколь великое благо рождается от исповеди, видно из следующих слов: говори ты грехи свои, чтобы оправдаться (Ис. 43,26); а что для начинающего ученика учитель часто повторяет одно и то же, сначала кратко, потом пространнее, чтобы сообщить познание яснейшее, это дело обыкновенное. Бог, говорит апостол, верен. Это то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственной своею верностью может и других делать такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет (Иоан. 6,37). Итак, тем, которые чрез покаяние прибегают ко святому крещению, Он, несомненно, прощает грехи, хотя бы они согрешили против Него и против других. Если, говорит, исповедуем, то получим соответствующее исповеди прощение. Если же бесстыдно скажем, что мы не согрешили, то совершим двоякое зло: покажем себя лжецами и изречем хулу на Бога. Ибо Он говорит чрез пророка: воздают Мне злом за добро (Псал. 34,12), и Сам лично: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Иоан. 18,23). Если и при этом мы говорим, что не согрешили, то отвергаем Его слова, которые суть дух и жизнь; ибо сказано: слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Иоан. 6,63).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

аще речем, яко не согрешихом, лжа творим Его и слово Его несть в нас

Спаситель пришел в наш мир, чтобы спасти нас от греха, о чем нам провозглашает непрестанно это благовествование. Однако, когда говорим, что не имеем греха, то делаем Бога лжецом. Зачем Он говорит, что пришел нас спасти от греха, когда мы не имеем греха? Он пришел в мир, потому что мы грешны, связаны грехом и смертью. Признавая греховность нашу, мы признаем и нужду в спасении и освобождении от греха. Так слово Его в нас и слово Его есть Его Евангелие, Евангелие спасения.

“Человекопоклонники” говорят: “Мы не имеем греха и, следовательно, не имеем нужды в Спасителе. Он не является для нас необходимым, поскольку нас не от чего спасать. Если мы имеем какой-либо недостаток, мы его ликвидируем посредством культуры, науки, просвещения и технологии. В целом Бог для нас не необходим”. Так человекопоклонники расценивают Спасителя как самонадеянного лгуна и, соответственно, врага человечества.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Апостол прежде сказал: если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин. 1:8): теперь повторяет ту же истину и усиливает ее. Если говорим, что мы не согрешили, то не только обманываем сами себя, но и Самого Бога делаем лживым. Как это?

Из откровения Божия мы знаем, что первые прародители наши согрешили, и чрез них все потомки их, или все люди сделались грешниками, получая прародительский грех по наследству, в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя, как говорит Псалмопевец (Пс. 50:7; сл. Ис. 64:6). В купели св. крещения, хотя человек омывается как от прародительского греха, так и от всех соделанных прежде крещения грехов, но не освобождается от наклонности к греху. Доколе носим это бренное греховное тело, мы должны всегда бороться с грехом и всемерно удаляться его. Для вспомоществования нам в борьбе со грехом, Иисус Христос, как добрый Пастырь, знающий овцы Своя, установил спасительные таинства, кроме крещения, вводящего в благодатную жизнь, таинства – покаяния, причащения и др. Для этого же Господь дал и заповедь всегда молиться: и остави нам долги наша, так как смиренная и сокрушенная молитва есть необходимое условие к получению благодатных даров, приобретенных нам ценою искупительных заслуг Иисуса Христа.

Поэтому, если кто говорит, что он не имеет греха, или не согрешил; тот говорит противное истине, открытой нам в священном Писании; тот говорит несогласное с учением и установлениями Господа Спасителя. Слова его показывают, будто напрасно Иисус Христос научил в молитве просить Отца небесного об отпущении наших грехов; будто напрасно установлено таинство покаяния, или для него оно не нужно. Кто почитает себя безгрешным, тот в самообольщении: гордость и самомнение ослепили его ум и сердце; не видит и не чувствует он своих немощей; потому что слова Божия нет в нем, т.е. он, по своему самомнению и гордости, или не разумеет, или не принимает учения слова Божия; Благодать, или дар благодатного разумения, не сообщается душе его, потому что Бог гордым противится (1Петр. 5:5).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Если говорим и проч.: опять повторяется истина, выраженная в стихах 6-м и 8-м (1Ин. 1:6, 8) с новым усилением, при новом видоизменении. Выше, в стихе 8-м, выражено: если мы говорим, что не грешим, здесь — если говорим, что не согрешили; последнее выражение указывает на всякое время, когда мы только начнем обращать внимание на себя в том смысле, что мы всегда найдем в себе грехи, если только не будем предаваться самообольщению. — Представляем Его лживым: сильнее, чем в предшествующем изречении — обольщаем себя; не только обольщаем себя, но представляем Бога лживым; не только лжем (как в ст. 6-м) сами, но лгущим и лживым представляем Бога Самого. «Если бесстыдно скажем, что мы не согрешили, то совершим двоякое зло: покажем себя лжецами и изрыгнем хулу на Бога» (Феофилакт). Каким образом? Кто говорит так, то есть что он не грешит и не грешил, тот отвергает все учение Самого Христа об искупительной Его жертве за грехи людей и, следовательно, самый существенный член веры христианской, а не веруя в это учение, он не христианин, не очищенный кровию Христовою, значит — не возрожденный; вместе с тем все Божественное откровение он считает не истинным, ложным и, следовательно, и Самого Бога представляет лживым, как бы обманувшим человека, не сделавшим для него всего того, что обещался сделать для его блаженства и счастия. — И слова Его нет в нас: «если и при этом мы говорим, что не согрешили, то отвергаем Его слова, которые суть дух и жизнь (Ин. 6:63)» (Феофилакт), и, таким образом, слова Его нет в нас. Слово здесь то же, что истина в стихе 8-м; в таковом человеке нет истины, а потому он или не разумеет, или не принимает слова Божия, открытого в Евангелии, или вообще слова Божия откровенного, в обширном смысле.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Уже в последних словах ст. 7-го Апостол высказал мысль, что грех действует и в христианах, и что все они имеют нужду в очищающей силе Крови Христовой. Теперь, имея в виду, быть может, лжеучителей, отвергавших эту истину, Апостол с особенною настойчивостью доказывает необходимость для всех христиан иметь сознание испорченности своей природы и склонности ко греху. Недостаток этого сознания, а тем более полное его отсутствие ведет не только к пагубному самопрельщению (ст. 8), но далее - в конце концов - к отрицанию искупительного дела Христова, к признанию даже Самого Бога лжецом (ст. 10), ибо, если люди сами по себе могут быть без греха, то излишни искупление и Искупитель, и Слова Писания о необходимости для всех искупления оказывались бы лживыми. Но отрицая и осуждая со всею решительностью самопрельщение и притязание на совершенную безгрешность, Апостол вместе с тем разрешает естественно возникающий вопрос: как же примирить греховное состояние христианина с необходимым требованием общения с Богом, Который есть свет? Ответ на это недоумение Апостол дает в ст. 9 в том смысле, что необходимым условием общения нашего с Богом при наличности несомненной греховности нашей - исповедание, т. е. открытое, решительное и настойчивое признание наших грехов: εάν ομολογώμεν τάς αμαρτίας ημών - исповедание не общей только греховности, но определенных грехов, известных, как деяния тьмы. Что исповедание грехов не может ограничиться одним внутренним сознанием, а должно сопровождаться и внешним исповеданием или открытым самосуждением пред Богом и пред свидетелем, поставленным Богом вязать и решать грехи человеческие (Ин 20:22-23), это предполагается уже значением и новозаветным употреблением термина ομολογεϊν, заключающего в себе мысль о внешней высказанности или выражении того или другого пред людьми (ср. Мф 10:32-33; Ин 1:20). «Сколь великое благорождается от исповеди, видно из следующих слов: «скажи ты прежде грехи свои, чтобы оправдаться» (Ис XLIII:26) (блаж. Феофил.). При выполнении нами требуемого условия - исповедания грехов - Бог, по уверению Апостола, непременно простит грехи кающемуся (слав, оставит грехи наши) и внутренно очистит грешника от неправды (очистит нас от всякой неправды). В этом одновременно осуществляется и верность, и праведность Бога. «Бог верен, это то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственною своею верностью может и других делать такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет (Ин 6:37) (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас

     Наконец, Апостол, желая доказать существование греховности вообще и греховности христиан в отдельности, обращает их внимание на то, что если бы не было греха, то не было бы нужды и приходить Иисусу Христу в мир и возвещать Свое учение о спасении, так как оно было бы неуместным; равно как не было бы никакой нужды в таинствах и во всех церковных учреждениях, и христиане, значит, ничем бы не воспользовались от Христа, они не были бы и христианами, срвн. (1Кор.1:5). Доведя лжеучение еретиков до явно нелепых выводов, Апостол на время прерывает речь об этом, чтобы потом еще с большею силою слова и глубиною мысли опровергнуть его и тем предостеречь христиан от опаснейшего для их жизни и веры заблуждения.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об искуплении.

Ин.1:29. Не сказано: имеющий взять, или взявший, нокоторый берет... грехи людей приходящих к Господу и кающихся: 1Ин.1:9-10; как, напр., и в другом месте сказано: «приходящего ко Мне не изгоню»: Ин.6:37; или «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне»: Ин.17:9; отсюда ясно, что Господь берет на себя грехи только тех, кто уверовал в Него и творит волю Его: Ин.9:31.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible