Скрыть
ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, –

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам

Итак, сама Жизнь явилась в плоти, поскольку в этом явлении то, что может распознать только сердце, обнаруживается также и для глаз — чтобы исцелять сердца.

Трактат на 1-е послание Иоанна

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам

Он имеет в виду ту жизнь, о которой говорится в Евангелии: Я есмь воскресение и жизнь (Ин 11:25), которая была явлена Божественными чудесами во плоти; и присутствовавшие ученики, когда Он совершал знамения, увидели то, о чем с несомненной истинностью свидетельствовали потомкам.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-2 о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами

Это он говорит и к иудеям, и к язычникам, которые порочат таинство спасения нашего как позднейшее. Апостол показывает, что оно и древнее, ибо оно от начала и современно представляемому в уме началу, или что оно древнее не только закона, но и самой видимой твари, ибо она имела начало, а оно было и прежде самого начала. Ибо что может кто-нибудь сказать о языческих таинствах, которые появились вчера и третьего дня? Они, сопровождаемые развратом, произошли поздно, тогда, когда уже в людях жила нечистота, которой разврат тот служит как бы верхом и памятником, и чрез которую мы из хорошего состояния дошли до самой темной ночи. Представляя величие нашего таинства в сравнительной его древности, апостол прибавляет, что оно есть еще и Жизнь, — Жизнь, не измеряемая сроком времени, но самобытная, как всегда сущая у Отца, как и в Евангелии сказано: и Слово было у Бога (Иоан. 1:1). Слово было означает не временное существование, но самобытное бытие известного предмета, начало и основание всего, что получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы придти в бытие. Хотя и о каждом сотворенном существе говорится, что оно есть, например, есть ангел, есть небо, есть солнце, и прочее; но собственно и совершенно есть Один только Сын, при участии Которого все приходит в бытие. Посему и Павел говорит: мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян. 17:28). Кто прежде слышал об этом из начального учения, тот переходит к видению Его, не телесно, но разумно, и не телесными глазами, но мысленными. Осязали сказано о Слове Жизни, сказавшем: Я есмь жизнь (Иоан. 14:6). Может быть, сказано так и о Слове, сущем в начале, потому что мы слышали от закона и пророков, что Оно придет. Когда Оно пришло явно с плотью, мы видели Его и осязали. Ибо Бога, как Он есть Сам в Себе, не видел никто никогда (Иоан. 1:18). И мы присоединились к явившемуся Слову не легкомысленно, но, как уже сказано, после осязания, то есть после изыскания в законе и пророках мы поверили явившемуся во плоти Слову. Мы увидели и осязали не то, чем Оно было (ибо род Его кто изъяснит? (Ис. 53:8)), но то, чем Оно стало, осязали и умственным прикосновением, и вместе чувственным, как, например, Фома сделал по воскресении. Ибо Он был Один и неразделен, Один и Тот же — зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий как человек, и чудотворящий как Бог. Так говорим мы о Слове по причине теснейшего единения Бога с плотью.

что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам

Рассматривали — то же, что видели собственными глазами и удивлялись; ибо θεάσασθαι происходит от θαυμάζειν и значит: с удивлением смотреть. Осязали — то же, что исследовали. Связь речи такая: что было от начала, что мы слышали, и видели, и рассматривали своими глазами, и что осязали руки наши о Слове жизни, которая явилась, и которую мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам, то есть вечную жизнь, которая есть у Отца и явилась нам; итак, что мы видели, то и возвещаем вам,

Апостол возвестил не так, как мы, во-первых, для краткости речи, потом из неуважения к эллинскому пустословию, далее, чтобы показать, что спасение наше не в словах, но в делах, наконец, чтобы сделать нас внимательнейшими, дабы мы, находя предлагаемое удобно и как бы само собой, не рассеялись. Сверх сего Богослов хотел неясностью прикрыть то, что выше нечистого слуха и чем небезопасно огласить его; ибо давать святыню псам и бросать жемчуг пред свиньями (Матф. 7:6) несогласно со здравым смыслом.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам

Какая величайшая степень достоверности! Как не верить рассказу апостола о том, что он сам видел, слышал и осязал! Здесь и для всякого плотского человека достаточное уверение в истине.

Дневник. Том I. 1856

Иустин (Попович), прп. (†1979)

и живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам

До воплощения Бога жизнь как бы не существовала на земле. И сколько она ни существовала, это было искажение жизни, ее подмена и подделка, иными словами, псевдожизнь, лжежизнь. Ведь что это за жизнь, в которой существует только смерть, которая заканчивается только ею. Это постоянное и периодическое мучение, не останавливающееся приближение к смерти. Только одна жизнь достойна своего названия — та, которая не прекращается, которая не умирает, но господствует над смертью и через воскресение возводит к вечности. В действительности, жизнь одна, вечная жизнь. И эта жизнь впервые появилась в этом человеческом мире с Богом Словом, с Богочеловеком Христом. Поэтому и святой Иоанн Богослов говорит: И живот (т. е. жизнь) явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам.

Жизнь и вечная жизнь – это синонимы. Нет жизни без вечной жизни. С Богочеловеком Христом живот явися в наш мир, в мир смерти и псевдожизни. В Богочеловеке видехом правую жизнь, только вечная жизнь является единственной правой жизнью. Это очевидно только в Богочеловеке Господе. Весь Богочеловек и все Его является дыханием и сиянием вечной жизни. Не существует Его мысли, которая бы не брала начало из вечной жизни и не завершалась бы в Нем, “в вечной жизни”. Также каждое Его чувство, слово и дело вытекает из вечной жизни. В Богочеловеке Господе существует постоянное присутствие вечного. И волны вечной жизни захлестывают нас со всем, что есть в Нем. Хочешь увидеть, как жить вечно во времени? Проси Иисуса. Только в Богочеловеке Иисусе содержится все, относящееся к вечной жизни. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин. 5:26). Это самое очевидное доказательство и свидетельство. Все это с бесконечной точностью показано в стихе и живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам.

До пришествия Богочеловека смерть была в нас и вокруг нас, и люди не знали, ни что есть вечная жизнь, ни как достигнуть вечной жизни. Но Он не оставил нас одних, но пришел и явился среди нас.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам

Это объяснение предыдущих слов. Иоанн показывает, как могло быть то, что они, Апостолы, слышали, видели и осязали невидимого, неосязаемого, вечного и непостижимого Бога, всесовершенного Духа. Ибо жизнь явилась, говорит Апостол, или, как в Евангелии сказано, И Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин. 1:14), и мы видели Сына Божия, как истинного человека, видели, как Он ходил и уставал от пути, беседовал с людьми, ел, пил, радовался и скорбел, как человек; пострадал и умер на кресте, как человек; но в то же время мы видели Его Божеское величие, слушали Его небесное учение, были свидетелями великих чудес, которые совершал Он словом, прикосновением или одним мановением Своей воли, слышали свидетельство о Нем Бога Отца, видели славу Его на Фаворе, и еще более, когда Он воскрес из мертвых, возносился на небо и ниспослал нам от Отца Всесвятого Духа Утешителя, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14).

И мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. То есть так ясно, так осязаемо, так несомненно и неоспоримо видев Иисуса Христа, как истинного человека и как Единородного Сына Божия, источника и подателя жизни, который от вечности был в недре Отчем и в предопределённое время явился нам во плоти, и жил между нами, – мы твердо и неизменно свидетельствуем о Нем, свидетельствуем, подвергаясь всем трудностям, скорбям, страданиям и смерти, свидетельствуем и возвещаем о Нем, как Сыне Божием, подателе истинной жизни, как едином Спасителе человеков.

Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Была у Отца от начала, или от вечности, пребывая в недре Отчем; и явилась нам, когда безначальное Слово стало плотью (Ин. 1:14). Так говоря, св. Иоанн ясно показывает различие лиц Бога Отца и Бога Сына: Сын был у Отца и явился нам, то есть восприняв наше человечество.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам

Ибо жизнь явилась и проч.: это вводное предложение, для объяснения сказанного слова о Слове жизни, которое видели и слышали апостолы и ученики Христовы. Как могло быть, что они слышали, и видели, и рассматривали, и осязали невидимого, неосязаемого, непостижимого и вечного Бога, Слово Божие, Духа всесовершенного? Ибо жизнь явилась, говорит апостол: Слово стало плотию и обитало между нами, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14), и потому мы слышали и видели и рассматривали и осязали, так как Бог — Слово, как жизнь самосущая, явилось во плоти и обитало и пребывало между людьми (см. прим. к Ин. 1:4). — И свидетельствуем: так несомненно и неоспоримо видев воплотившееся Слово, Господа Иисуса Христа, мы твердо и несомненно свидетельствуем о Нем, свидетельствуем словом и делом, свидетельствуем и возвещаем о Нем как Сыне Божием, Подателе всякой жизни и Спасителе людей, свидетельствуем и возвещаем, так как мы получили Божественное повеление свидетельствовать и возвещать о сей вечной Жизни, Господе Иисусе Христе (Деян. 1:8; Деян. 10:41; Лк. 24:47—48). — Которая была у Отца и явилась нам: от вечности пребывая в недре Отчем, Слово жизни, вечная Жизнь и источник всякой жизни, явилась нам, когда безначальное Слово стало плотию (Ин. 1:14), восприняло наше человеческое естество.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

Св. апостол Иоанн показывает предмет своего послания – Слово жизни или Жизнь, а также указывает кратко и способ приобщения сей Жизни, доступный для каждого человека, – общение с апостолами и с апостольскою Церковью. О Слове жизни он говорит, что оно было от начала (ср. Ин.1:1), потом сделалось видимо для очей апостолов, было рассматриваемо ими и осязаемо (ср. Ин.20:27-28). За сим, называя это Слово самою Жизнью (подобно Ин.1:4), апостол говорит что Она, будучи вечною, сначала была у Отца (ср; Ин.1:1) потом явилась апостолам. Все это, очевидно, должно разуметь не об учении Христа, которое нельзя осязать, а о самом Христе, о вечном Сыне Божием. Если апостолы возвещают сию Жизнь, свидетельствуют о Слове, то это значит, что они не только передают Христовы заповеди, но и призывают к личному соединению со Христом (о чем Иоанн говорит многократно, 1Ин.1:6; 1Ин.2:5-6, 23, 24, 28 и др. ср. Ин.15:1-7). – О способе общения с этою ипостасною Жизнью апостол говорит: да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и Сыном Его. Эти слова представляют как бы раскрытие слов первосвященнической молитвы Христа: да ecu едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Азе в Тебе, да и тии в нас едино будут (Ин.17:21). Вступая в единение с верующими, с апостолами, со святыми отцами и учителями Церкви, каждый в отдельности человек присоединяется к Телу, глава Которого есть Христос, и таким образом делается едино со Христом. Как же мы вступаем в общение с апостолами, равно как и их преемниками? Чрез послушание слову их, чрез почитание их во имя Христово (Мф.10:40). Посему не погрешают православные, когда в своих молитвах призывают апостолов и прочих угодников Христовых, но исполняют призыв святого наперсника Христова Иоанна: да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и Сыном Его.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-4 о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна

Выражая свою мысль несколько сложным периодом, Апостол начинает послание свидетельством: возвещаем (απαγγέλλομεν) или пишем вам о Слове жизни (περί τού λόγου τής Ζωής), которое было от начала (ό ήν άπ᾿ αρχής), которое мы слышали, которое видели своими очами и которое осязали руки наши. Как мы видели, уже в древности было отмечено близкое сходство этого начала послания с началом Евангелия, причем это сходство, по мнению древних церковных учителей, показывает тожество предмета писаний и учения о Боге-Слове или Божественном Логосе. Слово жизни здесь, вопреки мнению некоторых комментаторов (Весткотта, Дюстердика и др.), не означает только божественного учения, которое возвестил людям Христос Спаситель (ср. Флп 2:16), а есть именно название Бога-Слова, как показывает и конструкция (περί — у Ап. Иоанна обычно употребляется с род. пад. лица, см. Ин 1:15, 22, 47; 2:25 и др.), и контекст речи Апостола: только о личном Божественном слове или Богочеловеке Апостол о себе и других апостолах мог сказать: «мы слышали, видели своими очами, рассматривали, осязали руки наши», и в ст. 2 Апостол свидетельствует, что эта жизнь — вечная жизнь Богочеловека — была у Отца и явились нам, что вполне напоминает слова св. Апостола Иоанна о Божественном Слове-Христе в Евангелии: в том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин 1:4). Употребление же Апостолом и в послании тех же слов и выражений, что и в Евангелии, каковы: λόγος, ζωή, ήν, πρός, еще более сродство или тожество понятий и отношение их к одному и тому же главному предмету — Богу-Слову. Не повторяя здесь сказанного в примечаниях к Евангелию Иоанна гл. I, заметим лишь, что наименование Сына Божия Логосом как в Евангелии, так и в послании не было делом самостоятельного умозрения Апостола, а открыто было Тайнозрителю в нарочитом сверхъестественном откровении (см. Откр 19:13). Вечное бытие Бога Слова выражается в рассматриваемом месте послания словами ήν απ᾿ αρχής, как и в Евангелии: εν αρχή ήν, от начала, как и в начале значит до начала времени, иначе безначально и бесконечно, следовательно, вечно. Равным образом и слово: было означает не временное существование, но самостоятельное бытие известного предмета, начало и основание всего, что получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы прийти в бытие» (блаж. Феофил.).

Показывая совершенную достоверность благовестнической проповеди апостолов о Боге-Слове, св. Апостол указывает на полноту, исключающую возможность какого-либо сомнения, знания апостолов о Богочеловеке, основанного на всестороннем духовно-чувственном опыте апостольском: все чувства внешние и все внутренние духовные силы апостолов участвовали в опытном постижении Бога-Слова, явившегося во плоти: «осязали и умственным прикосновением и вместе чувственным, как, напр., Фома сделал по воскресении. Ибо Он был Один и неразделен, Один и Тот же — зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий, как человек, и чудотворящий, как Бог» (Феофил.).

Слово Божественное у Апостола здесь, в ст. 1-м, названо Словом жизни, а в ст. 2-м - Жизнью (ή ζωή), бывшею у Отца и явившеюся людям, жизнью вечною (τήν ζωήν τήν αιώνιον), которую возвещают апостолы, в том числе и пишущий настоящее послание св. Иоанн. В ст. 3 и 4 целью и проповеди вообще, и настоящего послания поставляется то, чтобы христиане проповеданное и написанное слово апостольское имели общие (κοινωνίαν) не только с апостолами, но через них — и с Богом Отцом и Иисусом Христом: «через слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами, так мы имеем вас общниками Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы, как прилепившиеся к Богу, можем исполниться радости», (блаж. Феофил.). Таким образом, в послании учение о Слове Божественном раскрывается, главным образом, со стороны непреходящей, вечной блаженной жизни, имеющей свой источник в Боге-Слове, и со стороны общения христиан с этим самобытным источником всякой жизни. Если в Евангелии Иоанна раскрыто собственно учение о лице Бога-Слова Иисуса Христа, то послание дает приложение этого учения к жизни; на основе истинного Боговедения и веры в Иисуса Христа, как воплотившееся Слово Божие, оно созидает жизнь каждого отдельного члена Христовой Церкви, чтобы всех привести к вечной жизни, к вечному блаженству в общении с Богом.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.2-3 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, 
о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом


     Говоря о том, что жизнь была у Отца и явилась нам, когда Слово стало плотью (Ин.1:14), Апостол ясно показывает различие лиц Бога Отца и Бога Сына. Повторяя потом о своем непосредственном ведении Слова жизни, во время Его жизни на земле и в явлениях Его по воскресении, Апостол объясняет цель этого своего указания и написания послания вообще, а именно – чтобы христиане не отклонялись от общения с очевидцами Господа и не поддавались обольщению лжеучителей, проповедавших не то, что они видели и знали доподлинно, а что им воображалось или представлялось. В общении с очевидцами Господа Иисуса Апостол указывает и залог общения с Самим Богом и Иисусом Христом; а в единении с Богом заключается вся цель и сущность христианской веры (Ин.17:21); (1Кор.15:28). Таким образом, кто не с Апостолами, тот отвергается самого христианства, срвн. (1Ин.1:6,7;  1Ин.2:3, 1Ин.5:10). Относительно замеченного повторения у Апостола вот что говорит один наш толковник: «что глубоко лежит у нас на сердце, что сильно желаем внушить другим, то обыкновенно часто повторяем. У Апостола душа горела желанием передать своим ученикам и всем верующим силу своей несомненной веры в Бога Слова, вдохнуть пламенную любовь ко Господу Спасителю, потому он и повторяет говорить о том, на чем должна основываться живая вера во Христа Спасителя и что должно питать крепкую любовь к Нему» (см. цитированные Беседы преосвящ. Евсевия, стр. 19).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Причащении и разумении Священного Писания.

Ин.1:1. То Слово, которое стало плотию, вселилось между людьми, явило апостолам славу Свою (Ин.1:14), было ими видимо, осязаемо: 1Ин.1:1-5. Слово, Сын Божий, Иисус Христос есть не «разумeниe» или «учение», а отдельная Ипостась, самостоятельное Лице, хлеб жизни: Ин.6:29,51-58; единосущный Богу Отцу: Ин.10:30; кто не исповедует Его пришедшим во плоти, тот антихрист: 1Ин.4:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible