- Может ли православный христианин что-то почерпнуть для себя из астрологии?
- Нередко описания знаков Зодиака соответствуют характеру и типажу человека. Как это объяснить?
- Существуют ли какие-либо церковные постановления, запрещающие заниматься астрологией?
- Что говорили об астрологии святые?
- Относится ли астрология к знамениям, которые ищет род лукавый и прелюбодейный (Мф.12:39)?
- Нет ли некоторого намека на астрологию в Вифлеемской звезде?
- Чем объяснить повальное увлечение гороскопами?
- Как к астрологии относится современная наука?
- Цитаты об астрологии
Астроло́гия (греч. ἀστρολογία) - вид гаданий, основанный на взаиморасположении небесных тел в определенные моменты времени.
Может ли православный христианин что-то почерпнуть для себя из астрологии?
Из истории Церкви мы знаем, что святые отцы нередко использовали те или иные достижения языческих наук (например, философии), чтобы преобразить их и поставить на службу православной церковной жизни. Однако такое сравнение вовсе не применимо к астрологии, потому что последняя – это откровенное служение темным силам и ни к чему хорошему, следовательно, нас привести не может. Человек может даже не заметить того, как он, все более и более уповая на гороскопы, в то же время все менее и менее принадлежит Христу. Увлечение астрологией – это не что иное, как отвержение двух основных принципов взаимоотношения человека с Богом: Промысла Божия и свободы воли человека. Увлекаясь астрологией, человек тем самым минимизирует или даже отрицает участие в его жизни Бога. Каждый из нас получил от Всевышнего бесценные дары – разум и свободу – для того, чтобы использовать их во благо своей собственной души и своих ближних, но в итоге мы добровольно обесцениваем их и подчиняем себя слепому року. Необходимо помнить, главная цель человека – достижение Царства Божия – не зависит от того, когда, где и под какой планетой он родился, но только от того, насколько его сердце было открыто пред Господом.
Нередко описания знаков Зодиака соответствуют характеру и типажу человека. Как это объяснить?
Человек верит в то, что он хочет верить. Нередко популярности астрологических «прогнозов» способствуют и особенности человеческой психики. Доверие астрологических гороскопам можно объяснить, например, эффектом Барнума, согласно которому людям свойственно крайне высоко оценивать точность описаний и характеристик их личности в том случае, если эти описания неопределённы и достаточно обобщены и созданы «индивидуально» для конкретных людей. Человек автоматически подстраивает такого рода описания под себя, особенно если они позитивны и авторитетны для него.
Существуют ли какие-либо церковные постановления, запрещающие заниматься астрологией?
В Дидахе, церковном руководстве конца I – начала II веков, давалось предупреждение: «Не будь ... ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение».
Лаодикийский собор в правиле 36 указал: «Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами».
В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» астрология перечислена в ряду лжеучений наряду с язычеством, теософией и спиритизмом.
Что говорили об астрологии святые?
Григорий Богослов считал, что астрология оскорбляет Божественный промысл: «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина».
Иоанн Златоуст, толкуя Книгу пророка Исаии, в которой говорится об астрологах, пишет: «Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, пророк говорит: они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо. «Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени» (Ис.47:14). Они не только будут бесполезны тебе, но даже и сами погибнут».
Блаженный Августин так отвечал тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы соответствуют действительности: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество».
Иоанн Дамаскин свидетельствовал, что астрология отрицает человеческую свободу и Божественное достоинство: «Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях».
Относится ли астрология к знамениям, которые ищет род лукавый и прелюбодейный (Мф.12:39)?
В христианстве под знамениями понимаются не астрономические явления, а чудесные явления и знаки. Поскольку чудо по своему смыслу превосходит обычный порядок вещей, а астрология, в своих «прогнозах», опирается на естественное «движение» звезд и планет, постольку между христианским отношением к знамениями от Бога и отношением «рода прелюбодейного» к «знамениями» от астрологов – принципиальная разница.
Что же касается повседневного, намеренного поиска знамений, то таковое в православном христианстве крайне порицается: «Род лукав и прелюбодейный знамения ищет» (Мф.12:39). По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) «Прошение „знамения с небесе“ было не столько прошением чуда, сколько насмешкою над чудесами Богочеловека и выражением невежественного, превратного понятия о чудесах»; «в… состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения».
Нет ли некоторого намека на астрологию в Вифлеемской звезде?
Традиционная отсылка астрологов к Вифлеемской звезде с древности встречала критику христианских богословов. Так, Григорий Богослов пишет: «Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде-благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос – безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве».
Чем объяснить повальное увлечение гороскопами?
Писатель-апологет Г. К. Честертон очень точно подметил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Человеку проще жить, думая, что все вокруг происходит только по некоему чисто механическому стечению обстоятельств, лишь потому, что именно так «встали звезды». Тогда не нужно думать о Боге, о своей душе, не требуются никакие нравственные подвиги. Зачем молиться Творцу, если намного проще подстроиться под результаты гороскопов? Кроме того, человеку после грехопадения всегда хотелось заглянуть за грань неведомого, узнать свое, пусть даже и самое ближайшее, но будущее. И в этом мы тоже видим расхождение со святоотеческой традицией. Многие подвижники знали свое будущее, например, время своей кончины, однако они не искали подобных знаний: Сам Бог открывал Своим избранникам час перехода в Вечность для того, чтобы они могли максимально подготовиться.
Но сегодня, к сожалению, люди хотят узнать свое будущее вовсе не для того, чтобы стать хоть чуточку нравственнее, духовнее: они делают это в основном для тех или иных мелочных, меркантильных целей, например, чтобы более выгодно вложить деньги, развивать свой бизнес или избежать каких-нибудь неприятностей, что является признаком того, что мы не верим Богу, не надеемся только на Него, но сами своими силами стремимся обустроить собственную жизнь. И в такой жизни, к сожалению, места для Бога попросту не остается.
Как к астрологии относится современная наука?
С точки зрения современной науки астрология является типичным лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. При этом наука признает, что на определенном этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания. Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук («биология», «археология» и т. д.), современным ученым приходится постоянно разъяснять, что астрология носит такое название только как дань традиции. Убеждение ученых в том, что астрология – псевдонаука, основывается на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией. Нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии. Также имеет место спекуляция астрологов на не полностью исследованных наукой проблемах, как и собственное толкование научных открытий.
В 1975 году 186 ведущих мировых ученых, в том числе 18 нобелевских лауреатов, выступили с заявлением «Возражения против астрологии», в котором выражали беспокойство по поводу того, что средства массовой информации охотно предоставляют свои страницы астрологии и прочим подобным псевдонаукам. Национальный научный фонд (США) относит веру в астрологию к одному из наиболее распространенных среди американцев псевдонаучных заблуждений. В России публичной критикой астрологии как лженауки занимается Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук. В 2013 году президент РАН академик В. Е. Фортов отметил, что наука и религия имеют общую цель в борьбе с хиромантией и гороскопами.
Цитаты об астрологии
«Почему астрология - ложь? Очень просто. Созвездия на самом деле не существуют, это вымышленные объекты, придуманные для деления неба на определенные сектора. Созвездий не существует так, как не существует параллелей и меридианов - они есть плод воображения. Созвездия придумали в глубокой древности для того, чтобы разделить небо на условные сектора и чтобы по ним могли ориентироваться моряки, путешественники. Поэтические названия созвездий придуманы для удобства запоминания. По-другому это некий логический инструмент, и меридианы вроде бы существуют, но только в нашем сознании.
Солнце движется со скоростью около 220 км/с вокруг центра Галактики и делает полный оборот вокруг центра за 220 миллионов лет. Соответственно, время жизни человечества на фоне таких масштабов - как молния по отношению к продолжительности жизни человека. По мере движения солнечной системы вокруг центра галактики, конечно, картина звездного неба, созвездий, будет меняться, но время жизни цивилизации несопоставимо по времени: например, от Древнего Египта до сегодняшнего дня (5000 лет против 220 миллионов) - недостаточно, чтобы картина звездного неба значительно изменилась.
Поэтому астрология основана на заведомо ложных предпосылках древних людей, считавших, что все неизменно. Кроме того факта, что созвездий в реальности, как физических объектов, не существует, лженаука астрология привязывает судьбу к дате рождения. Но: 1) предопределения не существует 2) дата рождения может зависеть от случайных факторов, например, от преждевременных родов».
протоиерей Максим Обухов
«Ты, который представляешь звезды вождями нашего рождения, нашей жизни и целого мира, скажи: какое еще иное небо прострешь над самыми звездами и над ним поставишь ли еще новое и новое, чтобы было кому водить водящих? Под одной звездой родится один царь и много других людей, из которых один добр, а другой зол, один – вития, другой – купец, третий – бродяга, иного же высокий престол делает надменным. Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина. Если для каждого есть своя какая-то первая необходимость, то это чистая басня. А если и над нею господствует еще общая сильнейшая, и есть звезды противные звездам, то кто же смешал их? Ибо кто сочетал, тот, если захочет, и расторгает союз, а если совершил это Бог, то, как же стало первым то, что заменило у тебя моего Бога, если и самого Бога не подчинишь своим звездам? Если же нет господствующего, то, как будет стоять мир? Я не вижу этой возможности, хотя бы кто-то и желал такими рассуждениями изгнать Бога. Ибо необходимо кому-нибудь управлять: или Богу, или звездам… Говори ты мне о своих гороскопах, о мелких частях зодиакального круга и о мерах пути; разоряй у меня законы жизни – страх злочестивых и надежду добрых, борющуюся до конца! Если все дает звездный круг, то и я влекусь его же вращением. И самое хотение производится во мне тем же кругом, нет у меня никакой силы воли или ума, которые бы вели меня к добру, но и к этому влечет меня небо. Не упоминай мне о великой славе Христовой, звезде благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос – безлетный сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых являются астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде этого, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в Еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве».
свт. Григорий Богослов
Литература по теме
- Статьи об астрологии сайт «Суеверие.нет»
- Астрология А.Л. Дворкин
- Астрология свт. Григорий Богослов
- Против учения о судьбе свт. Григорий Нисский
- О свете, огне, светилах, как солнце, так луне, так и звездах прп. Иоанн Дамаскин
- Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов свт. Иоанн Златоуст
- Астрология и Православие архим. Рафаил (Карелин)
- Астрология прот. Олег Стеняев
- Астрология: история, учение, критический анализ
- Астрология
Комментировать