Источник

Глава 4

Оккультная агрессия

Существует два вида магии: магия «черная» и магия «белая». Магия «черная» – это магия откровенного зла, магия, при помощи которой целенаправленно творится зло и причиняется вред людям – болезни, ущерб, гибель. «Белая» магия – зло, замаскированное под личиной добра. Но и в той, и в другой действуют одни и те же силы. В черной магии демон являет свое собственное лицо, а в белой, по слову апостола Павла, принимает вид Ангела света (2Кор. 11:14)56.

Конечная цель и смысл человеческой жизни, жизни христианина, – это Богообщение, переход в вечность. Для христианина высшая ценность – Бог; для христианина вечная жизнь – это преодоление своей тварной ограниченности, выход из себя как из самоцентра, самоценности для приобщения к совершенствам Божественного абсолютного бытия. Все иное имеет для него лишь относительное значение; все земные обстоятельства: богатство, бедность, здоровье или болезни – это лишь условия формирования его личности для будущей жизни, и когда мы называем что-либо добром или злом, то называем по-человечески, с точки зрения земных ценностей. С точки зрения вечных ценностей, абсолютное благо – это только Бог, а единственное реальное зло – это грех, отпадение от Бога.

Теперь, в последнее время, стали особенно часто и наглядно проявляться различные феномены, похожие на чудеса. Широкой волной захлестнуло европейский мир увлечение оккультными, большей частью индийскими учениями. Можно даже сказать, что Восток (я имею в виду Индокитайский регион) берет реванш. Если раньше Запад физически порабощал Восток, превращая его в свою колонию, то теперь Восток стал духовно порабощать Запад. Современные оккультные и мистические течения, которые так широко идут на экспорт из стран Юго-Востока, – это вид духовной агрессии. В Священном Писании сказано о том, что в последнее время будут происходить необычайные чудеса, проявляться поразительные феномены – как демонстрация антихристовой силы; эти феномены будут подражанием чудесам Христа и Его святых учеников. Святой Василий Великий пишет, что диавол лишен творческой силы, он может только подражать и воровать. Диавол – вор, он ворует наше, «диавол – обезьяна Бога» – он пытается подражать Богу, как обезьяна старается подражать человеку своими ужимками и прыжками.

Итак, с христианской точки зрения, эти явления, имитирующие чудеса, имеют демоническую сущность и направленность. Доверие и внимание к ним весьма пагубны. Начало опасности здесь – в незаконном вторжении человека в мир духов, к которому он совершенно не приготовлен. Святые Отцы говорят, что хотя с одной стороны наша плоть противостоит духу, но, с другой, она же хранит душу от преждевременного вступления ее в мир духовный, так как вступив в него, мы подверглись бы чрезвычайной опасности. Вторгшись в этот мир, наша не очистившаяся от страстей душа неизбежно, по закону подобия, окажется ближе не светлым Ангелам, а духам падшим, духам тьмы – потому что мы творим их злую волю, потому что в душе у нас имеется неукротимое внутреннее влечение, стремление ко греху. Господь дал нам «завесу» – плоть; пока нами еще не пройден путь борьбы со грехом, пока не очищено наше сердце от страстей, пока не определилась наша личность в своем отношении к Богу – центру всего существующего, – до тех пор непосредственное общение с миром духов будет для нас пагубным, как для ребенка – лес, полный диких зверей.

В наши дни лица, занимающиеся оккультными науками, гипнозом, йогой, различными магическими учениями Востока, предлагают людям путем определенных ритуальных действий и систем тренировки приобрести некие таинственные «дары», способности, сверхъестественные силы. В том числе обещают обучить их влиянию на других, подчинению себе чужой воли, «лечению» болезней и т. п. А взамен требуют от своих последователей (хотя бы те этого и не понимали) отречения от Христа и ориентации на совсем иные «духовные сущности», посредниками которых и являются сами оккультисты. Занятия йогой, участие в гипнотических сеансах, изучение оккультных наук – все это есть внутреннее отречение от Христа Спасителя, сознательное или бессознательное приобщение демоническим силам.

Способны ли демоны творить чудеса? В житиях святых описывается множество подобных «чудотворений». Сатана – это бывший первоангел, который в своем падении не потерял всей своей силы, только воля его извратилась: вместо любви к Богу теперь содержанием его бытия стала ненависть к Богу и к человеку как образу и подобию Божию. Он похож на реку, которая обратилась назад и течет от устья к истоку. Будучи извергнут из духовных сфер, сатана борется с Богом в глубинах человеческих сердец. Человеческое сердце стало полем боя Божественных и демонических сил. Демон готов обещать человеку и сделать для него все, лишь бы тот принадлежал ему. Господь неизреченно любит душу каждого человека – так же как и все человечество, всю вселенную, и потому сатана, привлекая к себе людей, мстит этим Богу за свое падение и изгнание.

Сегодня распространение оккультных опытов, их широкая открытая демонстрация являются грозными симптомами, исполнением предсказаний, которые содержатся в Святом Евангелии и Апокалипсисе. Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24) – прельстить ложными чудесами, соблазнить видимостью добра, за которой – страшное зло. Вообще говорят, что худший вид лжи – это полуправда, самый опасный вид зла – это зло, скрывающееся под личиной, под маской добра. Как артист скрывает свое лицо под гримом, так часто действует и зло, особенно теперь. Человек, прибегнувший к услугам магов и экстрасенсов, теософов и оккультистов, нередко расплачивается за свое исцеление, даже не зная – действительное оно или мнимое (порой и не подозревая о возможности обмана), ценой своей души, ее будущей участью. Этот человек, сам того не ведая, подписывает договор с диаволом, как это бывало и в тех страшных случаях, когда люди подписывали договор с диаволом своей кровью – многие из нас об этом читали. Нечто подобное, сознательно или бессознательно, совершается и теперь: те, кто участвует в различных «сеансах», те, кто поддается добровольно гипнозу, становятся учениками, в какой-то степени даже собственностью новоявленных «чудотворцев», которые сами – ученики, служители темных сил. А значит, и подпавшие под их власть становятся адептами этих же сил.

Посмотрим с психологической точки зрения: что представляет собой гипноз? Гипноз – это разложение и распад личности: человек добровольно отдает себя, свою свободную волю, не зная сам кому. Вне свободной воли человек – био-машина, живой автомат, но не личность. Здесь человек отдает свою волю другой личности, становится послушным автоматизированным роботом, исполняющим все приказы «хозяина», то есть лишает себя высшего человеческого достоинства. Человек, который подвергает себя гипнозу, становится и вообще особенно восприимчив ко всякому влиянию. Он делается внутренне пассивен, он ищет другой сильной воли, чтобы отдаться ей и стать как бы паразитом того человека, который управляет им: то есть он и подчиняется этой более сильной воле, и в то же время, как паразит сосет чужую кровь, так и он черпает силу из нее. Он становится чьим-то придатком, перестает быть личностью. Человек, который подпал под власть гипноза, становится медиумом не только другого человека, но и невидимых демонических сил.

Согласно непреложным законам жизни духовной, с Ангелами Божиими могут общаться лишь те, кто сами подобны им своей жизнью. Конечно, бывают редкие исключения, но я говорю об общем правиле. Для общения с Ангелами нужно иметь внутреннее подобие им. Для общения с темными силами не нужно никакого труда, не нужно никакого очищения себя – наоборот, чем ниже пал человек, тем он способнее к общению с духами тьмы, зла и греха.

И вот человек, опрометчиво подчинивший свою волю каким-то людям, занимающимся оккультизмом, этим самым подчинил себя импульсам, идущим от мира темных духов, стал их медиумом. Способность сопротивляться злу и греху в нем до крайности ослабевает. Когда люди, имевшие дело с оккультизмом, желают обратиться ко Христу, то им необходим трудный и долгий подвиг покаяния, они подвергаются особо сильным искушениям и нападениям от диавола. Поэтому таким людям, когда они стараются стать христианами, необходимо в противовес их прошлой подчиненности злым духам иметь беспрекословное послушание своим духовным руководителям и через них – Христу. В житиях святых мы часто читаем о тяжелых испытаниях, которым подвергал демон тех, кто, занимаясь прежде магией и оккультизмом, затем становился на путь покаяния. Но, конечно, сила Божия выше и сильнее всего, поэтому для каждого человека, в каком бы он ни находился падении, пока он жив, открыта возможность исправления и спасения.

Гипноз есть агрессия одной души по отношению к другой. Например, физическая агрессия: более сильный захватывает в рабство слабого, заковывает его в цепи, заставляет выполнять унизительную работу. А здесь агрессия духовная: гипнотизер в большей степени владеет душой, загипнотизированной им, чем иной рабовладелец своими рабами. Загипнотизированный человек попадает, погружается в мир иллюзий, мир лжи. Господь сказал о демоне, что он лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Все «феномены» происходят в области иллюзорных представлений загипнотизированного человека, который находится в состоянии «самопотерянности», невменяемости. Подвергавшиеся гипнозу говорят, что ощущали себя как бы принявшими наркотики, все плыло у них перед глазами, как в тумане. Человек, находящийся под гипнозом, может совершать нелепые поступки, часто постыдные, не понимая, что с ним происходит. Демоническая сила, ненавидя в человеке образ и подобие Божие, конечно, радуется такому жалкому состоянию, в которое человек сам добровольно ввергает себя.

Что же касается других оккультных наук, то все они связаны между собой, связаны общим источником, связаны общей целью. В них ищут не истинного добра, в оккультных науках ищут временных благ, но получают вместо них – в этой жизни – разрушение, разложение своей личности, и общение с темными, злыми духами, и мучение вместе с ними – в жизни будущей.

Некоторые гипнотизеры прямо говорят, что они могут повторить чудеса Иисуса Христа, иногда даже и на афишах своих осмеливаются писать нечто подобное. И это опять-таки – обличение той антихристовой сатанинской силы, которая старается уподобиться Богу, «копирует» те чудеса, которые творил Христос, но – в уродливой, иллюзорной форме. В Новом Завете сказано о признаках последнего времени: о все большем и большем натиске этой демонической силы, об открытых ее демонстрациях; о том, что люди, привязанные к временным благам, люди, потерявшие духовные ориентиры, духовную интуицию, будут следовать злым духам, одни – бессознательно, слепо, другие – понимая, с кем имеют дело. Уже открываются «церкви сатаны» с оккультно-магическими ритуалами. Как грибы после дождя, появляются новые экстрасенсы и различные целители. Многие из них путем определенных упражнений и тренировок берутся из любого человека сделать подобного себе экстрасенса. Иными словами, на наших глазах происходит массовое, конвейерное, так сказать, производство экстрасенсов.

Антропософия (штайнеризм): кушанье из отбросов

Однажды преподобный Савва Освященный, игумен палестинской Лавры, наблюдал за тем, как монастырский повар приготовляет трапезу для монахов: отбросы повар выкидывал в ручей, протекавший через Лавру. И вот Савва решил преподать повару урок. Он тщательно собрал все отбросы, годные в пищу, которые тот выбросил, принес их в свою келью, там приготовил из них варево и пригласил повара на трапезу. Тот вкусил пищу, предложенную святым Отцом, и с удивлением спросил, из чего же приготовил ее авва. Преподобный ответил: «Из того, что ты выбросил в ручей».

Нечто подобное произошло и со Штайнером. Все, что на протяжении столетий Церковь выбрасывала на «свалку», в помойные ямы истории, Штайнер тщательно подобрал и состряпал из него свое учение, свою систему; с той только разницей, что если пища, которую приготовил преподобный Савва, по его молитве приобрела превосходный вкус, то кушанье, изготовленное Штайнером, оказалось пропитанным страшным духовным ядом.

Итак, то, что оказалось негодным для Церкви, то подхватил Штайнер. Он – не оригинальный мыслитель, даже не ересиарх, а только эклектик и компилятор. Чтобы говорить о Штайнере, нужно знать историю религии, начиная с такого крупного религиозно-философского движения, как гностицизм. Гностицизм существовал уже в первые века христианства: гностики были современниками Апостолов. У святого Иоанна Богослова есть предостережение против тех лжеучителей, которые утверждали, что Христос пришел не во плоти, – в древности они назывались докетами. Гностицизм пытался примирить языческие мистерии и языческую философию с христианством и потому создавал противоречивые синкретические системы. Прежде всего гностицизм искажал евангельское учение о лице Христа Спасителя. Для гностиков Христос был не Сыном Божиим, а только лишь одним из «эонов» (представителем, согласно их взглядам, тех ангельских сил, которые пришли в мир для того, чтобы спасти другой эон – Софию, удалившуюся от Бога и материализовавшуюся в видимый космос).

Итак, первый источник антропософии – древний гностицизм: системы гностиков Валентина и Василида, а также учение Карпократа. Но антропологические и космологические взгляды в системе Штайнера уходят своими корнями и в индуистские системы, ветви позднейшего брахманизма, – это второй источник антропософии. Третий источник – манихейство, также гностическая система, но уже не христианское еретическое учение, а персидская секта, возникшая в маздеизме57. Здесь Христос отождествляется с «солнечным духом», «солнечным эоном». И для Штайнера мир гелиоцентричен, в центре его солнце; согласно этому учению, Христос – световой, солнечный эон, а Сыном Божиим Он назван только лишь иносказательно, в нравственном смысле. Штайнер пользовался также средневековой алхимией, учением, называемым герметизмом, книгами Трисмегиста. И вот из всех этих языческих религий и оккультных систем он составил свое учение – антропософию, которую выдал за новое «откровение». Но, повторяю: это новое «откровение» на самом деле было суммой старых, отвергнутых Церковью и уже основательно позабытых современным религиозным и философским миром заблуждений.

Во второй половине девятнадцатого века в Индии и в Европе возникло движение, называемое теософией. Слово «теософия» в переводе значит «божественная мудрость». Во главе этого движения встала русская дворянка немецкого происхождения – Елена Блаватская, которая в свое время эмигрировала в Европу, затем жила в Америке, много путешествовала по Индии и наконец выступила со своим оккультно-мистическим учением, главной целью которого было показать мнимое единство всех религий, то есть доказать, что истина едина, а разные религии сами по себе ложны, но содержат крупицы этой истины, и потому цель теософа – искать, находить и объединять истину, содержащуюся в различных религиях. Девиз теософии: нет религии выше истины. Здесь мы встречаемся с определенным психологическим парадоксом: верующий человек ищет истину именно в религии, а здесь религия отделяется от истины; здесь говорят, что религия не выше истины. В каком же положении оказывается человек вне всяких объективных ориентиров?! Для него все религии и одинаково истинны, и одинаково ложны. Определить истину должен он сам, ориентируясь на свои симпатии, на собственный выбор. Таким образом, по сути дела, теософ становится не только богоискателем, но и богостроителем: в системе теософии он создает свою собственную религию, можно сказать, по своему образу и подобию.

Елена Блаватская, до того как создать теософское общество, долгое время занималась спиритизмом и издавала спиритический журнал в Америке: тогда спиритизм был в моде. Когда мода прошла и число приверженцев спиритизма уменьшилось, Блаватская, как это ни странно, выступила против спиритизма. Зато она стала издавать журнал, носивший название «Люцифер», – целью журнала было реабилитировать сатану, показать, что он является добрым началом, творцом и космическим духом (именно так античные эллины представляли «бога» Пана). Затем Блаватская организовала ряд религиозно-философских обществ в Индии, Америке, Европе.

В Индии почва для теософии уже была подготовлена шиваистами и йогами. Крупнейший представитель индуистской теософии Рамакришна, жрец богини смерти Кали, говорил, что миссия его жизни – доказать, что божество присутствует во всех религиях; он утверждал, что в него по временам вселяется то Христос, то Магомет, то Будда и что при этом он испытывает сходные состояния – только разной силы и интенсивности. Рамакришна имел учеников, из которых самым выдающимся оказался Вивекананда (что в переводе с индийского означает «белый лебедь»). Вивекананда выступал с лекциями по йоге в Америке и в Англии. «Гуру» утверждал, что посредством йоги может вернуть людям не только духовное равновесие и гармонию, но и утраченную молодость. Его выступления, окруженные рекламой, привлекали к себе множество людей с невысокими духовными запросами. Интеллектуальный мир как Америки, так и Англии сразу же отверг и осудил теософское движение. Так в Англии теософию развенчал знаменитый этнограф Мюллер, в России – известный философ Владимир Соловьев и, особенно, его двоюродный брат, талантливый писатель Всеволод Соловьев.

Вивекананда откровенно говорил о том, что Индия должна духовно завоевать мир, взять у Европы реванш: прежде Европа колонизировала Индию, а теперь Индия превратит Европу и Америку в своих духовных пленниц. В книгах Елены Блаватской был собран огромный материал по индийской, а также средневековой европейской магии и оккультизму. Теософы считают, что ее «Разоблаченная Изида» и другие произведения являются целой энциклопедией по оккультизму. Как ни странно, книги Блаватской были переизданы католическими кругами, близкими Ватикану, якобы для «научных целей», но тиражом, явно превышающим потребности ученых.

По смерти Елены Блаватской теософское движение возглавила бывшая социалистка и анархистка – Анна Безант, которая до того выпускала атеистические брошюры. С ней в течение нескольких лет сотрудничал Штайнер, но затем разошелся по одному вопросу: Анна Безант утверждала, что Христос должен воплотиться в индусского юношу – Кришнамурти, который проходил специальный психологический и оккультный тренинг в среде теософского общества, а Штайнер говорил, что Христос придет на землю не в физическом, а в эфирном теле, поэтому скептически относился к «миссии Кришнамурти».

Для основательницы теософского общества Елены Блаватской исторического Христа вообще не существовало. Она говорила, что не верит во Христа, но под Христом подразумевает божественную сущность каждого человека и пробуждение этой сущности называет рождением Христа в личности индивидуумов. Каждый из нас, как пишет она, может посредством определенных медитаций стать «Христом».

Рудольф Штайнер основал, отделившись от теософов, общество, называемое антропософским (антропософия – «мудрость о человеке»). По своему происхождению антропософия берет начало, таким образом, от левого, радикального крыла теософии. Ибо, хотя Штайнер и разошелся с теософами, главные их концепции он сохранил. С той только разницей, что если в теософии центральной фигурой был все-таки Будда, и наибольшее влияние оказывал на нее необуддизм (он был как бы подземными водами, питающими все теософские концепции), то в антропософии фундаментом служили учения древних гностиков и манихеев. Штайнер, защищая «честь манихейства», объявил главного литературного противника манихеев, блаженного Августина, воплощением Иуды. Это было жалкой местью за те сокрушительные удары, которые нанес манихейству Иппонийский епископ.

Каким методом пользовался Штайнер? Дело в том, что никакого метода у него не было: все его произведения основаны на крайнем субъективизме. Он утверждал нечто, ничего не доказывая и ссылаясь только на свой личный опыт и на свои не проверенные ничем откровения. В своих ритуалах Штайнер повторяет медитации индусов, ритуальные танцы гностиков, а также ряд масонских обрядов. Из масонства он заимствовал так много, что во время Первой империалистической войны, когда деятельность масонов была официально запрещена, собрания антропософов в Германии также запретили как масонские. Незадолго перед этим Штайнер начал строительство антропософского храма в Швейцарии. Впоследствии этот храм сгорел, и антропософы построили другой, похожий, как и первый, на языческое капище. Его Штайнер разделил по знакам Зодиака и в каждом притворе, в каждом отделении поставил деревянные изваяния языческих божеств: Марса, Венеры и других. Таким образом, вместо храма христианского антропософы построили храм языческим богам или тем, кого христианские апологеты называли демонами. Причем «божества» эти не походили даже на древние античные статуи, а носили явно демоническую личину. И сам Штайнер говорил, что в изображении их должна присутствовать асимметричность, угловатость, не должно чувствоваться никакой гармонии, ибо в них воплощен дух распада и разрушения.

По специальности Штайнер был инженером-архитектором, кроме того он самостоятельно изучил медицину, увлекался гомеопатией. Он изобрел даже ряд гомеопатических лекарств, которые употребляются до сих пор. У антропософов есть свои больницы, где лечат преимущественно гомеопатическими средствами, но не только ими: медицина там объединяется с астрологией и различными магическими приемами. Штайнер написал много книг по различным вопросам: философским, искусствоведческим, медицинским и т. д. В частности, почитая Гете, он посвятил много трудов ему. Гете ведь был не только известным всему миру поэтом, но и философом-пантеистом: в своих произведениях этот мыслитель сводил на один уровень Христа и сатану, проводил и другие ужасные, неприемлемые для христиан мысли.

Штайнер выступал с толкованием Евангелия – конечно же, в гностическом духе, а также написал так называемое «Пятое евангелие», где утверждал, что Иисус и Христос – два разных лица, одно из которых – человек Иисус, человек со слабостями и недостатками, колеблющийся, как Гамлет, человек, проявляющий малодушие. Далее он пишет, что в видении ему было открыто, будто в Галилее Иисус один раз чуть не отказался от Бога и едва не принес жертву идолам, только глубокий обморок спас Его от богоотступничества. Затем Штайнер утверждает, что крещение было не Богоявлением, а соединением человека Иисуса с «солнечным эоном», который и есть Христос. В довершение всего он заявляет, что Христос не воскрес как таковой, что тело Его провалилось в образовавшуюся во время землетрясения трещину и находится в глубине земли, что Христос воскрес только своим эфирным телом и этим эфирным телом снова придет в мир. Он даже указал время пришествия Христа в мир: 1914 год. Эта дата оказалась датой начала страшной трагедии – Первой империалистической войны, которая окончилась ужаснейшей катастрофой для многих государств. Сам же Штайнер спокойно занимался предпринимательством, имел акции ряда фирм по производству табачной продукции, получал доход от занятий медициной, принимал разные пожертвования и так далее. Последователи Штайнера называли себя не только антропософами, но и «духовными христианами», а кое-где – «белыми братьями»…

В учении манихеев утверждается, что в мире постоянно идет борьба добра и зла. Добро отождествляется со светом и огнем, зло же – со мраком и темнотой. Ормузд и Ариман – это два полюса персидской религии, религии Заратустры, маздеизма. Это персидское поклонение солнцу подхватил Штайнер, для него образ Христа слился с образом Ормузда, со световым началом. Ормузд побеждает Аримана, так что пришествие Христа означает для Штайнера пришествие солнечного эона, изгнание из мира тьмы и мрака, вечный праздник солнца. Сам Штайнер придерживался отвергнутой и осужденной христианством теории перевоплощения. Когда его спрашивали, кто же теперь перевоплотился, чьи души живут на Земле, он отвечал: «Те, которые жили в Египте при древних фараонах».

Штайнер свою систему духовного развития заимствует из систем восточных, и в этом он отнюдь не оригинален; он спекулирует именем Христа для того, чтобы скорее привлечь европейца, воспитанного в христианском духе, или, по крайней мере, в среде цивилизации, некогда принявшей христианские понятия. На самом деле в учении Штайнера Христа нет, а есть только маска, одна искаженная личина, одно имя – для маскировки.

История знает немало таких примеров. Так иезуиты для того, чтобы успешнее проповедовать в Китае католицизм, объявили китайского философа Конфуция… «христианином» и «святым», объявили его праведником, как, скажем, ветхозаветного пророка, и более того, внесли его изображение в храм, чтобы показать китайцам, что от них не требуется ломки старых понятий при переходе в новую религию, как будто христианство в сущности своей не отличается от конфуцианства, признает Конфуция и почитает его учение. Этот недостойный прием под давлением католического мира был в конце концов осужден самим папой.

Так и Штайнер предпринимает подобную же попытку показать миру, не забывшему еще о Христе, что антропософия не антихристианское учение. Более того! Он пытается доказать, что его учение – это одна из разновидностей и, как он утверждал, углубление самого исторического христианства. (При этом Штайнер снабжал своих учеников комплексами восточных упражнений, включавших и медитацию, которым он приписывал способность развивать в человеке необычайные «духовные» силы. И большинство последователей теософских и антропософских течений были привлечены, конечно, не какими-то не существующими религиозными или философскими «глубинами», а именно желанием развить свои, как говорил Штайнер, «спящие способности» и приобрести силу и мужество).

Антропософы хотят показать, что сами верят в то, что учение Рудольфа Штайнера – это христианство в «его чистом» и глубоком виде, что они не изменяют христианству, а только «дополняют», «углубляют» его. Но мы хорошо видим, что на деле концепция Штайнера – антихристианская, это уже не раз предпринимавшаяся попытка возвращения к язычеству. Штайнер взял много и у таких средневековых философов, как Сен-Мартен, Бёме, заимствовал кое-что из иудейской Каббалы (имена Ангелов, мистику чисел и тому подобное). В антропософии мы встречаемся с бесчисленными компиляциями и заимствованиями. Ни одной собственной идеи не внес Штайнер в свою систему: он только заимствовал и обрабатывал, перекладывал, разделял и опять слагал, другими словами, он создал своеобразную эклектику из индуистских верований, гностических ересей и манихейства, соединяя их с уже устоявшейся и хорошо знакомой европейцам религиозно-философской терминологией.

Вот какую неприглядную картину представляет краткий обзор этого учения.

Астрология и Православие

Астрологи уверяют, что цель их учения – помочь людям стать христианами, углубить и укрепить веру. Они говорят, что астрология относится к числу точных наук и, вооружившись ею, христиане могут более глубоко понять, изучить и узнать свою религию. Итак, большинство астрологов высказываются за симбиоз между Православием и наукой «звездочетов».

Мы же утверждаем, что они не могут существовать вместе: или астрология должна быть осуждена как языческое учение и отвергнута, или само христианство, соединенное с астрологией, окажется искаженным и деформированным.

Что такое православное христианство? – Это прежде всего незыблемое сохранение апостольского и святоотеческого Предания, верность содержанию и форме религии, ведущей свое начало от Божественного Откровения. Православие – это чистота веры и твердость традиции.

Уже в первые века еретики-гностики, пытавшиеся согласовать христианство с язычеством, утверждали, что они – «духовные», «элитарные» христиане и в противоположность остальным верующим, которых называли профанами, обладают таинственными знаниями, при помощи которых можно понять глубины христианства и расшифровать все Священное Писание. На самом деле «тайна» гностиков заключалась в том, что они объявили Христа одним из космических эонов, который сошел на землю в призрачно-иллюзорном облике человека.

Оккультисты нашего времени – теософы и антропософы – также заявляют, что они хотят помочь людям понять Евангелие глубже, чем учит Церковь, а оканчивают тем, что объявляют Христа и Люцифера двойниками.

Если спросить астролога, живущего в православной стране, какой он веры, то чаще всего в ответ прозвучит: «православный христианин». Но почему в таком случае Церковь, к которой он формально принадлежит, отрицает астрологию? Вероятно, астролог ответит, что это плод невежества и незнания, а на самом деле Церковь в лице своих лучших представителей отнюдь не была против астрологии. Тогда мы спросим у астролога, за кого он почитает святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста – за лучших представителей Церкви или за суеверных и невежественных людей? Почему они не занимались астрологией, а стремились искоренить ее вместе с демоническим наследием язычества? Почему Церковь назвала их великими святыми и учителями вселенной?

Голос Православия – это Вселенский Собор. На Пятом Вселенском Соборе астрология в числе других лжеучений была осуждена. Известный средневековый астролог Иоанн Агарик за свое пагубное учение был отлучен от Церкви и предан анафеме. Если астрология – истинное и не противоречащее Православию учение, то почему она не вошла в церковное Предание? Церковь не утаила от людей ничего из того, что было передано ей Апостолами. Если астрологи считают историю Церкви периодом невежества, незнаний и заблуждений, то, значит, они фактически отрицают само Православие и создают новую религию, спекулируя именем Христа, до Которого им мало дела.

Многие из святых Отцов имели не только религиозное, но и философское образование. Уже сама их борьба с астрологией говорит о том, что они были знакомы с этим учением и свидетельствовали, что астрология – один из многочисленных врагов христианства. Сомневаться в их святости значит сомневаться в том, что Церковь, по словам апостола Павла, – столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). Значит, астрология, чтобы оправдать свое существование, должна разрушить веру в Церковь, уничтожить Православие и создать новое учение, подобно гностицизму и теософии. Астрология дискредитирует православное учение, другими словами, отказывается от него, потому что дискредитированная религия не может быть предметом почитания и веры. Если астрологи будут говорить, что их учение – это новое откровение Церкви, то мы снова войдем в лабиринт противоречий. Астрология – не новое, а древнее учение, которое было уже у вавилонян, поклоняющихся Астарте – богине неба и звезд.

Почему это учение стало популярным в наше время, когда мы видим катастрофическое падение нравственности, бездуховность и эгоцентризм? Не связаны ли эти явления друг с другом? Мы здесь не стремимся к разбору астрологии как учения, а только хотим сказать, что она – такой же отказ от Христа, как и поклонение идолам. Пусть астрологи имеют мужество сказать, что они порвали с традиционным церковным православным христианством и создали новую религию со своими жрицами и жрецами.

По словам пророка Илии, поклоняющиеся одновременно Иегове и Ваалу хромают на оба колена (3Цар. 18:21). Истина одна. Она не может измениться и переменить свой облик.

В Ветхом Завете Авирона, который внес во святилище чуждый огонь, покарал Бог (Чис. 16, 12–35).

Православие имеет свою мистику – это внутренняя Иисусова молитва, очищение ума и сердца от греховных помыслов. Православная мистика носит волевой характер, она связана с аскетизмом; эта мистика имеет цель – вечную жизнь как вечное Богообщение – и основана на любви к Богу. На земную жизнь она смотрит как на период испытания и путь к вечности. Христианский мистик утверждает центр своего существования не в себе, а в Божестве. Он умирает для себя, предавая свою душу Божественной Воле, чтобы получить ее возрожденной и преображенной, поэтому христианская мистика есть смерть и воскресение души.

Оккультная же мистика имеет ярко выраженный эгоистический и эгоцентрический характер. Она ищет наслаждений, удовлетворения страстей и прежде всего гордыни, а также – опьянения демоническими ощущениями, которые человек может принимать за духовные состояния. Эта мистика насыщена грехом и страстями, хотя иногда, как, например, в системе йоги, требует определенных упражнений, соединенных с воздержанием. Центром бытия в ней остается сам человек. Суть этой мистики – служение собственным чувствам и переживаниям а средства, на которые опирается мистик-оккультист, – обладание магическими знаниями, образно говоря, шифром ада. Человек утверждает себя в духовном мире через оккультные знания, а в этом видимом мире – через подчинение других своей воле, его метод – агрессия. «Пророки» оккультизма и астрологи занимаются предсказанием обычных житейских дел, так как это интересует их клиентов, да к другому они и не способны.

В Библии говорится о поразительном безумии людей, которые, отвернувшись от Бога, стали служить золотому тельцу (Исх. 32, 1–8). Плутократия (власть денег) способствует развитию не только нигилистического материализма, но и оккультизма – лишенной Бога и нравственности мистики. Астрологи, замалчивая многочисленные места Библии, где осуждаются колдовство и оккультизм, в том числе и волхвование по звездам, пытаются делать нелепые выводы о том, что само Рождество Христа зависело от звездной ситуации. Между тем ученик святого апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец, послания которого признаны подлинными даже рационалистами, пишет о том, что Вифлеемская звезда являлось в отличие от других звезд ангельской силой. Ни одна звезда не могла стать над Вифлеемом, над тем местом, где родился Христос. Эта звезда указывала путь, но нигде не говорится, что она предопределила судьбу. Она была ангельским знамением об исполнении древних пророчеств, а вовсе не элементом звездной карты. Ни один из святых Отцов не толковал это место Евангелия в астрологическом смысле.

Астрологи утверждают, что Церковь в свое время по невежеству отвергла их учение, тем самым свидетельствуя, что они не в этой Церкви. А в какой же еще? Дух Святый не может ошибаться и лгать. Но для астрологов, согласно их взглядам, таинства и обряды Церкви – историческая профанация, другого варианта нет.

Если бы жизнь человека могла быть определена звездной картой его рождения, то младенцы, родившиеся в одно время, в одном регионе, имели бы одинаковый характер (астрологический тип) и одинаковые судьбы. Почему люди, увидевшие свет под разными созвездиями, родившиеся в разных странах и полушариях, погибают одинаково, все вместе, при кораблекрушениях? Почему двое близнецов имеют разные способности и таланты, разный характер и судьбу?

Астрологи попытаются возразить, что даже два близнеца рождаются не одновременно, но тогда как же они берутся составлять звездные карты людям, родившимся десятки лет назад? Значит, если следовать их логике, в первом случае, для того, чтобы звездная карта была составлена правильно, астролог должен сидеть на крыше роддома и дожидаться рождения ребенка (минута продления, и карта неба уже изменилась!), а во втором, зная только приблизительно место и день рождения, они смело берутся составлять таблицы и определять по ним все события человеческой жизни. Сделаем простой опыт: предложим астрологу по звездной таблице неизвестного человека определить его тип и судьбу. Ошибка неизбежна, так как демоническая сила не знает человеческих мыслей и не может участвовать в таком эксперименте, а астролог так же запутается в звездной карте, как ребенок, еще не знающий букв, в географической карте мира.

Почему же некоторые из астрологических прогнозов все-таки сбываются? Обычно эти прогнозы даются в такой обтекаемой форме, что события, указанные в них, – встречи, неприятности, выигрыш, прибыль, убыток и т. д. – когда-нибудь да совершатся в жизни человека. Например, вполне возможно, что близкий друг меня обманет, а я получу неожиданную помощь, что я буду мучиться от болезни, а потом выздоровею или умру (если я выздоровею, то жаловаться на астролога не буду, если умру, то жаловаться не смогу).

Но мы не хотим представить астрологию такой невинной шуткой. Здесь включены демонические силы, которые имеют определенную информацию о конкретном человеке и, не зная будущего, догадываются о нем. Однако демон – всегда лжец и человеконенавистник, даже когда говорит по всей видимости правдоподобно.

В «Деяниях Апостолов» рассказывается, что одержимая бесом служанка кричала, идя вслед за Павлом и его спутниками: «Эти люди Божии, послушайте их» (Деян. 16, 16–17). Но святой Апостол не одобрил такого свидетельства, «возмутился духом», то есть вознегодовал, как смеет бес свидетельствовать об истине, и запретил демону, после чего служанка перестала «прорицать».

Священномученик Киприан Карфагенский в своей книге «О суете идолов» (III в.) пишет о римских консулах, которые, поверив предсказаниям о победе, вступили в битву и были убиты и взяты в плен; напротив, «консул Цезарь, пренебрегший прорицаниями, которые запрещали ему плыть прежде зимы в Африку, тем удобнее доплыл туда и победил». В этой книге он называет предсказания «обольщением призраками, затемняющими истину».

Христианство не признает учения о «судьбе», ибо в действительности всем руководит Промысл Божий, учитывающий свободную волю человека. Оно отрицает астрологию: эта оккультная наука ложна уже потому, что, утверждая зависимость человека от планет, считает его не свободным существом, а одним из предметов, то есть зачеркивает в нем образ и подобие Божии. Поэтому-то святые Отцы Церкви и, в частности, святитель Василий Великий, обличали астрологию как языческое учение, в котором властвуют рок и необходимость, и, следовательно, нет места свободной воле человека, и отсутствует различение добра и зла. Церковь не принимает астрологию ни в каких формах, по справедливости считая ее одной из разновидностей языческой магии.

О грехе проклятия

В Священном Писании синонимом творческой силы служит слово. Словом Господа сотворены небеса (Пс. 32:6), ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32:9), правда Его пребывает во век (Пс. 110:3). Через Слово Божие созидается мир. Через слово благословляется каждый акт творения. В Евангелии от Иоанна Сын Божий назван Словом (Ин. 1:1). В Сыне Божием является сущность Отца; в Нем как Слове отражается познание Бога. Через Него творится все из ничего. Слово Божие – Сын Божий – совершенно как Отец. Человек – образ и подобие Божие. У святых Отцов он назван словесным существом; через слово он мыслит, через слово обращается к Богу с молитвой; через слово Пророки и Апостолы возвестили миру о Спасителе. Слово Божие воплотилось, Сын Божий стал Человеком. Весть о спасении через слово была пронесена до концов вселенной. Таинства Церкви совершаются через слово; с произнесением сакральных слов священнослужителя соединены действия Святаго Духа. Через слово Церковь благословляет своих чад, а родители – своих детей. Через благословение передаются обетования и милости Божии.

Благословение – это благое слово. В благословении родителей присутствуют благословение Небесного Отца – Бога и Небесной Матери – Церкви. Библия открывает нам божественную животворящую силу благословения (родители-христиане соответственно являются образом и символом: отец – Бога, мать – Церкви): благословение отца утверждает домы детей (Сир. 3:9), «домы» – это значит последующие поколения. Благословение отца не исчерпывается жизнью сына или дочери; если оно сохранено, то переходит к их детям и к детям их детей.

В Палестине существует небольшое пастушье племя рехавитов. Оно сохранилось с библейских времен до наших дней. Палестина была ареной нескончаемых войн. Ассирийцы, вавилоняне, египтяне превращали ее города в пепелища, а поля – в пустыни. Римские легионы во время восстания Варкохбы разрушили Иерусалим и славу его – Храм, срыли до основания крепости иудеев, точно железный сапог наступил на грудь Палестины. Арабы, крестоносцы и турки, сменяя друг друга, орошали кровью ее землю. Ураган истории разметал ее жителей по всем концам мира, но племя рехавитов не покидало Палестины, как будто пламя войн и нашествий проходило мимо, не опаляя его сынов. Милость Божия хранила этих людей, потому что они берегли благословение своего родоначальника, считали его самым большим сокровищем и сохраняли завет, данный им.

Через слово созидается душа ребенка. Святитель Василий Великий вспоминал, что когда он был младенцем, то старшая сестра сажала его на колени и учила произносить имя Иисуса – это было его первое слово, которое он говорил своим лепечущим языком. Когда будущая мать еще до рождения ребенка посещает храм и читает молитвы, она уже через слово освящает и благословляет свой плод. Благословение и молитва – это сакральные слова, но есть слова, подобные яду или удару ножа – это проклятие. Если благословение родителей спасает детей от многих бедствий, выравнивает их духовный путь, а иногда избавляет и от неминуемой смерти, то проклятие родителей – это черный траурный покров, подобный крыльям сатаны, который простерт над их жизнью. Когда отец проклинает своего ребенка, то он совершает такую же жестокость, как если бы убил его своей рукой. Проклиная ребенка, он отрицается от своего отцовства и словом проклятия вручает ребенка демону. Проклятие – это пожелание бедствий в земной жизни и гибели в вечной.

В древности финикийские язычники приносили детей в жертву демону, бросая их в пламя. Христианские родители, проклиная своих детей, призывают темную силу овладеть их ребенком, мучить его всю жизнь и взять в вечности как свою добычу. Они толкают ребенка в ад. Не менее страшно то, что проклятие, как и благословение, переходит на последующие поколения и печать его будет лежать на еще не родившихся младенцах. Сирах пишет, что проклятие матери разрушает дома детей (Сир. 3:9). Есть семьи, на которые постоянно обрушиваются несчастья, в которых расстраиваются все дела, умирают дети, рождаются калеки и больные. Есть люди, на лицах которых лежит печать какой-то обреченности, и чаще всего это – следствие проклятия их родителей или предков.

Проклятие, произнесенное даже на своего кровного врага и обидчика, остается несправедливостью и жестокостью, так как его пагубное и разрушительное действие превосходит то зло, которое один человек может нанести другому. Поэтому святой апостол Павел не только заповедует христианам, но и умоляет их: благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12:14). Самое страшное из проклятий – это проклятие духовного отца, а затем – родителей. Священник, который проклинает своих обидчиков и врагов, превращается в убийцу, который держит в одной руке крест, а в другой топор. Родители, проклинающие своих детей часто по пустякам, а иногда по привычке – это змеи, кусающие ребенка ядовитыми зубами. Проклятие – это молитва диаволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку, был преткновением на путях его, стал болезнью в теле его, взял как добычу сердце его, чтобы Ангел-хранитель отошел от человека и Бог отвернулся от него.

Часто человек проклинает сам себя. Тогда он похож на безумца, который вонзает нож в свое собственное тело и зовет сатану, чтобы тот взял его к себе. Душа такого человека идет по мытарствам как бы закованная цепями. Если самая большая заповедь – это заповедь любви, то проклятие – самый большой грех против этой заповеди.

Замечено, что те народы, где распространено проклятие, постепенно, но неуклонно вырождаются. Христос пришел на землю, чтобы снять со всего человечества древнее проклятие. Значит, тот, кто проклинает, противится делу Христа. Как поступить тем, кто проклинал своих детей? – Прежде всего исповедать этот грех в Церкви, просить Бога о том, чтобы его безумные слова не исполнились, понести за это епитимью; если позволяют условия, то заказывать службы о спасении и благополучии тех, кого он проклинал, или раздавать за них милостыню бедным. Свои уста, оскверненные проклятием, как человеческой кровью, надо очистить и омыть постоянным призыванием Иисуса Христа. Что делать тем, кого прокляли родители? В ответ на проклятие горячо молиться за родителей, осознавать свои ошибки, за которые последовало проклятие, просить, чтобы священник прочел особую молитву на снятие проклятия и назначил епитимью, стараться часто причащаться Святых Таин, если есть возможность, то сказать об этом архиерею. Легче нанести рану, чем ее залечить, но покаяние и милость Божия врачуют всякую рану или дают человеку силы перенести испытание58.

Есть слова, которые животворят, есть слова, которые умерщвляют. Благословение – это воды, текущие в вечную жизнь. Проклятие – мертвые воды, текущие в аду и выплескивающиеся на землю через уста безумных людей.

Об иных цивилизациях и о «летающих тарелках»

Библия ничего не говорит о жизни в космосе, духовная космология Библии геоцентрична, для нее Земля является центром мироздания, только не физическим, а аксиологическим, духовным. В материальном измерении Земля – песчинка в океане космоса, но в духовном смысле она – наивысшая ценность и центр всей Вселенной, так как на Землю сошел Сын Божий; из Земли Он взял Свое Тело, которое остается навечно соединенным с Его Божеством; на Земле жила Матерь Божия. Потому-то Земля драгоценнее всего из видимого мира, окружающего ее. Остальные же небесные тела, как открывает нам святая Библия и святые Отцы, – это лишь картина, свидетельствующая о Божественном величии.

Некоторые удивляются: ведь Бог премудр, почему же Он так нецелесообразно сотворил столько галактик, если они необитаемы, если они – только мертвые тела, несущиеся куда-то в необъятном пространстве?! Зачем же все это? Здесь ошибка в том, что человек опирается на свои собственные понятия, основанные на его ограниченных способностях и возможностях. Человек забывает, что для Бога одинаково просто и легко сотворить один атом или миллиарды галактик, что Бог – это Дух Всемогущий. Само по себе звездное небо является одним из яснейших свидетельств присутствия во Вселенной Божества, это величественная и живописная картина, написанная Создателем для нас. Только представьте, что Земля одна, не существует звездного неба. Тогда для нас исчезли бы самые яркие образы всемогущества Божия, Его бесконечности, Его силы и величия, Его славы! Звездное небо приводило древних мудрецов к глубоким размышлениям о жизни человека, о смысле его существования. По иудейскому преданию, Авраам из язычества пришел к монотеизму через размышление о безграничности Божества, когда рассматривал звездное небо. Согласно преданию церковному, святая великомученица Варвара также пришла к мысли о Едином Создателе мира, Едином Боге, наблюдая из окна башни звезды. Итак, миллионы и миллиарды галактик – это не впустую, бесцельно созданное творение, это явление всемогущества Божия – для нашего ума, красоты – для нашего сердца. Неужели же все это только ради человека?! Но одна душа для Бога драгоценнее, чем весь этот видимый мир!

Существуют ли другие разумные существа в каких-либо звездных пространствах? Раньше люди думали, что есть обитаемые планеты; так, еще в семнадцатом веке был написан ряд философских трактатов, где говорилось, что населены Луна и все небесные тела. Затем, по мере развития науки, люди стали предполагать, что условия для наличия жизни в нашей Солнечной системе могут быть (кроме Земли) только на планетах Марсе и Венере. Современная же наука приходит к выводу, что, кроме Земли, на иных планетах Солнечной системы жизнь нигде не обретается, нет там ни следов, ни признаков органической жизни, все они мертвы.

Но что же тогда представляют собой неопознанные летающие объекты – НЛО, о которых столько говорят, пишут, изображения которых демонстрируют? Можно предложить несколько решений этой загадки.

Есть такая отрасль видеотехники – голография, позволяющая при помощи определенной оптической аппаратуры создать некий объемный образ, изображение в пространстве. То есть можно создать иллюзорное представление любого предмета и в любой точке – и при том не только неподвижного, но и движущегося предмета. Таким образом сейчас открывается, можно сказать, широкая и просторная сцена для демонстрации разных иллюзорных явлений и представлений, и потому даже в нашей религиозной сфере к различным визуальным сверхъестественным явлениям надо относиться весьма осторожно. Это первое.

Второе: каждое государство имеет свои технические тайны и секреты. И эти неопознанные объекты могут быть аппаратами, принадлежащими той или иной стране. Но это тоже лишь одно из предположений.

И наконец, здесь может проявляться активное вмешательство в нашу жизнь духовных, демонических сил, которые преобразуются в материальные предметы или людей; иными словами, эти явления могут быть бесовскими.

Наша земля, то есть мы, люди, все больше отходим от Бога, хотя по статистике примерно пять шестых от всего народонаселения верующие. Но здесь один арифметический подсчет ничего не значит, показательно действительное отношение людей к вере, которое проявляется в реальной жизни. Трагично не только безбожие и прямой атеизм, но и то, что религия не является нормой жизни современных людей, не слита органично с ее направлением; даже для формально «верующих» религия – сама по себе, а жизнь, интересы, поступки – сами по себе. Здесь получается некая двойственность, психологический дуализм у людей: человек верит, а живет так, как будто Бога нет. Или скажем по-другому: условно силы человеческие можно разделить на ум, чувство и волю. Человек умом может принимать идею бессмертия и Божественного бытия, но волю свою он не включает в деятельное исполнение заповедей, хотя это – необходимое условие для того, чтобы душа вошла в общение с Божеством. Вера такого человека остается только на уровне сознания, как бы застывает где-то в далеком уголке души. Иногда к такой вере подключаются эмоции – во время молитвы, богослужения или чтения духовной литературы. Но они не подкреплены волею, то есть они не переходят в императив действий, в жизнь верующего. Поэтому-то человечество отдаляется от Бога, и, значит, создаются все более благоприятные условия для явления иных, темных сил. Вакуума в духовной жизни быть не может: человечество, дехристианизируясь, в то же время подпадает под мощные импульсы демонических сил и, таким образом, представляется все больше объективных возможностей для явления демона во плоти.

Теперь следует задать вопрос: а зачем это нужно демонам? Зачем демонам ставить такие «сценарии»? Что это дает им? Объяснение просто: учение о неопознанных летающих объектах как инопланетных – это новая возможность распространения материализма в человеческой ментальности. Здесь ход мысли таков: мир бесконечен, и в тех частях его, где есть благоприятные условия, возникают сами по себе новые формы органической жизни, то есть где-то существуют или более древние, или более молодые цивилизации. Тем самым подспудно развивается материалистическая точка зрения на происхождение жизни. Уже сама Библия для людей, верящих в эти объекты как в инопланетные, воспринимается весьма условно (в свете релятивизма, что ли). Здесь, дескать, на Земле, дана нам Библия, а там где-то, в других мирах, даны другие, неведомые нам откровения и так далее.

Таким образом, человек отвлекается от самого главного: от спасения, от общения с Богом и принимается искать выход из того тупика – духовного, социального, политического – в который зашло современное человечество, в «контактах» с «внешними», неземными цивилизациями. Ведь сегодня не только мы, христиане, имеющие Священное Писание и Откровение, видим в происходящих вокруг нас событиях грозное предвестие неких страшных событий. Нет – и люди, далекие от Бога, тоже не могут не чувствовать, не видеть, как нарастают те процессы, которые ведут к непоправимой трагедии, катастрофе. Как быть, как избежать этой опасности, этих бедствий?!

Священная История имеет примеры, когда не только люди, но и целые народы перед лицом неотвратимой угрозы обращались с покаянием к Богу. Когда надежды на спасение уже нет, человек прибегает к Своему Творцу. Ищет спасения и находит его – у Бога. Поэтому сегодня, чтобы не допустить нашего обращения, нашего устремления к Богу, диавол и подбрасывает «выход»: искать спасения в опыте иных цивилизаций, в общении с ними, ждать помощи от обитателей иных планет и галактик. Вот причина подобного рода «феноменов». Мне, во всяком случае, такая теория представляется наиболее вероятной.

* * *

56

Сегодня говорят также о магиях «красной», «зеленой» и т. п., но это – только уловка адептов темных сил, стремящихся дезориентировать людей, ввести их в заблуждение. Суть же любой магии одна – демонообщение. – Ред.

57

Маздеизм – религия древнего Ирана и Азербайджана, названная по имени божества Агура-Мазды (Ормузда) – «светлого начала», борющегося с божеством «злого начала» Ариманом. – Ред.

58

Кроме того, необходимо помнить: все происходящее с нами – как отрадное, так и прискорбное – происходит не по воле других людей и не по какому-то «стечению обстоятельств», но по Премудрому Промыслу Божию. Люди и обстоятельства – лишь орудия Промысла. Поэтому, какая бы скорбь ни постигла человека, постигла она его лишь попущением Божиим. Бог все устрояет к нашему вечному спасению. И оттого, если попустил Он непостижимыми Своими судьбами пострадать кому-то, подпав действию проклятия, то и тогда человек не должен отчаиваться или чувствовать себя «конченным», «обреченным». Нет, Бог волен, как попустить человеку страдания – для очищения прежних его грехов, так и по вразумлении его подать скорую Свою и Всемогущую помощь. – Ред.


Источник: Христианство и модернизм / Архимадрит Рафаил (Карелин). - Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1999. - 462 с.

Комментарии для сайта Cackle