Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила

Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила

Сюжет

На картине изображен эпизод из Ветхого завета. Царь Саул хотел узнать об исходе войны с филистимлянами. Но Господь молчал, и тогда царь наказал слугам найти ведьму. Сделать это было крайне затруднительно, потому что сам Саул после смерти Самуила изгнал всех гадателей из своей страны.

Однако в селении Аэндор нашлась одна женщина, к которой и направился Саул под покровом ночи, переодетый в простые одежды, дабы не быть узнанным. Он просит ее вызвать дух пророка. Именно от Самуила хочет слышать ответы на свои вопросы Саул. Перед незримым образом явившегося духа Саул спрашивает о решении, которое нужно принять для победы в войне с филистимлянами. Дух предсказывает ему скорую погибель.

Охваченный ужасом, Саул теряет самообладание: еще при жизни Самуил предсказал Саулу его погибель и сыновей его, и вот вызванный дух теперь повторяет Саулу его слова.

Описание

Сюжет о Сауле содержит одну из любимых тем художников – тему рока, судьбы. Ночь, пещера, грозная тень пророка, темный силуэт волшебницы – все это создает мистическую атмосферу. В центре композиции – Весталка и поверженный Саул, закрывающий свое лицо от страшного образа Призрака. Потрясение Саула и страх его спутников отражают торжество высших сил и беспомощность человека. Выразителен контраст между живой, динамичной, эмоциональной группой царя и монолитными, непреклонными фигурами духа и волшебницы. Цветовая гамма усиливает напряжение и тревожное предчувствие беды. Цветовые контрасты ткани выделяют фигуры на общем темном фоне. Художник следует манере и технике, считавшейся в Академии художеств образцом, ее отличают господство классической схемы, построенной на геометрии правильных фигур, четкости разграничения планов и совершенстве рисунка.

История

На протяжении пяти лет художник выставлял свои картины на конкурс и в 1857 году ему улыбнулась удача – за работу «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» он взял Большую и Малую золотые медали. Тридцатилетний художник отправился на стажировку в Европу, а спустя шесть лет вернулся в Петербург и стал академиком исторической и портретной живописи.

Рекомендуемая литература

Комментировать