Array ( [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [PQOJLY] => 5qk_.7p [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 [rmcookie] => S:mMn6bYEoXUSw-tqsALeH0uZLXXpND3wYdDZnOPNwCfB17qimoPcuTG4PRRugb0NuTdWmcYwudIZ_PbXzGBhbt5nUGpsANnhsOA8oeOoWMr35K56-u81HJYs46EomCtRsSvkn23UZDUvS5snsyJ1rdCl6GBZQOk3s-ZQY9YcUM5ljYJvd5ZC6_WeOp6sWBw_vx8gzv4cBjeEdVKaZF_lQLcCUyf5Cfv02jMq0_fvJSvkDw4AuoWBasBIOPse6tfod9Gcl45n14kjtYTTBuE1Ks_lB402aM6k0cEKKk3M6h0HSxiirwon-5qalsH6ddTUFcgXZ2vd1zzPx-0SwbfL1SH-Xa_Hnob8GGM8-Lot8NGZyW5_Zs6rT_KLZ3MMBP8WPx5b2mEcQew4NESKgKDqfxvxJG0yLJBgTLury11QenSkacv8quHnzKFWsTFxniHyu0zEU0O_10MPedI0pjHBGS2SYi94YgUPqSSP-QXdSVuSKFYWkFxnmbvIiQNt6PYAMLUkoq5WFfGsjTochl8gbO7s= [otrid] => S:YfR75XgtO89ET5AkBaTe_kdgXJjaYMCbbsTkfySHHP3DFIDmN6_AXVpOTAJmavHr5APOOsTtwc2wFN-m4LGskYwWelKj2W026kzoqU24PuNCKKvwVzOVxulqyURpfcX9lEyN2Z_c3xGg0R7yhLozSEMfInZXgqBgb6spEM4BSdLOsQpgPL8UzHN04zWa6yt7Vp3G4eLheNjuH3RoY7aPO1qUwy_cln7ym0M= [az_sso_reflink] => https://azbyka.org/pravo [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [_langs] => c~r [FbTGQZgItM] => K9Afd*@vVu [IJ_flM-LcGujZBNs] => AtHUBrK [dGLKEgWsYFcJU_] => ncv*uJ3ZXxUm[7 [jNEZdyA] => Ej46t89SYTrMFof [KHlodqeDAVXI] => J2U0IaRDw [cmZELHWpGVhlxtu] => rAjqBIy )

Агапа

Литература по теме

Ага́па (греч. ἀγάπη; агапе, агапа). Греческое слово ἀγάπη обозначает любовь — главную христианскую добродетель; также  Αγάπη употребляется как женское имя (в частности, имя одной из трех христианских мучениц) и как имя Бога в богословской литературе (Бог есть любовь = ὁ θεὸς ἀγάπη ἐστίν (1Ин.4:8))

agapa 2 - Агапа
Агапа. Фреска из катакомб Петра и Марцеллина. IV век.

В литургической и исторической литературе термин «Агапа» обозначает общую трапезу христиан первых веков, которая также называлась «вечерей любви». Это название по отношению к трапезе впервые встречается в Послании апостола Иуды: Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви (ἐν ταῖς ἀγάπαις ὑμῶν); пиршествуя с вами, без страха утучняют себя (1:12). Распространено мнение, что агапы возникли как подражание практике совместных трапез, которая была отличительной чертой общественного служения Иисуса Христа. Также агапы устраивались христианами в воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Евхаристии. Достаточно часто до середины II века в состав агапы входила Евхаристия; на этом раннем этапе в писаниях мужей апостольских термины «агапа» и «Евхаристия» употребляются как синонимы.

Подтверждение этому видим уже в Новом Завете. В книге Деяний неоднократно говорится о трапезах первых христиан, во время которых совершалась Евхаристия (Деян.2:42, 46; 20:7). Хорошо известно описание агапы, которое приводит апостол Павел в 1Кор.1:20-34. Считается, что эта «вечеря любви» начиналась Причащением Телом Христовым, после чего следовало вкушение обычной пищи, в конце причащались Кровью Христовой. Такой порядок соответствует описанию Тайной вечери у евангелиста Луки (Лк.21:17-20); также интересно, что следы такой практики  имеются в памятнике III века «Апостольское предание», в котором описана крещальная литургия и сказано, что новокрещеные после Причащения Тела Христова вкушают воду, молоко и мед и только после этого подходят к чаше с вином – Кровью Христовой (см. сщмч. Ипполит Римский. Апостольское предание)

После середины II века происходит отделение агапы от Евхаристии. Главная причина – появление практики причащаться натощак и перенесение Евхаристии вследствие этого на утреннее время, тогда как агапу продолжали совершать вечером. Однако этот процесс происходил в разных местностях в разное время (например, в Александрии практика совершения Евхаристии после вечерней трапезы сохранялась до V века). Уже на рубеже II–III вв. термины «Евхаристия» и «Агапа» в большинстве памятников различаются.

В это время (в конце II века) появляется новый вид агап – поминальные трапезы в честь мучеников или в честь усопших. Параллельно с этим агапа становится видом церковной благотворительности: агапы устраиваются для бедных христиан (особенно отмечается участие вдов в агапах). При этом богатые христиане могли организовывать подобные вечери, но сами не были обязаны в них участвовать. Для соблюдения благочиния требовалось обязательное участие в агапе одного из клириков (иногда епископа). К участию в агапе допускались только крещенные; оглашенные в агапах не участвовали, но им посылали «хлеб заклинания» (Апостольское Предание, гл. 26, 28).

Стоит отметить высказывание Климента Александрийского об агапах: Агапы – «прекрасное спасительное учреждение Логоса… Агапы поистине небесная пища, пиршество Слова (ἑστίασις λογικὴ)… И если ты любишь Господа Бога твоего и ближнего твоего, то это праздничное и блаженное торжество, имея свойства небесного, происходит уже как бы на небесах… Агапы – дело чистое и достойное Бога, и их цель вспомоществование. Радости вечерей любви, вследствие участия в них многих, действуют на любовь оживляющим образом, они – предчувствие радости вечной».

В то же время уже источники III века упоминают различные проблемы, связанные с поведением отдельных людей во время агап: чрезмерное вкушение пищи и вина, крики, болтовня, пустой смех. Во многом эти злоупотребления стали причиной осуждения отцами IV–V вв. практики проведения агап. В итоге на Востоке агапы к концу IV века в целом выходят из практики; на Западе они сохранялись дольше и окончательно были запрещены в VIII веке.

Считается, что на смену агапам пришли иные формы церковной благотворительности: Об этом пишет историк Церкви Э. Постнов: «Если, с течением времени, общение в имуществе и общие трапезы прекратились, вследствие умножения числа верующих, то взамен того, всякого рода вспомоществования христиан друг другу получили самое широкое развитие. Странники, путешествовавшие из одной церкви в другую, бедные, больные, старые, вдовицы, сироты и все страждущие – все находили себе помощь и поддержку у христиан».

Цитаты об агапе

«Центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения».
М.С. Желтов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka