Источник

Псалом 95

Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей. Хвалебная песнь Давида. На построение храма после пленения. «И это надписание, – говорит бл. Феод., – сделано не бл. Давидом и не теми, которые вначале истолковали пророчество550, но кто-нибудь другой, вероятно, не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил это надписание. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божий храм; потому что в них предъизображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь». Весь этот псалом, с небольшим различием в словах, пет был по перенесении ковчега в Сионскую скинию. См. 1Пар. 16:23–33. В этот день Давид в первый раз дал свой псалом (только в бо́льшем размере) для славословия Господу чрез Асафа и братьев его. – Ст. 7.

1. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. «Дух повелевает, – говорит св. Афан., – Апостолам петь новую песнь, т.е. народам целой вселенной возвестить новый завет».

2. С Евр.: «Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его».

3. С Евр.: «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его».

4. С Евр.: «Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов».

5. Яко вси бози язык бесове. «Именуемые богами демоны оказались лукавыми» (св. Афан.), – «лукавыми демонами» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил». Сн. Пс. 105:37.

6. Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его. С Евр.: «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его». Т.е. языческие боги – не боги, ничто, следовательно и дать ничего не могут, а Сотворивший небеса славен и велик, сила и великолепие Его видимы во святилище Его, т.е. в храме, Церкви, на небе, всюду. «Святило Его (т.е. Спасителя), – говорит св. Афан., – Церковь. Она и свята и велелепна. Ибо украшение Церкви возвышенно». По бл. Феодориту, Сын Божий, «восприяв естество человеческое, издает блистания собственного Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. Святилом же пророк нарек восприятый на Себя храм (т.е. человечество). Пс. 44:3».

7. Отечествия язык. С Евр.: «Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь». «Отечествиями, – говорит св. Афан., – именует вождей церковных, т.е. иереев и предстоятелей».

8. Возмите жертвы551, и входите во дворы Его. С Евр.: «Воздайте Господу славу имени Его, несите дары, и идите во дворы Его». «Пророк разумеет, – говорит бл. Феод., – словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви». Св. Афанасий под дворами также разумеет церкви христианские, а под жертвами – жертвы духовные.

9, 10. Да подвижится от лица Его вся земля. С Евр.: «Трепещи пред лицем Его вся земля»! «Акила и Симмах перевели: «Поболит от лица Его вся земля». «Пророческое слово, – говорит бл. Феодор., – повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семеиа, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места первого стояния, основаться же и утвердиться на Бож. законах». По св. Афанасию, да подвижится земля; «потому что проповедь будет слышима в целой вселенной, и земля как бы подвигнется от места прежнего своего стояния. Ибо исправи вселенную, яже не подвижится; потому что основал Церковь на камне, и врата адовы не одолеют ея. Судит людем правостию. Ибо пришел и рассудил прю нашу, и изгнал лукавых мучителей, разумею, нечистых демонов» (Св. Афан.). По бл. Феодориту: ибо исправи вселенную – т.е. вселенная, прежде предававшаяся заблуждению, пременена, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою. Так, говорит он, перевел и Симмах: «Господь воцарился552, и соделал вселенную неподвижною». С Евр.: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде».

11. Да возвеселятся небеса, т.е. «небесные силы – Ангелы» (Св. Афан. и бл. Феод.). Да подвижится море и исполнение его. «Морем, – говорит св. Афан., – означает здесь множество народов. Оно и подвиглось, т.е. возбуждено к принятию проповеди». С Евр.: «Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его».

12. Возрадуются поля, и вся, яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная. Это олицетворение означает, что вся вселенная должна радоваться тому, что Господь воцарися, т.е. воцарился Спаситель мира Господь Иисус Христос. Так разумеют Отцы и толковники. Но в переносном смысле, св. Афанасий под древами и полями разумеет «св. души, которые возрадовались о спасении мира».

13. От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли. С Евр.: «Пред лицем Господа, ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей». Т.е. да возрадуется пред лицем Иеговы, – пред Спасителем мира вся земля; потому что Он идет судить вселенную по правде и все народы по истине Своей. «Прекрасно, – замечает бл. Феод., – повторил пророк два раза: яко грядет, яко грядет; потому что первое пришествие (Спасителя) даровало людям Богопознание, а второе произведет различение дел».

* * *

550

Т. е. не 70-ю толковниками.

551

Жертвы, в Еврейском минха, что означает: дар или жертву чистую, т. е. бескровную. Малах. 1, 10.

552

По свидетельству св. Иустина мученика (в разгов. его с Трифоном), после слова воцарися, прежде стояло: от древа, т. е. воцарился крестом или силою креста; и что это слово было уничтожено Евреями. Теперь этого слова нет ни в каких изданиях LХХ и Еврейской Псалтири; но их приводят Тертул., Амврос., Август., Лев, Григорий. См. сочин. св. Иуст. муч. в Русск. перев. 1864. Москва. Стр. 268.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle