Источник

Крестная смерть

«Воскресное чтение», 1814

Что такое был крест пред очами древнего языческого мира и иудеев? Казнь, которая по римским законам назначена была преступным рабам, возмутителям и разбойникам, то есть самому низкому и презренному роду людей. Все подробности и все обстоятельства ее дышали таким ужасом и жестокостью, что славный Цицерон именем человечества требовал у римского сената повсеместной отмены и уничтожения ее. Опишем эти печальные подробности ее, ибо христианину должно знать их, чтобы тем сильнее почувствовать весь ужас греха и все неизреченное и беспримерное милосердие Искупителя, иже грехи наша вознесе на теле Своем на древо (1Петр. 2:24).

Когда осужденный признаваем был достойным крестной казни, претор обыкновенно произносил над ним народное определение: «Ступай на крест» (ibis ad crucem). Но древнее предание несколько распространяет это определение относительно Иисуса Христа и передает его в следующих словах, сказанных Пилатом: «Иисуса Назарянина, по свидетельству старейшин народа Его, как презрителя кесаря, возмутителя общественного и ложного Мессию, отведите на место казни и пригвоздите ко кресту». После произнесения приговора осужденный переходил в руки римских воинов, которые, совлекши с него одежды, привязывали его к низкому столбу и бичевали, иногда с такою жестокостью, что он умирал под их ударами, число которых никогда не было назначаемо. Истерзанного бичеванием страдальца одевали после сего в ризы его, возлагали на рамена его крест, который сам он должен был нести до места казни. Оно обыкновенно находилось за городом, близ главной проезжей дороги, на каком-нибудь возвышении. В Иерусалиме это место называлось Голгофою и находилось за стенами его, к северу, так что, по справедливому замечанию некоторых, последний взор Господа, умирающего на кресте, обращен был к странам православного отечества нашего, как в знамение будущего христианского величия его, основанного и утвержденного на кресте. По прибытии на место казни, крест утверждали в земле; весь вид его уподоблялся букве Т; обыкновенно он состоял из продолговатого дерева высотою до 4 аршин с другим поперечным, из-за которого продолговатое несколько выдавалось, и на этой выдавшейся верхушке прибивали дощечку с надписью вины распятого. О подножии на кресте древние ничего не упоминают, а только говорят, что почти в средине креста вбивали небольшой кол наподобие рога, на который тело распятого несколько опиралось, чтобы тяжесть его не оборвала язв ручных. Иудеи, на основании слов из книги Притчей: Дадите сикера сущим во печалех и вино пити сущим в болезнех (31:6), – пред распятием давали осужденным вино, смешанное со смирною, которое производило помрачение рассудка и некоторую нечувствительность, и тем несколько смягчали мучения страдальца; но Иисус Христос отверг это питье, желая страдать с полным сознанием.

На месте казни осужденного обнажали от одежд его, которые поступали в собственность воинов, поднимали на крест и руки и ноги его прибивали к нему железными гвоздями – каждую порознь. Так говорят о сем святые Киприан и Тертуллиан, жившие в то время, когда крестная казнь была еще в употреблении у римлян, и, без сомнения, несколько раз видевшие ее. В сем мучительном положении, которое не позволяло никакого движения, с часу на час более и более раздирало язвы гвоздинные и производило внутренний палящий жар в теле – страдалец проводил большею частью три, а иногда до семи дней.

По законам римским, распятого нельзя было снимать со креста, даже и после кончины его, потому что труп казненного лишался погребения и должен был служить пищею птицам и зверям. Только иногда, в день своего рождения, или по другому торжественному случаю, кесарь дозволял друзьям или родственникам погребать распятого. Однако Иудея изъята была из этого общего закона о крестной казни. По закону Моисееву, тело казненного не должно было висеть на древе до утра, но его должно было погребать в тот же день (Втор. 21:23). Хитрая политика римлян, удерживавшая побежденные народы в повиновения Риму, между прочим, снисхождением к их законам и обычаям, позволяла иудеям погребать казненных на кресте в тот же день. Почему, для скорейшего прекращения их жизни или задушали их дымом от огня, разведенного подле креста, или прободали бок, или же – чаще всего – железным молотом перебивали им ножные кости. Иудеи просили Пилата совершить это последнее и над Иисусом Христом; но ранняя кончина Спасителя на кресте отвратила от Него это новое поругание и страдание, и только, по сказанию евангелиста, один из воинов римской стражи, стоявшей у креста, пронзил копьем Его бок, из которого излились, во очищение мира от грехов, кровь и вода.

Таковы подробности ужаснейшей из казней – крестной казни, на которую Отец Небесный предал Единородного Сына Своего из любви и милосердия к падшему человеку! Пади, христианин, в духе живейшей благодарности пред сею непостижимою и недомыслимою любовию Божиею к тебе и всегда помни, как Господь наш смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle