Источник

Любовь к ближнему выше поста

400. Дерево, склонившись по молитве старца-странноприимника, показало превосходство его делания над постом отшельника

См. также: Гостеприимство.

Рассказывали о некоем старце, жившем в Сирии близ дороги. Делание его состояло в том, что он во всякое время дня и ночи принимал монахов, приходивших из пустыни, и с любовью предлагал им трапезу. Однажды пришел к нему отшельник. Старец просил его вкусить пищи, но отшельник отказался, сказав: “Сегодня я пощусь.” Поститься тогда значило вовсе не употреблять пищи. Старец огорчился и сказал: “Помолимся Богу! Вот дерево. Последуем воле того из нас, по молитве которого оно наклонится.” Отшельник преклонил колена и помолился, но ничего не произошло. Потом преклонил колена и старец-странноприимец, вместе с этим тотчас наклонилось дерево. Увидев это, они возрадовались и прославили Бога. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 506. № 120).

401. Египетские старцы допускали нарушение поста ради гостеприимства

См. также: Гостеприимство; Пост.

Авва Кассиан рассказывал: “Некогда пришли мы, я и святой Герман, в Египет к одному старцу. Когда он принял нас с любовью, мы спросили его: “Почему вы, принимая чужестранных братии, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине?” Старец отвечал: “Пост всегда со мной, а с ними я не могу быть всегда. Пост, хотя полезен и необходим, однако ж он в нашей воле, а исполнение дел любви обязательно, ибо требуется Законом Божиим. В вашем лице принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием. А упущение против правила поста могу восполнить, когда отпущу вас. Ибо не могут …поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених когда отимется от них жених, тогда будут поститься в те дни. (Мк. 2:19–20; Мф. 9:15). (Достопамятные сказания. С. 123. № 1).

402. Авва Моисей нарушил заповедь о посте ради гостеприимства и был оправдан клириками

См. также: Гостеприимство.

Некогда в скиту дано было братиям повеление поститься всю неделю. В это самое время пришли к авве Моисею братия из Египта. Старец сварил для них немного кашицы. Соседи, увидев дым, сказали клирикам: “Моисей нарушил повеление, варил у себя кашицу.” Клирики отвечали: “Когда придет, мы скажем ему об этом.” Когда наступила суббота, клирики, зная высокую жизнь аввы Моисея, сказали ему перед всем народом: “Авва Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию!” (Достопамятные сказания. С. 157. № 5).

403. Подвижник Маркиан убедил пустынника Авита ради любви вкусить пищу ранее положенного времени

См. также: Пост; Рассудительность; Самоукорение.

Однажды пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий (ученик Маркиана) вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: “Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы.” Он же отвечал: “Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи.” Великий Маркиан сказал: “Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера.” Когда и этими словами он не убедил чудного Авита, то вздохнул и сказал: “Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь: ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного.” Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это (о Маркиане). Тогда великий Маркиан сказал: “И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же – нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле.” Так рассуждая, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, как не подивиться мудрости этого мужа, по которой он знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, какая какой должна уступать и какой по временам предоставлять преимущество. (Блж. Феодорит. История боголюбцев. С.56).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle