О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА, БЕЗ ИСПОЛНЕНИЯ КОИХ НЕЛЬЗЯ ДОСТИГНУТЬ НЕБЕСНОГО ЦАРСТВИЯ – ГЛАВНОГО ПРЕДМЕТА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ
1. Опыт краткого изъяснения, на основании толкований св. отцов и учителей Церкви, учения Господа о блаженствах
Иисус Христос, увидев множество народа, окружившего Его, восшел на гору и когда сел, приступили к Нему ученики Его. Обратив взор на учеников и отверзши уста Свои, Он начал проповедь евангельскими блаженствами, но, будучи кроток и смирен сердцем, предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и исполнят слово Его.
«Блажены нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Нищие или бедные духом – это смиренные люди, чувствующие свое недостоинство пред Богом и бессилие в деле спасения. «Поскольку Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Иисус Христос восставляет нас посредством смирения», полагая его как бы основанием (Блаж. Феофилакт, Благовестн. ч. 1. стр. 92). Нищете духовной принадлежит Царство, возвещаемое Христом, со всеми благами его и неоскудеваемым богатством благодати. Какое это было радостное благовестие нищим (Ис.61:1) и как оно противоположно мечтательным представлениям иудеев о земном могуществе царства Мессии!
«Блажени плачущии, яко тии утешатся». «Плачущие, т. е. о грехах, а не о чем-либо житейском, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних». (Там же). Но чтобы эта глубокая печаль плачущих не простиралась до отчаяния, им обещано утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и мире совести. Это и есть то утешение, которое подает облагодатствованным душам Утешитель Дух Святой (Ин.14:16, 26); оно служит уделом их не только в настоящей жизни, но и в будущей: здесь они утешаются надеждою получить прощение грехов, а там будут непрестанно радоваться, получив жизнь вечную. (Бл. Феофилакт, Благовестн. ч. 1. стр. 92).
«Блажени кротцыи, яко тии наследят землю». Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, тихое и незлобивое обхождение со всеми, чуждое гневливости, – вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться ничем, – вот те свойства, которые приобретают последователям Евангелия не только благословение Божие в жизни временной, мир и благоденствие (Пс.36:11), но и приводят их к наследию земли живых (Пс.26:3), «земли Рая» (выражение св. Ефрема Сирина. Твор. его. М. 1858 г., ч. 1, стр. 16), т. е. вечного блаженства.
«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». С томительным чувством голода и жажды, требующим удовлетворения, здесь сравнивается сильное желание духовного блага, а именно – всякой добродетели, которая должна быть вожделенна христианину, как пища и питие, особенно же той правды Божией (Рим.3:22), которая состоит в оправдании человека пред Богом – посредством благодати и веры в Иисуса Христа. И как насыщение телесное, прекращая чувство голода и жажды, восстановляет и укрепляет силы, так насыщение духовное вносит мир и покой в душу помилованного грешника и делает его способным к добру. Впрочем, совершенное насыщение людей праведных последует в жизни будущей, когда они, просвещенные светом Солнца правды (Мф.13:43; Мал.4:2), омытые и убеленные Кровью Агнца (Откр.7:14), наследуют Царство Небесное.
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». По замечанию св. Иоанна Златоустого, «различные бывают виды милосердия, и заповедь эта обширна» (Бесед. на Еванг. Матф. ч. 1, стр. 275): она обнимает не одни телесные нужды удрученных бедствиями, но и духовные. Добрый совет ближнему, утешение несчастного, молитва за него, прощение обид, – все это дела милосердия духовного; они столь же ценны в очах Божиих, как и вещественная помощь нуждающемуся от своих стяжаний. Милостивые «получают милость и здесь – от людей» (Блаж. Феофилакт, Благовестн. ч. 1, стр. 94); и там, в день праведного воздаяния на Страшном Суде, Господь помилует их и примет в Свое вечное Царство (Мф.25:34–40).
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Чистота сердца, о которой говорит Господь, не состоит только в простосердечии, правдивости и искренности, но также в устранении от всякого незаконного желания, от всякого чрезмерного пристрастия к земным предметам, и в непрестанном памятовании о Боге. Чистые, по толкованию св. И. Златоуста, люди те, которые «приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства; видение же здесь разумеется такое, какое только возможно для человека» (св. Иоан. Злат. Бесед. на Еванг. Матф., ч. 1, стр. 276).
Достигнув «очищения и освящения сердца Причастием совершенного и Божия Духа» (св. Ефрем Сир. Твор. его. М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрят Бога – и «в собственной лепоте своей» (св. Афанасий Александр. Творен. св. отцов. М. 1854 г., т. 22, стр. 478), как свободные от всякого страстного влечения, и в Божественном откровении, потому что, по выражению блаж. Феофилакта, «как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (Благовестн. ч. 1, стр. 94). Но, подобно другим блаженствам, начинающимся на земле и завершающимся на небе, лицезрение Бога, усвояемое чистым, за пределами земного мира будет еще полнее и яснее, в непосредственном созерцании лицом к лицу (1Кор.13:12; Флп.1:23).
«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Последователи Христовы, пребывающие, по выражению св. Исидора Пелусиота, «в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу» (Твор. св. отц. М. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяют мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом. Поступая со всеми дружелюбно и не подавая причины к несогласию, они примиряют враждующих, утишают распри и раздоры. И хотя все верующие, по благодати искупления, называются чадами Божиими (Ин.1:12; Рим.8:16; Гал.4:5–6), но это наименование и соответственная ему степень блаженства особенно принадлежит миротворцам, уподобляющимся Сыну Божию, Который пришел на землю «примирити всяческая к Себе, умиротворив Кровию креста Его, чрез него, аще земная, аще ли небесная» (Кол.1:20). (Св. Иоан. Злат. Бесед. на Еванг. Мф., ч. 1, стр. 277; св. Исидор Пелусиот, Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Бл. Феофил. Благов. ч. 1, стр. 95).
«Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное». В этих словах Господь открыл будущую судьбу Своих последователей: Он возвестил им не славу и богатство, не приобретения и удовольствия, но – вопреки мечтательным ожиданиям иудеев славного царства Мессии – бедность, бесславие, преследование, изгнание. Они будут гонимы за правду, т. е., по объяснению св. отца, за добродетель и благочестие (св. Иоанн Злат. Бесед. на Еванг. Мф. ч. 1, стр. 277), а посему им заповеданы постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение среди соблазнов и опасностей, угрожающих вере. За потерю земных выгод и покоя они будут вознаграждены в Небесном Царстве наследием нетленным, нескверным, неувядаемым (1Пет.1:4).
Наконец Господь, обращая речь к апостолам, показал, что терпеть поношения особенно свойственно учителям: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради, – пронесут имя ваше, яко зло Сына Человеческого ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, еже (беша) прежде вас». Не всякий поносимый достигает этой высокой степени блаженства, но «только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно» (Блаж. Феофилакт. Благовестн. ч. 1, стр. 96). Это злословие, переносимое за Христа в смирении духа, приобретает подвижнику великую награду на небесах, – «сугубое возмездие, и одно увенчивает его за самое дело, а другое – за клевету» (Преп. Нил Синайский. Твор. св. отц. М. 1858 г. т. 31, стр. 107).
В противоположность этим блаженствам, принадлежащим истинным ученикам Евангелия, Господь возвестил горе людям горделивым и тщеславным, поставляющим богатство и чувственные удовольствия исключительным предметом своих желаний, целью всей своей деятельности: «Горе вам, богатым: яко отстоите утешения вашего. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете. Горе, егда добре рекут вам вси человецы».84 (Сост. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове...» прот. П. Матвеевского, Спб. 1890 г., стр. 325–329).
2. Райское сердце
В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф.5:1–12). В настроение его входят смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь Рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь Рай, в который готовым вступишь по смерти, как предначертанный наследник. (Из кн. «Мысли на каждый день года» епископа Феофана, стр. 87–88).
* * *
Внутренняя связь девяти изречений о блаженстве. Все добродетели, указанные в этих изречениях, по существу своему находятся в самой тесной связи, так что одна добродетель без другой не могут проявляться и составить цельной, добродетельной жизни, потому что общим их основанием служит любовь к Богу и ближнему. Они составляют как бы лествицу восхождения нравственного и приближения к Царству правды, мира и радости о Духе Святе. Так, первое изречение говорит о смирении или самоуничижении, как основной добродетели человека в его падшем состоянии; второе – о сетовании о грехах своих, но оно возможно только при первой добродетели; третье – о кротости к другим, но она не мыслима без смирения и сознания своих грехов; четвертое – об оправдании, которое возможно только при существовании первых добродетелей; пятое – о милосердии, как плоде упомянутых добродетелей; шестое – о чистоте сердца, которая получается вследствие сознания греховности и оправдания; седьмое – о миролюбии, как плоде чистоты сердца; восьмое и девятое – о гонениях за правду, перенесении оскорблений за имя Христово и даже мучениях, но все это возможно только при сознании своей греховности, при желании оправдания и при чистоте сердца. Св. Иоанн Златоуст так изображает эту связь: “От первой заповеди, пролагая путь к последующей, Христос сплел золотую цепь, ибо смиренный будет и оплакивать грехи, оплакивающий свои грехи сделается кротким, тихим, милостивым, праведным и чистым и сокрушенным сердцем, а такой будет миролюбивым; кто же достигнет всего этого, тот будет готов к опасностям, не устрашится злоречия и беcчисленных бедствий” (Из кн. «Уроки по предмету правосл. катихизиса», епископа Александра, ч. II, стр. 142).