Источник

О СЛАВОСЛОВИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ

Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

1. Объяснение славословия молитвы Господней

В славословии молитвы Господней напоминается молящемуся о величии Божьем, и таким образом возбуждается в нем благоговейное почтение к Богу. Как в начале молитвы словами: «Отче наш, Еже еси на небесех», молящиеся располагаемы были к возвышенному сыновнему собеседованию с Богом; так содержащимися в заключении словами напоминается им, что во время молитвы Сам Всевышний предстоит им во всем Своем величии, и что посему они обязаны во время ее от всей души стараться о том, чтобы воздавать Господу всевозможное почтение, приличное Его Существу. По свидетельству Апокалипсиса, «двадесять и четыре старцы», окружающие на небеси Престол Всевышнего, «падают пред Сидящим на Престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред Престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена» (Откр.4:10–11). Если же эти, высокие святостью, небесные служители Престола Всевышнего, столь благоговейно падают пред Его величием; то нам ли, бренным и недостойным тварям Божиим, приступающим ко Господу с молитвою, не воздать Ему всего почтения, какое только можем?

Славословие подкрепляет в молящихся надежду на Бога. Славословие молитвы Господней содержит в себе и твердое подкрепление надежды молящихся на то, что Отец Небесный исполнит все достойные и душеполезные прошения их (Ин.5:14–15); ибо в этом славословии говорится о вечном Царстве, силе и славе Того, к Кому возносят они прошения свои: то есть, если молящиеся будут живо представлять в мыслях своих, что испрашивают себе даров у Того, Который есть не только Отец Всеблагий, но и Владыка и Царь вселенной, всего видимого и невидимого, и Которого силе и могуществу ничто не может противиться ни на небеси, ни на земли; то не родится ли в них большее упование на получение просимого? Не поселится ли в них и та сыновняя воле Божией преданность, с которою они будут возлагать все заботы свои на Того, Который печется о них (1Пет.5:7); не возникнет ли в них и то твердое успокоение в Боге, при котором человек в самых злополучных обстоятельствах жизни способен бывает говорить душе своей: «Вскую прискорбна, еси душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога» (Пс.41:6).

Заключение молитвы Господней укрепляет молящегося в брани с духовными врагами. Иисус Христос, заповедуя христианам при молитве воспоминать о вечном Царстве, силе и славе Божией, хочет еще через это соделать их более великодушными и смелыми в брани с духовными врагами; особенно же в брани «к началом, и ко властем [и] к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф.6:12). И подлинно, если воины Христовы, ведя духовную брань, будут непрестанно помнить, что не другой кто, но один Отец Небесный располагает их судьбою, что Ему одному все покорено, – все, не исключая и злых духов; что Он есть больше всех, и «никто же может восхитити их от руки» Его (Ин.10:29); и что Божественная сила Его и в немощи их может совершаться (2Кор.12:9); то это самое будет иметь спасительное влияние на души их; это преподаст им столь непоколебимую во брани твердость, что они способны будут говорить с апостолом: «аще Бог по нас, кто на ны?»(Рим.8:31). Сколько дух злобы ни силен и ни ужасен, и сколько с другой стороны человек ни слаб, ни немощен по своей природе; но Бог всегда дает сынам благодати торжествовать над ним (1Кор.2–4). Об этом прекрасно рассуждает св. Златоуст: «Иисус Христос, – говорит он, – приготовляя нас к подвигу брани, напоминанием о враге отгоняет от нас всякое нерадение; и затем опять делает нас смелыми и ободряет наш дух, напоминая нам о Царе, Которому мы служим, и показывая, что Он могущественнее всех. “Твое есть, – говорит Иисус Христос, – Царство и сила и слава”. Итак, если Его Царство, то и не надобно нам ничего страшиться, так как никто не может сопротивляться Ему и никто не может разделять власть Его. Притом же, когда говорит: “Твое есть Царство”, то этим показывает нам, что и тот враг подчинен Ему, хотя, по-видимому, он и сопротивляется, но по попушению Самого Бога; ибо и он из числа рабов Его, хотя осужденных, и не смеет делать нападение ни на кого из клевретов, доколе не попущено ему то будет свыше. И что, говорю, из клевретов? Не смел он напасть и на свиней, доколе то Сам Господь не дозволил ему, на стада овец и волов, доколе и на то не получил позволения и власти. Итак, хотя бы ты был гораздо слабее, но все должен смело сопротивляться ему, когда подвизаешься под руководством такого Царя, Который легко может и через тебя совершать славные дела. “Его есть слава во веки. Аминь”. Это значит, что Бог может не только исхитить тебя от встречающихся зол, но сделать тебя славным и светлым. Ибо как могущество Его велико, так и слава Его неизреченна; и все сие беспредельно, и нет тому никаких границ. Видишь ли, как (Иисус Христос) отовсюду укрепил подвижника и поселил в него смелость?» (См. Св. Иоанна Злат. Беседу на Ев. Матф. 19, л. 131 на об.).

Что значит слово аминь? Слово «аминь» по-русски значит: «истинно». По наставлению Иисуса Христа, Господа нашего, мы должны произносить это слово в конце молитвы для выражения того, что она произносится с верою и без всякого сомнения (Иак.1:6).

Славословие молитвы Господней должно быть всегда соединяемо с этою молитвою. Судя по важности содержания славословия молитвы Господней, никогда не должно отделять его от самой молитвы, но надобно всегда произносить с нею вместе; ибо оно необходимо в целом составе молитвы, которая от оного получает большую силу. (См. кн. «Прав. исп. Восточ. Церкви», часть 2, вопр. 28). Да и изречено оно Господом в связи с молитвою. Во время общественных молитв произносит славословие священник (если он бывает), для большей важности, как повелела то Церковь.

2. Библейские изречения о славословии в молитве Господней

«Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». – «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф.3:20–21). – «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все» (1Пар.29:11–12).

3. Святоотеческие свидетельства о прославлении Бога

I. Св. Василий Великий об этом пишет: «Прославляй своего Создателя, ибо для того ты и создан, чтобы быть достойным орудием славы Божией». (Хр. чт. 1841 г., 4, 6).

II. Св. Иоанн Златоуст выражает ту же мысль еще яснее, когда говорит: «Мы для того созданы разумными и столько возвышены над бессловесными, чтобы возносили к Создателю всяческих непрестанные хвалы и славословия... Наш долг – непрестанно прославлять Господа нашего и словами, и добродетельной жизнью». (на кн. Быт. бес. 26, 9).

III. Св. Тихон Задонский поучает: «Видишь яблоко или цвет: извне красен, но внутри ядовитым червем поврежден, который не только не полезен человеку, но даже и вреден; так и человеческое дело: хотя снаружи кажется и добрым, но когда от сердца, наполненного самолюбием, тщеславием и гордостью происходит, то не только ему не приносит пользы, но даже и вредит, ибо он не воздает славы Богу, от Которого все происходит; и что Богу Единому должно, то он себе приписывает; Божии дарования не к Божьей славе, но к своей злой употребляет; и таким образом на том месте, на котором Бога поставлять должен, себя самого, как идола одушевленного, ставит; а потому от Бота тогда отпадает и отступает сердце, и впадает в богомерзский порок духовного идолопоклонства. Таковы те люди, которые дают обильные милостыни, созидают Божьи храмы, богадельни, но отсюда же и ищут себе славы и похвалы человеческой, которые людей учат и наставляют для того, чтобы слыть мудрецами и разумными и пр. И это есть дьявольская кознь и самолюбие несмысленного и слепого сердца. Что Бог дает человеку к славе Своей и пользе ближнего, то самое он, ослепленный самолюбием, обращает в собственную свою славу. Ибо что имеет человек свое собственное, кроме греха? Воистину ничего. Имение, богатство, разум, мудрость наша и пр. – все это дар Божий. Как же после этого не бесстыдно обращать Божие добро к своей, а не к Божией славе? О, сколько согрешаем мы пред Богом и в мнимых наших добрых делах! Где думаем быть добру, там кроется истинное зло; так, что “грехопадения кто разумеет?” (Пс.18:13). Этот случай и рассуждение научает тебя не искать в добрых делах своей славы и похвалы, но Божие Богу отдавать, а не себе приписывать. Если же будешь искать себе того, то знай, что, как цветок снаружи красен, но внутри смраден, ни к чему не годен; так и дела твои снаружи представляют нечто доброе и хорошее, но внутри ничего не стоят, только не более, как мерзость пред Богом, Который смотрит на сердце твое и намерение, а не на дела». (Твор. Тихона Задонского, изд. 3. т. 2, стр. 44–46).

4. Не бойся: Я с тобою!

«Бывает, – учит святитель Тихон Задонский, – что мать, видя свое дитя, скорбящее и плачущее, утешает его, говоря ему: “не бойся: я с тобою”. Тако Милосердый и Человеколюбивый Бог... Отец щедрот и Бог всякие утехи, верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: “Не бойся: Я с тобою! Я – твой Создатель, Я – твой Искупитель, Я – твой Спаситель, Я – твой Помощник и Заступник; Я, Который в руце Своей все содержу и Которому вся повинуются; Я – Той с тобою”. «Рече... Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще... и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь» (Ис.49:14–15). «Аще преходиши сквозь... огнь, пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя»(Ис.43:2–3). Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирного потопа; был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской; был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земли пришельствия их и обличил о них цари: «не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (Пс.104:14–15); был со Иосифом, и в нашедших ему искушениях и страданиях сохранил его и прославил его; был с Израилем во Египте, откуда и глаголал: «видя видех озлобление людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах от дел приставников» (Исх.3:7); был с тем же Израилем во исходе его от Египта, и разделил ему Чермное море, и сотворил ему путь посреди вод, и провел его сквозь Черное море, и спас его от фараона мучителя; был с тем же Израилем в пустыне и питал Его чудесною манною, и поражал пред лицом его врагов его, и ввел его в гору Святыни Своей; был с тем же Израилем, живущим в земли обетованной, и спас их, якоже поет пророк: «Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас» (Пс.123:1–2); был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его; был с Ионою во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морского; был с тремя отроками в пещи вавилонской, и угасил им силу огненную, и научил их пети благодарственную песнь; был с Даниилом в рове, и заградил уста львов, и избавил его оттуда; был с апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреди ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих; был и есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20). Смотри, христианин! Буди Только Божий, а Бог Своего не оставит; веруй сердечно Ему, яко Богу; угождай Ему верою и правдою, всю надежду твою полагай на Него и от сердца призывай Его, а Он близ тебя есть, с тобою есть сохраняяй тя Святый Израилев; и где ни будешь, в какой скорби и искушении ни находишься, с тобою есть, и смотрит подвиг твой, и невидимою рукою укрепляет тебя, и помогает тебе; и хотя все злые люди востанут на тебя, и бесовские полки обыдут тебя, ничего не успеют (Пс.141:1–6, 90:15; Ис.41:10). «Господь сохранит... Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века» (Пс.120:5–7). «Не остави мене Господи, Боже мой, не отступи от Мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37:22–23). Господи сил, с нами буди! Иного бо, разве Тебе, помощника в скорбех не имамы. Господи сил, помилуй нас». (Из твор. св. Тихона Зад., т. 12).

5. Бог – крепкая стена человеку во всех опасностях его жизни

Царь и пр. Давид говорил: «Если даже пойду долиною смертной тени (т. е. переселюсь в загробную жизнь), не убоюсь зла, ибо Ты со мною, Господи» (Пс.22:4). Св. ап. Павел ободрил верующих во Христа словами: «Если Бог за нас (т.е. содействует нам), то кто против нас?» (Рим.8:31). Св. Павлин Милостивый, еп. Ноланский (V в.), говорил: «Если Бог есть нам помощник в борьбе со врагом, то и паутинные сети охранят нас лучше, чем каменные стены; напротив, если Бог оставил меня, и нет Его со мною, тогда тончайшая паутинная ткань сделается сильнейшею для меня преградою к достижению моей цели, чем самые крепкие стены», – и в доказательство справедливости своих слов приводит такой рассказ: “Один ноланский священник, по имени Феликс, укорял язычников за их мерзкое идолопоклонство; язычники за это злобно преследовали его и хотели убить его; но он, убегая преследования, скрылся от глаз их в тесном промежутке между двух каменных старых построек или стен; в одной из последних находилась расселина, через которую гонимый священник пролез, и таким образом они потеряли его из виду, хотя и прилежно осматривали преследователи ту расселину, затканную паутиною, которую паук немедленно исправил, и из того заключили они, что через расселину никто не пролазил, иначе паутина была бы разорвана, а потому и прекратили преследование”. Истинно сказано: «праведные взывают (призывают молитвенно Бога на помощь) и Господь слышит, и от всех... их бедствий избавляет их» (Пс.33:18). Это же самое исповедует св. Давид царь перед всем миром, говоря: «Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня» (Пс.33:5). И мы, вместе со св. ап. Павлом, которого спас Бог в Асии от смертных скорбей, возблагодарим Бога, говоря: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор.1:3–4, ср. ст. 1, 8–10).83 (Сост. по кн. «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею», Иоанна Максимовича, митр. Тобольского, Киев, 1890 г., стр. 175–177).

6. Слезы радости при размышлении о благодеяниях Божиих к человеку

Некогда один вельможа княжеского рода, проникнутый сознанием своего достоинства, отправился кататься на великолепной лошади. Проезжая по полю, он заметил бедного пастуха, пасущего стадо. Бедняк в это время подносил ко рту кусок сухого черного хлеба и пристально смотрел на землю, проливая целый поток светлых слез. «Бедняжка, – ласково сказал князь пастуху, – твоя участь должна быть очень горька и тягостна, если ты смачиваешь слезами хлеб свой». – «Нет, сударь, – отвечал пастух, как бы пробуждаясь от сна, – слезы мои – слезы радости». – «Как? слезы радости?!» – «Да, я вижу здесь у своих ног, – продолжал бедняк, – бедную жабу; она возбудила во мне мысль о том, во сколько раз мы, люди, по Божией милости, созданы прекраснее и счастливее этого создания. У нас, думал я, есть глаза, которые могут видеть небо, где обитает наш Благой Отец, – сердце, которое чувствует ответы Его, когда мы молимся Ему, – бессмертная душа, которую Он призывает к своему величию, когда она выйдет из этой земной оболочки». Князь был пристыжен этим ответом, бросил бедняку золотую монету и уехал от него с мыслью, что этот простой человек счастливее его. Убеждение в любви Божией к нам составляет высшее благородство человеческого духа. (Из кн. «Косм. Биб. природы», Бенера, IX кн.).

7. Примеры благоговения великих естествоиспытателей при размышлении о Божьем величии в царстве природы

Известно, что все великие ученые, все благонамеренные иcследователи видимой природы, которым принадлежат великие открытия, были проникнуты благоговением перед Творцом Богом, и чем более были ясны для них тайны природы, тем более и более укреплялось в них это благоговение.

I. Профессор Либих, знаменитый естествоиспытатель, говорит в одном из своих писем: «Мир – история всемогущества и мудрости бесконечно Высокого Божественного Существа. Познание природы – путь к благоговению перед Творцом, оно дает истинное средство к созерцанию величия Божия».

II. «И я, подобно Моисею, видел Бога! – восклицал знаменитый естествоиспытатель Линней, восхищаясь своими ботаническими открытиями. – Я видел Его – и онемел от удивления; я видел след стопы Его в делах творения и в самых малейших, ничтожными кажущихся, вещах – какое вижу всемогущество, какую мудрость, сколько невыразимого совершенства!» («Философские размышления о Божественности христианской религии» Огюста Николя, т. 1, стр. 78).

III. Знаменитый Кеплер заключает свое сочинение о гармонии миров следующими словами: «Благодарю Тебя, Создатель и Бог мой, за то, что Ты даровал мне эту радость о творении Твоем, это восхищение делами рук Твоих! Я открыл величие дел Твоих людям, насколько мог мой конечный дух постигнуть Твою бесконечность. Если я сказал что-нибудь недостойное Тебя, то прости меня милостиво». («Очерки догматич. православно-христиан. учения», прот. Фаворова, стр. 96).

IV. Надпись на гробнице Коперника, по его завещанию, в Пруссии, в городе Торне, следующая: «Не милости испрашиваю, которой сподобился ап. Павел; и молю и не о снисхождении, по которому Ты простил Петра, трикратно от Тебя отвергшегося, – только о том снисхождении, которое Ты оказал на кресте разбойнику, только о нем молю я». («Прав. соб.» 1871 г. июнь и июль).

V. Исаак Ньютон своим примером жизни доказал, как нельзя лучше, что исследование дел Божиих только облагораживает исследователя и делает его в то же время благочестивым и скромным. Ньютон, рассказывают, настолько благоговел перед Всевышним Творцом и Мироправителем, что снимал шапку с своей головы, когда нужно было произносить ему имя Божие. (См. «Очерки догмат. уч.» прот. Фаворова, стр. 96).

* * *

83

Богохваление, как отраднейшее состояние человеческого духа. «Вошедший в тронную залу, – говорит епископ Феофан, – где присутствует царь, после страха обращается к тому, что навело его, и где прежде ничего не видал, теперь начинает различать одно за другим: и лицо, и корону, и порфиру, и трон, и все украшение его, – и, находя все это совершенным, не может удержаться от чувств, а иногда и знаков одобрения. И вот он в состоянии воздавания разумной славы царю. То же бывает и в отношении к Богу. Когда возникший от страха и самоуничижения дух возвращается во внутренний покой свой и смиренно предается святому Богомыслию, тогда открываются его внутреннему оку и в своей мере постигаются совершенства Божии, кои, различаясь во взаимном союзе и соприкосновении, рождают и впечатлевают в уме одну мысль или один лик всесовершенства Божия. Это есть возвышеннейшее и изящнейшее, что только может породить конечный и тварный ум. Потому, когда сия мысль или созерцание посетит внутреннюю храмину нашего духа и исполнит его светом и величием своим, тогда кто изъяснит радость его и восхищение? Все кости его, т. е., все малейшие движущиеся части его существа начинают, во внутреннем, неудержимом некотором взыгрании, восклицать: «Коль славен Господь и Бог наш!». Восхитительная радость духа, созерцающего в себе всесовершенство Бога, есть уже славословие, совершающееся внутри, или состояние славословия, в коем дух из себя и в себе возносит Богу жертву хвалы. Славословие Богу, выражаемое словом, есть плод ее, всегда, впрочем, низший, или не соответствующий не только Богу, но и тому, что ощущается в духе. «Ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих», – этими словами должен заключить и заключает всякий, составляющий Богу хвалебные песни. Богохваление в духе есть отраднейшее состояние и восхищения, и радости, и веселия духовного, но все сие о Едином Боге и о том, что Он есть таков, хвалимый и превозносимый. Сию хвалу возбудить может и всякое совершенство Божие, и всякое Его дело, даже к нам относящееся; но в самом действии хвалы все другое устраняется, видится Един Бог и совершенство Его действий. Это жертва бескорыстнейшая. Можно сказать, что в сем – жизнь нашего духа истинная, или истинное причащение жизни Божественной. Восходить в сие состояние или желать и искать быть возводимому в него, сколько естественно духу и многоплодно для него, столько же и обязательно, ибо сим воздается должное Господу и Богу нашему. Потому в слове Божием во многих местах предписывается хвалить Господа и даются образцы сего хваления» (Из кн. «Письма о хр. жизни», еп. Феофана, стр. 340–341).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle