Источник

Глава 2

После сего дается Пророку повеление, жителям Иерусалима сказать:

Иер.2:1–2. Cия глаголет Господь: помянух милость юности твоея, и любовь совершенства твоего, егда последовал еси Святому Израилеву в пустыни, в земле ненасеянной, глаголет Господь.

«Юностью» нарек начало призвания Иудеев. Ибо тогда Израильтяне, бедствуя в Египте, «востенаша» (Исх.2:23), и Бог умилосердился, и употребив в служение Моисея, освободил их. Слова: «любовь совершенства твоего» употреблены в укоризну; потому что Иудеи никогда не имели совершенной «любви» к Благодетелю. Сие же открывает нам и песнописец Давид; ибо говорит: «возлюбиша Его усты своими, и языком своими солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его» (Пс.77:36,37).

Иер.2:3. Свят Израиль Господеви,

т. е. издревле я предпочел тебя другим народам, и стал ты именоваться Моим народом. Так сказал и блаженный Моисей: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Израиль» (Втор.32:9).

Начаток плодов Его.

Ибо преимущественно пред всеми другими избрал его, почему и Фараону сказал: «сын Мой первенец Израиль» (Исх.4:22); и устами другого Пророка говорит так: «яко же грезн в пустыни обретох Израиля, и яко» плод ранний «на смоковнице», обрел отцы «их» (Ос.9:10).

Вси поядающии его согрешат: злая наведу на них, глаголет Господь.

Ибо ратующие против Израиля ратовали, не как служащие Богу, но как предполагавшие, что превозмогут самого Бога. Так и Сеннахирим говорил: «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же уповал еси, глаголя» спасет Господь Иерусалим от руки моей (Ис.37:10). Посему-то Бог сим ратующим угрожает наказанием, потом говорит всему народу:

Иер.2:5. Кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? яко удалишася от Мене, и ходиша во след суетных, и осуетишася.

Кто в состоянии по достоинству воспеть человеколюбие Владыки? Ибо не судит как Судья, но как повинный приносит оправдание, и хочет, чтобы обличили Его, если должен был что сделать, и не сделал. И Всесвятый Бог беззаконным людям говорит: в чем Я погрешил? В чем поступил несправедливо? Говорите, обличайте. В чем могли обвинить Меня отцы ваши, когда оставили Благодетеля, и стали служить рукотворенным идолам? Я освободил их от рабства египетского, путеводил их по земли непроходимой, в пустыне «безводной» даровал им поток обильных вод, ввел их в обетованную землю, производящую всякого рода плоды. Ибо именем (Иер.2:7) «Кармил» означена у Пророка вся обетованная земля. Но и сим воспользовавшись, не познали вы Благодетеля; напротив того, подражали мерзости отцов. Потом произносит Бог обвинение каждому лицу отдельно.

Иер.2:8. Священницы не рекоша: где есть Господь?

Нечестивее всего то, что вожди сделались начальниками заблуждения.

И держащии закон не видеша Мя.

Здесь обвиняет книжников и учителей, которые, хотя толковали закон, однако же первые преступали его.

И пастыри нечествоваша на Мя.

Пастырями наименовал царей.

И пророцы пророчествоваша в Ваала.

Пророками называет лжепророков, равно как и богами тех, которые не суть боги.

«И последоваша» за тем, что бесполезно. Показал чрезмерность неразумия; потому что, оставив Подателя всяких благ, служили зловредным идолам.

Иер.2:9. Сего ради еще судом претися имам с ними, глаголет Господь, и с сыны сынов препрюся.

Не оставляет Своей умеренности, и не сказал: осужу вас и потомков ваших, но: «претися имам с вами» и с ними, т. е. буду судиться, и обличу беззаконных. Показывая же чрезмерность беззакония, повелевает исследовать образ жизни народов, и западных и восточных, и узнать, переменили ли отеческих богов которые-либо из них. (Иер.2:10). «Хеттимом» же называет Кипр и лежащие около него острова, и разумеет под ними западные страны, а «Кидаром» именует населяющих пустыню, лежащую к солнечному восходу, и подразумевает восточные страны; дает же знать, что они следуют отеческим обычаям и почитают богов, которых научились чествовать (Иер.2:11), а Иудеи отреклись от истинного Бога. Посему говорит: (Иер.2:12) «ужасеся небо», и вострепетала земля, не потому что стихии разумны, но потому что их, как совокупность тварей, призвал во свидетельство блаженный Моисей; ибо сказал: «вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» (Втор.32:1).

Иер.2:13. Два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеные, иже не возмогут воды содержати.

«Кладенцами сокрушеными» назвал идолов; потому что рукотворенный кладезь не имеет в себе ключевой воды, но принимает воду, нисшедшую из облаков и отовсюду стекшуюся. Если же он разорен и сокрушен, то и с неба собранную воду немедленно утрачивает. Таково свойство идолов; состав свой заимствуют они от вещества и искусства, но доставляемую ими красоту отнимает у идолов время. Истинный же Бог есть источник вечной жизни. Потом вопрошает:

Иер.2:14–15. Еда раб есть Иаков, или домочадец Израиль? Вскую бысть в пленение? На него рыкаша львове и издаша глас свой

«На него рыкаша львове», то есть, что Израиль освобожден от рабства египетского, узнали это все, и что управлялся он сам собою, пользуясь Моим о нем промышлением, – всем также было известно; потому что был он знаменит и славен. Посему, какая же причина пленения? Как подпал он власти напавших на него царей? Ибо «львами» назвал царей. О них говорит, что и землю разделили, и города сожгли. Потерпели же вы это, не от Ассириан только, но и от Египтян; ибо говорит еще:

Иер.2:16. Сынове Мемфиса и Тафны познаша тя, и поругашася тебе;

поругались те самые, которые за тебя потерпели всем известное бедствие, которых предал Я конечной гибели во глубине морской. Потом объясняет причину бессилия Иудеев.

Иер.2:17. Не сия ли сотвори тебе то, яко оставил еси Мене? глаголет Господь Бог твой.

Потом указывает на начало отступления. В то время, как вел тебя по пустыне 1, и едва избавлен ты был от Египтян, уже оставил ты Меня, и обоготворил тельца.

Иер.2:18. И ныне что тебе и пути египетскому! еже пити воду геонскую, и что тебе и пути ассирийскому, да пиеши воду речную?

Когда вели с ними войну Cирияне, призывали на помощь Ассириан; и когда ополчались на них Ассирияне, прибегали к Египтянам. Ибо «Геоном» называет Нил.

Иер.2:19. Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя: и увеждь, и виждь, яко зло и горько ти есть, еже оставити Мя, глаголет Господь Бог твой;

То есть, не Меня призывал ты на помощь, а их, поэтому им и предал тебя. Подобное сему потерпели и распявшие Спасителя. Ибо, отрекшись Его, сказали, что нет у них царя кроме Кесаря. Почему и предал их Кесарю.

Иер.2:20. Понеже от века сокрушил еси иго, и растерзал еси узы твоя, и рекл еси: не имам Тебе служити.

Таковы давние твои замыслы; ибо издревле сокрушил ты иго закона, и последовал обычаям беззаконных народов, и житию по закону предпочел жертвенники и рощи.

Иер.2:21. Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен.

Не просто сказал: «весь», но поскольку были между ними мужи благочестивые, божественные пророки и последовавшие им, – то как бы так говорит: желал бы я, чтобы и все вы были таковыми, потому что о всех равно прилагал попечение.

Како превратился еси в горесть Мне, виноград чуждий!

Если бы пребыл истинным, то не был бы чуждым. Но поскольку «превратился в горесть;» то называется уже не истинным, но чуждым. Так и великий Моисей сказал: «от виноградов бо Содомских виноград их, и розга их от Гоморры: гроздь их, гроздь желчи, гроздь горести их» (Втор.32:32). Потому и Владыке поднесли желчь. Но поскольку поругали божественное насаждение, превратили в горесть, и вместо грозда произрастили волчцы; то от них сущий по плоти Христос Себя именует истинной виноградной лозой, говоря: «Аз есмь лоза истинная» (Ин.15:1); а уверовавших в Него назвал «рождием» (Ин.15:5).

Иер.2:22. Аще умыешися нитром, и умножиши себе травы борифовы, порочен еси

в неправдах «твоих предо Мною», глаголет «Господь. Травой борифовой» именует произращаемые землей очистительные средства, а сим в переносном смысле дает знать, что не подзаконные окропления освобождают от грехов, но искреннее покаяние и отложение лукавства. После сего обличает бесстыдство Иудеев.

Иер.2:23. Како речеши: не осквернихся, и во след Ваала не ходих?

Потом показывает очевидность нечестия.

Виждь пути твоя на месте многогробищном, и увеждь, что сотворил еси.

«Местом многогробищным» называет место, где воздвигнуты были надгробные памятники. На этом же месте Иудеи в честь идолов сжигали сыновей и дочерей.

В вечере глас его рыдаше.

Сказано: «в вечере» вместо поздно, то есть, по испытании скорбей восчувствовал беззаконие. Тоже говорит Пророк и в последствии, показывая, что десять колен сетуют, и говорят: «последи пленения покаяхся» (Иер.31:19).

Иер.2:24. Пути своя разшири на воды пустынныя.

Словом «разшири» выразил ненасытность нечестия. «Водами» же «пустынными» назвал идолов, как приводящих в запустение и конечную погибель.

В похотех души своея ветром ношашеся.

Что хотелось им слышать, то предсказывающими и представляли себя лжепророки. Ибо cие: «ветром ношашеся» сказано о лжепророках.

Предан бысть, кто обратит его!

Когда предает Бог, кто будет в силах спасти? Так говорит и устами великого Моисея (Втор.32:30).

Вси ищущии его не утрудятся, в смирении его обрящут его;

потому что, возлюбив нечестие, стали для всех преодолимыми. После сего Пророк дает видеть, что, после многократных советов оставить вредный путь, Иудеи решились открыто признаться в своем отступничестве(Иер.2:25). Но за сие, говорит Бог, (Иер.2:26) покрою стыдом всех вообще и царей, и начальников, и священников, и ложно пророчествующих; уподобятся они «татю», пойманному на месте преступлена и сильно пристыженному, потому что богов, уготованных из дерева и камня, именовали отцами и родителями; а ко Мне (Иер.2:27). «обратиша хребты», и отвратились от Меня, как от врага.

Иер.2:27. И во время озлобления своего рекут: востани, и избави нас.

Это наипаче есть признак крайнего бесстыдства, – наслаждаясь благами, болезновать не благодарностью, а оскудев, просить о сообщении оных. Потом говорится укоризненно:

Иер.2:28. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? Егда востанут и избавят тя во время озлобления твоего?

Показывает же и множество сих богов.

По числу бо градов твоих, быша бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских жряху Ваалу.

Так, показав чествование воздаваемое богам несуществующим, и их множество и бессилие, с кротостью делает выговор неблагодарным.

Иер.2:29. Вскую глаголете ко Мне? вси вы нечествовасте, и вси беззаконновасте ко Мне, глаголет Господь.

Напоминает о наказаниях, какие были на них наложены.

Иер.2:30. Всуе поразих чада ваша, наказания не пpияcтe.

И облагодетельствованные не познали вы Благодетеля, и наказуемые не оставили нечестия. А Я и виновников заблуждения предал смерти.

Иер.2:31. Слышите слово Господне, тако глаголет Господь: еда пустыня бых дому Иаковлю, или земля неплодна? потому что реша людие Мои, обладаеми не будем, и не придем к Тебе.

Говорит сие с укоризной, то есть: ужели подобен Я идолам? ужели, подобно идолам, не принес им ни какого доброго плода, и за это перестали служить Мне? Пророк переходит к другому подобию, и говорит: (Иер.2:32) всякая невеста заботится о красоте своей, и всякая дева прилагает попечение о «монистах персей», своих, а народ, призванный Богом, пренебрегает Попечителя. Потом с новой укоризной продолжает речь.

Иер.2:33. Что еще добро ухитриши на путех твоих, еже взыскати любве?

То есть, что еще ты хочешь прибавить к сказанному прежде, чтобы приобрести себе любовь Мою?

«Не тако». Все это не побуждает к любви, а, напротив того, производит ненависть. Ибо не только поползнулся ты на нечестие, но даже отважился на гнусное убийство. Ибо Пророк говорит:

Иер.2:34. В руках твоих обретеся кровь душ неповинных.

Сие сказал и блаженный Давид: «и пожроша сыны своя бесовом. И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским, и убиена бысть земля их кровми» (Пс.105:37,38).

Показывая же, что не тайно делали это, но явно на то отваживались, присовокупил:

Не в ровех обретох их, но во всякой дубраве.

Предаваясь беззаконнию, не старались они утаивать это, как подкапывающие стены делают скрытно; напротив того, всякий холм и всякая роща носят на себе следы их нечестия. Но став бесстыдными и мерзкими, отрицали и то, что сделано явно. Ибо сказано:

Иер.2:35. Рекла еси: неповинна есмь, но да отвратится ярость Его от мене.

Потому присовокупил: «Се, Аз суждуся с тобою, внегда рещи тебе, не согреших». Не говорит: осужу тебя, но «суждуся с тобою», то есть, буду препираться, и обличу, что лжешь и отрицаешься бесстыдно.

Иер.2:36. Понеже презрела еси зело, еже noвтoрити пути твоя.

Ибо бесстыдство соответственно беззаконию. Но чрез сие дает разуметь и другое, а именно: как, призвав в помощь Ассириан, ничем не воспользовались от вспоможения их, так и теперь, прибегнув к Египтянам, никакой пользы не извлекли из сего. Ибо сие дает видеть в присовокупленном:

И oт Египта постыдишися, якоже постыдена еси от Ассура.

Иер.2:37. Яко и оттуду изыдеши, и руце твои на главе твоей.

Плачущим свойственно, сложив руки, класть себе на голову. Причиной же бедствия следующее.

«Яко отрине Господь надеяние твое», и не «благопоспешится тебе в нем». Если бы надеялся на Бога, собрал бы зрелый плод надежды. Поскольку же положился на людей, то обманулся в надежде.

* * *

1

Слова сии у семидесяти не читаются.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle