Источник

Глава 3

Ам.3:1–2. Слышите по сему слово сие, еже глагола Господь на вы доме Израилев, и на все племя, еже изведох из земли Египетская, рекий: вас точию познах от всех племен на земли, сего ради отмщу на вас вся грехи ваша

Вкратце надлежит вам выслушать глаголемое Господом, памятуя оное благодеяние, а именно, что Я, Творец и Владыка всех, имел о вас всегда особенное некое промышление, почему избавил вас и от рабства египетского: слова же: «на все племя, еже изведох из земли Египетския» не на иной народ указывают, но поскольку Господь упомянул об Израиле, Израилем же по разделении назывались девять колен; то к слушанию изрекаемого призывает ими и Иуду, и Вениамина. Потом показывал, что по Его попущению вражеское воинство сделает нашествие, подтверждает слово сие некоторыми подобиями.

Ам.3:3–6. Еда пойдут два вкупе всяко, аще не познают себе? Или возревет лев из дубравы своея, ловитвы не имый? Или испустит глас свой львичищь из ложа своего всяко, аще не похитить чесого? Или падет птица па землю без ловца? Или спадет пругло на землю, аще не имет ничесоже? Или возгласить труба во граде, и не убоятся людии? Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?

Как невозможно двоим в одно время держаться одного общего пути, не объявив друг другу, когда и для чего пойдут, невозможно льву рыкать, когда нет добычи, или птице упасть без ловца, или произойти чему-либо иному из сказанного, так невозможно и то, чтобы, когда не восхощет Бог, постигло какое-либо наказание. Ибо злом, по общему словоупотреблению, Пророк назвал наказание. Так злом обвыкли называть и болезни, и исправительные наказания, и преждевременную смерть, и глад, и войну, и подобное тому, не потому что все сие в самом естестве своем есть зло, но потому что мучительно сие для людей, и служит причиною печали и плача. Сие еще яснее представляет нам Пророк Иона; ибо говорит: «раскаяся Господь о зле Его, еже глаголаше» (Ион. 3, 10), то есть об угрозе подвергнуть страдание; потому что и здесь злом назвал Пророк угрозу наказанием. А что действительно сие так, и невозможно, чтобы подвергся кто исправительному наказанию, когда не угодно сие Богу, дознайте это из самых дел; потому что Бог чрез Пророков предсказывает, какие скорби нашлет на согрешающих.

Ам.3:7. Понеже не сотворит Господь Бог дела, аще не открыет наказания своего к рабом Своим Пророком.

Ам.3:8. Лев возревет, и кто не убоится? Господь Бог глагола, и кто не проречет?

Поэтому, ясно зная сие, приимите предречения сии, как истинные; потому что и мы сообщаем их вам в боязни. Ибо, если рыкающей лев всех слышащих приводит в страх, тем паче со страхом пророчествуем мы по Божию повелению. Сие и выразил Пророк:

Ам.3:9. Поведите странам во Ассириянех, и во странах земли Египетской, и рцыте: соберитесь на гору Самарийскую,

Поскольку же не веруете вы словам пророческим; то во всей ясности покажу Ассириянам и Египтянам те беззакония, на которые отваживаются в пределах самарских.

и видите чудесная многа среди ея и насильство еже в ней.

Сие сказано в посмеяние; потому что, поясняя слово сие, Пророк присовокупил: насильство в ней.

Ам.3:10. И не уразуме, яже будут противу ей, глаголет Господь, сокровиществующии неправду и страсть в селех своих.

Отваживаясь на многочисленные неправды и порабощая бедных, не хотели вы знать, какие плоды приносит беззаконие, но сокровиществовали неправду, пожиная от сего бедствие и плен. И весьма кстати употребил слово: «сокровиществовали», научая сим, что не предается забвению ничто из сделанного нами, но как в некоей сокровищнице сохраняется в Божией памяти, как хорошо и во благо делаемое, так и противоположное сему.

Ам.3:11. Сего ради сия глаголет Господь Бог: Тире, и окрест земля твоя опустеет, и отымет от тебе крепость твою, и разграбятся страны твоя.

Из того самого, что делается с соседними народами, дознай, что будет с тобою: ибо, не ты один, Тир, но и окрест тебя живущие народы будут вместе с тобою преданы опустошению.

Ам.3:12. Сия глаголет Господь: якоже пастух егда исторгнет от уст львовых две голени, или oбушие уха, тако исторгнутся сынове Израилевы живущии в Самарии прямо племене, и в Дамисце преклонит.

Как лев, похитив овцу, всю ее пожирает, и уходит, оставив только негодное в пищу, и сие-тo пастух бывает принужден взять в доказательство владельцу овцы, что съедена она зверем; так десять колен будут преданы Ассириянам, и те одни избегнут отведения в рабство, которые по худородию и бессилию будут презрены врагами. А то же будет и с Дамаском; и он подвергнется той же гибели. Вставленные же среди речи слова: «прямо племене» означают, что колено Иудино не изведает пока на себе сих бедствий, потому что Сеннахирим, приступив к Иерусалиму, со стыдом возвратится вспять; погубив свое войско. Посему, говорит Пророк иереям, услышав о сем,

Ам.3:13–15. Засвидетельствуйте дому Израилеву, глаголет Господь Бог Вседержитель: понеже в день, егда отмщу нечестия Израилева на нем, и отмщу на требищах Вефилех, и раскопаю роги требища, и падутся на землю: сокрушу и поражу дом с преклеты с домом летним, и погибнуть с домом кости слоновыя, и потребятся и друзия домове мнози, глаголет Господь.

Не великолепные только, но и бедные домы сокрушу и предам огню, сожгу, как построенные для зимы, так и открытые, сделанные для лета, жилища; ибо слова: «дом с преклеты» Акила, Симмах и Феодотион перевели: «дом зимний». Таковые домы выведенными со всех сторон стенами, как бы некими крыльями, согревают поселившихся в оных. Раскопаю, говорит Бог, и вефильские требища, служения к нечестию. И поскольку не мужи только, но и жены, вдавались во многие беззакония; то Пророк справедливо обвиняет и жен, и им угрожает погибелью.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Амоса. 345-384 с.

Комментарии для сайта Cackle