Источник

Глава 7

Таково и значение самого имени «Мелхиседек», т.е. «царь правды» и «царь мира» (Быт.14:18). Апостол доказывает, что уже в самом имени его предъизображено таинство благодати и правды Сына, Господа Мелхиседека. Мелхиседек же тот был Сим, сын Ноя. Что он существовал во дни Авраама, Исаака и Иакова, это, как думают некоторые, показывает книга Бытия. А что он обитал в Салиме, как своем наследии, это открывается из уделов тех племен, кои наследовали землю дома Хамова (Евр.7:1–2, Быт.10:1).

Он, затем, был

Евр.7:3. без отца и без матери и без родословия,

– не сам Мелхиседек, но имя Мелхиседека не записано в родословиях, как и имя Израиля. Но Сим и Иаков имели отца, мать, начало и конец (жизни), как и имена их вписаны в родословия. Имена же: Мелхиседек и Израиль ничего этого не имели, – их обоих прославил Бог этими двумя, данными им от Него, именами. И он

уподобляется Сыну Божию

по своему священству, так как пребывает во век священство Мелхиседека, но опять не в самом Мелхиседеке, а в Господе Мелхиседека.

Кроме того Апостол возвеличивает священство язычников пред священством иудейским, когда говорит:

Евр.7:4. смотрите, как велик сей, кому и... десятину дал... из всего патриарх наш.

А в лице Авраама, давшего десятину Мелхиседеку, и колено Левиино, от него имевшее произойти, также получило десятину от него; ибо Левиты, хотя и брали десятины, но брали их не с чужих, а от самих себя принимали десятины, то есть от братьев своих, сынов Авраама, брали десятины. Сему же, который не вписан в родословии Левитском, десятину дал Авраам, которому было дано обетование священства и которому было обещано, что в нем благословятся все народы. Каким же образом он мог нуждаться в благословении человека необрезанного? Не открывает ли это и не доказывает ли того, что если бы Авраам не был меньшим, чем Мелхиседек, то не имел бы нужды получить благословение от него (Евр.7:5–7)?

Евр.7:8. И здесь десятины люди смертные... берут:

так Мелхиседек, который был смертен, жил в то время для свидетельства ради Авраама, именно ради истинного благословения Мелхиседекова, назначенного в Семени Авраамовом.

Евр.7:11. Итак , – говорит, – если бы совершенство... священства

было из колена Левиина

ибо... народ... с ним получил закон, – то какая... еще нужда была бы возставать некоему другому священнику,.. не по

подобию Авраама, который был родоначальником тех священников,

но по подобию Мелхиседека

необрезанного?

Доказав таким образом перемену священства, он обращается теперь к доказательству того, что с переменою священства переменяется и закон:

Евр.7:12. ибо с переменою , – говорит, – священства по необходимости и перемена закона совершается.

Для чего же нужен жертвенный (требующий жертв) закон, когда жертвы и само священство упразднены?

Как Мелхиседек,

Евр.7:13. о коем это говорится,

хотя и принадлежал тому же поколению людей, но явился

из другаго колена, из коего никто

другой никогда

не приступал к жертвеннику:

так и Тот, Кто принял священство его, был не из племени Левия, чтобы иметь соответствие Своему прообразу – Мелхиседеку.

Евр.7:14. Ибо известно, что от Иуды возсиял... Господь наш

Иисус Христос,

из колена,.. о коем ничего... относительно священства... Моисей... не сказал

никогда. Напротив, за это поражен был проказою царь Озия, когда он захотел на самом деле перенести священство в колено Иудино, прежде чем пришел и в свое время принял это священство Иисус, Который происходил от Иуды (2Пар.26:16).

Евр.7:15–16. И более еще очевидно было то, что по подобию Мелхиседека возстает другой Священник,.. Который , однако, не по закону заповеди плотской соделался таковым,

то есть поставлен был не так, как поставлялись священники в народе иудейском, – не чрез окропление, освящение, посредством крови и помазания священства, и облачение его (первосвященника) приял Господь наш,

но по силе жизни,

которая не уничтожается смертью.

Приял же Он это первосвященство по клятве, произнесенной Давидом:

Евр.7:17. Ты еси священник вечный по подобию Мелхиседека.

Евр.7:18. Отменение же... бывает предшествующей заповеди,

как и прежнего священства,

ради немощи ея и безполезности

ее введения.

Вследствие земной слабости и чувственности, какую представлял закон, и по немощности, посредством коей он делал подзаконных людей бессильными пред страстями и похотями, – он никого из них не приводил к тому совершенству, ради коего мы отрекаемся от всех достояний наших.

Евр.7:19. Введе́ние же,

то есть Евангелия, введено это Евангелие ради надежды, которая превосходила прежде возвещенную нам (в законе):

ибо,

(теперь) чрез эту самую свободу нашу (от закона и надежду),

приближаемся к Богу,

между тем как тогда вследствие чувственности и слабости закона мы, отверженные, удалялись от Него.

В колене Левия,

Евр.7:20–21. по ели́ку... без клятвы поставляемы были священники,

то и не пребывали (во век); Он же (Христос) пребывает Священником во веки веков; так как невозможно было, чтобы оказалась ложною клятва, о которой сказано:

поклялся Господь и не раскается

в том, что

Ты [еси] пресвитер пресвитеров вовек по чину Мелхиседека.

Итак, настолько "лучшим» пред прежними священниками

Евр.7:22. соделался Иисус Христос

Посредником того блага, о котором дал нам обетование в Новом Завете.

Как тогда были нужны многие священники, поскольку смерть прекращала священнослужение каждого из них, и они не оставались вечно: так теперь нет другого первосвященника, кроме Господа нашего, Который всегда живет и ходатайствует за нас посредством не жертв, но молитв (Евр.7:23–24).

Евр.7:25. И может... спасать нас навсегда,

не для земных благ, кои питают нас в течении немногого времени, но спасает нас во веки вечные,

нас преходящих чрез Него к Богу.

Евр.7:26. Ибо такой нам подобал ...Священник святый, непорочный,.. отделенный от грешников,

Евр.7:27. Который не имеет нужды,.. как прочие ...священники, прежде за свои грехи... жертвы... приносить,.. потом за грехи народа. Он же сие однажды... совершил,.. Себя Самого... принести в жертву

не за Себя, но за грехи людей.

Евр.7:28. Ведь закон... немощных людей поставлял на священство,

кои имели нужду приносить жертву за свои грехи:

слово же клятвы,

которое по повелению Божию изречено Давидом

после закона,

в Первосвященника поставило

Сына,

пребывающего

во век совершенным.


Источник: Творения / Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014. / Т. 7. Толковательные писания. – 344 с. / Послание к Евреям. 222-276 с. ISBN 978-5-4249-0036-5

Комментарии для сайта Cackle