Мученица Надежда Семенова
Дни памяти
Житие
Краткое житие мученицы Надежды Семеновой
Надежда Васильевна Семёнова родилась 8 сентября 1865 года в городе Воскресенске (ныне город Истра) Звенигородского уезда Московской губернии. Крещена в младенчестве в Вознесенском храме города Воскресенска. Впоследствии Надежда была прихожанкой, а затем с 1928 года старостой этого храма. Обучение Надежда проходила в расположенном рядом с упомянутым храмом училище.
С приходом советской власти ее представители начали борьбу с верующими Воскресенска, добиваясь закрытия Вознесенского храма. В 1922 году властями из храма были изъяты богослужебные сосуды, серебряные части Евангелий, четыре креста и другая церковная утварь.
10 мая 1934 года в храм явилась назначенная местными властями комиссия с целью признать храм аварийным и непригодным для дальнейшего использования без произведения капитального ремонта. После осмотра комиссия потребовала в течение месяца снести купол храма и построить плоскую кровлю, снять колокола и разобрать верхний ярус колокольни. Члены приходского церковного совета пытались оспорить решение комиссии, обращаясь в различные инстанции вплоть до Президиума ВЦИКа. Основную ответственность за обращение взяли на себя Милица Кувшинова и Евдокия Кузьминова, Надежда Семёнова (спустя некоторые время Милица и Евдокия были арестованы и расстреляны; ныне прославлены в лике святых мучениц).
14 февраля 1937 года молодой комсомолец Павел Щапов написал донос в Истринский районный отдел НКВД, заявив, что в доме, где он живет как квартирант, хозяйка дома Надежда Васильевна Семёнова держит связь со священниками и агитирует за религию, а впоследствии на допросе добавил, что Надежда якобы критически отзывалась о деятельности советских властей. После тайного расследования и опроса других людей 21 августа 1937 года Надежда Васильевна была арестована и заключена в Таганскую тюрьму в Москве. 11 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 16 декабря она прибыла этапом в Тайшетлаг Иркутской области. В возрасте семидесяти двух лет Надежда Васильевна скончалась 8 мая 1938 года в 6-м лагпункте Тайшетлага и была погребена на Акулынетском кладбище в Тайшетском районе.
Полное житие мученицы Надежды Семеновой
Мученица Надежда родилась 8 сентября 1865 года в семье мещан заштатного города Воскресенска (ныне г. Истра) Звенигородского уезда Московской губернии Василия Алексеевича и Евдокии Ивановны Семеновых.
Надежда была прихожанкой, а затем с 1928 года старостой Вознесенского храма, выстроенного в Воскресенске в 1805 году на средства прихожан, причем в клировых ведомостях в 1892 году отмечалось, что каменный храм был выстроен прочно; в 1875 году в храме было устроено отопление. В начале ХХ столетия число прихожан увеличилось до двух тысяч, и храм перестал вмещать молящихся. В 1908 году архитектор И. С. Кузнецов составил проект, по которому предполагалось увеличить площадь храма и построить колокольню. В 1912 году строительство, производившееся в основном на средства прихожан, было завершено. Перед началом строительства архитектор изменил проект ради большей безопасности эксплуатации здания. Воздвигнутый храм стал в полном смысле народным детищем, в нем воспитались и служили те, кто впоследствии прославил Бога исповедническим и мученическим подвигом.
Младенца Надежду крестил настоятель храма, протоиерей Сергий Холмогоров. Отец Сергий начал служить в Вознесенском храме с 1859 года. В 1860-е годы он занимался с детьми у себя дома, а затем стал законоучителем в начальном училище Воскресенска. Это был человек глубокой и искренней веры. При земных неудачах он никогда не печалился, не стремился к почестям и наградам и огромное значение придавал богослужению, которое и вдохновляло, и окрыляло его. В 1881 году отец Сергий был назначен благочинным, в 1887 году — наблюдателем церковно-приходской школы в селе Никулино. Как благочинный, он был для подведомственного ему духовенства более другом и советником, нежели строгим начальником. Смиренный сам, он старался возвысить подчиненного и защитить его перед вышестоящим начальством, иногда даже и в тех случаях, когда тот был не прав.
Училище в Воскресенске было открыто в 1848 году стараниями купца Ивана Дмитриевича Чикина и содержалось целиком на его средства. В 1870 году Иван Дмитриевич из-за недостатка средств отказался от содержания училища, и его обязанности по просьбе жителей города взял на себя владелец суконной фабрики Павел Григорьевич Цуриков. В 1871 году здание училища сгорело, и, чтобы не прекращать занятий, новый попечитель снял на время в аренду дом, в котором занятия продолжались до той поры, пока на пожертвованной им для благого дела земле рядом с Вознесенским храмом не было выстроено деревянное, одноэтажное здание училища. По прочности материала и красоте отделки его называли лучшим зданием в городе. 26 ноября 1871 года состоялось освящение училища, для чего были приглашены три священника: Успенской церкви при суконной фабрике П. Г. Цурикова, Троицкой при реке Истре и Вознесенской, где настоятелем был протоиерей Сергий Холмогоров.
В здании училища располагались классная комната, учительская, квартира учителя и комната сторожа. На большом дворе была площадка для игр и отдыха. В училище обучалось сто девочек из города и окрестностей. Кроме общеобразовательных предметов и Закона Божия, который преподавал отец Сергий, их учили рукоделию и пению. Здесь и прошли ученические детские годы Надежды.
Протоиерей Сергий Холмогоров скончался в 1905 году, а затем в Вознесенском храме служили священники Василий Касаткин и Василий Соколов (скончавшийся в 1928 году в возрасте 45 лет).
В 1922 году представителями советской власти из храма были изъяты богослужебные сосуды, серебряные части Евангелий, четыре креста, восемь лампад с цепочками, ковш и кадило.
В течение нескольких лет власти вели борьбу с верующими Воскресенска, добиваясь закрытия Вознесенского храма. В 1928 году в храме служили священник Александр Понятский и диакон Николай Успенский. Стремясь закрыть храм, что можно было сделать, ставя священнику заведомо невыполнимые условия, местные власти потребовали от отца Александра уплаты непомерных налогов, угрожая в противном случае закрыть храм.
Бережно относясь к храму, прихожане ремонтировали его в соответствии с возникавшей необходимостью — в 1931-м, в 1932-м и в 1933 годах, но речь о капитальном ремонте для них никогда не шла, так как храм был построен недавно. В 1933 году священник Александр Понятский и диакон Николай Успенский были арестованы и сосланы.
10 мая 1934 года в храм явилась назначенная местными властями комиссия, в состав которой вошли: член президиума городского совета, помощник начальника районного управления милиции, заведующий благоустройством городского коммунального хозяйства, два техника и инспектор пожарной охраны. Комиссия должна была квалифицировать состояние храма, как аварийное и невозможное для дальнейшего использования без произведения капитального ремонта. После осмотра комиссия потребовала в течение месяца снести купол храма и построить плоскую кровлю, прекратить колокольный звон, снять колокола и разобрать верхний ярус колокольни.
Всем стало ясно — власти добиваются закрытия храма, чего прихожане не хотели и не могли допустить. И члены приходского церковного совета направили в районный исполком заявление, в котором просили назначить новую комиссию, куда вошли бы компетентные в решении подобных вопросов члены органов строительного надзора; при этом прихожане обещали оплатить все расходы. Но им было в этом отказано и предложено лишь несколько увеличить сроки исполнения работ, когда руками верующих должны быть сняты колокола, разобран верхний ярус колокольни, снесен купол, сделана плоская кровля — и, таким образом, храм был бы самими верующими переоборудован под клуб, который власти намеревались здесь открыть.
Церковный совет обратился в Президиум Мособлисполкома с ходатайством о назначении компетентной комиссии «для определения действительной необходимости тех капитальных переустройств церкви, которых потребовал Горсовет».
Но ответа на это письмо церковный совет не получил и 19 июня 1934 года обратился с просьбой к последней инстанции — в Президиум ВЦИКа; в ходатайстве было написано:
«Церковный совет считает необходимым отметить, что не уклонялся от производства того ремонта, который был основан на хозяйственных правильных требованиях. В данном же случае неожиданно предъявляются такие требования, кои безусловно не вызываются необходимостью, а должны поставить общину верующих перед невозможностью выполнения и вероятным закрытием церкви. <…>
Община верующих твердо убеждена, что заключение комиссии Истринского горсовета не отвечает действительному состоянию здания церкви и направлено единственно к изъятию церкви у общины путем возложения на нее непосильных и ненужных по существу обязательств. <…>
Доводя о всём вышеизложенном до сведения Президиума ВЦИКа и учитывая, что в Истре действует единственно эта церковь, обслуживающая не только верующих города Истры, но и окрестностей, церковный совет ходатайствует перед Президиумом ВЦИКа об отмене постановления Истринского РИК и Московского облисполкома о закрытии церкви при невыполнении капитального переустройства таковой, с предложением Истринскому РИКу определения об объективном порядке действительно требующегося ремонта и предоставления церковному совету разумного и хозяйственного срока для выполнения этого ремонта, не преследуя цели закрытия церкви путем формальных требований непосильного и ненужного по существу переустройства церкви.
Особо просим Президиум ВЦИК дать распоряжение Истринскому РИКу о приостановлении всяких административных мер в отношении закрытия церкви до разрешения по существу настоящего ходатайства».
При множестве подписавшихся под ходатайством прихожан, основную ответственность за него в соответствии с доверенностью, выданной общиной верующих, взяли на себя Милица Кувшинова (мученица Милица Кувшинова; память 23 января / 5 февраля), Евдокия Кузьминова (преподобномученица Евдокия Кузьминова; память 23 января / 5 февраля) и Надежда Семенова.
Все они через некоторое время были арестованы и двое из них расстреляны.
Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) поддержал ходатайство верующих, написав на нем резолюцию:
«Прошу оказать возможное для удовлетворения законного желания общины сохранить за собою храм».
Затем состоялась полная обмана переписка между центральными властями и местными, в которой одни утверждали, что храм был закрыт на основании постановления Президиума Мособлисполкома от 17 сентября 1934 года «для использования здания под дом культуры», о чем будто бы верующим было сообщено 19 сентября, другие же говорили о том, что никакого документального решения о закрытии они не получали.
После закрытия храма Надежда Васильевна, как и другие жители города, стала посещать Троицким храм, находившийся в двух километрах от Истры, в котором служили священник Иоанн Орлов (священномученик Иоанн Орлов; память 22 февраля/6 марта) и диакон Петр Троицкий (священномученик Петр Троицкий; память 15/18 июля), служивший ранее в Вознесенском храме. Когда Надежда Васильевна болела, отец Иоанн приходил к ней в дом соборовать и причащать её, беря с собой диакона Петра. Во время совершения Таинств они тихо беседовали, так что живший в её доме квартирант Павел Щапов не смог расслышать, о чем они говорят, хотя и старался.
В феврале 1935 года в газете «Истринская стройка» было опубликовано сообщение о закрытии Вознесенского храма:
«В Истре есть для клуба великолепное здание, когда-то бывшей церкви. Оно давно под клуб предназначено, но Горсовет с Райпрофсоветом, видите ли, о клубе весьма мало заботятся».
В августе 1935 года началось переоборудование храма под клуб.
«Уже построена сцена. Скоро будет устроен потолок. Клуб начнет работать с осени этого года», — сообщалось в газете. Но в апреле 1936 года уже писалось, что городской клуб не построен, а выделенные для перестройки 150 тысяч рублей исчезли.
После прекращения богослужения с Вознесенского храма был снят крест, сброшены колокола и разрушена колокольня. Верующие продолжали хлопотать о возвращении храма, но приближалось время, когда храмы если и могли где еще оставаться, то разве лишь в душах людей.
14 февраля 1937 года молодой комсомолец Павел Щапов написал донос в Истринский районный отдел НКВД, заявив, что в доме, где он живет как квартирант вместе с женой около двух лет, проживает хозяйка дома Надежда Васильевна Семенова. Она держит связь со священниками и агитирует за религию. К ней собираются по несколько человек, читают Евангелие. А также она агитирует проживающую в том же доме квартирантку Твардовскую Полину Климентьевну. Пыталась она оказать влияние и на его жену, даря ей иконы, чему он решительно воспротивился. Доносчик просил принять соответствующие меры к Семеновой, а Твардовскую вызвать на допрос.
Через несколько дней, 17 февраля, начальник Истринского районного отдела УНКВД по Московской области лейтенант госбезопасности Киселев приказал «взять в агентурную разработку Семенову» , что означало собрать о ней через секретных сотрудников дополнительные сведения для последующего её ареста, а также «побеседовать с Твардовской о Семеновой и, если подойдет, наметить ее к вербовке» . Были установлены имена людей, посещавших Надежду Васильевну, и через секретных сотрудников определено их местожительство.
13 июля 1937 года НКВД выпустил секретный приказ о начале массовых репрессий в советской России, которые начались 5 августа. В первую очередь использовались имеющиеся у НКВД материалы, собранные его сотрудниками через секретных осведомителей.
14 августа сотрудник Истринского районного отдела НКВД Агафонов допросил Павла Щапова и его супругу Клавдию, которые показали, что Надежда Васильевна критически отзывалась о колхозах, говорила, что коммунисты обманывают народ, утверждая, что тот живет зажиточно, тогда как рабочие и колхозники едят один черный хлеб, что «коммунисты жестоко расправляются с народом, ничего нельзя сказать, а если чего-нибудь скажешь, то тебя тут же посадят или расстреляют, люди сидят в тюрьмах ни за что». Павел Щапов также показал, что квартиру Надежды Васильевны посещают священник Иоанн Орлов и диакон Петр Троицкий, но «характер разговоров мне не известен, ведут разговоры шепотом», — добавил он.
Была допрошена соседка Надежды Васильевны; она показала примерно тоже, добавив лишь, что в первых числах июля 1937 года Надежда Васильевна будто бы говорила: «Вот мы все забыли Бога, и нам Бог дождя не посылает, всё погорит, и мы будем сидеть голодными».
Также была допрошена жившая на той же улице вдова по имени Клавдия, которая перечислила имена людей, посещавших дом Надежды Васильевны; эти люди были взяты сотрудниками НКВД в агентурную разработку.
— Расскажите о характере их встреч, — спросил ее следователь.
— Мне кажется, что их сближение и встречи происходили на религиозной почве, — ответила Клавдия.
— Дайте показания об антисоветской деятельности Семеновой, — потребовал от нее следователь.
— Фактов антисоветской деятельности я привести не могу, так как от Семеновой ничего не слышала, — ответила Клавдия, и на этом допрос был окончен.
Была допрошена и другая соседка Надежды Васильевны, Анна Глушкова, которая, отвечая на вопросы следователя, сказала: «В 1936 году в конце декабря ко мне заходила Семенова и в разговоре со мной у меня дома Семенова говорила: “Что ты повесила портрет Ленина, а иконы все сняла, что тебе дал Ленин? Он безбожник и все коммунисты безбожники, но погоди, скоро им придет всем конец”».
21 августа 1937 года начальник Истринского отделения НКВД Киселев выписал ордер на арест Надежды Васильевны, и в тот же день она была арестована сотрудником Истринского отдела НКВД Агафоновым.
— Следствию известно, что в конце декабря 1936 года в доме граждански Глушковой вы наносили угрозы по адресу правительства и клеветали на одного из руководителей советского правительства. Дайте показания по этому вопросу, — потребовал он от Надежды Васильевны.
— В конце декабря 1936 года я у Глушковой была, но никаких угроз никому не наносила. Я только сказала, что у тебя был в углу Спаситель, а сейчас Ленин, — ответила Надежда Васильевна.
— Следствию известно, что вашу квартиру часто посещают священник Ильинской церкви и диакон Петр Троицкий. Дайте показания о характере ваших разговоров с ними, — потребовал следователь.
— Священники ко мне ходят редко, и никаких чтений Евангелия у меня не бывает. Они были у меня во время моей болезни, я тогда причащалась и соборовалась. Разговоры на политические темы у меня в квартире никогда не происходили.
— В 1936 году в разговоре с гражданином Щаповым вы высказывали террористические настроения по адресу руководителей правительства и защищали политику Троцкого. Дайте показания по этому вопросу, — потребовал следователь.
— С гражданином Щаповым, как проживающим вместе со мной в одном доме, я часто разговаривала, но террористических настроений по адресу руководителей я никогда не проявляла и политику Троцкого никогда не восхваляла.
— Признаете ли вы себя виновной в предъявленном вам обвинении? — задал ей следователь последний вопрос.
— В предъявленном мне обвинении виновной себя не признаю, — ответила Надежда Васильевна.
По окончании допросов она была заключена в Таганскую тюрьму в Москве.
20 сентября оперуполномоченный 4-го отдела УГБ НКВД Московской области Рабкин выписал постановление о передаче материалов следствия на рассмотрение тройки УНКВД по Московской области. Постановление утвердил заместитель начальника УНКВД Московской области Якубович.
11 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила Надежду Васильевну к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 16 декабря в составе тюремного этапа она прибыла в Тайшетлаг в Иркутской области. В это время ей было семьдесят два года.
Надежда Васильевна скончалась 8 мая 1938 года в 6-м лагпункте Тайшетлага и была погребена на Акульшетском кладбище в Тайшетском районе. Причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода РПЦ от 12 марта 2024 года.
Здание Вознесенского храма в 1941 году пострадало во время ведшихся в районе Истры боев, и руины его долго стояли заброшенными, пока в начале 1960-х годов не были разобраны, и на этом месте был построен один из корпусов завода «Углемаш».
В 2009 году рядом с тем местом, где прежде стояла Вознесенская церковь, был возведен небольшой деревянный храм-часовня, как памятник многострадальному храму и народу.
Материалы:
- ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 681. Л. 117 об.–118.
- Московские церковные ведомости. 1906. № 2. С. 23–24.
- ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1261. Л. 14.
- ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1261. Л. 13 об.–14.
- ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1261. Л. 13.
- «Утраченный Божий дом». Специальное издание. Выпуск № 19. 2014. С. 4–5.
- ГА РФ. Ф. 10035. Д. П-18239. Л. 2 об.
- ГА РФ. Ф. 10035. Д. П-18239. Л. 2.
- ГА РФ. Ф. 10035. Д. П-18239. Л. 8.
- ГА РФ. Ф. 10035. Д. П-18239. Л. 8.
- ГА РФ. Ф. 10035. Д. П-18239. Л. 10 об.
- ГА РФ. Ф. 10035. Д. П-18239. Л. 17/
- ГА РФ. Ф. 10035. Д. П-18239. Л. 31.
- ГУ МВД РФ по Иркутской области. Информационный центр. Арх. № 10-33-889 (архивная справка № 6/23-175401341073 от 12.04.2017 г.).
Источник: Истринское благочиние
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Наверное, именно в отношении Церкви та ситуация, которая в физике называется «эффектом наблюдателя», раскрывается в еще большей степени, чем когда мы имеем дело с материальным миром. Какими глазами вы смотрите на Церковь, то вы в ней и увидите.
Поэтому когда человек смотрит на Церковь хотя бы просто непредвзято, она открывается ему одним образом. Но когда человек пытается посмотреть на Церковь так, чтобы еще раз подтвердить свои заранее уже готовые решения и выводы, он их подтвердит. И совершенно по-другому Церковь открывается человеку, когда он понимает: если где-то и может быть святость, то только здесь.
протоиерей Павел Великанов
В 1654 году в Вологде во избавление от моровой язвы за одни сутки был построен Всеградский храм Спаса Всемилостивого.