Благоверный князь Глеб Ростовский, Белозерский
Дни памяти
5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых
Житие
Сын Ростовского князя Василька Константиновича. Родился в 1237 году. В следующем, 1238 году, был убит монголо-татарами его отец, и по одному летописному известию князь Глеб «сел на Белоозере»; несомненно, это известие означает только то, что Белоозеро было предназначено ему в удел, а сам он, за малолетством, жил при матери, княгине Марии Михайловне, в Ростове, или, как говорит летопись, с братом Борисом, по уходе Батыя, «сел на Ростовское княжение».
Уже будучи 7-ми лет от роду (1244 год), он сопровождал брата в Орду для утверждения за ними ханом Батыем их наследственных уделов, и Белоозеро было укреплено за Глебом. В 1249 году, по-видимому, один, без брата, который был в Орде в 1245 году, Глеб ездил в Орду к сыну Батыя — Сартаку, по всей вероятности для представления и для нового утверждения в правах на удел, так как Батый совершенно отказался от дел и ханом фактически был Сартак, тот отпустил его «с честью». В том же году Глеб провожал в Ярославль тело Василия Всеволодовича, князя Ярославского, скончавшегося во Владимире.
В 1251 году князь Глеб в первый раз поехал в свой удел на Белоозеро и поселился там. Но, живя там, Глеб не порывал связи с Ростовом, часто наезжая в него. В 1253 году он был в Ростове на освящении Борисоглебской церкви. В 1257 году ездил в Орду с братом своим Борисом и там женился на татарской княжне, названной в крещении Феодорой, и в том же году возвратился в Ростов; «и бысть в Ростове радость велика о Глебове приезде». В 1259 году, вместе с братом и матерью, он принимал и чествовал в Ростове князя Александра Невского, проезжавшего из Новгорода во Владимир. В 1261 году, вместе с Александром Невским и братом, он назначил, по благословению митрополита, Богоявленского архимандрита Игнатия в помощники Ростовскому епископу Кириллу.
В 1268 году Глеб снова ездил в Орду и вернулся оттуда больным, а в следующем году присутствовал в Юрьеве-Польском при кончине князя Дмитрия Святославовича. В 1271 году он вновь ездил в Орду; в его отсутствии умерла его мать, а в 1273 году, 20 декабря, скончалась и его жена, которая была погребена в Ростовской церкви Пресвятой Богородицы. В 1276 году Глеб присутствовал в Костроме на похоронах великого князя Василия Ярославича, а в следующем году, вместе с другими русскими князьями, он принимал участие в военной экспедиции хана Менгу-Тимура на кавказских ясов. Русские князья оказали большую помощь татарам: сожгли город ясов Тетяков и забрали большой полон. В благодарность за это хан богато одарил князей и отпустил их с честью.
В этом же году, по смерти брата своего Бориса, Глеб занял Ростовское княжество, соединив под своей властью Ростов и Белоозеро. Возвратившись 13 июня 1278 из Орды после похода, Глеб в 1278 году женил своего сына Михаила на дочери Ярославского князя Фёдора Ростиславовича и в том же году послал его в Орду, где готовились к походу в Болгарию, против явившегося там самозванца, бывшего свинопаса и известного в греческих летописях под именем Лахана, который уверял народ, что он освободит его от ига Монгольского.
Летописи с похвалой отзываются о Глебе, как князе богобоязненном, кротком и щедром, почитавшем монашеский чин, не гордом, ревнивом к церковному благолепию. «От юности своея, — говорит Троицкая летопись, — по нахождении поганых татар, нача служити им и многих хрестьяны обидимыя от них избави и печальные утешая, и брашна своего и пития нещадно требующим подавая… и многы церкви созда и украси иконами и книгами». С именем Глеба связано возникновение монастырей в Белозерском крае; им основаны: около 1260 года Спасо-Каменный монастырь, на небольшом островке Кубенского озера, по случаю чудесного спасения от бури на озере; и в 1251 году Устьшехонский-Троицкий на Устье монастырь, в благодарность за чудесное исцеление сына его Михаила от слепоты. Князь Глеб замечателен ещё и тем, что первый в России возымел мысль об искусственных водяных сообщениях; местные (Ростовские) летописи рассказывают, что однажды он плыл из Белоозера в Устюг и, выйдя из Кубенского озера рекою Сухоной, заметил, что эта река образует недалеко от озера круглую излучину версты на две от прямого пути, между тем, как прямо, поперёк, расстояние было бы не более, как на «вержение камня». Князь Глеб приказал перекопать этот перешеек, — и река пошла по каналу, который с тех пор стал называться «Княже-Глебовою простью»; такой же канал он сделал и на реке Вологде.
13 декабря 1278 года, после 7-дневной болезни, князь Глеб «тихо и кротко испусти душю» в Ростове; он был погребён в соборной Ростовской церкви епископом Игнатием, рядом с супругою и братом; но спустя 9 недель Игнатий, неизвестно почему, велел «изринуть его поругана и бесчестна из церкви соборные в полнощь и повеле просто закопати его в земле у Св. Спаса в Княгинине монастыри». За этот поступок епископ Игнатий был отлучён митрополитом Кириллом от священнослужения, но затем прощён по ходатайству ростовского князя Дмитрия Борисовича.
По родословным у князя Глеба были различные сыновья: одни родословные дают ему в сыновья Демьяна и Михаила, другие — ещё Василия и Романа; третьи — Демьяна, Василия и Михаила или Василия и Михаила; с уверенностью можно говорить только о Демьяне, Михаиле и, отчасти, — Василии, известных по летописям; остальные являются лицами сомнительными.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
Мужествен хранитель и поборник веры Русския,/ блаженне Глебе,/ Белоезерских князей начало./ Людем отец и Церкви пособник явился еси,/ темже от всея души вопием ти:/ не забуди чад твоих, святе,// ты бо еси Белоезеру похвало и Державе Российстей славо.
Кондак, глас 6
Земли Белоезерския пресветлый светильниче,/ сердца́ наша светом своих добрых дел горе́ направляющий/ и заступлением своим нас не оставляющий,/моли Христа Бога, да в мире, любви и единомыслии нам жити,// радосте наша, благоверный княже Глебе.
Молитва
О, святый благоверный княже Глебе, Белоезера светильниче, нищих питателю, сирых заступниче, скорбящих утешителю, скорый наш помощниче и теплый молитвенниче!
Услыши нас, грешных, к тебе прибегающих. Яко милостивый отец испроси у Христа Бога сердцам нашим умягчение, ума чистоту и к небесному прилепление, душевное и телесное здравие и вся, яже ко спасению полезная. Да укрепит руки наша к совершению добрых дел. Стопы наша да направит твердо ходити путем заповедей Его.
Воззри, блаженне, на чад своих немощных. Да святыми твоими молитвами дарует Господь всем нам по коегождо потребе: плачущия утешит, заблудшия обратит, борющияся со страстьми и прилогами вражиими укрепит, во искушениях мужество ниспослет, в разделении сущих соединит, да в любви и единомыслии поживем, славя Бога.
О, угодниче Христов, моли за нас Владыку всех, да низпослет мир Отечеству нашему, да сохранит от нашествия иноплеменников, от междоусобныя брани, от всяких бед и напастей, да укрепит веру праву, и нерушиму соблюдет Церковь Православную. Сподоби нас, святе, молитвами твоими, кончину жития благую улучити и вожделенное призвание в Царство Небесное от Христа услышати, и тамо с тобою воспевати дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Наверное, именно в отношении Церкви та ситуация, которая в физике называется «эффектом наблюдателя», раскрывается в еще большей степени, чем когда мы имеем дело с материальным миром. Какими глазами вы смотрите на Церковь, то вы в ней и увидите.
Поэтому когда человек смотрит на Церковь хотя бы просто непредвзято, она открывается ему одним образом. Но когда человек пытается посмотреть на Церковь так, чтобы еще раз подтвердить свои заранее уже готовые решения и выводы, он их подтвердит. И совершенно по-другому Церковь открывается человеку, когда он понимает: если где-то и может быть святость, то только здесь.
протоиерей Павел Великанов
В 1654 году в Вологде во избавление от моровой язвы за одни сутки был построен Всеградский храм Спаса Всемилостивого.