Преподобный Герман Марулис, монах
Дни памяти
Житие
Преподобный Герман Марулис (ок. 1252 — ок. 1336) принадлежал к знатному фессалоникскому роду Марулисов, в миру носил имя Георгий. С детства отличался набожностью и милостивым отношением к слугам своего отца. В Фессалонике он познакомился с афонским старцем Иоанном, который был противником политики императора Михаила VIII Палеолога, направленной на унию с западной церковью, и стал его учеником.
В возрасте 18 лет принял монашеский постриг и удалился со старцем на Св. Гору. Пять лет он провел в аскитирии[1], относившемся к монастырю Дохиар. В число его послушаний входила переписка рукописей и обязанности чтеца.
Известно, что прп. Герман часто ездил в монастырь Ватопед по делам или на богослужения и насельники этого монастыря восхищались его добродетелью. ("Ο άγιος Γερμανός ο Μαρούλης" (13.05.2011), страница официального сайта монастыря Ватопед)
Около 1275 г., после мученической смерти Иоанна, Герман Марулис подвизался под руководством старца Иова в пещере Богородицы недалеко от Великой Лавры (видимо, в Житии имеется в виду пещера прп. Афанасия Афонского). Впоследствии Иов был избран игуменом Великой Лавры, но около 1283 г. был вынужден оставить эту должность и покинуть Св. Гору. Герман переселился в небольшой монастырь сщмч. Елевферия. По мнению монаха Феоктиста Дохиарита, обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого монастырем Вулевтирии
Около 1300 г. он взял себе послушника по имени Иоанникий. Около 1326 г. из-за набегов турок Герман Марулис переселился в Великую Лавру. Там в 1330-х годах у него окормлялся монах Филофей Коккин, будущий святитель и патриарх Константинопольский. За богоугодную жизнь преподобный был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, который пришел посетить его на Афон. Прп. Савва Ватопедский сравнивает Германа Марулиса с прп. Антонием Великим. Житие Германа Марулиса, написанное между 1341 и 1344 гг. Филофеем Коккином, не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени[2].
Известно, что он состоял в общении с наставником исихазма прп. Григорием Синаитом, которое стало возможным во время второго пребывания преподобного Григория на Афоне (ок. 1328 г.).
Прп. Герману написаны несколько церковных служб, одна из которых совместная с свт. Филофеем Коккиным.
Примечания
[1] Аскити́рий (греч. ἀσκητήριον) — небольшой уединенный монастырь или жилище отшельника-аскета. Термин «Аскитирий» впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим, и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги.
[2] Православная Энциклопедия. Т. XI, С. 355.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Наверное, именно в отношении Церкви та ситуация, которая в физике называется «эффектом наблюдателя», раскрывается в еще большей степени, чем когда мы имеем дело с материальным миром. Какими глазами вы смотрите на Церковь, то вы в ней и увидите.
Поэтому когда человек смотрит на Церковь хотя бы просто непредвзято, она открывается ему одним образом. Но когда человек пытается посмотреть на Церковь так, чтобы еще раз подтвердить свои заранее уже готовые решения и выводы, он их подтвердит. И совершенно по-другому Церковь открывается человеку, когда он понимает: если где-то и может быть святость, то только здесь.
протоиерей Павел Великанов
В 1654 году в Вологде во избавление от моровой язвы за одни сутки был построен Всеградский храм Спаса Всемилостивого.