Скрыть
Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: а́ще изнемо́жетъ предъ оста́нкомъ люді́й си́хъ во о́нѣхъ дне́хъ, еда́ и предо мно́ю изнемо́жетъ? глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Сие говорит Господь воинств: Если [это] будет казаться трудно исполнимым в глазах остатков народа сего в дни оные, то разве это будет трудноисполнимым в очах Моих? говорит Господь воинств

К отдельным словам и мыслям, в которых Израилю обещается благополучие и почти невероятные по величию [своему] события, пророк присоединяет: Сие говорит Господь всемогущий, говоря другими словами [как бы] так: «Да не подумаете, что обещаемое мною есть мое и не отказывайте в доверии мне, как человеку: обещания, которые Я передаю, суть Божии». Выше Он сказал: старицы и старцы будут сидеть на улицах и вследствие долголетней жизни будут опираться руками на посохи; улицы и площади будут переполнены множеством народа; отроки и отроковицы как бы в праздничные дни будут устраивать веселые пиры, Иерусалим будет отстроен и восстановлен в состояние прежнего благополучия. Остаткам народа, возвратившимся из плена, это показалось невероятным, так как они видели, что город был почти уничтожен, стены в развалинах, ограды сожжены, свидетельствуя о разрушительности рук Вавилонян; поэтому пророк прибавляет: Если вам оставшимся от народа, бывшего в плену, кажется делом трудным или невозможным то, что Я предсказываю, будто во время восстановления Иерусалима наступит такое благополучие, то разве в очах Божиих будет [это] невозможным или трудным, когда Он устами моими говорит, что это сбудется? Ибо невозможное для людей возможно для Бога (Мф. 19:26). Мы видим, что это исполнилось также во времена преследований на церквах Христовых, когда жестокость гонителей достигла до такой степени неистовства, что они разрушали даже места наших собраний [храмы], предавали сожжению [наши] божественные книги; все острова, рудники и тюрьмы, были наполнены закованными в цепи многочисленными (gregibus) мучениками и исповедниками. Кто поверил бы в то время, что Церкви снова будут восстановлены теми самыми, которые их когда-то разрушили; конечно, это были не те же самые люди, но это та же самая правительственная власть, которая когда-то прежде вместе с богатыми сидела [как бы] в засаде (Пс. 10:2) и как бы по определению сената старалась изгладить имя Христово, ныне на средства государства устраивает церковные базилики и возводит высочайшие башни, украшая золотом не только своды и сияющие кровли, но и покрывая стены плитками из разноцветного мрамора, и благоговейно почитая, как защиту для римского государства, те священные книги, которые она прежде предавала огню, а теперь украшает золотом, пурпуром и различными драгоценными камнями.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сице глаголет Господь Вседержитель: аще изнеможет пред останком людей сих во онех днех, еда и предо мною изнеможет? глаголет Господь Вседержитель

Великие и чрезвычайные дела обыкновенно возбуждают недоверие к себе и, приходя в исполнение, вызывают изумление. Так Сарра по неверию смеется над обетованием о рождении от нее Исаака, имея в виду старость свою (Быт.18:12) и представляя невозможность этого по законам человечества. Однако же сверх ожидания она родила сына, потому что Бог сделал это осуществимым. Так по всей вероятности и избавленные от плена колебались сомнениями и не очень уверены были, что они достигнут столь великого благоденствия, что Иерусалим будет наполнен старцами, и что в нем будут хороводы мальчиков и пляски девочек и наступят блага продолжительного мира; ибо они видели, что стены разрушены, дома сожжены, все окрестные города сделались жилищами диких зверей, потому что они совершенно лишились жителей, что поля, некогда весьма плодоносные и цветущие, теперь заросли терниями, не имеют ничего созревающего на них и сословие земледельцев совсем погибло. Вследствие всего этого, вероятно, как я сказал, являлось сомнение, как может исполниться обещанное им. Поэтому-то Бог не допускает сомнения, но повелевает надеяться и поддерживает их веру, говоря: «аще изнеможет пред останком людей во онех днех, еда и предо мною изнеможет?» Ибо что невозможно для вас; то без сомнения удобоисполнимо для всемогущего Бога; Он есть Господь сил, Своею волею без затруднения приводящий в исполнение угодное Ему, даже и вполне сверхъестественное. Бог и Отец, предвозвещая славные дела времени пришествия Спасителя нашего негде сказал Иудеям: «видите презорливии, и смотрите, и чудитеся: понеже дело аз делаю во днех ваших, ему же не имате веровати, аще кто исповесть вам» (Авв.1:5). Что же касается наших слов, то самое таинство вочеловечения превыше удивления и слова, равно как и проистекшие для нас отсюда благодеяния. В самом деле, не способно ли возбудить неверие то, что рожденное от Бога Слово соединилось с плотью и стало в образе раба и претерпело крест и подверглось оскорблениям и побоям и безумному неистовству Иудеев? Или не изумился ли бы всякий исполнению домостроительства спасения, когда сокрушен грех, обессилена смерть и удалено тление и человек, древле бывший беглым рабом, оказывается прославленным благодатию сыноположения? Посему да говорит Христос о сем так: «аще изнеможет пред останком людей сих во онех днех, еда и предо мною изнеможет?» Ибо для Него все легко и удобоисполнимо и если Он хочет совершить то, что необходимо: то ничто, думаю, не может воспрепятствовать Ему.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6-8. Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф. Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.
6-8. Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: а́ще изнемо́жетъ предъ оста́нкомъ люді́й си́хъ во о́нѣхъ дне́хъ, еда́ и предо мно́ю изнемо́жетъ? глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель. Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: се́, а́зъ спасу́ лю́ди моя́ от земли́ восто́чныя и от земли́ за́падныя и введу́ и́хъ [въ зе́млю и́хъ], и вселю́ся посредѣ́ Иерусали́ма, и бу́дутъ ми́ въ лю́ди, и а́зъ бу́ду и́мъ въ Бо́га во и́стинѣ и въ пра́вдѣ.

Потом уверяет в словах сих, ручаясь в том Своим могуществом. Хотя вы, взирая на собственную свою малочисленность и нищету, не восприемлете надежды иметь сии блага: однако же, познав могущество Дающего обетование, надлежит вам не сомневаясь приять сказуемое и веровать, что народ Мой вполне сподоблю спасения, собрав его отовсюду, возвращу в отечественную землю и соделаю, что явление Мое в Иерусалиме будет делом обычным. Ибо сие сказует Бог у Пророка: "Вселюся посреде Иерусалима." Народ назовется Моим народом, а Я наименуюсь его Богом, и не во лжу, как древле, но поистине и правде.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 6-8 Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф. Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде. 

Положим, возвещаемое спасение (осуществление которого не может быть относимо к послепленной жизни евреев, жизни, полной войн с иноземными народами и сопряженных с этими войнами бед и несчастий, жизни подчинения  и зависимости власти языческой, но которое, только в слабом начале исполняясь в восстановлении руками Зоровавеля храма Иерусалимского и руками Неемии города Иерусалима, приняло свое настоящее исполнение только с новозаветными временами, с явлением Мессии и основанием Им нового Иерусалима духовного, царства Божия и получит окончательное исполнение в будущих веках, в веках вечной, блаженной жизни праведных в царстве славы) по своему содержанию, по своей широте так велико, так необыкновенно, что в очах уцелевшего от погибели народа оно явится невероятным даже и в те дни, когда придет, когда осуществится перед их глазами, но таково оно только для людей, для ограниченного взора человеческого, между тем как в очах Божиих оно не имеет ничего необыкновенного. Как бы оно ни было велико, Бог несомненно все таки исполнит его. Бог через Мессию спасет народ Свой из всех стран, куда они только будут рассеяны, «из страны востока и из страны захождения солнца». Он всех их оттуда соберет и приведет в Иерусалим, в мессианское царство, – этот расширенный и открытый со всех сторон новый Иерусалим (ср. Зах.2:4). Собранные со всей земли, они будут обитать там. Бог утвердит с ними новый завет, по которому они сделаются истинным народом Божиим, а Бог будет их Богом «в истине и правде». (ср.  Ос.2:19-20).

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible