Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Захарии 8:23
Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: во о́ны дни́ име́тся де́сять муже́й от всѣ́хъ племе́нъ язы́ческихъ, и и́мутся за ри́зу му́жа Иуде́анина, глаго́люще: по́йдемъ съ тобо́ю, зане́ слы́шахомъ, я́ко Бо́гъ съ ва́ми е́сть.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
В оны дни имется девять мужей за ризу мужа Иудеанина. В оные дни, то есть когда во все концы разнесется весть, что племя Гогово поражено в Иерусалиме, тогда, в сии дни радости, десять мужей из язычников, обратившихся к вере, возьмутся за ризу Иудеянина, как во время разорения царства иудейского, когда мужи погибали от меча, голода и язвы, а жены отводимы были в плен, семь жен брались за ризу одного Иудеянина (Ис. 9:1).
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Сие говорит Господь воинств: В те дни, возьмутся десять человек иноплеменных из всяких языков и возьмутся за край одежды мужа Иудея, говоря: Мы пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Господь
Некоторые из Иудеев говорят, что это исполнилось при Зоровавеле и после Зоровавеля. Другие относят это к будущему, когда, по их ожиданиям, имеет придти Христос. А мы с большей правильностью и несомненностью относим это ко времени пришествия Господа Спасителя, когда Он родился от Девы Марии. При том же ведь написано: Доколе будут приходить народы (Зах. 8:20). Когда говорится доколе, то это показывает не настоящее время, – время Зоровавеля и Иисуса, – а будущее, когда придут народы многие и племена могущественные, чтобы искать Господа воинств в Иерусалиме и молиться пред лицем Господа. Итак в то время и в те дни десять человек из разно язычных племен возьмутся за полу одного Иудея со словами: Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Господь. И у Исаии мы читаем: Возьмутся семь женщин за одного мужа, говоря: Мы будем есть свой хлеб и одеваться собственною одеждою, только пусть дано будет нам твое имя; отними позор от нас (Ис. 4:1). Итак называемые в том месте семь женщин суть те семь церквей, число которых имеется и у Апостола Павла, ибо он пишет к семи церквам: к Римлянам, к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам. И по Апокалипсису Иоанна Господь входит препоясанным пестрой одеждой, [или истиной] и чистейшим золотом среди семи светильников, т. е. церквей Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардикийской, Филадельфийской, Лаодикийской. У пророка Захарии называются теперь десять, которых [некогда] искал и Господь, чтобы, если бы нашел [их] в Содоме, Гоморре, Адаме и Севоиме, спасти от погибели. Действительно, буква J, которою начинается имя Спасителя, не только у Греков, но и у Евреев обозначает число десять. Этот таинственный язык показывает, что все носящие имя христиан, прообразом которых являются оставшиеся семь тысяч мужей, во время преследования Иезавели и бегства Илии не преклонившие колена пред Ваалом (3Цар. 19:18), и которые достигли меры возраста мужа совершенного из всех языков и племен, схватятся за полу мужа Иудея, т. е. Господа Спасителя, о Котором говорится и в Псалмах: Иуда царь мой (Пс. 59:9) и: Иуда, тебя восхвалят братья твои, и потом: Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, пока не придет Тот. Которому назначено, и Он будет ожиданием народов (Быт. 49:8, 10). Ибо будет корень Иессея и имеющий восстать, чтобы господствовать над народами, на Него будут надеяться народы (Ис. 11:10). И когда схватят Его, то пожелают пойти по стопам Его, ибо Бог с Ним. Впрочем, несомненно и то, что всякий верующий от всех языков и народов схватится за мужа Иудея, т. е. за Апостолов, которые происходят из Иудеи, и скажут: Пойдем с вами, ибо мы слышали через пророков и познали из слов всех Писаний, что Сын Божий, Христос Бог и Господь с вами. – Где пророчество весьма ясно, и провозглашается о Христе и Его апостолах и о вере всех народов, мы не будем производить более обширных исследований. А что число семь тысяч относится к Христианам, это видно и из того, что по-гречески ἑπτάκεις χιλίους, и χριστειανούς по числу одинаковы: сумма, обозначаемая буквами того и другого слова, равняется тысяче девятистам сорока одному. К таинственному значению этого числа относят и притчу о десяти девах в Евангелии (Мф. 25:1–13), – под которыми мы разумеем дух и плоть, – если они для лампад своих приготовят елей добрых дел и удвоят пятеричное число, [обратив его] в десятеричное, так что (по слову Апостола) сделаются святыми по духу и телу. С другой стороны и тот, кто наилучшим образом будет управлять чувствами тела, в будущем получит также десять городов, [т. е.] в двойном количестве (Лк. 19:17, 26).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Сице глаголет Господь Вседержитель: во дни оны имется десять мужей от всех племен языческих, и имутся за ризу мужа Иудеанина, глаголюще: пойдем с тобою, зане слышахом, яко Бог с вами есть
Опять поясняем, каким образом совершится целыми городами и народами пришествие ищущих лице Господа. Будет, говорит, «во дни оны, то есть в то время, что десять мужей имутся за одного Иудеанина, глаголюще: пойдем с тобою». Под десятью ты можешь разуметь совершенное число приходящих; ибо десятичное число есть символ. А что присоединяющиеся к Святым Апостолам язычники начинали ходить одним и тем же с ними путем, будучи оправдываемы верою во Христа, это наглядно представляет, пользуясь прекрасно составленным сравнением. Маленькие дети, когда решаются идти за своими родителями, то идут ухватившись за края их одежды и как бы находя защиту и опору в их одеждах, безошибочно и безопасно совершают путь. Точно таким же образом, думаю, и служившие твари вместо Творца всяческих, признав истинными отцами своими наставников евангельским догматам и присоединяясь к ним чрез единомыслие, следуют за ними, будучи еще младенцами по мыслям, и идут одною и тою же с ними дорогою, являясь совершенными подражателями их образа жизни и постоянными стремлениями к лучшему возрастая «в мужа совершенна и в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). По какой же причине они следуют за ними? Потому что они уверены, что с ними Бог, то есть Еммануил, что значит: с нами Бог. А что тогда будут призываемы не одни потомки Израиля, но и все народы, живущие во всей вселенной, на это указал, сказав, что ухватившиеся за край одежды будут из всех народов. Когда же призваны были язычники к познанию истины и когда они решились взыскать лице Господа и умолити Его и как бы идти одним и тем же с святыми апостолами путем, как не в то время, когда Единородный стал подобным нам? Он есть «чаяние языков» (Быт.49:10). Ему воспевает божественный Давид: «вси языцы, елика сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи» (Пс.85:9): ибо чрез Него получило спасение и самое множество язычников.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Так священных Апостолов, которые род свой вели от Иудеев, возжелали сподобившиеся призвания язычники, веруя, что чрез них улучат спасение. Так богомудрого Павла возжелали Филиппийцы, Фессалоникийцы, Коринфяне и все народы. Так блаженный Онисифор пришел в Иерусалим, чтобы воздать Павлу долг служения; так блаженный Тит и Трофим последовали за ним даже в крайних опасностях. Если же, и по возвращении Иудеев из Вавилона, некоторые из язычников дивились необычайности освобождения, уверовали, что Бог их есть Бог истинный, и последовав за некоторыми из Иудеев, желали дознать от них истину: то сие не вредит сказанному нами, а паче служит подтверждением истины; ибо ветхозаветное было прообразом того, что у нас, а подобно надлежит иметь сходство с первообразом. Посему, если истинно слово сие в отношении к Иудеям, то истинно и сказанное нами; потому что бывшее с Иудеями есть тень совершившегося с нами. Но возвратимся к истолкованию следующего по порядку.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог
Какой смысл этих слов пророка? – Тот, что все люди стремятся к истинному Богу. Под пеплом неверия и равнодушия у всех людей живет вера в Бога, которая в дни тяжких испытаний и душевных смущений выявляет себя стремлением к людям, у которых есть Бог. Без Бога человек жить не может; Он начало и конец всего; вычеркнуть Бога из жизни никак нельзя. Правда, люди могут кричать и кричать, что Бога нет, но крик этот несомненно в глубине своей есть фальшивый, пугливый…
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-23 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог
Хотя пророк, согласно вообще с ветхозаветным представлением о соответствии благосостояния в жизни временной с благочестием, говорит: посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему (ст. 12, Ср. III:10); но в заключение своих наставлений и обетований, данных при решении вопроса об отмене постов, пророк говорит о благах высших, духовных - о распространении истинного богопознания и богопочтения между язычниками, при посредстве иудеев, как результат полного обращения их на путь исполнения заповедей. К бывшему некогда в рассеянии и вновь восстановленному в своей стране народу будут стекаться отовсюду представители различных народов, будут звать друг друга жители городов языческих в святой город для молитвы пред Господом. Язычники будут нуждаться в руководстве и посредничестве иудеев - народа близкого к Богу; один иудей будет руководить десятью язычниками. Иегова, как творец всего мира, должен быть Владыкою и Богом всех народов; но в ветхозаветное время Он является Богом преимущественно для одного народа израильского, и только через его посредство истинное богопознание делается всеобщим. Мысль, что и язычники предназначаются к вступлению в устрояемое Богом Царство, достигает полной ясности лишь у пророков (Oehl. 216-217).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Величие и отличительное свойство этого нового спасения будет состоять в том, что в то время, когда оно наступит, «еще будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа», т.е. в будущности, когда наступят времена обетованного спасения, Бог так прославит дом Свой, Свое царство на земле, что не только тогда Израиль будет вместо настоящих дней поста и плача наслаждаться днями праздничными, торжественными, радостными, но еще и многие сильные языческие народы пойдут к дому Иеговы, чтобы там взыскать Иегову воинств, признать Его своим Богом, уверовать в Него и помолиться перед лицом Его. И не только одни пойдут, но будут еще приглашать с собою и других, на что те также изъявят свое согласие идти в царство, в Церковь истинного Бога: «пойду и я», –ответят они на приглашение. «И будут приходить (таким образом), – говорит Иегова, – многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа». Так охотно, так единодушно стремясь в Иерусалим, чтобы там взыскать Бога Израилева, язычники в то же время будут тесниться к Иуде и Израилю и будут просить их, чтобы они приняли их в свое общество. Это стремление так будет сильно, что «в те дни, возьмутся десять человек (неопределенное число, обозначающее собою множество, ср. Быт.31:7; Лев.26:26; Числ.14:22) из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог».