Скрыть
видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, –

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–13 Видел я ночью: и вот муж, восходящий на коня рыжаго и стоящий между миртовыми деревьями, которыя были в углублении, а за ним кони рыжие, пегие и белые, и сказал я: «Господи мой! Кто они?» И сказал мне ангел, который говорил во мне: «Я покажу тебе, что это значит». И отвечал муж, стоявший между миртами и сказал: «Это те, которых послал Господь, чтобы они обходили землю». И отвечали ангелу Господню, который стоял между миртами, и сказали: «Мы обошли землю и вот вся земля, населена и находится в мире». И отвечал ангел Господень и сказал: «Господи воинств! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами Иуды, на которые Ты разгневался. Вот [уже] семидесятый год». И отвечал Господь ангелу, который говорил во мне, слова благие, слова утешительные

Сначала будем рассуждать об истории. Я видел, – говорят, – ночью, – не днем, как Моисей, видевший Бога лицом к лицу, и Исаия, который говорил: Я видел Господа на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1); это было еще прежде, чем народ отводится в плен и разрушены были храм и Иерусалим; а для народа, еще подверженного бедствиям рабства, [пророк] во тьме созерцает то, что видит относительно его. И вот муж, восходящий на коня рыжего. Под ним Евреи разумеют Ангела Михаила, который есть мститель за неправды и грехи Израиля. А то, что он стоял между миртами, находящимися в глубине [они понимают так]: под миртами хотят видеть пророков и святых, которые ходили среди пленного народа и были в глубине; а за мужем, т. е. Михаилом, следовали кони рыжие, пестрые и белые в постепенном, как думают они, порядке; так что белые обозначают Мидян и Персов, так как под их властью плен прекратился и восстановлен храм; пестрые обозначают Македонян, из которых одни были друзьями, другие преследователями (об этом говорит последнее видение Даниила (Дан. 8) весьма подробно); рыжие же обозначают царство жестоких и кровожадных Римлян, которое погубило народ и разрушило храм, – А другие, сохраняя указанный в Писании порядок, под мужем, который восходил на коня рыжего и под конями рыжими, пестрыми и белыми разумеют четыре царства. Первое и второе – кровавые царства Ассириян и Халдеев, из которых первые при Салманассаре отвели в плен десять колен; а вторые [покорили] Иуду и Вениамина, сжегши Иерусалим и разрушивши храм. Под третьими и четвертыми, [т.е.] под пестрыми и белыми, по их мнению, разумеются Мидяне и Персы, из которых одни были снисходительны, как Кир и Дарий, сын Гистаспа, и Ассуер, которого Греки называют Артаксерксом, и при котором совершается история Эсфири; а другие жестоки, как Камбиз и остальные. Итак, пророку, видящему мужа, восходящего на коня рыжего, и за ним коней рыжих, пестрых и белых, но не знающему, что именно он видел и желающему знать смысл видения своего и говорящему: «Кто они, Господи», Ангел, говоривший в нем, обещает эго сказать; а так как он молчит, то муж, стоявший между миртами, рассказывает. Это суть царства, которым Господь повелел обойти вокруг земли и подчинить се своей власти. Потом ангелы, которые начальствовали над царствами и народами, приходят не к кому либо иному, а к самому истинному Ангелу Господню, Который стоял между миртами; они говорят: Мы обошли всю землю, и вот вся земля населена и спокойна. Смысл такой: Под нашею властью все царства находятся в безопасности и в мире, и никакие [из них] не подвергаются угнетению. Вследствие такого ответа ходатайствовавший за Израиля ангел получает случай просить о народе и говорит Господу: «Так как вся земля находится в спокойствии и мире, то почему, Господи, Ты не умилосердишься над Израилем и городами Иуды, когда время пленения, согласно назначению Твоему, вполне окончилось?» И отвечает Господь ангелу, говорившему в пророке, слова благие, слова утешения: благие об обетованиях будущего, утешительные – о необходимости настоящего. – Это буквальный смысл, чтобы не показалось, что наши скрывают то, чему мы научились от преподавателей иностранного языка. Впрочем, учители Церквей под ночью, в которую получается видение, разумеют неясность таинственного видения, ибо Господь положил мрак покровом Своим (Пс. 17:12), и у Семидесяти о Нем говорится: Бездна, как одеяние покров Его (Пс. 103:6). А муж, восходивший на коня рыжего есть Господь Спаситель, Который, принимая домостроительство плоти нашей, слышит в книге пророка Исаии: Почему красны одежды твои (Ис. 63:2). Тот, Который здесь пленному народу показывается, как красный, в Откровении Иоанна описывается, как одетый в белые одежды и сидящий на белом коне (Откр. 3:5, 6:2). А сказанное о том, что Он стоял между двумя горами тенистыми (хотя в Еврейском не имеется слова двумя) понимают в отношении к ветхому и новому Завету (Instrumentum), который считается покрытым густейшей листвой, лесом и тенистыми рощами, ибо смысл его окутан многой таинственностью. Под миртовыми деревьями, которые были в глубине, и среди которых описывается Он стоящим, понимают ангельские силы, служившие Ему даже в принятом Им теле. Конечно, с другой стороны, под горами (выбросим не находящееся в Писании слово два) вообще и без указания определенного числа мы можем разуметь весьма многих святых, – апостолов и мужей апостольских, – о которых говорится, как об исходивших весь мир, [подобно коням, которые были] рыжие, пестрые и белые. Из этих мужей одни были увенчаны мученичеством и называются красные; другие, по разнообразию знамений, по делам и учению, называются пестрыми; третьи приняли награду за девственность, чистоту догматов и непорочность сердца, которое зрит Бога. Затем пророк спрашивает того же мужа и ангела, который стоял между миртовыми деревьями и говорил: Кто они [или: что это] Господи мои, и Ангел, говоривший в нем, т. е. чувство пророческое обещает показать [смысл того] что созерцается [или: созерцает] в видении. И хотя он обещал, но отвечает [на вопрос] не сам, а другой, стоявший между миртами, [который] и говорит: Это те, которых Господь послал, чтобы они обошли вокруг земли. Действительно, апостолы были посланы Господом, чтобы наполнить весь мир проповедью Евангелия, и по совершении [этого] дела возвратились к Ангелу Великого Совета, стоявшему среди тех, которые говорили вместе с Апостолом: Мы есмы Христово благоухание в тех, которые спасаются и в тех, которые погибают (2Кор. 2:15), и среди народов того и другого призывания. И сказали они к нему: «Мы обошли землю, исполнили дело, которое назначено нам, и вот вся земля населена и находится в тишине, – земля, прежде бывшая опустошенною от Бога; она спокойна от войн, от нападений со стороны пороков и грехов; ибо она приняла наследие Господа, возвращающегося ко Отцу и говорящего: Мир Мой даю вам, мир Мон оставляю вам (Ин. 14:27)». А то, что в видении испрашивается полное милосердие, т. е. чтобы с наступлением семидесятого года Господь умилосердился над Иерусалимом и городами Иуды, приводит [нас] к такому пониманию: Прежде чем наступает полный мир и субботствование и исполняется число семи десятков, т. е. [оканчивается] семидесятый год, ни Иерусалим, – обозначающий видение мира, – т. е. церковь не получит полной свободы, ни города Иуды, т. е. души, верующие в Господа. Наконец, Господь обещает в словах благих, в словах утешения то, что ныне мы видим отчасти и отчасти пророчествуем (1Кор. 13:9), а когда наступит совершенное, тогда бывшее отчасти прекратится, и мы освобожденные от Вавилона века сего будем восклицать: Когда Господь возвращал плен Сиона, мы были как бы утешенные (Пс. 125:1).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-11 В двадесять четвертый первагонадесять месяца, сей есть месяц Сават, во второе лето, при Дарии, бысть слово Господне к Захарии (сыну) Варахии сыну Аддо пророка, глаголя: видех нощию, и се муж всед на коня рыжа, и сей стояше между двумя горами осененными, и за ним кони рыжи и сери, и пестри и бели. И рех: что сии, Господи? И рече ко мне Аггел глаголяй во мне: аз покажу ти, что суть сия. И отвеща муж стояй между горами, и рече ко мне: сии суть, ихже посла Господь объити землю. И отвещаша Аггелу Господню стоящему между горами, и реша: обыдохом всю землю, и се вся земля населена есть и молчит

Бог открывал видения святым пророкам по частям и в известные времена. Мы не утверждаем, что им подавалась как бы постоянная и никогда не прерывающаяся благодать богосозерцания и откровения будущих событий; напротив – это делалось во времена, приличные каждому событию, и по усмотрению Того, Кто открывал сокровенное; и иногда так, а иногда иначе, многими и различными способами они были наставляемы. Так иногда они по внушению Духа Святого получали простое знание, а иногда сверх того они имели и самые видения событий, потому что Бог сообщал им и открывал прикровенно свои тайны иной раз под такими, другой раз под другими образами. Так блаженный Исаия говорит, что он видел Господа Саваофа, «седяща на престоле высоце и превознесенне», и серафимы стояли окрест Его и славословили Его, взывая друг к другу (Ис.6). Божественный же Иезекииль говорит, что он видел престол над твердию и находящихся под нею серафимов. Он говорит потом, что видел Сидящего на престоле и Имеющего два естества, так что нижняя часть от чресл ясно представлялась в виде огня, а верхняя в виде илектра (Иез.1:4). И если бы кто-нибудь захотел подробно исследовать причины, почему Бог сообщал им видения в разнообразных формах; то речь о каждом могла бы быть и глубокою и продолжительною. Итак, блаженный Захария, ясно определив время и дни и месяц, говорит, что видел Господа в образе, подобном нашему; ибо говорит: «се муж всед на коня рыжа». Сими словами указывает как бы на опытного в войне и знающего военную науку. Ибо сидеть на коне, и притом рыжем, имеющем цвет как бы кровавый, думаю, указывает на нечто подобное. Бог всяческих вооружается против противящихся Ему и как бы враг некий восстает против тех, которые поднимают против Него непокорную и высокомерную выю ума. Так поступали, и весьма дерзко, потомки Израиля, населявшие Иудею и самый Иерусалим, а также и обитатели страны Самарянской, то есть, десять колен: ибо они обратились к многобожию и воздавая божеские почести рукотворным, восклицали золотым телицам: «се бози твои Израилю изведшии мя из земли Египетския» (3Цар.12:28): и сверх того оказывая совершенное пренебрежение к установлениям законодателя, они безрассудно стали делать то, что кому угодно. Посему-то наконец Бог всяческих прикровенно выступает против них как бы на коне и в образе, подобном нашему. «Стояше же между двумя горами осененными». Горами же осененными, думаю, называет гору Иудеи, то есть Сион, и гору Самарии; ибо о них Бог негде сказал: «люте уничижающим Сиона, и уповающим на гору Самарийскую» (Ам.6:1); обе же они называются осененными быть может потому, что они были густо населены бесчисленным множеством жителей и уподоблялись густому и тенистому лесу. Позади же седшего на коня рыжего были еще и другие кони, и не одного цвета, ибо были и рыжие, и серые, и пестрые, и белые. Они означают царей или народы, любящих войну и весьма храбрых, желающих господствовать не в одной только родной своей стране, но как бы распространяющихся по всей земле и старающихся подчинить своей власти всю поднебесную. Таковы были цари Вавилонские, и первый из них Фула, который покорил себе колена по ту сторону Иордана: далее после него Салманасар, который разорил Самарию, и третий Сеннахирим, жестоко опустошивший остатки Самарии и предавший огню и многие города Иудеи; четвертый Навуходоносор, который взял и самый Иерусалим и отвел в плен Израиля. На это вероятно и указывает то, что пророк созерцал коней различных цветов, и если б кто-нибудь в их разноцветности увидел указание на различие стремлений и мыслей каждого из них, то был бы вполне прав. Но пророк недоумевает, просит откровения и узнает, что это те, которых Господь послал, чтобы они обошли всю землю. То же говорят и сами посланные, утверждая, что обошли всю землю, и что она спокойна и не в состоянии противиться их владычеству и не по доброй воле, но по необходимости несет наложенное ими ярмо.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

8-11. видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю. И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна.

Виденные Пророком очевидно суть Силы невидимые, по слову божественного Апостола, "посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" (Евр.1:14). Видимо же бывает не естество их, потому что оно бесплотно; но Сам их и общий всех Владыка, в случае каждой потребности, образует видимый их образ. И сему ясно учит нас божественное Писание, указуя различные облики их. Ибо иначе видел их Даниил, иначе Иезекииль, и в других обликах видели Исаия и Михей. Но немноголичны, а бесплотны сии умные естества; сообразно с потребностью Владыка их дает им видимые образы. Сие соделал Он и для блаженного Захарии, ибо показует ему Ангела, покровительствующего народу Божию, а это был святой Михаил, как сказал Ангел беседовавший с Даниилом. Ибо говорит он: "нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего" (Дан.10:21), Пророк видит его ездящим на коне, по скорости содеваемого. Рыжий цвет коня означает гнев на враждующие народы; потому что гневный имеет кровавый и красный цвет. А горы показывают не только твердость, но и высоту Ангелов, приставленных для защиты. Многоветвистость и осенение гор дают собою разуметь Божественное промышление, которое блаженный Давид обещает возложившим упование на Бога; ибо говорит: "Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится," (Пс.90:1); и еще: "перьями Своими осенит тебя" (Пс.99:4), и в другом месте: "в тени крыл Твоих укрой меня" (Пс.16:8). И Израиля в пустыни покрывал столп облачный. Посему и здесь Ангел, покровительствующий народу Божию, виден был стоящим между гор осеняющих, показуя сим Божественную помощь. Впрочем, Акила и Симмах назвали горы миртовыми. А мирта – растение благовонное, имеющее силу охлаждать горячность страстей. Посему и это означает будущее Иудеям утешение от Бога всяческих. Пророк, увидев позади Михаила явившихся рыжих, серых, пестрых и белых коней, спрашивает, желая знать, какая причина указуемого ему; и от первого виденного им Ангела, который стоял между горами осеняющими, узнает, что кони посланы обозреть всю землю, и в подтверждение сказанного возседящие на оных разноцветных конях стоящему между горами Ангелу сказали: обошедши всю населенную землю, нашли мы, что наслаждается она миром и тишиною. 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые

Видение первое: всадник между миртами и кони различных цветов

Откровение посредством видений происходило ночью, но это были не сновидения, а экстатические созерцания в бодрственном состоянии; это состояние пророческого прозрения было как бы пробуждением от обычного состояния человека, которое сам пророк сравнивает с состоянием сна (IV:1). Можно полагать, что к такому состоянию Захарию привело напряженное размышление о судьбах избранного народа, как это было с Моисеем в пустыне и с другими пророками. - Пророк видит мужа, восседающего на рыжем коне, между миртами, которые в углублении. Толкователи пытаются выяснить значение миртовых деревьев в смысле образа еврейской Церкви, скромной и неприметной для взора, но цветущей и благоухающей даже в тяжелые времена каково было время Вавилонского плена (Тарг. Ионаф. имеет: между миртовыми деревьями, которые в Вавилоне; Keil 527:, Ружем. 17:8, Глаг. 17:0). Но вероятнее признать здесь порчу масоретского текста, так как LXX читают здесь (и в ст. 10-11): ana meson twn orewn twn kataskiwn, т. е. вместо hahad-hassim-heharim (горы); чтение LXX, вместе со многими исследователями, можно признать более правильным и на том, между проч., основании, что тогда получится полное соответствие с восьмым видением колесниц, выходящих из ущелья между двумя горами (VI:1; Мarti 402). - За всадником находятся кони рыжие, пегие (Венск.: гнедые) и белые; из дальнейшего (ст. 11) можно заключить, что кони эти имели всадников; хотя можно видеть исполнителей воли Божией и в самих конях. Цвета коней, без сомнения, имеют символическое значение, как указание на те бедствия, которыми поразит Господь народы, живущие в безопасности и благополучии и потому не имеющие страха пред Богом (ст. 15). - Муж на рыжем коне не есть предводитель, находившихся позади его коней; в ст. 10 он не включает себя в число тех, которых Господь послал обойти землю; а из ст. 11 видно, что этот муж есть Ангел Господень, которому кони (или всадники) дают отчет в исполнении порученной им миссии (см. Глагол. , с. 169, пр. 1). В видении первом выводятся действующими, в образе коней различных цветов, без сомнения, Ангельские силы (Феод. 7:1), низшие Ангела Иеговы и исполняющие волю Иеговы. Среди прочих небесных сил, упоминаемых, в книге пророка Захарии, Ангел Иеговы занимает высшее, преимущественное положение, как видно уже из видения первого. По замечанию проф. Глаголева, в видении четвертом (гл. III) «Ангел Иеговы является несомненно божественною личностью, имеющею власть, подобно Богу, прощать грехи» (с. 17:1). Составитель особой монографии о ветхозаветном Ангеле Иеговы Ролинг, в начале своего исследования, указывая на то значение, какое имеет ветхозаветное учение об Ангеле Иеговы, приводит выражение Штольберга, по которому «и Церковь ветхозаветная - есть Церковь вочеловечившегося Бога» (Lie. Aug. Roling, Ueber den Iehovaongel des Alten Testaments, Tubingen, 1866. S. 3). Книгою пророка Захарии эта мысль Штольберга подтверждается вполне: Ангел Иеговы здесь является Лицом Божеским, в конце времен вочеловечившимся Сыном Божиим. По толкованию первого видения пророка Захарии у блаж. Иеронима, «муж, восходивший на коня рыжего есть Господь Спаситель, Который, принимая домостроительство плоти нашей, слышит в книге пророка Исаии: Почему красны одежды твои (Ис LXIII:2; с. 12).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Зах.1:7-13

Три  месяца  спустя  после  призвания  к  пророческому  служению  и  после первой произнесенной от имени Божьего увещевательной речи Захария получает от Бога в одну ночь целый ряд видений, в которых заключен был целый образ будущего в его главных моментах раскрытия царства Божьего в Израиле, и смысл которых разъяснялся пророку особенным, для этой цели приставленным к нему ангелом-истолкователем. «В двадцать четвертый день, говорит пророк,  одиннадцатого месяца, – это месяц Шеват, – во второй год Дария», таким образом пять месяцев спустя после возобновления построек храма и два месяца спустя после последнего, открытого  через Аггея народу обетования, что отныне Господь будет ниспосылать благословения на свой народ и прославит его «было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, – и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю. И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна. И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?» Итак, в ночь двадцать четвертого дня, месяца Шевата, пророк, находясь в бодрственном состоянии и приведенный силою Божею в экстаз, созерцает в видении между миртами, растущими в глубокой низменности, всадника на рыжем коне. Мирты, как растение приятное на глаз и красивое, указывали пророку на Феократию или на землю иудейскую, как землю любезную Богу, а то, что эти мирты росли в глубокой низменности, напоминало пророку о том глубоком унижении, в каком в его время находились как земля иудейская, так и жители ее – народ богоизбранный. Всадник, сидящий на рыжем коне, стоит впереди, как предводитель целой толпы всадников, стоящих сзади него и сидящих на конях разного цвета, что означало их неодинаковую деятельность, ради которой они были посланы Богом. Одни из них, как и всадник предводитель, сидели на рыжих конях, конях кровавого цвета, знак того, что всадники, сидевшие на конях такого цвета, имели своею миссиею, своею обязанностью взять мир с земли и возбудить по всей земле кровопролитную, междуусобную войну (см. Апок.6:4). Другие из всадников сидели на конях пестрых, точнее смуглых, соответствующих апокалипсическому коню цвета бледного, и потому имели одинаковую миссию со всадником, сидящем на этом коне, – всадником, «которому имя смерть», и которому «дана» была «власть над четвертою частью земли умертвлять мечом и голодом и мором» (Апок.6:8). Третьи, наконец, из всадников сидели на конях белого цвета, – цвета славной победы и торжества (Апок.6:2). Видя этих всадников, недоумевая о них, пророк усматривает возле себя  ангела и обращается с просьбою объяснить ему, что значит эта толпа всадников на конях разного цвета? Ангел дает обещание исполнить просьбу пророка, но прежде чем он начинает объяснять значение видения, предводитель толпы сам дает ответ пророку на его просьбу. Он говорит: «это те, которых Господь послал обойти землю». Высказав это, тот же предводитель от лица всех всадников громко, вслух пророка говорит об исполнении возложенного на них поручения: «обошли мы землю, – говорит он,  и вот, вся земля населена и спокойна», вся земля наслаждается полным миром, никакой враг не возмущает этого мирного состояния земли и жителей ее. С таким донесением предводитель обращается не к пророку и не к стоящему возле пророка ангелу-истолкователю, обязанность которого состояла только в том, чтобы объяснять пророку видения и передавать ему Божьи откровения, а к стоящему также между миртами Ангелу Иеговы, лицу божеского достоинства, в видениях то отождествляемому с Богом, то отличаемому от Него. Обращаясь к истории, мы видим, что действительно  во втором году царя Дария персидского на земле господствовал всеобщий мир, все народы, подданные прежнего всемирного царства Халдейского и теперь пребывающие под властью царей персидских, были спокойны и жили в мире. Только Иудея, это жилище народа Божьего, в большей части своей пребывала опустошенной, Иерусалим был еще без стен, предоставленный всем неистовствам врагов Иуды. И между тем еще через Аггея (Агг.2:7-8,2:22-23) Бог возвещал, что еще немного, и Он поколеблет небо и землю, и весь мир, и все народы, и что вследствие этого сотрясения народы придут, дабы наполнить храм славою. Таким образом, действительность как бы не соответствовала Божьему обетованию. Такое положение вещей должно было людей благочестивых вводить в сильное искушение, а людей легковерных еще более укреплять в их холодности и равнодушии к Иегове, Богу Израилеву. Пока языческие народы наслаждались невозмутимым миром, народ Иеговы не мог ожидать для себя каког-либо существенного улучшения своего тяжелого положения. Хотя Дарий не притеснял иудеев, он даже покровительствовал им и позволил продолжать прервавшееся было строительство храма, при всем том положение Иуды было все-таки тяжелое, иудеи же все находились под властью языческой силы, без надежды даже по прошествии семидесятилетнего плена на осуществление предсказанного ранними пророками (Ис.40; Иер.31) славного состояния, которое должно было наступить с возвращением народа Божьего из плена вавилонского. Поэтому-то, как скоро Ангел Иеговы получает от предварителя всадников донесение, возвещающее, что мир спокоен, следовательно, Иерусалим стеснен, то Он тотчас же обращается к Богу с крепкою молитвою о том, чтобы Господь сжалился над Иерусалимом, чтобы Он скорее окончил все еще как бы продолжающийся семидесятилетний плен народа Своего, чтобы вывел его из тяжелого положения рабства языческой силы. На эту молитву, которая сама собою полагала уже для Израиля источник утешения, так как она выходила из уст Того Существа, из уст Того Ангела Иеговы, через которого Господь в древние времена вел еврейский народ из Египта в землю Обетованную и затем руководил всею жизнью этого народа, «изрек Господь слова благие, слова утешительные». Пророк говорит, что ответ Бога, через посредство Ангела Иеговы или же без Его посредства, об этом пророк не упоминает, обращен был к ангелу толкователю, с тем, конечно, чтобы тот передал этот ответ пророку, а он народу, так как молитва Ангела Иеговы и ответ на нее от Бога касались именно народа.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible