Скрыть
И сiе́ бу́детъ паде́нiе ко́немъ и мско́мъ, и велблю́домъ и осло́мъ, и всѣ́мъ ското́мъ су́щымъ въ полцѣ́хъ о́нѣхъ, по паде́нiю сему́.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13–15 В тот день будет между ними великое смятение от Господа; и схватит муж руку ближнего своею и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и Иуда будет сражаться против Иерусалима, и соберутся богатства всех окрестных народов: золото и серебро, и довольно многие одежды. И будет такое же поражение коня, и лошака, и верблюда, и осла, и всех животных, которые будут в станах их, как и это [вышесказанное] поражение

Когда исполнятся те чудесные события, т. е. испарится плоть людей, высохнут глаза, и истлеет язык в устах злословящих; тогда среди них произойдет великое смятение или изумление – ведь это и значит ἔκστασις, которое LXX употребили в переводе. И схватит каждый руку ближнего своего, и соединится одна рука с другой, вследствие страха и тяжелых бедствий, которые имеют настигнуть их. Иуда также будет сражаться против родного города [или: столицы], о чем мы сказали и выше (Зах. 12), и Господь даст ему победу. Соберутся богатства всех народов, которые воевали против Иерусалима – золото и серебро, и множество одежд, т. е. драгоценнейшие из вещей. Несчастный Иуда рассчитывал на это, надеясь получить золото, – те тридцать серебренников, которыми он оценил Господа. Мы же, следуя раз принятому порядку, будем относить все это к благосостоянию Церкви, потому что все те, которые будут находиться в ней, будут удивляться поражению врагов и своему счастью, и каждый схватит руку ближнего своего, чтобы соединить правые руки и сблизиться через взаимное доверие и в силу необходимости. А слова Еврейского текста: И Иуда будет воевать против Иерусалима, вместо которых LXX перевели: И Иуда приготовится в Иерусалиме, мы будем понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побуждаемый во время гонений преследовал народ Христов, [после] и сам обратится к веселью; или в том смысле, что Иуда, т. е. всякий верующий и надеющийся, не будет воевать против Иерусалима, но приготовится в Иерусалиме, чтобы сражаться против врагов. И сам Иуда соберет богатства всех окрестных народов: золото и серебро и чрезвычайно много одежд. Мы неоднократно говорили, что золото и серебро обозначают разум и слово, подобно этому мы должны понимать и одежды, которыми украшается Церковь Христова; о ней написано: По правую руку Твою предстала царица в золотой утвари, одетая разнообразными одеждами (Пс. 44:10). Множество верующих радуется тому, что оно одето этими одеждами и восклицает: Я буду радоваться о Господе, ибо Он облек меня ризами спасения и одеждою веселия (Ис. 61:10, по тексту LXX). В самом деле, Господь говорит ей: Я одел тебя тончайшими (τριχάπτοις) и полотняными (βυσσίνοις) одеждами (Иез. 16:10). Под словом τριχάπτοις: мы разумеем одежды тонкие, столь прекрасные и нежные, что они кажутся подобным волоскам. Церковь собирает эти одежды, чтобы было одеяние для народа ее, которому истинный проповедник заповедует: Да будут одежды твои чисты во всякое время (Еккл. 9:8).

И будет такое же поражение коня, и лошака, и верблюда, и осла, и всех животных, которые будут в станах их, как и это [вышесказанное] поражение

Исполнение этого чувственным образом Иудеи также ожидают себе во время помазанника (Мессии) своего. По истине велико могущество Господа, так что в станах врагов падут кони, лошаки, верблюды и ослы и всякий скот, подобно тому, как пали [или падут] люди. Великое торжество! Славная победа! Так что даже неразумные животные будут побеждены, когда Господь вступает в бой. Итак, обращаясь к раньше начатому нами толкованию в переносном смысле, скажем, что все бедствия, прежде поражавшие Церковь, будут рассеяны с той целью, чтобы немедленно возросло добро. Таким образом конь, прежде ржавший на жену ближнего своего (Иер. 5:8) и с нетерпением увлекавшийся к похоти и валявшийся в грязи чувственных пожеланий, когда начнет соблюдать чистоту, услышит слова: Встань, пойдем отсюда (Ин. 14:31), и: Встань, приди, ближняя моя (Песн. 2:10), и сказанное у Апостола: Спящий, встань, и воскресни от мертвых, и просветит тебя Христос (Еф.5:14). А когда прежде павшие кони встанут и приготовят некоторые хребты свои для восседания Господу, то скажут они Богу: Взойди на коней Твоих, и восхождение Твое – спасение (Авв. 3:8). Соответственно этому толкованию под лошаками мы разумеем тех, которые бесплодны и не имеют детей, но только предаются похоти; о них упоминает псалмопевец: Не будьте, как конь и лошак, у которых нет разума (Пс. 31:9). Но как люди, всегда готовые к удовлетворению похоти, называются конями, так лошаками по справедливости называются те, которые девственны по телу, но не по духу, и которые ведут жизнь скопцов не ради царства небесного, а побуждаемые человеческими пожеланиями [или: движениями волн]. И когда эти лошаки, и эти скопцы обратятся к тому, чтобы рождать потомство и начнут рождать духовных чад, то услышат сказанное через Исаию: Да не говорит евнух: «Вот я – сухое дерево» ибо так говорит Господь евнухам: Тем, которые будут хранить Мои субботы и избирать то, что Я восхотел, и будут держать Завет Мой, Я дам в доме Моем и в стенах Моих место знаменитое, и имя лучшее, чем сынам и дочерям, – имя вечное им дам, – имя, которое не истребится (Ис. 66:3–4), Таковых лошаков обоего пола (mulos et mulas) имели цари Израиля и особенно Давид – прообраз Христа (2Цар. 13:29; 3Цар. 1:44). Если мы поняли, кто суть кони и лошаки падающие и встающие, то перейдем к верблюдам, – животному, жующему жвачку, но имеющему не раздвоенные копыта (Лев. 11:4); мы будем утверждать, что под верблюдом разумеются все грешники земли, которые угнетаются тяжестью великих грехов; они воображают себе, что читают Священное Писание, но они не раздвояют своего копыта; они как бы изрыгают Божественные изречения, но небрежно относятся к истине, которая в них заключена. А более правильно верблюдом может быть назван народ Иудейский, который, хотя и размышляет о законе Божием и [так сказать] отрыгает его и скрывает его в груди, но не разделяет копыта, чтобы веровать в Отца и Сына; он не чист в том отношении, что, не разделяет буквы от духа, тени от истины; и несет он тяжесть закона и слышит от пророка: Горе тебе, народ грешный, народ отягощенный преступлениями (Ис. 1:4). О подобного рода верблюде, отрыгающем жвачку, но не раздвояющем копыта, говорится в Притчах, как бы о сыне: Кто перестает соблюдать наставления отца, тот замышляет слова злые (Прит. 15:5, 32, 10:17). От верблюда перейдем к ослу, который некогда носился без узды, и был нечист, и имел многих хозяев, скользил в пропастях, чтобы, падая, немедленно встать и понести Господа Спасителя, и войти во святой Иерусалим, где его торжествующего приняла толпа верующих детей (Мф. 21; Ин. 12). Об этом осле говорится, что Спаситель привязал его к виноградной лозе (Быт. 49:11), о которой написано: Лозу принес ты из Египта, и выбросил народы и посадил её (Пс. 79:9). К этой лозе сам виноградарь обращается со словами: Я посадил тебя, как плодоносную самую настоящую лозу (Иер. 2:21). Все же [остальные] скоты и животные, которых пророк объединил в одном имени, должны быть понимаемы соответственно природе каждого; и такое толкование гораздо более подходит ко времени Сына Божия, чем те глупости, которые измышляет при объяснениях этого пророчества народ Иудейский.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И сие будет падение конем, и мском, и вельблюдом, и ослом, и всем скотом сущим в полцех онех, по падению сему

Определив уже (различные) образы наказания, коим в свое время всенепременно подвергнутся ополчавшиеся на святой град, и преследовавшие, надменные, мерзкие и любящие обвинять, даже говорившие неправду на Бога и «воздвизающие на высоту рог», по слову псалмопевца (Пс.74:6), – благополезно потом прибавляет, что «сие будет падение конем, и мском (мулам), и вельблюдом, и ослом, и всем скотом». Посредством подъяремных указывает на ездящих на них. На Иудеев и на самый Иерусалим нападали как отдаленные, так и соседние народы. Из них одни, как Вавилоняне и Сирийцы, а также Египтяне, были наездниками на конях, – а другие запрягали верблюдов, ослов и лошаков, каковы Моавитяне и кочевники пустыни, о коих и пророк Исаия упоминает, говоря: «в печали и в тесноте лев и львичищ: оттуду аспиды и племя аспидов парящих, иже везяху на ослах, и на велблюдех богатство свое» (Ис.30:6); – и в другом месте говорит, что он «узрел всадника на осляти и всадника на велблюде» (Ис.21:7). Итак, в лице языческих народов, всегда воевавших против земного Иерусалима, как в прообразе, описывает врагов истины, дабы по ним мы уразумевали наших видимых и невидимых врагов, с коими у нас брань. Если же кто пожелает свойства скотов принимать в значении прообраза врагов Церкви, то ничего несправедливого не будет так говорить и понимать. Так одни из них явили себя стремительными и дерзкими, как, пожалуй, кони, коим со всею справедливостью можно приписать любострастие и неистовство в отношении женского пола, – другие наподобие лошаков оказались дикими и жестокими (дикими обыкновенно называют их и еллинские поэты), – иные же по своим свойствам, были подобными верблюдам, то есть несправедливыми и надменными и по глупости высокоумствующими, – а иные, ничем не отличаясь от ослов, страдали недугом крайнего неразумия, ибо ленив осел и туп к ощущению и служит образом крайнего неразумия. Должно заметить, что воинствующих с Церковью не уподобляет ни одному из кротких и чистых животных, как например овце и волу, но наоборот сравнивает с нечистыми и неручными, каковые и законом (Моисеевым) осуждались как негодные и нечистые.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них

Св. Кирилл, изъясняя ст. 13-14 в применении ко временам Мессии, разумея здесь уверовавших во Христа и врагов Христовой Церкви, замечает: «ополчившись в Иерусалиме, то есть препобедят врагов и осилят противников» (с. 220). Блаж. Иероним, переводя с евр. : и Иуда будет сражаться против Иерусалима, проводит и чтение LXX: и Иуда приготовится в Иерусалиме - kai IoudaV parataxetai en Ierousalhm; paratassw (в средн. з. - становиться, строиться, особ. - в боевую линию, приготовляться к бою, сражаться), которое предлагает понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побужденный во время гонения преследовал народ Христов…; или в том смысле, что Иуда, т. е. всякий верующий и надеющийся, не будет воевать против Иерусалима, но приготовится в Иерусалиме, чтобы сражаться против врагов, (с. 183-184). Толкование в этом последнем смысле больше подходит к контексту. Последовательность мыслей в ст. 12-14 такова: язычники будут чудесно наказаны Богом еще ранее смерти начинающимся разложением организма, окончательным ослаблением физических сил; замешательство в стане нападающих произойдет такое, что они будут поражать друг друга; Иуде, таким образом, остается только довершить поражение и захватить богатую добычу. - Если прежде язычники делили добычу, отнятую у жителей Иерусалима, то теперь, наоборот, от всех окрестных народов будут взяты огромные богатства, в качестве военной добычи. Поражение язычников будет полное, их благосостоянию наносится удар окончательный; в станах вражеских будут истреблены все животные - боевые, вьючные и необходимые для продовольствия войска.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 14-17 Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них. Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. 

В этом поражении врагов Самим Богом примет участие и народ завета: «но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима», будет вместе с Богом сражаться против врагов, нападавших на Иерусалим. Чрез победу над врагами Иуда приобретет себе в добычу драгоценные сокровища языческих народов и тем самым отомстит им за то опустошение, какое они причинили Иерусалиму: «и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве». А народы самые будут истреблены, и истребление будет столь полное, что даже животные, употребляемые этими народами как для войны, так и для перевозки тяжестей разного рода, не избегнут участи своих владельцев, они будут поражены тем же поражением, какое постигнет и людей: «будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них», будет одинаково вполне с поражением людей. Из этого всеобщего поражения, поражения ужасного уцелеют только немногие люди, а именно только те, которые обратятся к истинному Богу. Этот весь остаток, оставшийся «из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей», все они будут поклонятся истинному Богу, все они войдут для совершения сего поклонения в царство Божие, в Церковь Божию и, пребывая в этой Церкви, за оказанную к ним милость со стороны Бога, за то, что Он из странствования  этой жизни ввел их в блаженное состояние царства мира, будут также торжественно благодарить Его, как торжественно благодарил Его ветхозаветный Израиль, совершавший в честь Иеговы праздник кущей, праздник благодарения за благодатное сохранение Израиля во время странствования по пустыне и за введение его в обетованную землю, полную обетованных земных благ и через то служившею сению несравненно больших, духовных благ в царстве Божием. «И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них».
 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible