Скрыть
О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Мечу востани на пастыря Моего, и на мужа друга Моего, глаголет Господь Вседержитель, то есть на истинного Сына Моего и друга по восприятой Им на Себя плоти. Мечом называет Пророк приточно коварный и лживый язык Иудеев, Пастырем же именует Иисуса Христа. В простом смысле слова сии относятся к первосвященнику Онии; он называется другом Божиим, потому что возлюбил Бога и творил волю Его. Порази пастыря и расточатся овцы стада. Слова сии объяснил Господь, сказав: поражу пастыря (Мф. 26:31), то есть не Сам поражу, но не воспрепятствую поразившим пастыря. Поражение сие началось с того часа, как взяли Господа нашего; кончилось же, когда пронзили Его копьем. Стадом называется общество людей, Им наученных. Итак, Бог Отец именует Сына Своего Пастырем, а учеников Его стадом. И наведу руку Мою на пастыри. Здесь называются пастырями святые Апостолы - овцы стада Христова, но и пастыри всех церквей. Они в ту ночь, когда взят был Христос Иудеями, в страхе и ужасе рассеялись, в последствии же разлучились друг с другом и разошлись по всей вселенной.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7–9 О меч, поднимись на пастыря Моего и на мужа, прилепляющегося ко Мне, говорит Господь воинств. Порази пастыря, и рассеются овцы, и Я обращу руку Мою на малых. И будут на всей земле, говорит Господь: две части на ней будут рассеяны, и их не будет, а третья часть останется на ней. И поведу Я часть третью чрез огонь, и сожгу их, как сжигается серебро, и испытаю их, как испытывается золото. Он призовет имя Мое, и Я услышу его; Я скажу: Ты народ Мой, а он скажет: Господь Бог мой

Вместо слова: меч [framea – копье], переведенного у LXX словом: ῥομφαία, в Еврейском мы находим слово: areb (רדב), а у Акилы и Симмаха μάχαιρα т. е. короткий меч или кинжал. Там, где мы перевели: на мужа прилепляющегося ко Мне (προςκεκολημμένονμοι), Акила перевел: на мужа соплеменного Мне (σύμφυλόνμου); Симмах перевел: на мужа из народа Моего, что на Еврейском выражается словом amithi (עסיתי), LXX – на мужа согражданина его, Феодотион – на мужа ближнего его, читая в конце выражения вместо буквы иод букву вау, которые различаются между собой только своим размером; если читать иод, то будет значить: Моего а если вау, то: его. – Я удивляюсь тому, что некоторые хотят с помощию иносказательных толкований ослабить это пророчество, отнесенное Евангелистом Матфеем к Господу Спасителю, как исполнившееся после того, когда во время страданий ученики Его разбежались; и тому, что [эти толкователи] не держатся истины в то время, когда желают показать, что знают более других. В самом деле, Евангелист Матфей говорит: Тогда сказал им Иисус: В эту ночь все вы соблазнитесь о Мне, ибо написано: Поражу пастыря и рассеются овцы стада (Мф. 26:31). И снова: А было всё это, чтобы исполнились писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали (Мф. 26:56). И не должно думать, что свидетельство это заимствовано из другого места, потому что в Евангелии Бог говорит, что пастырь поражен Им, и в настоящем месте мы читаем повеление мечу или ножу: Порази пастыря и рассеются овцы. Этот меч есть тот меч, и то копье, о котором Господь говорит в двадцать первом псалме к Отцу: Исторгни от меча душу Мою и от руки пса единственную Мою (Пс. 21:21). Об этом копье написано и у пророка Амоса: От меча умрут все грешники земли (Ам. 9:10). В буквальном смысле это не может иметь значения, ибо многие грешники погибают от караблекрушения, другие от яда; одни утопают в воде, других истребляет огонь. А этим мечем и этим копьем погубляются [или наказываются] все грешники земли, и черные Эфиопы, о которых священными устами свидетельствует Софония, говоря: И вы, Эфиопы, избиты будете мечем Моим (Соф. 2:12). – После того, как Пастырь добрый, – положивший душу Свою за овец Своих (Ин. 10:11) и сказавший Отцу: Пораженного тобою они преследовали и приложили [страдание] к болезни от ран Моих (Пс. 68:27), – был поражен Отцем, и Муж, прилепляющийся к Богу. – Который говорил: Я во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11) – был распят (ререndit in paitibulo) и сказал: Отче, в руки Твои предаю Дух Мой (Лк. 23:46), тотчас были рассеяны овцы, [т. е.] все множество верующих во Христа. И обратил Господь руку Свою, как читаем у LXX, на пастырей, под которыми многие неправильно (male) разумеют князей народа иудейского. А [лучше понимать как], как написано в Еврейском: на малых, которым Господь сказал в Евангелии: Не бойся, малое стадо (Лк. 12:32) и у Исаии: Вот Я и дети, или: малые, которых мне дал Бог (Ис. 8:18). И было две части во всей земле иудеев и язычников, которые одинаково погибли, и их не стало; действительно, во время страданиям Его исполнилось слово Псалмопевца, который говорит: Спаси меня, Господи, ибо не стало святого (Пс. 11:2) и: Все уклонились, все сделались бесполезными, нет такого, который делал бы добро, нет даже и одного (Пс. 13:3). С погибелью язычников и иудеев на земле внезапно возросла третья часть, то есть третий народ христианский. И весьма хорошо говорит: Третья часть останется на ней, т. е. на земле, потому что из иудеев и язычников только те одни сохранились на земле для жизни и пребывания, которые исповедали Господа. А чтобы эта третья часть не была слабой и беспечной в исповедании, она проводится и испытывается, как бы серебро и золото, через огонь, который Господь хотел возжечь в верующих (Лк. 12:49), и пылание, которого желает Апостол (Рим. 8:35). Посему и Апостолы, крещенные духом и огнем (Деян. 2:3–4) говорят в Псалме: Ибо Ты искусил нас, Боже, огнем испытал нас, как испытывается серебро (Пс. 65:10–11). И немного после: Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты вывел нас на прохладу (Пс. 65:12). А в другом месте говорится к верующему: Если ты пройдешь сквозь огонь, пламя не сожжет тебя, потому что Я с тобою (Ис. 43:2). И огонь не истребляет, и пламя не пожирает потому, что [это] слово Господа пресекающего пламень огня (Пс.28:7). Когда малые, против которых Господь обратил руку свою, будут испытаны таким образом, и через призвание их уверует все множество (turba) народов, тогда народ верующий назовет Христа именем Его, и на Его слова: Ты – народ Мой, народ ответит: Господь Бог мой еси Ты. Иудеи относят это ко Христу, и ожидают, что это сбудется в последние времена. Но в том и состоит различие между ими и нами, что мы считаем это уже исполнившимся, а они утверждают, что это еще только должно исполниться.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Мечу, востани на пастыря моего и на мужа гражданина моего, глаголет Господь Вседержитель: порази пастыря, и расточатся овцы: и наведу руку мою на пастыри

Бог и Отец дал за нас Сына Своего, домостроительно допустив Ему, хотя Он и Бог и от Него по естеству неизреченно рожден, в образе раба прийти, стать подобным нам человеком и претерпеть крест, дабы спасти мир и отстранить владычество сатаны над всеми, уничтожить также и мерзкое идолослужение и упразднить прорицание, лжепророков и обманы от сердца, отнять от земли духа нечистого и, сверх сего, устроить поднебесную, обращая заблудившихся к богопознанию и убеждая их избрать благочестивое и благообразное поведение и оказываться почитателями всякого вида добродетели. Ради сего и смерть на древе, хотя и весьма бесславную, претерпел, «о срамоте нерадив» (Евр.12:2), ибо так благоугодно было и Самому Богу и Отцу. Сие открывает нам и Сам Сын, говоря, «яко снидох с небесе не да творю волю мою, но волю пославшаго мя, се же есть воля пославшаго мя, да все, еже даде ми, не погублю от него, но воскрешу е в последний день» (Ин.6:38–39), – как и божественный Павел пишет: «сего ради Христос умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Рим.12:9). Итак, Он добровольно положил за нас душу (1Ин.3:16), Бог и Отец как бы предал Его, как человека, Собственной воле и как бы допустил Ему, как я сказал, Своею кровию искупить жизнь всех. Так и Спаситель, когда Пилат подумал, что имеет власть над Ним, отвечал ему на сие, говоря: «не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дано свыше» (Ин.19:11). Предвозвестив таким образом устами пророка, что великое будет преобразование человеческих дел к лучшему, когда претерпит Он смерть во плоти, как бы спешит потом с возвещением о том времени, когда это будет, и повелевает осуществляться таинству страдания, побуждая самый меч и говоря: «востани на пастыря моего и на мужа гражданина его (моего), глаголет Господь Вседержитель». Мечом в этих словах, полагаем, обозначает искушение (действующее) как бы в виде меча, или даже и самые страдания, причиненные Эммануилу безумием Иудеев. Так, кажется, разумел и сказал и праведный Симеон, когда святая Богородица приносила восьмидневного Иисуса: «и тебе самой душу пройдет оружие» (Лк.2:35). Ведь, как бы подвергалась она закаланию мечом, когда видела распинаемым Рожденного от нее по плоти. Итак, «мечу, говорит, востани на пастыря моего», то есть: да совершится наконец спасительное страдание и да придет время явления благ; ибо Христос есть архипастырь над нами и мы все уверовавшие находимся под Его начальством, впрочем и не вне власти Бога и Отца. Он (Бог Отец владычествует над нами в Сыне, чрез Него же и в Нем мы спасены и чрез Него «имамы приведение» (Еф.2:18). Так и Спаситель сказал: «овцы моя гласа моего слушают, и Аз знаю их, и по мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никто от руки моея: Отец мой, иже даде Мне, болий всех есть, и никтоже может восхитити (их) от руки Отца моего. Аз и Отец мой едино есма» (Ин.10:27–30). Итак, Сын есть собственный Бога и Отца Пастырь, пасущий не чужие стада, но Свои и Отчие, между тем как наемные пастыри не могут считаться Его собственными, кои закалали овец без всякой пощады и говорили, продавая их: «благословен Господь, и обогатихомся» (Зах.11:5). Граждане же или свои и знаемые Доброго Пастыря суть все находящиеся под Его властью, и прежде других божественные ученики, кои и рассеялись и убежали, когда поражен был Пастырь; ибо когда пришли слуги Иудеев и с ними предатель с отрядом воинов, намереваясь взять Иисуса, то «(ученицы) вси оставльше его бежаша» (Мф.26:56), как говорит евангельское писание. А что, дав за нас на смерть собственного Сына, Бог и Отец, сказано, как бы поразил Его, оставив Его на всяческие страдания, в сем удостоверит и Сам Сын гласом поющего о нечествовавших на Него, очевидно, Иудеях: «зане его же ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша» (Пс.68:27). Добровольно, как говорил я, подъял Он страдание, дабы оно имело искупительную силу. А что распинателям должна будет предстоять погибель и руководившие таким замыслом и предприятием (они же были и вождями народа) подпадут бедствиям божественного гнева, это раскрывает в словах: «и наведу руку мою на пастыри». Ведь они «растлиша виноград Его, по слову пророка, даша часть Его желаемую в пустыню непроходную» – стал он «в потребление пагубы» (Иер.12:10–11). Наводит Бог на пастырей руку Свою, как бы останавливающую меч и совершающую наказание за нечестие, не только за то, что сами они неистовствовали на Христа, но кроме того и для других стали началом и путем неудержимого неистовства против Христа. Так, блаженный евангелист Матфей говорит, что, когда Пилат предложил Иудеям Христа и Варавву и провозгласил: «кого хощете от обою отпущу вам», то первосвященники и старейшины «наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят». А кроме того побуждали кричать: «распни, распни Его» (Мф.27:20–23 ср. Ин.19:6). Посему истинным оказывается сказанное гласом пророка, что «пастыри обуяша и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо и расточено бысть» (Иер.10:21). Как бдение добрых пастырей приносит пользу стаду, так нерадение губит, и подвластные всецело следуют по следам пастырей.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7. О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых

Поскольку сказал: " воззрят на Меня, Которого пронзили (Зах.12:10), то, чтобы не подать мысли, будто бы против воли претерпел Он спасительное страдание, научает чрез Пророка, что добровольно пришел и "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп.2:8). Посему-то пророческое слово изображает Божественное соизволение, и показывает, что меч слышит сперва дозволение Отца, потом устремляется на Пастыря, а после Него на граждан, или, по переводу Акилы, на соплеменников Его; потому что после Владыки устремлялся и на приверженных к Нему служителей, разумею священных Апостолов и преемствовавших им проповедников. О сем же свидетельстве упоминает и Господь в божественном Евангелии. Ибо, сказав: "соблазнитесь о Мне в эту ночь", присовокупил: "ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;" (Мф.26:31).  Потом пророческое слово присовокупляет: "И Я обращу руку Мою на малых", на имеющих имя пастырей иереев и учителей, но не таковых на самом деле.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых

Суд над народом Божиим

В конце гл. XIII пророк снова изображает суд над народом Божиим. Согласно божественному плану домостроительства, пастырь Израильского народа, стоящий в непосредственной близости к Самому Богу, Лице Божеское, Мессия поражается смертью. - «Порази пастыря!» - обращение пророка от лица Божия к мечу - в устах Иеговы можно понимать в смысле попущения и предвидения Божия; здесь же слышится упрек и по отношению к тем, которые поднимут руку свою на Пастыря. Лишенные пастыря овцы рассеиваются, но не погибают окончательно; потому что Бог снова простирает Свою десницу, защищающую малых, т. е. смиренных и послушных овец. - Обращу руку Мою «на малых», т. е. на тех кротких и послушных овец, о которых была речь в гл. XI, как думают некоторые исследователи. В слав. соответствующее место читается: наведу руку Мою на (малые) пастыри. По предположению исследователей, LXX или имели в данном месте описку или неправильно прочитали вм. hazzo'arim - haro'im (пропуск буквы цаде и перестановка букв айн, йя, реш); поэтому Алекс. кодекс читает touV poimenoV (Reinke 265, Anm. ). Из соединения чтения LXX по Алекс. и Ватик. (имеющему в соответствии с масор., touV mikrouV) код. получилось: touV mikrouV poimenaV, которое имеют Феодорит и наш слав. перев. Чтение Акилы: tou (poimenaV) braceiV (= touV mikrouV poimenoiV), по Гезениусу, означает: die Hirtenjungen (подпасков); в этом же смысле можно истолковать халд. cal tinjanajja - super secundos; при таком понимании, текст подл. и LXX Алекс. к. совершенно сближаются и не представляют уже существенного разногласия (см. Brianus Waltonus, Вibliorum Sacrorum tomus tertius. Londini, MDCLVI; Field op. cit. ; The Old Testament in Greek according to the Septuagint, edited… by З. B. Swete. Vol. III. Cambridge 1894; Ges. WB., Keil 645, Kohl. Sach. 9-14, s. 241; Marti 443). - Мессианский характер Зах XIII:7: и след. засвидетельствован Самим Господом Иисусом Христом (Мф XXVI:31; Мк XIV:27). Древние толковники разумеют здесь под рассеянием овец или пророческое указание на факт рассеяния апостолов в ту ночь, когда Христос был взят для распятия (Мф XXVI:56), или вообще на рассеяние, вследствие гонений, последователей Христовых (Ефр 259, Кир. 200, Феод. 120, Иер. 164; см. Haupt 128-129, Zatw 1891, 32).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 7-9 О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!»
 

Между тем, как доселе возвещалось, что Господь защитит Израиль и Иерусалим против нападения врагов, что Он врагов этих поразит, а Свой народ не только укрепит чудесною силою для победы, но через излияние Своего духа благодати приведет его к сознанию его вины в смерти Спасителя, к раскаянию в этой вине и к обновлению, далее, во второй половине пророчественной речи об Израиле изображается суд, имеющий совершиться над Израилем и совершиться с той целью, чтобы отделить безбожных от праведных, – первых уничтожить из земли Господней, а последних очистить и спасти и через совершение такого разделения привести Свое Царство в полноту славы его. Таким образом, в этом отделении, как и во втором отделении первой речи, точнее и обстоятельнее раскрывается образ и способ осуществления того, что предвещалось в первом отеделении судного слова Божия на Израиль. Те вопросы, которые оставались не разрешенными в первом отделении или если и разрешенными, то не довольно подробно, здесь находят свое разрешение. Израиль не весь сделается участником славных Божиим обетований, а только в некоторой части своей, да и эта часть, пребывавшая верною своему Пастырю или же после временного отпадения с раскаянием снова обращающаяся к Нему и обновляющаяся через Него, не сразу получит даруемое спасение, раскрываемое здесь в новых еще более подробных картинных чертах, а после продолжительных испытаний путем судов Божиих. Как причину этих судов Божиих над Иерусалимом и Израилем пророк выставляет поражение богоизбранным народом своего Пастыря – Мессии, Пастыря доброго, Которого Бог как Лицо ближайшее к Нему, как Лицо вышечеловеческое Божественное, находящееся в теснейшем единении с Ним, составляющее с Ним одно по существу (Ин.10:30), поставил пасти паству Свою (Зах.11). Поражение, о котором говорилось и выше (Зах.11), совершалось не без воли Божией. «О, меч! – говорит пророк от имени Бога, – поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф». Сам Бог определил, чтобы Пастырь умер, Преданный на смерть Своею паствою. «Порази (меч) пастыря, и рассеются овцы!», пусть предопределенная смерть совершится, и пусть она повлечет за собою тяжкое наказание для предателей, пусть овцы, предавшие на смерть своего Пастыря, как беззащитные, как овцы без Пастыря отданы будут на страдание и погибель. Но Господь милостив. Он, несмотря на страшную вину овец, не всецело, не вконец отнимет от них Свою благодеющую, покровительствующую и спасающую десницу: «и Я обращу, – говорит Он, – руку Мою на малых», большую часть Израиля истреблю, а меньшую часть его, овец благочестивых, не участвовавших в умерщвлении Пастыря или если отчасти и участвовавших, но потом с истинным сердечным раскаянием снова обратившихся к Нему, овец, преданных Ему, овец бедных (Зах.11:7-11) сделаю снова предметом Моего спасающего попечения. «И будет на всей земле», на земле обитания паствы, «говорит Господь, две части на ней», т.е. две части паствы на этой земле будут уничтожены, умрут, а третья часть «останется на ней». И сию третью часть, чтобы очистить ее от всякого греховного существа, сделать ее истинным, святым народом Божиим, «введу в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото». Очищенная и святая эта часть паствы «будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible