Скрыть
И бу́детъ въ де́нь о́нъ, глаго́летъ Госпо́дь Савао́ѳъ, потреблю́ имена́ и́доловъ от­ земли́, и ктому́ не бу́детъ и́хъ па́мяти:и лжи́выя проро́ки и ду́ха нечи́стаго изму́ от­ земли́.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И будет в день тот, говорит Господь воинств, Я рассею имена идолов от земли и больше уже не будут упоминаться, и пророков [Вульг.: лжепророков] и духа нечистого изгоню от земли

В тот день, о котором он часто упоминает будут удалены от земли все идолы, т. е. те идолы, о которых говорит Псалмопевец: Идолы языческих народов – серебро и золото, дела рук человеческих (Пс. 134:15), так что нет никакой другой религии, кроме веры народа Христианского. Об этих же идолах написано у пророка: Рыдайте, изваяния в Иерусалиме и Самарии, ибо как Я сделал с Самариею и ея изваяниями, так сделаю и с идолами вашими (Ис. 10:11). Или же пророк говорит о тех идолах, о которых говорится у пророка: Дух же явственно говорит, что в самые последния времена некоторые отступят от веры, внимая духам обольстителям и учениям демонов в лицемерии лжесловесников, имеющих сожженную совесть свою (1Тим. 4:1–2). Действительно, как идолы делаются рукою художника, так и извращенное учение еретиков обращает в идола то, что старается подделать, и производит то, что люди поклоняются вместо Христа антихристу. Вместо лжепророки в Еврейском сказано просто: пророки, т. е. nebim (נביאים); впрочем, и это также обозначает лжепророков; но и у язычников жрецы идолов называются пророками.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И будет в день он, глаголет Господь Саваоф, потреблю имена идолов от земли, и ктому не будет их памяти: и лживыя пророки и духа нечистаго изму от земли

Все во Христе изменилось к лучшему и, отбросив укоризну изначального повреждения, стало новою тварью (2Кор.5:17). Прежде времен пришествия, до вочеловечения Единородного и озарения Им всего Своим божественным светом, была еще тьма и мрак в сердцах народов. Они служили идолам и доходили до такого неразумия, что воздавали почитание деревьям и камням, и оказывали нечистым духам почести, приличествующие Богу. Такова была вина глупости заблуждавшихся. С другой стороны, и у Израиля, который хотя и был избранным, и «часть Господня и уже наследия Его», по писанию (Втор.32:9), было однако же столь великое ослабление нравов и поведения, что закон, данный им в помощь и небесполезный для руководства в деле правой жизни, они удостаивали ничтожного внимания, более же склонялись к тому, чтобы безрассудно увлекаться заблуждениями язычников и следовать суевериям соседних народов. Так, весьма безрассудно они были привязаны к предсказаниям лжеименных пророков. Одни служители идолов, сидя в нечистых рощах, были прорицателями и говорили ложь. Другие, имея на устах: живет Господь, и принимая вид благочестия, и как бы скрывая волка под шкурою овцы, присвояя, жалкие, себе пророческое имя и нечестиво похищая свойственную Ему славу, извергали, что вздумается, и помыслы своего сердца называли божественною волею. О привыкших к таковым дерзким деяниям говорил и пророк Иеремия к властвующему над всем Богу: «сый Господи, се пророцы их прорицают и глаголют: не узрите меча, и глад не будет вам, но истину и мир дам на земли и на месте сем» (Иер.14:13). И на это Бог: «лживо пророцы прорицают во имя Мое, не послах их, ни заповедах им, ни глаголал есмь к ним: понеже видения лжива, и гадания, и волшебства, и произволы сердца своего тии прорицают вам» (Иер.14:14). Они говорили ложь, как сказал я, и побуждаемые постыдными взятками изрекали слушателям, как написано: «от сердца своего, а не от уст Господа» (Иер.23:16). Потом: между тем как Иудеям надлежало негодовать на них, они наоборот делали их почетными и старались увенчать высшими почестями. После же того, как явилось нам Единородное Слово Божие, исчезли совсем и всецело погибли бесчувственные и детские игрушки идолослужения, вместе с ним уничтожено безрассудное и нечестивое занятие лжепророков, кои были исполнены злого и нечистого духа и вместе с служителями идолов могли бы со всею справедливостью быть уличены в недуге родственного тому и близкого заблуждения: ибо один у тех и других наставник нечестия, то есть сатана. Итак, истреблю, говорит, от земли имена идолов, и не будет их памяти – в день он, то есть в то время, когда заблистает божественный и небесный свет, и «в сердцах заблуждающихся духовная денница возсияет, по написанному, и озарит день» (2Пет.1:19), прогнав прежнюю ночь и деяния во время нее, дабы, с удалением древней нечистоты, подвижники и святые поклонники, усвоив наконец себе достоинства добродетельного поведения, явились ревнителями жизни в Христе.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

2-4. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать.
2-4. И бу́детъ въ де́нь о́нъ, глаго́летъ Госпо́дь Савао́ѳъ, потреблю́ имена́ и́доловъ от земли́, и ктому́ не бу́детъ и́хъ па́мяти:и лжи́выя проро́ки и ду́ха нечи́стаго изму́ от земли́. И бу́детъ, а́ще прорече́тъ человѣ́къ еще́, и рече́тъ къ нему́ оте́цъ его́ и ма́ти его́, ро́ждшiи его́, внегда́ проро́чествовати ему́: не жи́въ бу́деши, я́ко лжу́ глаго́лалъ еси́ во и́мя Госпо́дне: и за́пнутъ ему́ оте́цъ его́ и ма́ти его́, роди́вшiи его́, егда́ проро́чествовати на́чнетъ. И бу́детъ въ де́нь о́нъ, постыдя́тся проро́цы, кі́йждо от видѣ́нiя своего́, внегда́ проро́чествовати ему́, и облеку́тся въ ко́жу власяну́ю, зане́ солга́ша

Очевидно же, что и сие совершено уверовавшими во Христа. Не только, говорит Господь, истреблю ложь идольскую, но и тех, которые делают прорицания и одержимы злым духом, освобожу от сей прелести. В такой мере возобладает вселенною благочестие, что ни отец ни матерь не пощадят сына, покушающегося прорицать, но и узы на него наложат, и бичеванию его подвергнут, и станут угрожать ему смертью. Даже все решившиеся предсказывать ложное, видя преобладание благочестия, примут на себя плачевный вид. Сие означают слова: «и облекутся в кожу власяную». И таким объяты будут страхом, что отрекутся от прелести, а вместо ее возлюбят земледелие, и будут всем говорить: едва только родившись, научился я делу сему у отцов.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли

Грех и нечистота поддерживались в среде иудеев, главным образом, привязанностью к идолопоклонству и деятельностью лжепророков, вдохновляемым духом нечистым. (3Цар XXII:19-23). Впредь даже имена идолов будут забыты, т. е. идолопоклонство исчезнет окончательно; лжепророки перестанут появляться в избранном народе, деятельность духа нечистого будет парализована (см. Кир. 194). У Захарии, как предшественника Малахии, «печати пророков», в XIII:2 и след. можно видеть намек на близость прекращения пророчества в Израиле. Здесь речь, очевидно, о лжепророках; но уже самое употребление имени nethi'im без определения, по мнению толкователей, свидетельствует о том, что Захария имеет в виду то время, когда будут существовать только ложные пророки (Keil 642-643; Zatw 1881, 90-91; Коеn Einl. II, 14; Smith 484, Marti 449; И. Корсунский, иудейское толкование Ветхого Завета. Москва, 1882, С 88-89).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 2-6 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. И каждый скажет: я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего. Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня.

Это очищение, это обновление внутреннее будет иметь своим последствием для обратившегося Израиля новую жизнь в общении с Господом, между тем как Господь устранит все, что только будет служить препятствием к освящению очищенных и к общению их с Ним, Он истребит совершенно из святой земли идолослужение и ложное пророчествование, – эти две главные формы, в которых проявилось безбожное существо Израиля. «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков», пророков ложных или выдававших мысли своего сердца за Божие вдохновение, или же стоявших под действенным влиянием духа тьмы, «и нечистого духа», духа злодеяния, имеющего свое завершение в сатане и действующего как дух лжи в ложных пророках (3Цар.22:21-23; Апок.16:13-14), «удалю с земли», уничтожу совершенно влияние его на земле, так что не только Израиль не будет более терпеть  в своей среде ложных пророков, но и сами пророки придут в стыд от своего ремесла. «Тогда, если кто будет прорицать, то» во исполнение закона (Втор.13:6-11,18:20), по которому должен быть предан смерти как совращающий к идолослужению, так и пророчествующий в своем имени или в имени ложных богов, даже «отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать». Они сознают ложность своих видений, так что не захотят уже более представлять из себя вид пророков, «не будут» в подражание истинным пророкам, например Илии, «надевать на себя власяницы, чтобы» этим только  наружным сходством с истинными пророками «обманывать» людей. В то время они сами добровольно откажутся от своего ложного занятия, они охотнее будут выдавать себя за рабов земледельцев и даже оставшиеся следы самоистязаний, совершенных ими при пророчествовании в угоду идолам (ср. 3Цар.18:28), будут изъяснять  как рубцы от полученных ими побоев, «и каждый скажет», всякий из этих ложных пророков [скажет]: «я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего», через покупку приобрел меня для возделывания земли. «Ему скажут», и если кто-нибудь спросит этого пророка, выдающего себя за купленного, за земледельца, «отчего же на руках у тебя рубцы?», раны на ладонях со внутренней стороны их, простирающиеся далее по рукам, то он и тут найдет отговорку: «он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня», рубцы остались у меня от наказаний, которые я получил в юности моей, в доме родителей или близких родственников моих.
 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible