Скрыть
Въ де́нь о́нъ, глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель, поражу́ вся́каго коня́ во у́жасъ и вса́дника его́ въ безу́мiе: и на до́мъ Иу́довъ от­ве́рзу о́чи мо­и́ и вся́ ко́ни люді́й поражу́ во ослѣпле́нiе.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас и всадника их в безумие, то есть все уготовления на брань сделаю бесполезными. И на дом Иудов отверзу очи Мои, чтобы сохранить и обогатить его.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В день тот, говорит Господь, Я поражу всякого коня оцепенением и всякого всадника до безумия, и на дом Иуды открою очи Мои и всякого коня народов поражу слепотою

В то время, – это ведь и значит слово день, – когда Иерусалим будет осажден так, что даже Иуда будет вынужден принимать участие в осаде его, и в плотском и в духовном смысле Господь поразит оцепенением конницу всех вражеских народов, так что оцепенеют все, которые увидят, что они поражены, а всадники их под гнетом великих бедствий сделаются безумными, и на дом Иуды, вынуждаемого сделать нечто против своей столицы (metropolin) откроет Господь очи Свои, чтобы умилосердиться над ними и сделать их достойными лица (aspectu) Своего, и просветит [их] светом очей Своих; а всех коней [у] народов поразит вечной слепотой. Каких коней в духовном смысле должно разуметь, об этом мы сказали выше: Ненадежен конь для спасения (Пс. 32:17) и: Сии на колесницах и сии на конях (Пс. 19:8) и прочее, сему подобное. Также и всадники их, т. е. – как мы сказали, – демоны или ложные учители, все оцепенеют и сделаются безумными, так что вынуждены будут сознаться в полном незнании (nihil sapere). Весьма густой мрак, подобный бывшему [в Египте], когда были поражены смертью первенцы Египтян (Исх. 11), будет угнетать их. А над домом Иуды, т. е. над народом, исповедующим Бога, согбенным под гнетом гонения и поверженным в ужасе до того, что он является в числе гонителей, откроет Господь очи Свои, чтобы воззреть на многих, говорящих Ему: Воззри на меня и помилуй меня (Пс. 118:132) и чтобы они удостоились услышать: Господь будет тебе светом вечным (Ис. 60:19). Вот это и есть поражение от тягчайшего камня, которым Господь угрожает врагам Своим, пытавшимся поднять и потрясти Иерусалим.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас, и всадника его в безумие: и на дом Иудов отверзу очи мои, и вся кони людей поражу во ослепление

Что и всякую войну прекратит и нападения преследующих сделает бесплодными, это дает видеть в словах, что поразит коня и всадника исступлением и безумием и ослеплением. Находиться в исступлении и впадать в безумие, думаю, одно и то же, ибо исступление со всею справедливостью можно понимать как выхождение из ума. Когда это произойдет и случится с жаждущими убийства, тогда святым вполне позволительно сказать о своих преследователях: «врази наши не разумливи» (Втор. 32:31), – и еще: «сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Тии спяти быша и падоша: мы же возстахом и исправихомся» (Пс. 19:8–9). И иначе может впасть в безумие и подвергнется неожиданному исступлению, то есть удивлению, тот, кто нечестиво преследует незлобие святых, именно: когда увидит, что они побеждают в бедствиях и в поражениях, – и когда кажутся побежденными, тогда то в особенности и всего более одолевают, если только справедливо то, что в страдании по преимуществу они являются славными и имеют благодать свыше, соответственную величию скорбей. Далее: разве не поражали своих преследователей блаженные мученики, побеждая даже и самого сатану и запрещая злым и нечистым духам, повергая в великое изумление перед присущей им славой иногда и самих убийц? Итак, возвещает поражение всадника и вместе с тем коня, чтобы мы разумели неприятельские фаланги, ополчившиеся на кротость святых. «На дом же Иудов отверзет, говорит, очи». Иудой в этом месте называет явившегося из корня Иессеева и колена Иудова Христа, домом же – Его церковь или святое множество оправданных верою. А отверзение очей означает, думаю, то, что будет взирать весьма широким и как бы полным взглядом. И это может служить ясным знаком благоволения и покровительства и милости, ибо написано, что «очи Господни на праведныя» (Пс. 33:16). И на кого воззрит, тех делает вполне треблаженными, так как можно неложно сказать, что отвращением наказывает гордого и преступного, призрением же радует благочестивого и добродетельного. Посему и божественный Давид, ясно представляя вред от отвращения и пользу призрения, некогда говорил: «не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего» (Пс. 26:9), и опять в другом случае: «призри на мя и помилуй мя» (Пс. 24:16); ибо за отвращением последует гнев и его последствия, за призрением же получение милости.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

4-5. В день тот, говорит Господь, Я поражу всякого коня оцепенением и всякого всадника до безумия, и на дом Иуды открою очи Мои и всякого коня народов поражу слепотою. И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их.

Вражеские кони, блуждая там и здесь, ничем не будут разниться от слепых, а потому военачальники иудейские, ободрившись, скажут друг другу, что Иерусалим, при помощи Божьей, преисполнится жителями.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя - жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их

Для Иуды, находящегося под особым покровительством Божиим, безопасны будут все боевые силы язычников и кони, и всадники не только потеряют свойства, необходимые для военных действий, но придя в исступление, будут наносить вред своим же. Для начальников Иудиных ясно будет тогда, что жители осажденного Иерусалима сильны божественною помощью.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 2-6 вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли. В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их. В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме. 

Пророк так начинает свое слово: «вот Я сделаю, – говорит он от имени Божия, – Иерусалим чашею исступления», чашею, наполненною пьянящим питьем и приготовленною «для всех окрестных народов», вот Я на все народы языческие, которые обитают вокруг Иерусалима, поставлю суд, подвергнувшись которому они сделаются как бы пьяными, так что не в состоянии будут устоять на своем месте, а необходимо должны будут упасть, погибнуть (ср. Ис.51:17). «И также для Иуды во время осады Иерусалима», то есть то, что совершается с Иерусалимом, какая судьба его ожидает, такая же судьба постигнет и Иуду, как Иерусалим будет чашею опьянения для народов, окружающих его, так и Иуда, народ Божий будет также чашею опьянения для тех же языческих народов. В борьбе с этими народами Иерусалим не только сделает их бессильными и неспособными к исполнению их враждебных относительно его предприятий, сделает их как бы пьяными, но причинит им еще раны и притом раны не одним окрестным народам, но всем народам и всем племенам земли. Он сделается для них тяжелым камнем, который всякому поднимающему его или передвигающему его причинит ушибы и боли. «И будет, – говорит Бог, – в тот день», в день нападения врагов на Иерусалим, «сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя». А врагов нападающих между тем будет много, «соберутся против него все народы земли», но помощью Божиею Иерусалим победит всех их. Господь введет смысл и дух враждебного воинства в такое заблуждение, в такое ослепление, что вместо того, чтобы вредить Иуде и Иерусалиму, они устремятся на истребление друг друга. «В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством», так что он бросится назад и будет топтать своих же, «и всадника его безумием», так что он свое оружие вместо врагов направит на своих союзников и единоплеменников, (ср. Зах.14:13; Суд.7:22; 1Цар.14:20); «а на дом Иудин», на весь народ завета, включая сюда и жителей Иерусалима, «отверзу очи Мои» для защиты его (ср. 3Цар.8:29; Неем.1:6) от врагов, которые непременно погибнут, «всякого же коня», говорит Бог, «у народов поражу» и не испугом одним, но еще и «слепотою», чтобы он еще больше приносил вреда своим же (ср. 4Цар.6:18). «И скажут князья Иудины», как вожди народа в войне, как представители его, выражающие собою желание и мысли всего народа: «сила моя – жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их», сильны для каждого из нас жители Иерусалима через Иегову их Бога. Бог, избравший Иерусалим, в силу этого избрания спасет город своего святилища, а вместе с городом спасет и жителей его, а равно и тех, которые сродни этим жителям, которые одного племени с ними и которые вместе с ними возлагают всю свою надежду на Иегову и на Его Божественное избрание Иерусалима (ср. Зах.10:12, 3:2,1:17,2:12). За такого рода упование князей Господь сделает их «как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они», как огненное пламя, «истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible