Скрыть
Въ де́нь о́нъ воз­вели́чит­ся плачево́пль­ствiе во Иерусали́мѣ, я́ко плачево́пль­ствiе Ададримо́на на по́ли Магедо́нѣ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поле Магедоне. В это время вопль будет столько же велик, как и в тот день, когда Египтяне умертвили Иосию на поле Магедоне. Таковы же действительно были плач и рыдание об Иуде Маккавее, прославившемся блистательными победами в войнах с народами, которые вели брань с Иерусалимом и с народом иудейским. Когда Иуда был умерщвлен, тогда Иерусалим и жители его горько плакали о нем. Вполне же исполнилось сие на Господе нашем. В день страдания Его возрыдала вся тварь, как о первенце, распались камни, поколебалась земля, солнце померкло на тверди, возстенал самый ад, оставляемый исходящими из него мертвецами.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11–14 В день тот будет великий вопль в Иерусалиме, как вопль Ададреммона на поле Магеддона. И будет рыдать земля, и семьи, каждая отдельно; семья дома Давидова отдельно, и женщины [или: жены] их отдельно (Еврейское слово nese, т е. γυνκὰικες значит и то и другое). Семья дома Нафана отдельно, и женщины их отдельно; семья дома Леви отдельно и женщины их отдельно, семья Самея отдельно, и женщины их отдельно. Все остальные семьи каждая семья отдельно, и женщины их отдельно

Ададремон (הדדרמון), вместо которого LXX перевели: ῥοὼνος, есть город вблизи Изреелема, называвшийся в древности этим именем, а ныне называющийся Максимианополис на поле Магеддон, где Иосия, царь праведный, был поражен фараоном по имени Нехао (4Цар. 23:29), о котором Иеремия написал Плач, а что он написал эту книгу, об этом свидетельствует книга Паралипоменон (2Пар.35:25). Таким образом, как в то время после царей согрешивших [перед Богом] вся надежда народа была в Иосии и после убиения его в граде поднялся великий вопль, – как мы читаем в Еврейском тексте (Плач. 4:20): Дыхание уст наших Помазанник Господь взят во грехах наших, ему мы говорили: Под тению Твоею мы будем жить среди народов (пусть другие относят это место соответственно духовному значению к Господу Иисусу): так и после распятия Спасителя возобновится плач в Иерусалиме, – как некогда было в Ададремоме на поле Магеддон. А следующие за этим слова: Будут рыдать семейства каждое отдельно или: племена и племена отдельно, семья дома Давидова отдельно, и жены, или: женщины их отдельно обозначают то, что во время страдания и воплей мы не должны служить супружеству или делам брачным. Поэтому и у Иоиля в виду близкого плена говорится Иудеям: Выйдет жених из брачного чертога [или: ложа] и невеста из брачной горницы (Иоил. 2:16); и при наступлении потопа повелевается Ною: Войди в ковчег ты и сыны твои, и жена твоя и жены сынов твоих (Быт.6:18), а затем по окончании потопа говорит [или: говорится] к нему: Выйди ты, и жена твоя, и сыны твои, и жены их (Быт. 8:16). Таким образом, разделенные в ковчеге под угрозой опасности, они по возвращении на землю (mundo) могли [снова] служить продолжению рода в детях. Это бывает не только во времена бедствий, но и во время молитвы, когда мы хотим умолить Господа, как об этом говорит Апостол в послании к Коринфянам: Не отказывайтесь друг от друга, разве только по соглашению на время, чтобы бодрствовать на молитве (1Кор. 7:5). Итак и ныне колено дома Давида и колено дома Нафана, и колено дома Левия, и колено дома Самея, разлучаются от жен своих, чтобы оплакивать единородного и первородного Господа Ииисуса, о Котором они сказали: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:25). В лице Давида разумеется колено царственное, т. е Иуда; в лице Нафана указывается чин пророческий; имя Левия относится к первосвященникам, ибо от него произошло священство; в лице Самея разумеются учители, ибо из этого колена нарождались многие учители. Об остальных коленах он умолчал, ибо они не имели никакого преимущества в достоинстве. А в его словах: Все остальные колена, каждое колено (tribus et tribus) отдельно и жены их отдельно он разумеет вообще все, не называя их. Нужно сказать также, что под ῥοὼν у LXX называется не одно только дерево гранатовых яблок, т. е финикийского яблока, но место, засаженное этими деревьями, о котором в духовном смысле говорит жених в Песни Песней: Я сошел, чтобы посмотреть в ростках у потока, зацевел ли виноград, зацвели ли гранатовые яблоки (Песн. 6:10). Действительно, Спаситель сошел в поток века сего и в бурные воды, из которых пил, как говорится прообраз Его Илия (3Цар. 17:2–8), чтобы после цветения винограда и гранатового дерева собрать плоды того и другого и, напояя Церковь свою, услышать от нее: Ты напоишь меня вином благоухания, вином гранатовых яблок моих (Песн. 8:2). Питье этого рода не только утоляет жар желудка, но, – как говорят, – излечивает боль его и помогает остальным частям внутренностей. Ничего нет прекраснее этого яблока, ибо в красноте его указывается робкая стыдливость Церкви; а в правильном расположении зернышек – степени и члены всего тела, распределенные для исполнения отдельных служений. Когда в винограднике этого рода и яблоках Спаситель не найдет плода, Он скажет: Отец удалит всякую ветвь, не приносящую плода, а всякую приносящую плод очистит, чтобы она принесла плод больший (Ин. 15:2). И в другом месте Иоанн Креститель восклицает: Уже секира положена у корня дерев (Мф. 3:10), всякое дерево, не приносящее плода доброго, будет отсечено и брошено в огонь (Лк. 3:9). Во время посечения пороков или зла, когда в день судный будет отложено в сторону всякое внешнее достоинство (nomina dignitatum) и исполнится слово Писания: Вот человек и дела его, и пшеница будет отделена от мякины (Мф. 3:12; Лк. 3:17) будет вопль великий не в другом месте, а в Иерусалиме; ибо наказание и суд начнеть Он от святых, а цари, первосвященники, пророки и учители будут ударять себя руками в грудь, когда увидят, что прекраснейшие, по их мнению, плоды посечены, а Тот, Которого они пронзили, царствует в величии Своем и Отца Своего.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-14 В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне. И восплачется земля по племенам племенам: колено о себе, и жены их о себе: колено дому Давидова о себе, и жены их о себе: колено дому Нафанова о себе, и жены их о себе: колено дому Левиина о себе, и жены их о себе, колено Симеоне о себе, и жены их о себе. Вся прочая колена, колено и колено о себе, и жены их о себе

Когда вся Иудея будет опустошаема некогда войском римским и самый Иерусалим будет осажден, тогда, говорит, среди находящихся в нем будет такой плач, какой издает земледелец о вырубаемом саде с гранатовыми яблонями. Прекрасно это дерево; из корня выпускает оно частые, прямые и весьма длинные ветви, а когда украшается оно своими плодами, тогда особенно вызывает большое удивление. Приятнейший плод – гранат, отличающийся естественной красотой, свешивающийся с ветвей и имеющий внутри себя косточки и красноватую оболочку. Весьма тяжело, как я сказал, и печально бывает, когда посекается дерево вместе с плодами. Но нечто подобное пришлось видеть Иудеям; ибо в отношении подзаконных почестей начальствовавшие у них справедливо могут быть уподобляемы плодоносным гранатам. Одни, из колена Иудова, занимая царские троны, были у них в уделе славы. Другие, из колена Левиина, увенчанные высоким саном священства, также были славны и знамениты. А что сказать о судьях и законниках, а также об украшенных другими почестями? Но так как они неистовствовали на Христа, то отданы врагам; и когда Веспасиан и Тит опустошали страну их, осаждали Иерусалим и всех находящихся в нем изводил голод, тогда все наполнилось скорбью и плачем. Свидетельствует о том и Иосиф. Составив книги о плене, он в одном месте сказал об Иерусалиме в таких словах: «стенания были в городе повсюду, вопль раздавался далеко, и плач был заразительным». Как назвал его (Иерусалим) Ливаном и лесом, говоря: «разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя; да плачевопльствит питис, зане паде кедр, яко велможи вельми обеднеша; восплачевопльствите дуби васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная»; так называет и садом вырубаемым. Подтвердит слово это и божественный Матфей, передавший народу Иудейскому: «уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо» (Мф.3:10) и сжигается. Итак, говорит, будет в нем великий плач, какой бывает о гранатовом саде, изобилующем, конечно, плодами и неожиданно вырубаемом. А «восплачется земля по племенам племенам, и жены их о себе». Думаем, что не то хотел показать блаженный пророк, что в каждом колене мужчины станут отдельно от женщин в одном месте, а женщины в другом и произведут плач, ибо это, как кажется, было бы делом излишним и бесцельным. Скорее же научает тому, что каждое колено с женами своими будет иметь некий особенный повод к плачу. Посему и говорит, «и колено дому Давидова о себе и жены их о себе». Скажем теперь, насколько возможно, о бедствии каждого колена. Одни, именно из колена Давидова или Иудина, утратившие царство, неудержимо плачут о том, что лишились столь блестящей славы. Другие, именно из колена Левиина, удаленные от почестей священства, вместе с своими женами произведут плач. Третьи, именно из племени Нафана, – а это был пророк, хотя и не вполне истинный, – тоже плачут, ибо им нельзя уже предсказывать несправедливое, говорить от сердца своего (Иер.23:16), предлагать неразумным собственные слова как бы от Бога и чрез то собирать корысти. Есть предание, что судей, учрежденных в свое время, Иудеи брали из колена Симеонова, имевшего мужей разумных и сведущих в законе, а также много таких, кои превосходили прочих жизнью сообразно с законом. Посему говорит, что колено Симеоново плачет о себе самом. И у них был некоторый собственный плач, ибо они не судили право и не старались, следуя божественным законам, совершать угодное Богу, но, напротив, были корыстолюбивы и весьма продажны и, как говорит пророк, «судии его яко волцы Аравийстии» (Соф.3:3). Вместе с этими необходимо было плакать и другим коленам, как удаленным от приятнейших для них мест и обычаев, причем уже и сама смерть висела над головами их, и самый голод настигал их подобно неприятельскому мечу.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

11. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской
11. В де́нь о́н воз­вели́чит­ся плачево́пль­ствие во Иерусали́ме, я́ко плачево́пль­ствие Ададримо́на на по́ли Магедо́не.

В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие о гранатных деревах посеченных на поли. (альтернативный перевод греческой Библии, которым пользуется бл. Феодорит Кирский). Как древосеки, срубая большее число гранатных дерев, производят великий стук: так и их вопль будет оглушителен для слуха всех. Не без намерения же, не упомянув о других деревах, Пророк представил и образ дерева гранатного, но потому что плач их уподоблен плачу о возлюбленном и первенце. Гранатное же яблоко, в котором зерна весьма тесно сжаты и соединены, есть образ любви. Посему справедливо сказал, что этот вопль подобен посечению гранатных дерев.
 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской

Плач о Том, Которого пронзили, можно сравнить разве с плачем по благочестивом царе Иоссии, убитом при Гададриммоне на равнине Мегиддонской. «Иоссия… погиб, по замечанию Ружемонта, жертвою ужасного проклятия Божия, тяготевшего над его народом, а не вследствие собственного неблагоразумия (4Цар XXIII:25 и след.), и смерть его была предметом народных надгробных песен, наверно, не забытых еще во время Захарии» (2Пар XXXV:25, с. 237; см. Oehl. 98-99, 27:4; Reinke 231; Юнг II, 7:4-7:5, 7:7).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 11-14 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо. Все остальные племена – каждое племя особо, и жены их особо. 

Чтобы еще сильнее, рельефнее выразить горечь и глубину печали кающегося в своем тяжелом грехе Израиля, пророк сравнивает плач Израиля с тем горьким плачем, какой происходит в Иудейском царстве по случаю смерти благочестивого царя Иосии, смертельно раненного  в сражении с фараоном Нехао на поле Магеддо, близ Гадариммона (ныне Максимианополя), лежавшего не в далеком расстоянии к юго-западу от Иезрееля. От этой раны Иосия и умер (2Пар.35:22-24). Плач по нем был так горек и так всеобщ, что не только пророк Иеремия составил по случаю этого великого горя плачевную песнь, но и другие певцы и певицы также оплакали смерть царя в плачевных песнях, которые, будучи включены в сборник плачевных песен, долгое время даже после плена вавилонского сохранялись в народе (2Пар.35:25). Такой же плач будет раздаваться и о смерти Спасителя. «В тот день, – говорит от лица Божия пророк, – поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля», весь народ, «каждое племя особо» и притом не только мужчины, но и женщины, не только главные роды, но и ветви их, будет рыдать царский [род], «племя дома Давидова особо, и жены их особо», ветвь этого рода «племя дома Нафанова», сына Давидова и родоначальника Зоровавалева (Лук.3:27-31), «особо, и жены их особо», священнический [род], «племя дома Левиина особо, и жены их особо», ветвь этого рода «племя Симеоново особо», род Шимея, сына Гирсонова и внука Левиина (Числ.3:17-21) «и жены их особо», заключает пророк общим выражением, с ветвями их «особо и жены их особо». Историческое исполнение пророчества началось смертью во плоти явившегося на земле Сына Божия. Евангелист Иоанн (Ин.19:34-37) приводит слова из рассматриваемого нами пророчества: «воззрят на Того, Которого пронзили», как слова исполнившиеся в пронзении воином ребра Спасителева, когда Сей висел на кресте. Но относя указанные слова Захарии к этому событию, евангелист не хотел сказать того, будто слова эти исполнились только в одном этом факте, на пронзение он смотрит, как на событие, завершающее собою страдальческую смерть Спасителя, точно также и у Захарии пронзение есть только индивидуальное выражение, обозначающее вообще умерщвление, причем орудие умерщвления и род смерти имеют уже второстепенное значение. Это видно из 13-й гл.Зах., ст.7 (Зах.13:7), где орудием умерщвления выставляется меч, между тем как выражение «пронзили» указывает более на копье, как орудие умерщвления. Поэтому, как пророчество, так и толкование его у евангелиста Иоанна объемлют собою весь период страданий Спасителя, завершившийся пронзением ребра Его. Но начало исполнения покаянного воззрения на умерщвленного указывает евангелист Лука словами «и весь народ, сшедшийся на сие зрелище (распятие Спасителя), видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лук.23:48). Толпы народа, только что кричавшие «распни, распни Его», пораженные знамениями вышечеловеческого величия Христа, били себя в грудь, смутно сознавая ужас содеянного ими дела. Прямое же начало исполнения проявилось в тех последствиях, какие имела речь апостола Петра, сказанная им в день Пятидесятницы. Три тысячи иудеев, в которых речь апостола пробудила горькое раскаяние о распятом ими Спасителе, пришли в себя, «умилились сердцем» и крестились «во имя Иисуса Христа для прощения грехов». (Деян.2:37-41).

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible