Скрыть
И от­ него́ при­­зрѣ́, и от­ него́ учини́, и от­ него́ лу́къ въ ду́сѣ я́рости, и от­ него́ изы́детъ вся́къ изгоня́яй въ то́мъ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От них рог, то есть священство, от них гвоздь, то есть царское достоинство, от них лук, то есть вожди и войско, и от них изыдут все князи их. В таинственном смысле указывает сие на учеников Господа нашего и на тех раздаятелей благ, ниспосылаемых многоразличною благодатью Божиею, о которых упоминает и божественный Павел (1Кор. 12:7-11).

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3–5 Против пастырей воспламенился гнев Мой, и на козлов Я устремлюсь, ибо посетит Господь воинств стадо Свое, дом Иуды, и поставит их, как коня славы Своей на войне. От Него – краеугольный камень, от него – столп, от него – лук для сражения, от него произойдет всякий правитель вместе. И будут они крепкими на войне, чтобы попирать [врагов], как придорожную грязь, и будут воевать, ибо Господь с ними

И это место Иудеи изъясняют двояко, ибо одни думают, что все должно исполниться во время пришествия Христова, а другие утверждают, что это все уже исполнилось во времена Маккавеев. Но толкование того, что обещает Господь таково: на пастырей, князей и священников разгневался Господь, и на козлов, и посетил народ Свой согласно с тем, что написано: Народ Мой сделался стадом погибшим, пастыри выбросили их (Иер. 50:6); таким образом за порок наставников будут наказаны ученики, не по неправому суду судьи, наказывающего сынов за грехи родителей, а потому, что, когда они грешили, народ вместе с ними участвовал, одобряя их; тогда именно и посетил Господь козлов, или тучнейших агнцев и, – согласно Семидесяти, – сделал то, что они высохнут от засухи. А после этого посетил Господь стадо Свое дом Иуды, ибо Он воздвиг Иуду Маккавея и других из рода его против вождей Антиоха и поставил их в битве, как славного коня Своего, т. е. тех, которые произошли от поколения его: ибо они долго угнетали Македонян. А следующие слова: От него краеугольный камень, от него столп, от него военный лук, от нею произойдет всякий правитель вместе, в переносном (μεταφορικῶς) смысле понимают так, что под краеугольным камнем разумеют царскую власть, потому что она поддерживает [или: поддерживала] стены. От него, говорит, и столп, т. е. священство. Читай Исаию, у которого [сказано, что] Елиаким укрепляется в храме, как столп (Ис. 22:20–24). От него произойдет военный лук, [т е.] сильные для сражений; от него также и все правители вместе, – чго на Еврейском выражено словом noges (ננש) и Акилою переведено словом εἰςπράσσων, которым обозначается, что будут между ними мужи не только сильные и добрые, но еще и другие, недостойные его рода. Действительно, Иуда Маккавей и все, бывшие из его рода князьями, были и краеугольным камнем, потому что они с царскою мастию управляли народом, были и столпом, потому что сами были священниками, были и луком военным, потому что были мужами храбрейшими, так что не только управляли строем войска, но и в сражение бросались первыми. А о следующих словах: от него произойдет всякий правитель вместе, вместо которых LXX перевели: от него произойдет всякий изводящий вместе, мы можем сказать и так: в войске не будет никакого начальства, которое не распределялось бы по его воле. И будут они мужами весьма сильными, попирающими Македонян в сражении, как придорожную грязь; также будут они весьма сильными на войне, и будут сражаться, потому что Господь с ними. Наши толкователи относят это место ко временам гонений, потому что за пороки священников народ часто предается в руки врагов. И однако после этого Господь всемогущий посетит стадо свое, дом Иуды, который устами и сердцем (animo) исповедует Бога, и поставит их на войне, как славного коня Своего, о котором святые говорят: Взойди на коней Своих, и восхождение Твое есть спасение (Авв. 3:8). Сам будет и луком ярости Господней, о котором говорит: Напою стрелы Мои кровию (Втор. 32:42), и снова: стрелы Мои истребят их. Об этом луке и этих стрелах мы читаем в седьмом псалме (Пс. 7:13–14): Напряг лук Свой и приготовил его, и в нем приготовил сосуды смерти, стрелы Свои сделал из пламени. И увенчанные в мученичестве, говорит он, будут попирать противников своих и будут говорить: Господь просвещение мое и спасение мое, кого я буду бояться? Господь защитник жизни моей, пред кем я буду трепетать? Когда устремлялись против меня злобствующие, чтобы поедать плоть мою, враги мои, терзающие меня, то сами сделались слабыми и пали. Если поставят против меня ополчения, не убоится сердце мое; если возбудится против меня война, в Нем я положу надежду свою (Пс. 26:1–4). Тогда исполнятся оные слова: Один из вас будет преследовать тысячу, и два обратят в бегство многие тысячи (Втор. 32:30).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

На пастырей прогневася ярость Моя, и на агнцы посещу: и посетит Господь Бог Вседержитель стадо Свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна своего во брани

На пастырей прогневася ярость моя и на агнцы посещу. Здесь пастырями называет, как я думаю, лжепророков и лжепрорицателей и наставников заблуждения, бывших погибелью и сетью для тех, которые, уклонившись от истинного понятия о Боге, подобающую Ему честь и служение воздавали твари и поклонялись делам рук своих, как написано (Пс.113:12).

Не противно истине – к лжепророкам присоединить и некоторых из великих людей еллинских, которые, считаясь весьма мудрыми, вводили своим красноречием в заблуждение увлекавшихся ими людей и как недобрые некие пастыри питали их терниями и многими неразумными и пустыми мыслями; ибо есть ли у них что-нибудь такое, что содействует к познанию истины? Да постигнет гнев божественный таковых, и вполне справедливо! ибо они не только погубили свои собственные души, но кроме того ввели в заблуждение и души других, как бы позлащая ложь, как я сказал, блеском своих речей и пользуясь даром слова для обмана. Посещает же агнцев, очевидно, по жалости к ним и обращая их от заблуждения к познанию истины и с путей заблуждения приводя их на путь правый. Как притеснявших их следовало подвергнуть подобающему наказанию за их неправды; так, с другой стороны, человеколюбивый суд над пострадавшими (от них) отнюдь не мог бы лишить их свойственного Богу милосердия и праведного приговора. Ведь, надлежало, непременно надлежало спасти обиженных, потому что Бог не памятозлобив и избавляет от наказания тех, которые подверглись владычеству их, может быть, и непроизвольно.

Ст. 3-5 И посетит Господь Бог Вседержитель стадо свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна своего в брани. И от него призре, и от него учини лук в дусе ярости: и от него изыдет всяк изгоняяй в том. И будут яко ратницы попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, зане Господь с ними

Ясно показывает, каким образом наведет на пастырей гнев свой, посетит и спасет агнцев. Избрав из Иудеев учителей вселенной, святых апостолов и евангелистов, чрез них Он победил еллинских мудрецов, агнцев же избавил от их наглых речей и, освободив их от сетей заблуждения, привел их к истинному и неукоризненному богопознанию. Итак, «посетит, говорит, стадо свое, дом Иудин» и сделает из него как бы прекрасного и весьма воинственного коня, на котором духовно как бы восседая, овладеет, как я сказал, овладеет языком Еллинов и обличит неблагообразие и бесполезность свойственной им мудрости. А что рассеявшиеся среди Еллинов божественные ученики сделались как бы некими конями, как бы издающими ржание против их пустословия и против ненавистной Богу лжи, кто может усомниться в этом, когда Христос говорит о блаженном Павле Анании: «иди, яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя мое пред языки и царьми и сынми Израилевыми» (Деян.9:15). И Аввакум негде сказал как бы к Господу нашему Иисусу Христу: «яко всядеши на кони твоя, и конница твоя спасение» (Авв.3:8). Итак, говорит, «учинит и аки коня благолепна в брани, и от него призре». Как бы так говорит: как Бог, Он усмотрел способных к служению евангельской проповеди, произвел выбор из потомков Иуды и из них поставил на служение это; определил им быть исполнителями Своей воли, помощниками и служителями и как бы посредниками исходящей от Него благодати. И еще говорит, что «от него», то есть Иуды в ярости натянутый лук против врагов. Из него же опять «изыдет и изгоняяй в том»; изгоняющим же, как думаю, называет производящего опустошение и пленение.

Так поступили божественные ученики, похищая сынов еллинских и приводя их к великому царю, говорю, Христу, дабы они были в подчинении у Него и имели одинаковые с Ним настроения после того, как они наконец с трудом свергли с себя ярмо диавольского владычества. Таким образом, божественные ученики явились победителями и мудрецов еллинских, так что, казалось уже, они как бы попирают грязь, разбросанную на распутиях; ибо был с ними Господь, «творящий велия и не изследимая, славная же и изрядная, имже несть числа» (Иов.5:9). И Христос негде возгласил к уверовавшим в Него: «се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Надобно заметить, что мы говорим это, указывая на духовный смысл изъясняемых слов.

Но Иудеи не хотят понимать их так, напротив принимают их в историческом смысле и говорят, что после времени плена против них воевал Антиох, по прозванию Епифан, собравший весьма большое количество воинов из Еллинской страны и возгордившийся вспомогательными войсками других народов. Но, как они сами говорят о сем, Израиль победил и приобрел себе славу от его жестокости; ибо тогда-то и случилось, что Маккавеи, явившись мучениками, облеклись венцом славы (Мак.6:7). В подтверждение же своего мнения они приводят то, о чем нами недавно и немного прежде было сказано, а именно: «занеже напрягох тя себе чудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника: и будет Господь на них, и изыдет яко молния стрела его: и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит и пойдет в шуме прещения своего. Господь Вседержитель защитит их» (Зах.9:13–14).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

4-5. Из него будет краеугольный камень, из него гвоздь, из него лук для брани, из него произойдут все народоправители. И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях.

Не употребят чужих оружий, не наймут иноземных войск, но из них самих будут и военачальник и предводители полков, сами, доблестно сражаясь, одержат победу, и как персть потопчут вражескую дружину; потому что, как персть уступает ноге ставшего на нее, так и враги обратят хребет, и спасаясь бегством, будут поражаемы; так как Господь всяческих предводительствует сим воинством. 

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Из него будет краеугольный камень, из него - гвоздь, из него - лук для брани, из него произойдут все народоправители. И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях

Дом Иуды, теперь униженный и порабощенный, вновь послужит для народа Божия опорою гражданского благоустройства и военного могущества; от Иуды произойдут правители, имеющие смирить силу язычников.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 3-4 На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани. Из него будет краеугольный камень, из него – гвоздь, из него – лук для брани, из него произойдут все народоправители. 

Потеряв своих пастырей, пастырей заботливых о благе народа, Израиль подпал под иго пастырей худых, подпал под власть «козлов», подпал под тяжкое владычество языческих правителей и жестоких притеснителей. Но Господь сжалился над Своим народом, Он накажет злых пастырей, под властью которых еще доселе страдает Израиль. «На пастырей воспылал гнев Мой, – говорит Он, – и козлов Я накажу», во гневе Своем на них Я накажу их. Основание такого наказания заключается в том, что Иегова воинств, восприял (в заботливое) попечение стадо Свое, дом Иудин, этот ствол и зерно ветхозаветного народа Божия, с которым, конечно, в заботливости Божией  будет соединен Ефрем. Но заботливость Божия об Иуде не ограничится одним только освобождением народа Своего от гнева худых, злонамеренных пастырей, а прострется еще далее: Иегова сделает Свой народ народом крепким, страшным для врагов: «поставит их, как славного», царско-богато украшенного «коня Своего на брани». «Из него будет краеугольный камень», на котором прочно и твердо возводится целое здание (Ис.28:16). Иуда будет иметь у себя твердую основу своего царства, и эта основа выйдет из него же, а не получится извне откуда-либо: «из него – гвоздь», т.е. Иуда будет иметь у себя защиту и поддержку всецелого строя своего царства (образ взят от устройства домов на востоке, где стены внутри дома снабжают большим количеством деревянных гвоздей, вбитых в них для вешанья домашних сосудов), «из него – лук для брани», Иуда будет владеть всею силою, всею крепостью, необходимою для поддержания целости и самостоятельности своего царства от нападающих врагов, «из него произойдут все народоправители», всякие притеснители, преследователи врагов Иуды.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible