Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя
Сие говори и утешай, но делай это с тонким искусством, дабы кто не стал презирать тебя за излишнюю слащавость.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя
Нравы этих людей были грубее: потому Павел и повелевает Титу обличать их строго и со всякою властью. Есть грехи, о которых нужно отклонять повелениями, как то: презирать богатство нужно склонять убеждениями, то же - быть послушными и тому подобное. А исправлять прелюбодея, блудника и корыстолюбца нужно со властью; чародея же, волшебника и подобных людей нужно обличать не просто с повелением, но со всякой властью.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением: да никтоже тя преобидит
Со всяким повелением, т.е. обличай сильно. Так как нравы у них были грубые, то Апостол предписывает строго обличать их. - Да никтоже тя преобидит. Видишь ли, что Апостол желает, чтобы епископ был со властию?
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью
Сперва говори и увещевай, то есть учи более кроткой речью; а потом обличай, и не просто, но со всякой властью, то есть настоятельно и властно. Так как они были грубы, то он предлагает против них строгость. Есть пороки, которые не нуждаются в строгости, а только в увещании и убеждении, как например, чтобы совершенно презирали деньги. Но есть и такие, которые нуждаются в строгости, как прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство.
Чтобы никто не пренебрегал тебя
То есть: пусть никто не презирает тебя, благовременно и строго обличающего; ибо кто строго обличает, но не своевременно, того более презирают.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением: да никтоже тя преобидит (презирает)
Всю предшествующую вводную речь вел Апостол того ради, чтоб доказать, что как для верующих главное дело есть бегать всего худого и делать всякое добро, так для пастырей главным делом должно быть учить их сему, учить настаивая, чтоб они непременно были таковы, и употребляя к тому всякие способы убеждения. Глаголи — говори просто, что так и так должно жить. Есть нравы, для которых ничего больше и не требуется: только укажи — и уж будет сделано. Для кого мало простого указания, того, говорит, умоли, — то есть уговаривай, убеждай любовною и благожелательною речью. Убеждение совершается указанием таких сторон в заповедуемом деле, которые привлекают к нему сердце, подвигают на него и возбуждают энергию к совершению его. Всякое доброе дело имеет сии стороны; но они не для всех ясны. И требуется выказать их… и умолить тем делать его. Для кого и этого мало, на того остается уже действовать только силою обличения, пристыжения, укора и власти: такого, говорит, обличай со всяким повелением. «Сперва глаголи и умоляй, — то есть учи более кроткою речью, а потом обличай, — и не просто, но со всяким повелением,— то есть настоятельно и властно» (блаженный Феофилакт). — «Три глагола употребил: глаголи, моли, обличай. Глаголи, — кажется, надо относить к простому учению. Что касается до моли,— то оно то же значит, что в словах: по Христе убо молим (2Кор. 5:20), когда учащий и себя смиряет и уничижает, будто проситель, чтоб только приобресть того, кого убеждает. А третье: обличай — уместно уже после убеждения. Которые презрят умоление, те достойны обличения и заслуживают услышать: забысте утешение, еже вам, яко сыновом, глаголет (ср.: Евр. 12:5). К Тимофею пиша, Апостол обличение поставил впереди умоления: обличи… умоли (ср.: 2Тим. 4:2). А здесь желает, чтоб учеников прежде умоляли, и тогда уже обличать, когда умоление останется бесплодным, — и обличать со всяким повелением. Это со всяким повелением относится только к обличению, а не к двум первым (то есть: учи, моли). Ибо нельзя говорить: моли со всяким повелением, или глаголи со всяким повелением, но только обличай со всяким повелением» (блаженный Иероним). Святой Златоуст различие в характерах учительной речи объясняет разностию предметов. «Есть грехи, о которых нужно отклонять повелениями; именно. убеждая презирать богатство, быть послушными и тому подобное, нужно увещавать (умолять), а исправлять прелюбодея, блудника и корыстолюбца нужно с повелением; чародея же, волшебника и тому подобных людей (нужно обличать) не просто с повелением, но со всяким повелением. Видишь ли, с какою силою и какою великою властию действовать заповедует он Титу?»
Можно видеть здесь предписание пастырю: не спи, а действуй, всякие употребляя меры к тому, чтоб заставить своих пасомых жить как должно.
Да никто же тя преобидит (презирает). Если не будешь учить, умолять и властно обличать, то неисправные станут наконец у тебя на глазах делать все неподобное, думая и говоря: на этого что смотреть? Ничего не скажет. — Хоть ты сам и исправен по жизни, но если будешь нерадеть о пасомых, то все станут тебя презирать и ни во что ставить. Не то внушает, чтоб жизнию своею не подавал повода к презрению себя, но чтоб нерадением о своем пастырском долге не подавал пасомым свободы ни во что себя вменять. Почему и глагол употреблен такой: μηδεις σου περιφρονειτω; чтоб никто тебя не презирал не за то, что в тебе, в нраве твоем, а за то, что около тебя и на тебе, то есть за твое нерадение учить, умолять и обличать пасомых.
Евфимий Зигабен (†1118)
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя
Сия глаголи
Учи тому, что сообразно с здравым учением, как сказано выше. Или: учи тому, что я преподал тебе, или о чем речь будет дальше.
И моли
Побуждай к добру.
И обличай
согрешающих.
Со всяким повелением
Изобличай их с большою властию: ибо силою убеждения нужно направлять (людей) к тому, чтобы они презирали богатство, избегали мирской славы, вели себя благопристойно, любили ближняго и т. п. Прелюбодея же, блудника, хищника, корыстолюбца и вообще людей, согрешающих в чем нибудь подобном, нужно отводить от грехов с повелением и с большим повелением, т. е. с приказанием сильным, властным и строжайшим, по причине тяжести и зазорности этих грехов.
Да никтоже тя преобидит
Т. е. пусть никто пренебрежительно не относится к тебе, как к человеку юному, или как к совершенно незлобивому и слабому, неспособному карать согрешающих. Точно то же сказал он и Тимофею в (первом) послании к нему: «никтоже о юности твоей да не нерадит» (1Тим. 4:12).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Обличай со всякими повелением. Эти слова могут быть приводимы в доказательство того, что церковные учители, подобные Титу, имеют право суда и распоряжения.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя
Тит должен употребить все способы пастырского увещания для того, чтобы высказанные выше мысли вошли в сознание его паствы. При этом он должен говорить со всякою властью, т. е. не только увещевать христиан, но и обращаться к ним с прямыми повелениями.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
14. Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
15. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Принесение Иисусом Христом Себя в жертву за грехи людей было также для того, чтобы люди подвизались в добре, как к тому же направлялись и все прочие дела великого домостроительства Господня о спасении нашем. Но в этом подвиге Спасителя нашего дается самый первый, урок всем искупленным Кровию Христовою – быть подобными Ему во всем, наипаче же в отвержении своих пожеланий и в служении Богу и ближним. Разъясняя сие нравственное значение явления благодати чрез страдания Христа, можно положить крепкое основание для веры и жизни по Христе. Вот почему Апостол и заповедует говорить о сем возможно чаще, при всех видах проповеди: поучительной, наставительной и обличительной, чтобы, слыша раскрытие этих глубочайших тайн, все проникались благоговением пред ними и уважением к поучающему о них. «Христос Иисус, великий Бог наш и Спаситель, искупив нас Кровию Своею, сделал из нас Себе особенный христианский народ, который тогда только может быть особенным, когда будет ревнителем добрых дел. Убеждая поучать сему, Апостол употребил три глагола: глаголи, моли, обличай (говори, увещевай и обличай). Глаголи (говори), кажется, надо относить к простому учению. Что касается моли (увещивай), то оно то же значит, что в словах: по Христе убо молим (2Кор.5:20), когда учащий и себя смиряет и уничижает, будто проситель, чтоб только приобресть того, кого убеждает. А третье обличай уместно уже после убеждения. Которые презрят умоление, те достойны обличения и заслуживают услышать: забысте утешение, еже вам, яко сыновом, глаголем (забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам) (Евр.12:5). К Тимофею пиша, Апостол обличение поставил впереди умоления (2Тим.4:2). А здесь желает, чтобы учеников прежде умоляли, и тогда уже обличать, когда умоление останется бесплодным, и обличать со всяким повелением. Это относится к обличению только, а не к двум первым» (блаж. Иероним).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мк.9:35. Апостолы и их преемники пастыри Церкви равны между собою в сознании собственного недостоинства, но власть пастырская – духовная над пасомыми, должна быть: 1Пет.6:5; Тит.2:15; Евр.13:17; 2Тим.4:2; также и уважение к ним должно быть: 1Фес.5:12; потому что к ним сказано: Мк.16:15-16.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
священник Николай Рудинский (†1937)
Главным долгом пастыря должно быть – учить пасомых избегать всего худого и делать всякое добро, употребляя к тому всякие способы убеждения. Одним достаточно сказать, как нужно жить, и они сделают это. Для кого мало простого указания, того, говорит, увещевай – уговаривай, убеждай любовью и благожелательною речью. Убеждение совершается указанием таких сторон в деле, которые привлекают к нему сердце, и возбуждают энергию к совершению его. Всякое доброе дело имеет такие стороны, но они не для всех ясны И их требуется указать, и тем умолить делать его. Для кого и этого мало, на того остается действовать только силою обличения, пристыжения, укоров власти, такого, говорит, обличай со всякою властью. Если пастырь не будет учить, умолять и властно обличать, то неисправные станут, наконец, на глазах у него делать все неподобное, думая и говоря про него: «На этого что смотреть? Ничего не скажет». Поэтому святой Павел и внушает пастырю говори, моли, обличай, чтобы никто не пренебрегал тебя, не за твою недобрую жизнь, а за твое нерадение учить, умолять и обличать пасомых.