Скрыть
Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло

Дабы ваше послушание достигало всех стран: или доброе поведение ваше доходило до всякого человека, или Евангелие, которое вы приняли, проповедывалось пред всеми людьми.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-20 Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них: таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых. Ваше бо послушание ко всем достиже. Радуюся же еже о вас: хощу же вас мудрых убо быти во благое, простых же в злое. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги вашя вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь

Опять увещание и после увещания молитва. Сказав: остерегайтесь вводящих разделения и не слушайтесь их, (апостол) присовокупил: Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша, и: благодать Господа с вами (ст. 20). Заметь же, как снисходительно он увещевает, делая это не как советник, но как слуга и даже с большим к ним уважением. (Апостол) называет их братиями и просит, говоря: молю вы, братиe. Потом предостерегает их, обнаруживая козни вредных людей. Но так как эти люди не действовали явно, то (апостол) говорит: молю же вы, блюдитеся, то есть, тщательно исследуйте, узнавайте, испытывайте. Кого же именно остерегаться? Творящих распри и раздоры кроме учения, емуже вы научистеся, потому что разделение всего более подрывает церковь, это - диавольское оружие, им все ниспровергается. Пока единение соблюдается в теле (церкви), до тех пор диавол не может иметь доступа, но от разделения происходит соблазн. Отчего же разделение? От учений, противных учению (апостолов). Откуда же такие учения? От служения чреву и прочим страстям. Таковии бо, - говорит (апостол), - Господеви не работают, но своему чреву. Таким образом, не было бы ни соблазнов, ни разделения, если бы не было выдумано учение, противное учению апостольскому; указывая на это, (апостол) и говорит здесь: кроме учения. Он не сказал: которому мы научили, но: ему же вы научистеся, чем предупреждает их и показывает, что они совершенно убеждены, услышали и приняли учение. Что же нам делать с этими зловредными людьми? (Апостол) не сказал: идите против них и бейте, но: уклонитеся от них. Если бы они делали это по незнанию или по заблуждению, то их следовало бы исправить, но так как они с сознанием грешат, то удаляйтесь от них прочь. И в другом месте (апостол) говорит: отлучайтеся от всякаго брата безчинно ходяща (2Солун. III, 6). И относительно (Александра) ковача он дает такой же совет Тимофею, говоря: от негоже и ты себе блюди (2Тим. IV, 15). Потом, укоряя тех, которые осмеливаются вводить разделение, он показывает и причину этого их поступка, говоря: таковии бо Господеви нашему Христу не работают, но своему чреву. То же самое он говорил и в Послании к филиппийцам: имже бог чрево (Флп. III, 19). А здесь, как думаю, (апостол) делает намек на обратившихся из иудеев, которых обыкновенно всегда укоряет в чрезмерном чревоугодии. И в Послании к Титу он сказал о них: злии зверие и утробы праздныя (Тит. I, 12). Также Христос, обвиняя их в этом, говорит: снедаете домы вдовиц (Mф. XXIII, 14). И пророки обличали их в том же, - сказано: уты, утолсте, и отвержеся возлюбленный (Втор. XXXII, 15). Потому и Моисей увещевал их так: ядый и насытився вспомни Господа Бога твоего (VI, 11 и 12). И по свидетельству Евангелия иудеи говорили Христу: кое знамение являеши нам (Ин. II, 18)? - и, оставив все остальное, упоминают только о манне. Таким образом, из всего можно видеть, что иудеи были заражены страстью чревоугодия. Как же брату Христа не стыдиться иметь учителями рабов чрева? Итак, чревоугодие служит причиной заблуждения, а способ злоумышления есть опять другая болезнь, именно - лесть. Благими словесы прельщают сердца незлобивых, говорит (апостол). Хорошо сказано: благими словесы. Услуги льстецов только на словах, а сердце их не таково, но исполнено коварства. Далее (апостол) не сказал: прельщают вас, но: сердца незлобивых. Даже и этим не ограничился, но, чтобы слова его показались не слишком резкими, продолжает: ваше бо послушание ко всем достиже (ст. 19). Это сказано не с тем, чтобы избавить их от стыда, но чтобы предупредить похвалами и множеством свидетелей удержать в повиновении. Не я один, говорит, свидетельствую, но целая вселенная. И не сказал (апостол): ваше благоразумие, но: ваше послушание, то есть повиновение, а это свидетельствовало о великой кротости. Радуюся же еже о вас. Немалая и это похвала. Потом за похвалой следует увещание. Освободив их от обличения, (апостол), чтобы они по забвению не могли сделаться более нерадивыми, снова делает им намеки и говорит: хощу же вас мудрых убо быти во благое, простых же в злое. Видишь ли, как тонко он опять обличает их, когда они и не подозревают этого, так как этим (апостол) намекает, что некоторые из них уже обольщены. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (ст. 20). Так как (апостол) сказал о вводящих раздоры и соблазны, то говорит теперь о Боге мира, чтобы они смело надеялись на освобождение от них. Кто любит мир, тот ниспровергает все, нарушающее мир. И не сказал (апостол) - покорит, но, что гораздо важнее - сокрушит, сокрушит не только тех, которые вводят раздоры, но и вождя их - сатану. И не просто сокрушит, но сокрушит под ноги ваша, так что они одержат победу и сделаются знаменитыми вследствие этой победы. (Апостол) утешает также и непродолжительностью времени, а именно присовокупил - вскоре. Таким образом, в словах его заключались вместе и молитва и пророчество. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Вот величайшее оружие, несокрушимая стена, непоколебимая крепость, - (апостол) для того и напомнил им о благодати, чтобы сделать их более ревностными. Если вы освободились от более опасного и освободились по одной благодати, то тем более освободитесь от меньшего, когда сделались и друзьями и присоединили собственные свои усилия.

Видишь, как (апостол) не отделяет и молитву от дел, и дела от молитвы. Засвидетельствовав об их послушании, он потом стал молиться, показывая этим, что, если мы со всем усердием ищем спасения, то необходимо для нас и то, и другое, и собственные усилия, и благодать Божия. В благодати Божией мы не только прежде имели нужду, но и теперь имеем, как бы мы ни были велики и искусны.

Беседы на Послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло

Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас

Они обольщают, сказал, простодушных. Но ваша покорность, которая происходит от великой кротости, известна всем: о ней свидетельствую не я один, но вся вселенная. Поэтому я радуюсь за вас, что не обольстились.

Но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло

Намекает на то, что и из них некоторые были обольщены. Явно же высказывает то же, что и Господь: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16). Ибо желает, чтобы они были мудры или осторожны на добро, то есть в деле собственного спасения и собственной пользы, а просты на зло, то есть в том, чтобы не делать другим зла, ибо простой никому не причиняет вреда.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ваше же послушание ко всем достиже: радуюся же еже о вас: хощу же вас мудрых убо быти во благое, простых же в злое

Ваше послушание — послушание вере, покорность и преданность вере, ко всем достиже — всем известно, или, как в начале, возвещается во всем мире (1, 8). Хочет этим сказать Апостол: развратители умов успевают в других местах прельщать простосердечных. Но что касается до вас, то «я уверен в вашей твердости, не станете вы свергать ига послушания вере и не поколеблетесь в ней. И невероятно было, чтоб они, столь мудрые, после познания истины подчинились каким-либо глупым мудрованиям» (Амвросиаст). «Намеренно выставляет столь многих свидетелей их покорности в вере, чтоб, держа это в мысли, они не позволили себе посрамиться уклонением к какому-либо худому учению» (Экумений).

Радуюся же еже о вас. Зная это, я только радуюсь о вас или не нарадуюсь вами. А что говорю так или прописываю такое предостережение, то делаю это по искреннему желанию, чтоб вы и на будущее время всегда являлись мудрыми в добре, то есть и знали доброе, и умели делать его, а простыми на зло, то есть и не знали его, и не умели делать его. Доброе в настоящем случае есть верность истине и отвержение всякой лжи. Апостол желает, чтоб они сразу замечали ложь и коварство лжеучителей, и тотчас же решались противостать им и оградить от них и себя, и своих, и сумели всё это сделать. Злое же есть: хоть на волосок склониться на сторону лжи, подумавши, например: уж в самом деле не так ли? Апостол желает, чтоб, слыша ложь, они являлись ничего не понимающими в ней, как дети малосмысленные, и только бы от сердца взывали: как это можно, как это можно?

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло

В грешной природе нашей есть стремление ко злу. И на зло мы часто бываем очень мудры. Вот обидел кто-либо нас. Мы затаили в себе злобу к обидчику, строим целый план тонкой мести, радуемся тому, как мы отплатим обидчику… Или зависть мучит нас. Мы отыскиваем в другом человеке, порой весьма достойном (ибо иначе мы не завидовали бы ему), самые малые черты слабости, раздуваем их до больших размеров и злорадствуем от мнимых преступлений его.

Апостол завещает нам вовсе не обращать внимания на зло, забывать о нем, не тратить своей энергии на зло. А все свое внимание, весь ум свой обратить нам нужно на добро и делать его как можно больше и разносторонне. Следи за собою – за своими грехами, а не за чужими. Отыскивай всякие способы, как бы помочь ближнему – бедняку, сироте, вдовице, унывающему брату. Иной человек тяжко страдает, хотя не кричит о своих скорбях. Ты же внимательно следи за всем, умей подойти к несчастному со своей заботливой тревогой и утешь его тем или иным способом. Вот сюда и направь свои таланты – на помощь самую внимательную и всестороннюю своему брату, ближнему, а о зле, о его грехах, о том, чтобы как-либо обидеть человека, хотя бы и врага своего, даже и не старайся думать.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло

В Послании к Римлянам апостол восхищается «чистыми сердцем» и дает нечто вроде определения детям в словах: Но я желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

Педагог

Амвросиаст (†IVв.)

Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло

Быть мудрым на добро значит делать доброе; а на зло просты те, кто не делает злого, то есть избегают зла.

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло

Мысль Апостола следующая: «агитаторы эти, впрочем, могут обмануть только людей простодушных, а вы - не таковы». - Мудры на добро, т. е. чтобы вы умели разбирать, где истина и добро. - Просты на зло, т. е. не поддавались злу, остались незапятнанными злом (ср. Флп. 2:15; Мф. 10:16).

См. также Толкование на Рим. 16:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

      В противоположность лжеучителям, истинные Христиане и в том числе многие из вышеуказанных Апостолом, подвизавшиеся в Римской церкви, отличались кротостию и откровенностию, посему Апостол желает им и впредь отличаться сими свойствами, чтобы, таким образом, они могли весь ум свой сосредоточить на добре, нисколько не тратя его на зло, между тем, как еретики, напротив, всячески изощрялись во зле и были совершенными невеждами в добре (ср. Мф.10:16). Изъясняя последние слова сего стиха, преосвященный Феофан говорит: «доброе в настоящем случае есть верность истине и отвержение всякой лжи. Апостол желает, чтобы они сразу замечали ложь и коварство лжеучителей, и тотчас решались противостать им и оградить от них себя и своих, и в то же время были бы просты на зло, т. е. и не знали его и не умели делать его».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

Развратители умов успевают в других местах прельщать простосердечных, но что касается вас, говорит, то я уверен в вашей твердости, ваша преданность вере известна всем. Зная это, я, говорит он, не нарадуюсь вами, а что я предостерегаю вас от лжеучителей, то это делаю по искреннему желанию, чтобы вы и на будущее время оказывались всегда мудрыми в добре, знали доброе, и умом ценили его, а просты на зло, то есть и не знали бы его, и не умели бы его делать.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible