Скрыть
Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-16 Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермиа, и сущую с ними братию. Целуйте Филолога и Иулию, Ниреа и сестру его, и Олимпана, и сущыя с ними вся святыя. Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы вся церкви Христовы

Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермиа, и сущию с ними братию (ст. 14). Здесь смотри не на то, что (апостол) перечислил их, не приписав им никакой похвалы, но на то, что, хотя они были и гораздо ниже всех, однако же удостоились его приветствия. Лучше же сказать, и то немалая похвала, что называет их братьями, равно как и других с ними святых, когда говорит: целуйте Филолога и Иулию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и сущыя с ними вся святыя (ст. 15). Вот самое высокое достоинство, неизреченное величие чести. Потом, чтобы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, одних по имени, а других вообще, одних с большими, а других с меньшими похвалами, (апостол) опять уравнивает всех равночестием любви и святым лобзанием, говоря: целуйте друг друга лобзанием святым (ст. 16). Этим миром он удаляет от них всякий помысел, могущий смутить их, и всякий повод к малодушию, чтобы высший не презирал низшего и низший не завидовал высшему, но удалены были презрение и зависть, а святое лобзание все умиротворило и уравняло. Поэтому не только повелевает им приветствовать друг друга, но и посылает им приветствие всех церквей, - говорит: целуют вы, не того или другого в частности, но всех вообще, церкви Христовы. Замечаешь ли, какую немалую пользу мы получили от этих приветствий? Сколько сокровищ мы прошли бы мимо, если бы этой части послания не исследовали с тщательностью, разумею - такою, какая была для нас возможна? А если бы отыскался мудрый и духовный муж, то он проник бы глубже и увидел бы больше жемчужин. Но так как иные неоднократно спрашивали, почему (апостол) в этом послании многих приветствует, чего он не делал в других посланиях, то можно бы сказать на это, что (апостол) поступает таким образом потому, что еще никогда не видел римлян. Но на это скажут, что он не видел и колоссян, однако же не делает этого. Но римляне были знаменитее прочих, и в Риме, как в более безопасном и столичном городе, жили переселившиеся туда из других городов. И так как они жили на чужой стороне и имели нужду в большем покровительстве, некоторые же из них были лично знакомы Павлу, а другие, находясь в Риме, весьма много служили ради него, то и естественно было (апостолу) похвалить их в послании. Ведь и тогда слава Павла была не мала, но настолько велика, что удостоившиеся его послания в самом этом писании находили для себя большую защиту. Павла не только уважали, но и боялись. Иначе он не стал бы говорить так: сия заступница многих бысть и самому мне; и еще: молилбыхся сам аз отлучен быти. Он и в послании к Филимону сказал: якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа (Фил. I, 9), а в Послании к галатам: се аз Павел глаголю вам (Гал. V, 2), и: npиястe мя, яко Иисуса Христа (Гал. IV, 14). Также в Послании к коринфянам говорил: яко не грядущу ми к вам разгордешася нецыи (1Кор. IV, 18), и еще: сия же преобразих на себе и Аполлоса вас ради, да от нас научитеся не паче написанных мудрствовати (1Кор. IV, 6). Из всех этих мест видно, что о Павле все имели высокое мнение. Потому желая, чтобы они были в безопасности и в уважении, (апостол) приветствует и отличает каждого по возможности. Одного назвал возлюбленным, другого сродником, иного возлюбленным и сродником, иного сопленником, одного споспешником, другого искусным, иного избранным. Равным образом и касательно женщин он указывает на звание; так Фиву назвал не просто - служительницею (потому что, в противном случае, он также наименовал бы Трифену и Персиду), но говорит, что она имела и рукоположение диаконисы, одну называет споспешницею и сотрудницею, другую матерью, относительно третьей указывает труды, какие она понесла. Иным он обращает в похвалу славу их дома, других приветствует именем братий и святых, одних отличает тем, что удостаивает приветствия, других тем, что приветствует по имени, иных тем, что именует начатком, а иных отличает по старшинству; более же всех восхваляет Прискиллу и Акилу. Хотя все они были верные, но не все были равны между собою, различались друг от друга подвигами. А потому (апостол), побуждая всех к большим трудам, не утаил ничьей похвалы. Ведь если бы более трудящиеся получали не большую награду, многие сделались бы более нерадивыми.

Беседы на Послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Приветствуйте друг друга с целованием святым

Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, об одних отзывается с большими, а о других с меньшими похвалами, всех уравнивает святым лобзанием, дабы ни высший не презирал низшего, ни низший не завидовал высшему; потому что святое лобзание все умиротворяет и уравнивает.

Приветствуют вас все церкви Христовы

Не только сам соединил их, но и посылает им приветствие от всех церквей, чтобы соединились; ибо говорит обо всех вообще, а не о том или другом. А стольким лицам высказал приветствия в этом послании, чего не сделал ни в каком другом, потому что еще не видал римлян. Поскольку же в Риме нашли прибежище многие из сродников его, то, достойно упоминая о них поименно, знакомит с ними римлян посредством послания.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы вся церкви Христовы

«Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, одних поименно, а других вообще, одних с большими, а других с меньшими похвалами, Апостол наконец всех уравнивает равночестием любви и святым лобзанием, говоря: целуйте друг друга лобзанием святым. Сим миром удаляет от них всякий помысл, могущий возмутить их, и всякий повод к малодушию, дабы высший не презирал низшего и низший не завидовал высшему, но удалены были презорство и зависть и святым лобзанием все умиротворялось и уравнивалось» (святой Златоуст).

«И не это только имел он в виду, пиша это, но и то, чтоб они взаимным лобзанием заменили его собственное лобзание, какое он дал бы каждому, если б находился среди них». Поэтому, как отсутствующий, не мог сам заключить их в свои объятия, то делает это чрез них самих, повелевая целовать друг друга, — и целовать лобзанием святым, честным, целомудренным, искренним, родственным, свободным от всякого коварства (см.: блаженный Феодорит); целованием святым, — «то есть в мире Христовом, не с плотскими чувствами, но в Духе Святом, чтоб целования были благочестные и благоговейные, а не чувственные» (Амвросиаст).

Целуют вы вся церкви Христовы.

Вы — «не того или другого, а всех, — и не тот или другой, а все церкви Христовы» (святой Златоуст). Соединяет Восток и Запад и из всех составляет одно братство, дышащее взаимною любовию о Христе Иисусе, полною и чистою.

Святой Златоуст, приступая к изъяснению сих приветствий, говорил: «думаю, что многие проходят без внимания сию часть Послания, как бесполезную и не заключающую в себе ничего важного». Окончив же их изъяснение и включив в него множество назидательных наведений, прибавляет: «видишь ли, какую великую пользу получили мы от сих приветствий? Сколько сокровищ прошли бы мы мимо, если бы этой части Послания не разобрали со тщанием, разумею таким, какое было для нас возможно? А если бы сыскался мудрый и духовный муж, он проник бы глубже и увидел бы большее число жемчужин. — Но поелику некоторые неоднократно спрашивали: почему Апостол в этом Послании многих приветствует, чего не делал он в других Посланиях? — то ответствуем, что римляне были знаменитее прочих и в Риме, как в безопаснейшем и царственном городе, жили переселившиеся туда из других городов. Итак, поелику они жили на чужой стороне и имели нужду в большем покровительстве, некоторые же из них были лично знакомы Павлу, а другие, находясь в Риме, весьма много служили за него, то и прилично было Апостолу похвалить их на письме; так как Павел был тогда в такой уже великой славе, что удостоившиеся его Послания в самом этом Послании находили для себя великую защиту. Павла все уважали; все высокое о нем имели мнение. Посему, желая, чтобы они (к кому пишет и кого приветствует) были в безопасности и в чести, Апостол приветствует и отличает каждого по возможности. Иного назвал возлюбленным, иного сродником, иного спленником, иного споспешником, иного искусным, иного избранным. Равно и касательно женщин: то указывает на звание; ибо Фиву назвал служительницею, — не просто, но потому, что была она рукоположена в диакониссы, а иначе так же бы наименовал и Трифену с Персидою; то называет споспешницею и сотрудницею, то величает материю, то выставляет труды, какие понесены. Иным обращает в похвалу славу их дома, других приветствует именем братий и святых. Одних отличает тем, что удостоивает приветствия, других тем, что приветствует по имени; иных тем, что именует начатком, а иных отличает по старшинству; более же всех выхваляет Прискиллу и Акилу. Ибо хотя все они были верные, но не все равны между собою, а различались друг от друга подвигами. А потому Апостол, побуждая всех к большим трудам, не утаил ничьей похвалы. Ибо когда бы более трудившиеся получили небольшую награду, многие сделались бы нерадивыми».

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Если мы призваны в Царство Божие, то должны быть достойными гражданами этого Царства, любя Бога и ближнего. Любовь же эта состоит не в целовании, а в доброжелательности. Некоторые же, наоборот, преподают свой поцелуй в собраниях, не имея в себе любви. И это дает повод для постыдных и гнусных вымыслов, что целование происходит разнузданно, тогда как оно должно иметь таинственное значение. Апостол называет его «целованием святым».

Педагог

Амвросиаст (†IVв.)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Всех, кому Павел пишет и кого называет, он просит приветствовать друг друга святым целованием, то есть с миром Христовым, не по влечению плоти, а в Духе Святом, ибо такое целование духовное, а не физическое. Приветствуют вас все церкви Христовы. Когда он так говорит, становится понятно, что есть церковь и не Христова. Вот и Давид называет сообщество нечестивых «церковью злонамеренных» (Пс. 25:5 И в Сепуагинте, и в Вульгате в данном месте употребляется слово «экклесия»).

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением приветствия при встрече и расставании (1Пет. 5:14; Апостол. пост. 11:57, 12; 8:5, 5). Оно называется святым, как выражающее дух христианского единения. - Все церкви. Очень возможно, что действительно все Церкви восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима, столицы империи.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ст. 16 Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы вся Церкви Христовы.

     Святое целование, которым Апостол советует приветствовать друг друга, часто употреблялось в церкви (ср. 1Сол.5:26; 2Кор.13:12). Оно совершалось в знак взаимного мира и любви и совершалось даже за Богослужением, и причем мужчины целовались с мужчинами, а женщины с женщинами. Остатком сего обычая служит священническое взаимное целование, бывающее по чину церкви за литургиею при словах: возлюбим друг друга... Святой Иоанн Златоуст в повелении Апостола видит и некоторые другие основания, а именно, «чтобы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, одних поименно, а других вообще... Апостол уравнивает всех равночестием любви и святым лобзанием, говоря: целуйте друг друг лобзанием святым»... Задаваясь потом вопросом: почему в этом послании многих приветствует, чего не делал он в других посланиях, отвечает: «потому, что Римляне были знаменитее прочих, и в Риме, как безопаснейшем и царственном городе, жили переселившиеся из других городов... Некоторые же из них были лично знакомы Павлу, а другие, находясь в Риме, весьма много служили за него»...

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

В заключение Апостол шлет общее приветствие всем: приветствуйте друг друга поцелуем не чувственным, но целомудренным, искренним, родственным, свободным от всякого коварства, как прилично святым. Приветствуют вас, и все Церкви Христовы, в знак взаимной любви о Христе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible