Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 14:18
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей
Ибо кто этим, о чем я сказал, служит, тот благоугоден Богу и одобряется людьми, то есть за то, что он брату своему не доставляет соблазна.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 16-18 Да не хулится убо ваше благое. Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе. Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови и искусен человеком
Да не хулится убо ваше благое. Несть бо Царство Божие брашно и питиe (ст. 16, 17). Под именем благого (апостол) разумеет здесь или веру, или надежду на будущие блага, или совершенное благочестие. Ты не только не помогаешь брату, говорит (апостол), но заставляешь хулить самое учение, Божию благодать и дар. Всякий раз, как ты споришь, упорствуешь, огорчаешь, раздираешь церковь, укоряешь брата и обходишься с ним враждебно, тогда внешние хулят, так что от этого не только ничего не исправляется, но и делается все совершенно противоположное. Ваше благо состоит в любви, в братстве, в единении, в союзе, в жизни мирной и кроткой. Потом (апостол) опять, чтобы освободить одного от страха, а другого от упорства, говорит: несть бо Царство Божие брашно и питиe. Неужели этим мы можем достигнуть благополучия? И в другом месте говорит он то же: ниже аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся (1Кор. VIII, 8). Здесь нет нужды в доказательстве, а достаточно лишь сказать. Смысл же апостольских слов таков: если ты ешь, то неужели это введет тебя в Царство? Укоряя за то, что считают это важным, (апостол) упомянул не только о пище, но и о питии. Итак, что же вводит в Царство? Правда, мир, радость, добродетельная жизнь, братский мир, которому противится эта любовь к спорам, радость, происходящая от согласия и нарушаемая этой враждой. Это сказано апостолом не одной из двух сторон, но обеим, так как благовременно было это сказать и тем, и другим.
Потом, после слов: мир и радость (а мир и радость бывают и в худых делах) присовокупил: о Дусе Святе. Погубивший брата нарушил мир и радость и обидел его больше, чем похитивший у него деньги; и, что еще хуже, другой спас, а ты оскорбляешь и губишь. А как скоро пища и мнимое совершенство не вводят в Царство, а приводят к тому, что противоположно этому Царству, то как же не следует пренебрегать малым, под условием утвердить великое! Потом, так как укоризны происходили частью и от тщеславия, (апостол) присовокупляет далее: иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови, и искусен человеком (ст. 18). Все будут удивляться в тебе не столько совершенству, сколько миру и согласию. Последним благом воспользуются от тебя все, а первым никто.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ибо сего требует от нас и Бог всяческих; сие и людям приносит пользу. При сем надлежит заметить и то, что Апостол служение Христу назвал делом, благоугодным Богу всяческих. А если служить Христу есть дело, благоугодное Богу, то и чтить Христа благоугодно также Богу. А посему кто предприемлет хулить Христа и умаляет Его достоинство, тот делает неугодное Богу всяческих.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей
Здесь намекает, что совершенные укоряли немощных по тщеславию. Если хочешь, говорит, стать предметом удивления для людей, то возбуждай их к удивлению тебе не столько совершенством, сколько миром и прочими добродетелями. Этим именно следует служить и благоугождать Богу, а не тем, что ты без разбора ешь свиное мясо.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови и искусен человеком
Вот чем служи Христу Господу! Вот что существенно в христианстве! А не то, чтобы одно есть, а другое не есть или все есть без разбора. И это может пойти в дело, но не как главное, а как приделок. Но как же говорит: сам служи, а между тем правда, мир, тем паче радость суть плод благодати Святого Духа? Благодать дается; но то, что производит и плодоприносит в нас благодать, есть дело не одной благодати, а и свободного произволения. Благодать содействует труду и ревности, — и бывает плод духовный. Напрягайся на праведность, и с помощию благодати станешь праведен не внешно, а в сердце; трудись над умирением себя в себе самом и в своих отношениях к Богу и людям, — и с помощию благодати стяжешь мир; радость же придет, как неотъемлемое следствие правды и мира. Радость на душе делает человека отрадою для всех, с которыми он входит в сношение. И ею служат братиям, а чрез нее и Христу Господу.
Кто будет так служить Господу, тот два плода приобретет, или двух целей достигнет: будет благоугоден Богови и искусен человеком. Во Христе Иисусе исходный пункт есть самоотвержение. После же себя кто еще останется? Бог и люди; к ним и направляется деятельность человека: Богу благоугодить ревнует и для людей быть полезным во всем старается. Апостол говорит: хочешь этого достигнуть благоуспешно и в совершенстве? вот чем запасись: правдою, миром и радостию — или их наперед созижди в сердце, и тогда будешь благоугоден Богови и искусен человеком чрез то самое, что будешь иметь их в сердце. Не опирайся слишком на внешнее, хоть и оно нужно; а главное, сердце созижди.
Искусен, δόκιμος — испытан, что и то умеет сделать, и другое, и третье. Хорошо выражает сие слово наша поговорка: молодец на все руки, все делает славно. И в общежитии предорогой человек тот, к кому благонадежно можно обратиться и на которого во всем можно положиться: не обманет, не обидит, поможет, совет даст и, что ни поручи, все устроит. Таков и бывает всегда тот, у кого в сердце водворены правда, мир и радость; да тот только и таков, у кого есть такое устроение сердца.
Амвросиаст (†IVв.)
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей
Что значит: тот, кто угоден Богу, - достоин одобрения от людей? То, что он принял дар, через который он предстает достойным пред Богом.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Некоторые, хвалясь своею свободою и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели все, ели и то, что другие считали запрещенным и нечистым, и этим отталкивали их от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев (Рим.14:15), не подавали повода хулить свою веру (Рим.14:16), не разрушали дела Божия (единства Церкви, Рим.14:20), не ели на соблазн другим (там же), не соблазняли братьев (Рим.14:21). Во всем этом – прямое обличение штундистов, тем более суровое, что отвергаемые и явно нарушаемые ими посты являются теперь не остатком иудейства, но многовековым установлением Церкви Божией.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей
Кто сим служит. Лучше понимать под словом сим (en toutw) правду, мир и радость в Св. Духе, о которых, только что сказал Апостол. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы эти блага у них были, потому что только люди, владеющие ими, могут послужить Христу и быть приятными другим людям. А то, что люди едят и пьют, совсем не имеют важности в деле спасения души.
См. также Толкование на Рим. 14:13
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Лк.17:20-21. Слова И. Христа не опровергают учения о царстве Божием, как о видимой Церкви, преслушники которой лишаются даже и звания христианина: Мф.18:17; Еф.1:22-23; кто не пренебрегает Церковью и служит Главе Её, тому чрез посредство таинств подается благодатная жизнь, приходит царство Божие: Рим.14:17-18; Ин.6:56.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
священник Николай Рудинский (†1937)
Кто служит Христу правдой, миром и радостью, тот становится и Богу угодным, достоин одобрения от людей (в слав. искусен), то есть, не обидит, поможет, даст добрый совет и все, что может, сделает для них доброго.