Скрыть
Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело

Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-6 Глаголю убо: еда отрину Бог люди Своя; Да не будет. Ибо и аз Израильтянин есмь, от семене Авраамля, колена Вениаминова. Не отрину Бог людей своих, ихже прежде разуме. Или не весте, о Илии что глаголет Писание, яко приповедует Богови на Израиля, глаголя: Господи, пророки Твоя избиша и олтари Твоя раскопаша: и аз остах един, и ищут души моея, изъяти ю. Но что глаголет ему Божественный ответ; Оставих Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом. Тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть. Аще ли по благодати, то не от дел: зане благодать уже не бывает благодать. Аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело

Как он поступал и выше, вводя в рассуждение о законе и о народе возражения, в которых заключалось более сильное обвинение, чем сколько было нужно, потом в решении, где опровергалось обвинение, уступал в такой мере, в какой позволяли обстоятельства, чтобы не огорчить своим словом, так поступает и здесь, говоря: глаголю убо, еда отрину Бог люди Своя, ихже прежде разуме? Да не будет (XI, 1). (Апостол), как бы взявши основание в сказанном, представляет себя сомневающимся и, произнеся эти грозные слова, посредством отрицаний их делает удобоприемлемым то, что он старался доказать везде выше и что раскрывает и здесь. Что же такое? То, что хотя число спасенных и невелико, но обетование непреложно. Потому не просто сказал - люди, но присовокупил: ихже прежде разуме. Далее, в доказательство того, что иудеи не отвержены, говорит: ибо и аз израильтянин есмь, от семене Авраамля, колена Вениаминова. Я, говорит, учитель, проповедник. А так как это противоречило, по-видимому, сказанному выше, именно: кто верова слуху нашему? (Рим. 10:16) и: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающим (Рим. 10:21), и еще: Аз раздражу вы о не языце (Рим. 10:19), - то (апостол) не ограничился отрицанием и словом: да не будет, но то же самое повторяет утвердительно и говорит: не отрину Бог людей Своих (ст. 2). Но, скажешь, это не подтверждение, а отрицание. Так вот же тебе сперва одно, а потом и другое подтверждение. Первое, - когда (апостол) объявляет, что он и сам иудей; если бы Бог определил отвергнуть иудеев, то не избрал бы из среды их Павла, которому вверил всю проповедь, дела целого мира, все тайны, все Домостроительство человеческого спасения. Это - первый довод, а второй, за ним следующий, заключается в словах: люди, ихже прежде разуме, то есть о которых Он ясно знал, что они способны к принятию веры и примут ее, так как и из иудеев уверовали три тысячи и пять тысяч, и великое множество.

А чтобы кто-нибудь не возразил: разве ты составляешь народ, и из того, что ты призван, разве следует, что призван целый народ? - (апостол) присовокупил: не отрину людей Своих, ихже прежде разуме (ст. 2). Он как бы так говорит: со мною есть три тысячи, есть пять тысяч, есть великое множество. Так что же? Неужели в трех, в пяти тысячах и в великом множестве людей заключается то семя, которое уподоблялось множеству небесных звезд и морскому песку? Не явно ли ты нас обманываешь и вводишь в заблуждение, когда себя и немногих с тобою выдаешь за целый народ? Не пустыми ли надеждами ты обольщаешь нас, говоря, что обетование исполнилось, тогда как все погибли, и спасение досталось в удел немногим? Это - хвастовство и кичливость, и мы не потерпим таких ложных заключений. Но чтобы иудеи не могли сказать этого, смотри, какой ответ дает (апостол) в последующих словах: не высказывая возражения, но предупреждая его, он предлагает решение на основании ветхозаветной истории. Какое же это решение? Или не весте о Илии, - говорит он, - что глаголет Писание, яко проповедует Богови на Израиля, глаголя: Господи, пророки Твоя избиша, и олтари Твоя раскопаша и аз остах един, и ищут души моея. Но что глаголет ему (Божественный) ответ? Оставих Себе седмь тысяч мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом. Тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть (ст. 2-5). Смысл этих слов таков: Бог не отверг народа, потому что если бы отверг, то никого бы не принял, а если некоторых принял, то не отверг. Но если не отверг, говоришь ты, то, значит, всех принял? Нимало. И при Илии спаслось не более семи тысяч, и ныне, вероятно, много есть уверовавших. Нисколько не удивительно, если вы и не знаете их, так как не знал их и пророк Илия, столь великий муж; но Бог устроял Свои дела, хотя пророк и не знал. Заметь же благоразумие (апостола), как он, доказывая то, что предположил доказать, незаметно увеличивает вину иудеев. Он для того вспомнил о всем этом свидетельстве, чтобы яснее обнаружить их неблагодарность и доказать, что они издревле таковы. А если бы он не имел этого намерения, но хотел доказать одно то, что народ состоит из немногих, то сказал бы только, что и при Илии осталось семь тысяч. Но теперь он приводит все свидетельство с начала, так как всеми мерами старался доказать, что поступки иудеев со Христом и апостолами не представляют ничего странного, но обыкновенны у них и обратились в привычку. А чтобы они не сказали: мы убили Христа, как обманщика, и преследуем апостолов, как обольстителей, - (апостол) приводит свидетельство, в котором говорится: Господи, пророки Твоя избиша, и олтари Твоя раскопаша. Потом, чтобы не слишком огорчить этим словом, он представляет другую причину для приведения этого свидетельства. Он приводит его будто бы не с тою главною целью, чтобы обвинить их, но имея в виду доказать нечто иное; а, между тем, лишает их всякого извинения и в прежних делах. Смотри же, как обвинение получает особенную силу в зависимости от обличающего лица. Обличителем является не Павел, не Петр, не Иаков, не Иоанн, но тот, кому иудеи удивлялись больше всех, глава пророков, друг Божий, такой ревнитель в пользу иудеев, что решился терпеть и голод, тот, кто еще и теперь не умер. Что же говорит он? Господи, пророки Твоя избиша, и олтари Твоя раскопаша, а аз остах един, и ищут души моея. Что может быть ужаснее такого зверства? Тогда как следовало молиться о содеянных уже грехах, они намеревались убить и его. Все это лишает их всякого извинения. Ведь не во время голода, но при наступившем плодородии, когда позор уже уничтожен, бесы посрамлены, могущество Божие явлено и сам царь смирился, - они отважились на такое злодеяние, переходя от убийств к убийствам и умерщвляя учителей и тех, кто исправлял их жизнь. И что они могли сказать по поводу этого? Неужели и те были обманщиками? Неужели и о тех не знали, откуда они? Они огорчали вас? Но они же говорили и полезное. А что же жертвенники? Неужели и они огорчали? Неужели и они оскорбляли? Вот какие примеры упорства и высокомерия всегда показывали иудеи. Потому Павел и в другом месте, в послании к Фессалоникийцам, говорит: таяжде и вы пострадасте от своих сплеменик, якоже и тии от иудей, убивших и Господа Иисуса и Его пророки, и нас изгнавших, и Богу не угодивших, и всем человеком противящихся (1Сол. II, 14, 15). Подобное он и здесь говорит, что иудеи разрушили жертвенники и избили пророков. Но что говорит ему Божественный приговор? Оставих Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом. Ты спросишь, относится ли это к настоящему времени? Вполне относится, - этим и доказывается, что Бог обыкновенно всегда спасает достойных, хотя обетование дано целому народу. То же доказывает (апостол) и выше, когда говорит: аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется (Рим. 9:27), и: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхом (Рим. 9:29). То же доказывает и здесь, почему и присовокупляет: тако и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть.

Смотри, как каждое слово (апостола) сохраняет свою силу, выражая и благодать Божию, и благоразумие спасаемых. Словом - по избранию (апостол) показал достоинство спасаемых, а словом - благодати означил дар Божий. Аще ли по благодати, то не от дел, зане благодать уже не бывает благодать. Аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело (ст. 6). Апостол опять, по вышесказанному, нападает на упорство иудеев, и здесь восстает против них, и здесь лишает их извинения. Вы не можете сказать, говорит он, что, хотя пророки увещевали, Бог призывал, самые дела вопияли и соревнование достаточно было для привлечения нас, но повеления были тяжелы, и поэтому мы не могли придти, так как от нас требовали показать дела и трудные заслуги, о чем даже и нельзя сказать. Но как Бог мог потребовать от вас того, что должно было омрачать благодать Его? Говорил же он это, желая показать, как сильно хотел их спасения. Не только спасение их могло совершиться удобно, но и для Бога было бы величайшей славой явить Свое человеколюбие. Итак, почему же ты побоялся приступить, когда от тебя не требуют дел? Зачем ты споришь и упорствуешь, когда предлагают тебе благодать, а ты без нужды и пользы ссылаешься на закон? Ведь законом ты себя не спасешь, а дар этот унизишь. Если ты упорно хочешь спасаться законом, то уничтожаешь благодать Божию. Потом, чтобы не признали этого новым учением, (апостол) заранее говорит, что и те семь тысяч спасены благодатью. Словами: тако и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть, он именно показывает, что и те были спасены благодатью. Тоже самое видно и из слов: оставих Себе, которыми Бог показывает, что большую часть дела совершил Он сам. А если по благодати, говоришь ты, то почему мы не все спасаемся? Потому, что вы сами не хотите. Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает однако ж желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от нее, которые постоянно восстают на нее и противятся ей? Видишь, как (апостол) везде раскрывает ту истину, что невозможно, чтобы слово Божие не сбылось, и доказывает, что обетование исполнилось на достойных и что достойные, хотя их и немного, могут составить народ Божий (Рим. IX, 6)? В начале послания ту же мысль он выразил с большей силой, сказав: что бо, аще не вероваша нецыи, и, не остановившись на этом, присовокупил: да будет же Бог истинен, всяк же человек лож (Рим. III, 3, 4); и теперь он опять раскрывает эту мысль другими доводами, доказывает могущество благодати и то, что всегда одни спасаются, а другие погибают.

Беседы на Послание к Римлянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток

В апостольские времена многие иудеи поверили во Христа, и теперь обращаются, пусть и немногие.

О граде Божьем


Избрание это, конечно, по благодати, а не по заслугам.

О предопределении святых

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 5-6 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Как тогда, говорит Апостол, из несчетных тысяч только семь тысяч остались свободными от нечестия, так и ныне не уверовавших большее, а уверовавших и воспользовавшихся Божественною благодатию меньшее число; потому что не житие по закону оправдало их – это и значит у Апостола: от дел, но спасла благодать Божия. Потому-то и называется спасение благодатию, как совершающееся по Божественной щедрости. Сие и разумел Апостол в сказанном о патриархе Аврааме: Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу (Рим.4:4).

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток

И теперь, говорит, есть остаток, то есть наилучшие. Когда провевают смолоченное, то в остатке бывает зерно. Так точно и Бог, отвергая дурных, оставляет себе достойных. Когда сказал: по избранию, то показал старание спасаемых, потому что они сделались достойны избрания вследствие их старательности, а когда сказал благодати, то означил дар Божий.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Глаголю убо, еда отрину Бог люди Своя? Да не будет: ибо и аз Израильтянин есмь, от Семене Авраамля колена Вениаминова

Сими словами Апостол возвращается к прежнему своему положению: не такожде, яко отпаде слово Божие (ср.: 9, 6) — и спрашивает: после всего сказанного можно ли утверждать, что Бог отринул людей Своих? Никак. Ибо Он и обетование давал не всем, а только тем, которых провидел покорными слову Своему. Эти собственно и суть люди Его. Вам следует только теперь осмотреться кругом и удостовериться, есть ли из сынов Израиля внимающие благовестию и чрез то вступающие в наследие духовных благ, обетованных в Избавителе. Если есть хоть один, — обетование не нарушено. А один — вот вам — я. — Я Израильтянин от семени Авраамова, колена Вениаминова. Если я, израильтянин, принадлежу к приявшим обетованное наследие, то уже нельзя говорить, что отпаде слово Божие, и отрину Бог люди Своя. «В доказательство того, что иудеи не отвержены, говорит святой Златоуст, указывает на себя: ибо и аз Израильтянин есмь. Я учитель, проповедник, сам иудей. Если б Бог определил отринуть иудеев, то не избрал бы из них и Павла, которому вверил всю проповедь, дела целого мира, все тайны, все домостроительство спасения. Но само собою очевидно, что, указывая на себя, Апостол хотел только поскорее и понагляднее дать пример неотриновения Божия, а разумел под собою всех уверовавших из иудеев. Они повсюду были: и в Иерусалиме, и по всем другим городам и весям Палестины, и во всех местах вне ее, где жили иудеи. Все они суть наследники обетований, данных отцам. Следовательно, не следует говорить, что Бог отринул людей Своих».

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Евсевий Кесарийский (†339)

Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток

Остаток Израиля провозгласил всем язычникам божественный знак, приводя души язычников от погибели к познанию Бога.

Доказательство в пользу Евангелия

Амвросиаст (†IVв.)

Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток

Даже если многие отпали, то те, кого Бог предузнал, остались в обетовании закона. Ведь принявшие Христа как Того, Кого обещал закон, устояли в законе; а вот не принявшие Христа от закона отпали.

Комментарии на Послание к Римлянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст. 5-8) Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.


«Если по благодати, то не по делам». По поводу Рим.4:5 мы уже разъяснили, что апостол, говоря об оправдании верою без дел, разумел то оправдание, которое подается в крещении, а не то, которое будет подаваться на суде Христовом и будет окончательным. Для этого окончательного оправдания как вера, так и дела равно необходимы. Необходимость такого различия между двумя означенными видами оправдания особенно очевидна из того, что говорится ниже в 11-й главе. Говоря о том, что израильтяне (кроме остатка, сохраненного «по благодати, а не по делам», Рим.11:6) «ожесточились» (Рим.11:7), «пали и оскудели» (Рим.11:12), «отвергнуты» (Рим.11:15), «отломились» (Рим.11:17), – а язычники чрез то получили «спасение» (Рим.11:11), «богатство» (Рим.11:12), «примирение» (Рим.11:15), «привились и стали общниками корня и сока маслины» (Рим.11:17), апостол дает достаточно ясно разуметь, что это примирение и обогащение не есть окончательное, так как присоединяет такое увещание к христианину из язычников: «не гордись, но бойся». Видишь благость и строгость Божию: строгость к отпавшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости: иначе и ты будешь отсечен (Рим.11:20-22). Итак, хотя первоначальное примирение с Богом подается по одной вере в заслуги Христа, за нас пострадавшего, однако окончательное примирение и оправдание подается тому, кто последует стопам Его, кто, но словам ап. Павла, Рим.12:1, представит тело свое «в жертву живую, святую, благоугодную Богу», кратко: делами обнаружит веру. Конечно, наша жизнь так греховна, что мы никогда не надеемся оправдаться своими делами и постоянно умоляем Бога, чтобы Он не входил с нами в суд. Но это не значит, что мы и не обязаны заботиться о делах, что они от нас и не требуются.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток

По избранию благодати. Апостол имеет в виду новое, недавно совершившееся благодатное избрание или призвание ко Христу части иудейского народа [Pо Цану, в то время число христиан из иудеев было не менее 70-ти тысяч (ср. Migne, 116 col. 934 rulta milia Judacorum - выражение Евангелия от евреев о числе христиан из иудеев)].

См. также Толкование на Рим. 11:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 1-6 Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут (3Цар.19:14). Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом (3Цар.19:18). Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
 

     Выясняя положение Евреев по отношению к Христианству, Апостол указывает, что многие из них отклонились от Бога, но не все. Например, сам Апостол Павел был Еврей, и однако, по милости Божией, он не отвержен. И многие другие верующие из Евреев спасены; но только спасены не за дела свои, а по благодати, существенное свойство которой заключается прежде всего в независимости от дела. Сравнительно с целым народом Еврейским – верующих не много, такой же остаток, какой был при пророке Илии, который думал уже, что он один остался верующим, между тем Бог указал ему, что верующих еще было до 7000. Не меньшее количество было обращенных ко Христу из Евреев и в то время, когда писал Апостол послание сие. Таким образом никак нельзя сказать, что Господь отверг народ Свой, тем более, что с точки зрения Апостола, под народом Божиим нельзя разуметь одного Израиля, но всех, кто вошел в народ Божий по избранию благодати, не исключая отсюда и язычников и притом не только прозелитов, обратившихся к Господу чрез принятие закона Моисеева, но и непосредственно чрез усвоение Евангельского духа и учения. Обращение и оправдание их совершилось по преимуществу по дару благодати, а не по делам, потому что при делах благодать не была бы уже даром, подаваемым без заслуги; и дела, если бы они подавали спасение, оказались бы выше своего значения: им в таком случае можно бы приписать такую силу, которой они не имеют и которая принадлежит только благодати. Посему все простирающие взор свой к благодати, должны отвлечь его от дел: ибо при благодати дела закона уже не дела, т. е. ничего не значат. В словах 6 стиха Апостол выражает одну из постоянных своих мыслей. Она раскрывается им и в сем послании и в других, а потому неудивительно, что он при всей глубине и содержательности ее выразил ее так кратко. Разъясняя смысл ее, святой Иоанн Златоуст говорит: «словами тако и в нынешнее время остаток по избранию благодати бысть, дает разуметь, что и те (7000) спасены благодатию. Тоже самое видно из слов: оставих Себе.– Сим показывает Бог, что большую часть дела совершил Он Сам. А ежели по благодати, говоришь ты, то почему не все спасаемся? Потому, что вы сами не хотите. Ибо благодать, при всем том, что она благодать, спасает желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются благодати, которые постоянно восстают на нее и противятся ей». И потом, обращаясь к Христианам из язычников, святой Иоанн Златоуст прибавил: «итак возблагодарим Бога за то, что мы стали в числе спасаемых, и когда не могли спастись чрез дела, спасены по дару Божию. Благодарность же нашу засвидетельствуем не словами только, но и делами и поступками, сообразными с чувствами благодарности. Ибо благодарность тогда бывает полною, когда исполняем то, что служит к славе Божией, когда избегаем того, от чего освободились».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 2-5 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

Предвидел Бог, что будут покорные слову Его, и дал обетования, хотя и не всему народу, но имел в виду предвиденных, которые, собственно, и есть народ Божий, и к ним относятся Его обетования. Теперь свершается в иудейском народе похожее на то, что происходило в израильском, во времена пророка Илии (см. 3Цар. 19:14-18). Как тогда весь народ в целом богоборствовал, избивал пророков, разрушал алтари, посвященные Господу, и лишь скрывавшиеся семь тысяч чтили Бога, и Бог их называл Своими, так и теперь иудейский народ в целом богоборствует, иудеи распяли Христа, избивают и мучают Его последователей, но живущие среди них верующие все-таки веруют во Христа, и поклоняются Ему. Вот их-то Бог и считает Своими. Это и есть Его остаток по избранию. Бог выбрал и выбирает его из среды народа через проповедь, веру и благодать. Все совершается сообразно с волей Божьей, согласно Его обетованию. Значит, Бог не отверг Свой народ. Его избранники – по благодати, а не от дел закона.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible